Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Изменения в законодательстве

                                                                                           Президенту Федеральной

нотариальной палаты

Е.Н. Клячину

Уважаемый Евгений Николаевич!

 

В связи с Вашим обращением в Министерстве юстиции Российской Федерации проведена юридическая экспертиза на соответствие федеральному законодательству Закона Москвы от 19 апреля 2006 г. № 15 «Об организации деятельности нотариата в городе Москве» (далее - Закон).

Сообщаем следующее.

Предметом правового регулирования Закона являются вопросы организации и деятельности нотариата на территории города Москвы.

В соответствии с пунктом «л» статьи 72 Конституции Российской Федерации нотариат относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 предусматривается принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих вопросы нотариата (статьи 1, 5).

Таким образом, Закон Москвы от 19 апреля 2006 г. № 15 «Об организации деятельности нотариата в городе Москве» принят законодательным органом государственной власти города Москвы (Московской городской Думой) в пределах его компетенции.

В отдельных положениях настоящего Закона выявлены противоречия Конституции Российской Федерации и Основам законодательства Российской Федерации о нотариате.

1. Статьей 3 Закона определено, что в городе Москве на должность нотариуса назначается гражданин Российской Федерации, прошедший стажировку сроком два года.

Однако в соответствии со статьей 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате на должность нотариуса в Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации, прошедший стажировку сроком не менее одного года.

Таким образом, статья 3 Закона в части увеличения срока стажировки для назначения на должность нотариуса Российской Федерации противоречит статье 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

2. Согласно пункту 6 статьи 6 Закона в городе Москве не допускается совершение нотариальных действий нотариусами других нотариальных округов.

Указанная норма не согласуется со статьей 13 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, предусматривающей, что нотариус вправе выехать в другой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае тяжелой болезни завещателя при отсутствии в нотариальном округе в это время нотариуса.

З.В пункте 1 статьи 11 Закона установлено, что профессиональная стажировка лица, претендующего осуществлять нотариальную деятельность, проводится у нотариуса, имеющего стаж нотариальной деятельности не менее пяти лет.

В соответствии со статьей 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате на Министерство юстиции Российской Федерации и Федеральную нотариальную палату возложено определение порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

Согласно Порядку прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденному приказом Минюста России от 21 июня 2000 г. № 179 и решением Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000г., стаж работы нотариуса для проведения у него профессиональной стажировки должен быть не менее трех лет (пункт 8).

Таким образом, пункт 1 статьи 11 Закона в части срока стажа работы нотариуса, необходимого для проведения у него стажировки, противоречит статье 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и пункту 8 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

4. Пунктом 2 статьи 11 Закона предусмотрено, что количество стажеров нотариуса в городе Москве ежегодно определяется правлением Московской городской нотариальной палаты.

Вместе с тем количество должностей стажеров нотариуса определяется ежегодно совместным решением территориального органа Росрегистрации и нотариальной палаты (статья 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, пункт 5 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного приказом Минюста России от 21 июня 2000 г. № 179 и решением Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г.).

На основании изложенного, пункт 2 статьи 11 Закона противоречит статье 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и пункту 5 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

5. Статьи 3, 4 и 12 Закона, предусматривающие наименование документа, дающего право заниматься нотариальной деятельностью, как квалификационное свидетельство (лицензия) на право нотариальной деятельности, противоречат статьям 2 и 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которым такой документ, именуется лицензией на право нотариальной деятельности.

6. Законом предусматривается утверждение Московской городской нотариальной палатой учредительного договора с Федеральной нотариальной палатой (подпункт 2 пункта 1 статьи 15, пункт 2 статьи 16).

Вместе с тем, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (статьи 29-30) и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» (статьи 2, 14) предусматривается, что Федеральная нотариальная палата как особая форма некоммерческой организации осуществляет свою деятельность на основании устава. Заключение учредительного договора для Федеральной нотариальной палаты федеральным законодательством не предусмотрено.

Таким образом, подпункт 2 пункта 1 статьи 15, пункт 2 статьи 16 Закона противоречат статьям 29-30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статьям 2, 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

7. Согласно пункту 4 статьи 13 Закона в случае если нотариус отсутствует в нотариальной конторе в течение недели или более, он либо помощник нотариуса направляет в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве и Московскую городскую нотариальную палату соответствующее письменное уведомление.

Вместе с тем Основы законодательства Российской Федерации о нотариате обязывают самого нотариуса, а не его помощника известить о своем отсутствии (пункт 4 статьи 20). Кроме того, указанной статьей на нотариуса возлагается обязанность известить о своем отсутствии только нотариальную палату.

С учетом изложенного пункт 4 статьи 13 Закона противоречит пункту 4 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

По результатам юридической экспертизы Закона Москвы «Об организации деятельности нотариата в городе Москве» Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу поручено принять меры по его приведению в соответствие с федеральным законодательством.

 

 

Заместитель директора Департамента

государственной политики

в сфере федеральной юстиции         М.В. Контарев



© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100