Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Методические рекомендации по применению Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

05.10.2006

Методические рекомендации по применению Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

 

Разработаны методическим отделом Нотариальной палаты Ставропольского края

 

1. Общие положения

1.1. Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон) установлен заявительный порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрации при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с требованиями ст. 9 Закона, заявление, предоставляемое в регистрирующий орган, подписывается уполномоченным лицом, подпись которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные и ИНН. Нотариус свидетельствует подлинность подписи на заявлении по правилам ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате.

1.2. Заявления, уведомления подаются в случаях:

• создания юридического лица;

• создания юридического лица в порядке реорганизации;

• внесения изменений в учредительные документы юридического лица;

• внесения изменений в сведения о юридическом лице;

• реорганизации юридического лица;

• ликвидации юридического лица.

Статьей 26 Закона установлено требование к уполномоченным лицам юридических лиц, зарегистрированных до вступления Закона в силу, т.е. до 1 июля 2002 г., в течение шести месяцев со дня вступления Закона в силу (до 1 января 2003 г.) представить в регистрирующий орган письменные сведения о юридическом лице в соответствии с требованиями Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).

 

2. Заявители

2.1. При создании юридического лица заявителем может быть:

• гражданин, являющийся единственным учредителем создаваемого им юридического лица;

• гражданин, являющийся одним из учредителей создаваемого юридического лица, избранный прочими учредителями в качестве их полномочного представителя при регистрации юридического лица;

• руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого вновь созданного юридического лица.

2.2. При создании юридического лица путем реорганизации заявителем может быть:

• руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

2.3. При внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо внесении изменений в другие сведения о юридическом лице в государственный реестр, а также при подаче сведений о юридическом лице, созданном до 1 июля 2002 г., заявителем может быть:

• руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.

2.4. При ликвидации юридического лица заявителем может быть:

• руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;

• конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии.

Согласно положениям ст. 9 Закона, с 1 января 2004 г. из перечня заявителей при государственной регистрации юридических лиц исключено лицо, действующее по доверенности. Однако подать документы в регистрирующий орган и получить свидетельство о регистрации вправе любое лицо при наличии у него соответствующей доверенности.

 

3. Порядок совершения нотариального действия

3.1. При обращении граждан к нотариусу за свидетельствованием подлинности подписи на заявлении в регистрирующий орган нотариус устанавливает личность заявителя, проверяет его дееспособность. Если заявитель является руководителем исполнительного органа, конкурсным управляющим или руководителем ликвидационной комиссии юридического лица, то нотариус должен проверить правоспособность данного юридического лица и полномочия представителя.

3.2. Правоспособность юридического лица, в том числе и в случае, если юридическое лицо выступает учредителем регистрируемого юридического лица, нотариус проверяет на основании подлинных документов, подтверждающих создание и государственную регистрацию юридического лица, созданного до 1 июля 2002 г., либо подтверждающих внесение сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, если юридическое лицо создано после 1 июля 2002 г., а равно если юридическое лицо прошло процедуру внесения сведений в ЕГРЮЛ.

Документами, подтверждающими право- и дееспособность юридического лица и внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр, являются:

• устав или положение;

• свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

• свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ;

• свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г.;

• выписка из ЕГРЮЛ.

В соответствии со ст. 11 Закона, моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

3.3. Полномочия представителя юридического лица, вытекающие из учредительных документов последнего либо основанные на законе, решении судебного органа или органа исполнительной власти, местного самоуправления, проверяются на основании подлинных документов:

• устава (проверяется срок полномочий представителя, наименование его должности и порядок избрания);

• протокола собрания участников (учредителей, членов, пайщиков) об избрании руководителя;

• решения арбитражного суда о назначении конкурсного управляющего (проверяются сроки полномочий);

• приказа о принятии на работу или трудовой контракт (прошедший регистрацию в налоговом органе) и т.д.

3.4. При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется заявление, подлинность подписи на котором подлежит нотариальному свидетельствованию. Нотариус устанавливает личность заявителя, проверяет его дееспособность и истребует свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя, в случае если ранее лицо состояло на учете, или уведомление налогового органа о постановке на учет физического лица.

3.5. При необходимости внесения сведений о предпринимателе в ЕГРЮЛ, зарегистрированном в установленном порядке до введения в действие Закона, нотариус свидетельствует подлинность подписи предпринимателя на заявлении, устанавливает его личность, проверяет дееспособность и его полномочия, при этом нотариусу необходимо истребовать ранее выданное свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя.

