Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Пенсионное обеспечение нотариусов за рубежом

05.10.2006

Пенсионное обеспечение нотариусов за рубежом

(на примере Австрии, Германии и Франции)

 

И.Г. Медведев,кандидат юридических наук, доктор права (Франция), член Комиссии по европейским делам МСЛН от Федеральной нотариальной палаты России, доцент кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, руководитель отдела зарубежного нотариата Центра нотариальных исследований при Федеральной нотариальной палате;

С.С. Трушников,кандидат юридических наук, LL.M (Берлин), старший преподаватель кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, сотрудник отдела зарубежного нотариата Центра нотариальных исследований при Федеральной нотариальной палате

 

Введение: пенсионное обеспечение в целом

Надежное пенсионное обеспечение представляет собой краеугольный камень в фундаменте любого социального государства. В отсутствие эффективной пенсионной системы социальный мир и стабильность в отдельно взятом государстве вряд ли возможны. Тем не менее решения, которые используются в различных странах для достижения данного результата, существенно отличаются. В общем, можно выделить две основные модели пенсионного обеспечения, сложившиеся в мире к настоящему времени.

 

«Модель Бисмарка» — страховая система

Система социального обеспечения организуется в профессиональных группах, гарантируя пенсию работающим в зависимости от выплачиваемых ими взносов (Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Португалия, Франция и др.). При этом количество базовых режимов пенсионного обеспечения может существенно отличаться в зависимости от особенностей той или иной профессиональной группы. Так, в Германии существует четыре базовых режима, в Италии — более 50, во Франции — более 100 (сегодня действует только 26). Данная модель основывается, как правило, на базовом режиме, финансируемом за счет взносов трудящихся, пропорционально распределяемых между имеющими право на пенсию (иногда данную систему называют также распределительной или «системой солидарности поколений»). В рамках данной модели не очень развиты режимы дополнительного пенсионного обеспечения, построенные по накопительному принципу (системы капитализации).

 

«Модель Бевериджа» — универсальная система

Предполагает гарантированное государством предоставление минимального и заранее обусловленного пенсионного содержания всему населению (Британские острова, Скандинавские страны, Голландия и пр.). В рамках данной системы различия между государствами касаются в основном суммы минимальной пенсии. Финансирование системы осуществляется за счет введения специального налога (социального, пенсионного и т.д.). Однако поскольку базовая пенсия совсем не связана с уровнем жизни, достигнутым в период трудовой деятельности, то широкое распространение приобрели дополнительные режимы пенсионного обеспечения. Беверидж: «Государство дает хлеб, а люди покупают масло». Дополнительные пенсионные режимы всегда строятся по накопительному принципу, однако не существует единой для всех стран модели «частного пенсионного фонда».

Следует иметь в виду, что данные системы практически не существовали в чистом виде и в большинстве государств за счет многочисленных законодательных наслоений давно приобрели уникальные черты. Тем не менее предлагаются и более современные классификации (табл.1).

 

Таблица 1. Классификация пенсионных систем по Costa Eping Andersen

Модель

Либеральная

Социально-демократическая

Консервативно-корпоративная

Историческая основа

Беверидж

Беверидж

Бисмарк

Географическое распространение

Страны англо-саксонской правовой системы

Скандинавские страны (кроме Финляндии) + Нидерланды

Страны континентальной правовой системы (кроме Нидерландов) + Финляндия

Доступ к пенсии

Выборочный

Универсальный

Контрибутивный (т.е. только для участников соответствующего пенсионного режима)

Пенсионные выплаты

Заранее определенные

Заранее определенные

Пропорциональные

Порядок финансирования

Взносы

Налоги

Взносы и налоги

Организация и управление

Унифицировано и централизовано государством

Унифицировано и децентрализовано государством

Фрагментарно, осуществляется государством и другими субъектами

 

 

Ни одна из названных моделей не является идеальной и не застрахована от негативного воздействия внешних факторов. Так, пенсионная система, построенная по распределительному принципу, особо чувствительна к экономическим и демографическим изменениям в государстве. Например, в 70-х годах прошлого столетия экономический кризис (безработица) и неблагоприятная демографическая ситуация поставили пенсионные системы распределительного типа в ряде стран на грань банкротства. К концу 90-х годов сравнение систем распределительного и накопительного типов, после двух очень удачных для биржевых инвестиций десятилетий, заставляли думать, что будущее именно за накопительными пенсионными фондами. Но пенсионные фонды не защищают от неблагоприятного развития ситуации на финансовых рынках или в рамках соответствующей корпорации (профессиональной группы).

Одной из современных тенденций развития систем пенсионного обеспечения в мире является взаимодействие и сочетание элементов различных моделей. Например, пенсионные системы страхового типа в большинстве стран постепенно распространялись на всю совокупность населения за счет создания новых базовых режимов пенсионного обеспечения, отойдя, таким образом, от базовой установки — кто работает, тот имеет право на пенсию. Точно так же классическое разделение между универсальной и страховой системами пенсионного обеспечения по порядку финансирования теперь не актуально: в обеих моделях нередко используются смешанные способы формирования пенсионных резервов.

Сегодня определенным ориентиром при реформировании или создании пенсионной системы может служить модель, предложенная в 1994 г. в докладе Мирового банка. В нем на основе анализа недостатков и позитивной критики существующих моделей пенсионного обеспечения была предложена модель, основанная на:

• гарантированной всему населению и заранее определенной минимальной пенсии, финансируемой за счет налоговых отчислений;

• частных пенсионных фондах накопительного типа, имеющих обязательный характер, финансируемых за счет взносов участников, получающих право на пропорциональные рентные (пожизненные) платежи;

• частных сбережениях за пределами обязательного минимума.

Наиболее близка к этой модели пенсионная система, существующая в Швейцарии, которая получила название «теории трех опор».

Первая опора: базовый пенсионный режим распределительного типа.

Вторая опора: дополнительный корпоративный или профессиональный пенсионный режим накопительного типа.

Третья опора: личные сбережения с применением налоговых льгот.

В целом одной из основных тенденций, которые характеризуют современный этап развития систем пенсионного обеспечения в различных странах, является все большее распространение накопительного подхода. В частности, для базового режима обращение к капитализации как инструменту пенсионного обеспечения выражается в формировании значительных резервных фондов: Финляндия (60 % ВВП), Швеция (29 %), Дания (25 %), Люксембург (22 %), Ирландия (8 %), Португалия (5 %), Нидерланды (3 %), Франция (1 %). Одновременно с этим предпринимаются меры в целях развития в рамках профессиональных и корпоративных групп дополнительного пенсионного обеспечения, полностью основанного на накопительном принципе (пенсионные фонды). Однако не всегда реформы в данном направлении заканчиваются успешно. Например, реформа пенсионного обеспечения в Германии («реформа Ристера»), которая вводила элементы капитализации и требовала от индивидуумов усилий по добровольному сбережению, потерпела крах, несмотря на свою прогрессивность и финансовую обоснованность. В Европе одной из таких профессиональных групп, в которой активно и довольно успешно развиваются программы дополнительного пенсионного обеспечения, являются нотариусы. Рассмотрим подробнее, как строится современное пенсионное обеспечение нотариусов на примере Австрии, Германии и Франции.

 

Австрия

 

Развитие социального страхования нотариусов в Австрии

Исторические корни страхования нотариусов в Австрии простираются до 1883 г., когда был учрежден Пенсионный институт Австрийского нотариального союза. Президент союза доктор Леоне Ронкалли призвал своих коллег на добровольной основе внести взносы в гарантийный фонд Пенсионного института. Уже в то время нотариусы полагались лишь на свои силы, на солидарность и жертвенность своих коллег. В этой связи действовал принцип добровольности уплаты взносов. Однако после Первой мировой войны девальвация денежных средств, в которых Пенсионным институтом хранились все страховые отчисления, привела к краху данного института. Тем не менее усилия по введению обязательного страхования нотариальной деятельности были продолжены. Данная цель была достигнута с принятием Закона о нотариальном страховании 1926 г. (Notarversicherungsgesetz), вступившего в силу 1 января 1927 года. Обязательное страхование охватывало следующие виды страхования: пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев, страхование здоровья и страхование утраты должности (при этом страхование двух последних видов действовало лишь в отношении кандидатов на должность нотариуса). После аншлюса Австрии нацистской Германией в 1939 г. Закон о нотариальном страховании (в ред. 1938 г.) утратил свою силу. Он вступил в силу лишь после завершения Второй мировой войны, правда, без положений о страховании кандидатами на должность нотариуса здоровья и утраты должности. В последующие годы многочисленные изменения и дополнения заставили законодателя принять новый Закон о нотариальном страховании — 1972 г., который восстановил ясную систему норм о нотариальном страховании. Закон предусматривает пенсионное страхование нотариусов и кандидатов на должность нотариуса. В связи с негативным опытом было решено отказаться от страхования нотариусов от несчастных случаев. Другую новеллу представляла норма о снижении пенсионного возраста с 68 до 65 лет.