3.6. При прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя нотариус, свидетельствуя подлинность подписи на заявлении в регистрирующий орган, устанавливает личность заявителя, проверяет его дееспособность и истребует у него ранее выданное свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя (возможно истребование выписки из ЕГРЮЛ).

3.7. При свидетельствовании подлинности подписи на соответствующем заявлении о внесении записи в ЕГРЮЛ нотариус обязан проверить последовательность страниц представленного заявления и предупредить заявителя, что полнота и правильность сведений, подаваемых в регистрирующий орган, подтверждаются его подписью.

В соответствии с требованиями ст. 45 Основ законодательства РФ о нотариате, заявление сшивается нотариусом, на сшивке указывается количество прошитых и пронумерованных листов, место сшива подписывается нотариусом и скрепляется печатью. При этом лист-приложение, содержащий расписку регистрирующего органа о принятии документов на регистрацию, другие листы, прилагаемые к заявлению, не приобщаются.

3.8. Формы удостоверительных надписей, используемых при совершении указанного нотариального действия, должны соответствовать формам реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ № 99 от 10 апреля 2002 года (формы №№ 54, 56).

 

4. Тариф

4.1. В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате, при совершении данного нотариального действия тариф взыскивается:

• на заявлениях о регистрации предпринимателей — 100 рублей;

• на заявлениях о регистрации юридического лица — 200 рублей.

 

5. Иные вопросы

5.1. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязаны в течение 3 дней сообщить в регистрирующий орган об изменении сведений, указанных в п. 1 и п. 2 Закона (см. ст. 5 п. 5 Закона). Соответственно выписка из ЕГРЮЛ имеет силу в течение 3 дней со дня выдачи.

5.2. Согласно п. 6 ст. 21 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», приобретатель доли (части доли) в уставном капитале общества осуществляет права и несет обязанности участника общества с момента уведомления общества об указанной уступке. Таким образом, при проверке полномочия заявителя, подписывающего заявление о внесении изменений в состав участников общества, нотариус исходит из нового состава участников. Однако это не имеет значения, если уполномоченным лицом является директор, с которым заключен трудовой договор, срок действия которого не истек, а также директор, являющийся одновременно и учредителем.

5.3. В случае смерти участника ООО его доля в уставном капитале переходит к его наследникам (п. 7 ст. 21 Закона). До принятия наследниками наследства права умершего участника осуществляются душеприказчиком или управляющим, назначенным нотариусом, в производстве которого находится наследственное дело.

5.4. В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 11 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», устав общества утверждается учредителями.

Следовательно, каждый учредитель персонально должен утвердить устав, расписавшись на титульном листе под надписью «Утвержден». Нотариус свидетельствует подлинность подписи указанных учредителей — физических лиц. В том случае, если учредителем общества выступает уже существующее юридическое лицо, то под надписью «утвержден» ставится подпись руководителя исполнительного органа данного юридического лица — учредителя и печать данной организации.

Свидетельствовать подлинность подписи руководителя нет необходимости, однако по желанию учредителя нотариус вправе засвидетельствовать и подпись учредителя, проверив его полномочия. Необходимо прошить устав, проставив печать на место сшива.

5.5. В соответствии со ст. 25 ФЗ «О товариществах собственников жилья», ст. 5 ФЗ «О производственных кооперативах», устав утверждается общим собранием. То есть в данном случае Закон говорит о коллективном решении — об утверждении устава, а не о персональном утверждении каждым учредителем. Так как собрание выбирает председателя, который ведет собрание и подписывает протокол, отвечает тем самым за достоверность изложенной в нем информации, то можно сделать вывод, что при создании кооператива или товарищества возможно проставление на титульном листе устава кооператива и товарищества надписи: «Утвержден решением общего (учредительного) собрания. Протокол № от __ числа. Председатель собрания — ФИО». В данном случае свидетельствуется подлинность подписи председателя собрания.

5.6. В Федеральном законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», в ст. 7 «Порядок образования потребительского общества» и ст. 9 «Устав потребительского общества», специально не оговаривается, кем утверждается устав. Однако в п. 2 ст. 15 «Структура органов управления потребительского общества» предусмотрено, что к исключительной компетенции общего собрания потребительского общества относится утверждение его устава. Следовательно, устав такого потребительского общества должен утверждаться аналогично уставам производственных кооперативов и товарищества собственников жилья. Нотариус в этом случае может свидетельствовать подлинность подписи председателя собрания.

5.7. Нотариус не свидетельствует подлинности подписи на титульном листе устава юридического лица, зарегистрированного до введения в действие ФЗ «О регистрации юридических лиц», так как действующее юридическое лицо имеет собственную печать и исполнительные органы, в компетенцию которых входит представительство от имени юридического лица в государственных органах.

5.8. В соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском — фермерском хозяйстве» (в редакции от 27.12.1990 г. № 461–1), КФХ с момента его регистрации приобрело статус юридического лица. При этом ст. 9 указанного Закона не предусматривала в обязательном порядке предоставление для регистрации устава КФХ. Факт регистрации КФК как юридического лица подтверждался решением соответствующего районного Совета народных депутатов, а впоследствии постановлением районной администрации. В связи с введением в действие с 1.01.1995 г. первой части ГК РФ КФХ могло осуществлять свою деятельность через главу КФХ, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23). В этом случае статус юридического лица у КФХ не возникал.

При этом Федеральным законом «О введении в действие части первой ГК РФ» не просматривалось с 10.11.1995 г. обязательное изменение статуса КФХ со статуса юридического лица или его обязательная перерегистрация. Только по собственной воле члены КФХ могли решить этот вопрос: либо остаться существовать как юридическое лицо, либо провести перерегистрацию на главу хозяйства как предпринимателя.

На основании Постановлений Президиума ВАС РФ от 11.11.1997 г. № 3976/97 и № 3917/97, от 30.06.1998 г. № 2931/97, от 17.11.1998 г. № 1751/98 можно сделать вывод, что КФХ могут существовать в двух статусах:

• юридическое лицо, которое было зарегистрировано в таком качестве до 1.01.1995 г., и соответственно как юридическое лицо обязано пройти перерегистрацию, либо может быть ликвидировано как юридическое лицо;

• предприниматель, осуществляющий свою деятельность через главу КФХ без статуса юридического лица.

5.9. При государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, в соответствии со ст. 12 Закона, в регистрирующий орган предоставляются:

• заявление о государственной регистрации;

• решение о создании юридического лица (протокол или иной документ);

• учредительные документы.

Нотариус в этом случае может засвидетельствовать подлинность подписи учредителей на протоколе о создании (единственного учредителя — на решении) на учредительном договоре или на уставе. Количество экземпляров определяет сам учредитель (учредители), но не может быть менее двух экземпляров: один предоставляется в орган, осуществляющий регистрацию, другой — для юридического лица.

Нотариус может удостоверить учредительный договор, при этом обязан руководствоваться ст. 60 Основ законодательства РФ о нотариате — количество сторон и плюс один экземпляр, который остается в делах нотариуса. После чего нотариус свидетельствует подлинность подписи учредителя на заявлении в регистрирующий орган. Нотариус не свидетельствует подлинности подписи директора (генерального директора) на заявлении в регистрирующий орган при создании юридического лица, так как правоспособность юридического лица наступает с момента его регистрации (ст. 11 п. 2 Закона).

При этом полномочия исполнительного органа — директора (генерального директора, исполнительного директора и т.д.) возникают не с момента регистрации, а с момента его избрания или издания приказа о вступлении в должность, в связи с чем при изменении исполнительного органа руководитель вправе подписывать заявления в регистрирующий орган о внесении изменений в сведения о юридическом лице с момента его избрания (назначения).

5.10. При утрате юридическим лицом своего устава, иных учредительных документов, которые в свое время были представлены ими на регистрацию в соответствующую администрацию и хранились в делах администрации, юридическое лицо вправе обратиться в соответствующую администрацию или соответствующий налоговый орган для получения копий этих экземпляров. Если на данных копиях имеется запись: «Копия верна. Подлинник находится в делах ИМНС по... . Должность, подпись, печать, дата», то нотариус обязан принять такие документы юридического лица.

Обращаем внимание на то, что свидетельствовать подлинность подписи уполномоченного лица на сообщении или заявлении нотариус имеет право только после того, как в его присутствии проставлена подпись данного лица на документе.

Просьба быть внимательнее при свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении. Встречаются случаи, когда в заявлении указывается исполнительный орган — директор, а уполномоченное лицо по уставу — генеральный директор.

Просьба не забывать указывать при свидетельствовании подлинности подписи уполномоченных лиц на заявлениях, сообщениях ИНН нотариуса в предусмотренном для этого месте.

Автор: Нотариальный Вестник

Вернуться
Нотариальный Вестник №10 2006


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100