 

Финансирование социального страхования нотариусов

Средства для обеспечения социального страхования нотариусов формируются за счет обязательных взносов страхователей (нотариусов и кандидатов на должность нотариуса). Кроме того, до 2011 г. солидарные взносы уплачиваются также лицами, получающими пенсии. Таким образом, страхование нотариусов осуществляется полностью без участия государства. В отличие от других страховых организаций, создание которых предусмотрено законом, государство не предоставляет гарантий по страхованию нотариусов в случае невозможности выплаты пенсий.

Размер взносов не предусмотрен законом, а устанавливается ежегодно общим собранием Страхового учреждения австрийского нотариата (Versicherungsanstalt des osterreichischen Notariates) на следующий год.

Основой для исчисления размера взноса (страховая база) нотариуса являются облагаемые налогами доходы из самостоятельной нотариальной деятельности — согласно декларации об уплате налога на доход. Основой для исчисления размера взноса кандидата на должность нотариуса является справка о годовом размере заработной платы, а также иные доходы от нотариальной и приравниваемой к ней деятельности — согласно декларации об уплате налога на доход.

С 2000 года страховой взнос неизменно устанавливался в размере 15 % от суммы доходов нотариусов — согласно вышеприведенным правилам.

Возможность ежегодного определения размера взносов позволяет гибко и оперативно реагировать на нужды Страхового учреждения австрийского нотариата и экономическое положение страхователей. Данное положение является одной из основ независимости и функциональности австрийского нотариального страхования.

В отличие от других австрийских страховых организаций нотариальному страхованию неизвестны ни максимальный размер страховой базы, ни максимальный размер страховых выплат. Однако законом предусмотрен минимальный размер страхового взноса. Кроме того, страхователи обязаны самостоятельно исчислять размер взносов на основе текущих доходов и вносить авансовые платежи. Тем самым страховые взносы не уплачиваются на основе определения размера доходов за прошедший год. Точный размер страховых взносов определяется Страховым учреждением на основе представленных деклараций о доходах. По результатам проверки страхователи либо доплачивают страховые взносы, либо получают снижение размера страхового взноса на следующий период.

В связи с самостоятельным исчислением размера страховых взносов предусматривается возможность взыскания санкций за просрочку уплаты взносов или их уплаты в меньшем, чем указано в декларации, размере. Сроком уплаты ежемесячных страховых взносов является последний день календарного месяца, за который должны быть уплачены взносы. Правда, денежные средства по взносам должны поступить в Страховое учреждение не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.

 

Выплаты согласно Закону о нотариальном страховании 1972 года

Нотариальное страхование предусматривает социальное обеспечение в случае смерти, достижения пенсионного возраста, потери трудоспособности. На основе данных фактов производятся следующие страховые выплаты:

а) при продолжительной нетрудоспособности — пенсия по профессиональной нетрудоспособности;

б) при временной нетрудоспособности кандидата на должность нотариуса — выплаты по нетрудоспособности;

в) пенсия в связи с достижением пенсионного возраста;

г) в случае смерти страхователя — пенсия для вдов (вдовцов) и сирот;

д) в случае смерти страхователя возможно вознаграждение, если не выполнены общие условия для пенсии лицам, оставшимся после смерти кормильца (например, вдовий срок; а также выплаты для возмещения расходов по захоронению).

В качестве отдельного вида выплат предусматриваются надбавки на детей при выплате пенсии в связи с достижением пенсионного возраста и в связи с нетрудоспособностью.

Каждая выплата состоит из трех частей, а именно: основного размера, который представляет собой социальный компонент; повышающего размера, при котором учитывается время выплат страховых взносов; дополнительного размера, который определяется в процентном соотношении к среднему размеру доходов страхователя за определенный период.

Страховые выплаты могут быть изменены коэффициентом, размер которого устанавливается общим собранием Страхового общества. При этом могут устанавливаться отдельные коэффициенты в отношении отдельных частей выплат.

 

Организация нотариального страхования

Выполнение норм Закона о нотариальном страховании возлагается на Страховое учреждение австрийского нотариата. Это самостоятельное юридическое лицо в форме объединения публичного права с местом нахождения в Вене. Высшим органом учреждения является общее собрание, члены которого не направляются нотариальными палатами, а являются делегатами на собрании Австрийской нотариальной палаты. Кроме того, в общее собрание входят избираемые представители пенсионеров. Исполнительным органом учреждения является правление, состоящее из пяти членов. Во главе управления находится исполнительный директор, деятельность которого поддерживается небольшим штабом сотрудников. Выполнение задач, стоящих перед учреждением, невозможно без применения компьютерной техники и специальных программ, обслуживанием которых и занимается данный штаб.

Надзор за деятельностью учреждения, как и любой другой страховой организации, осуществляет Федеральное министерство социальной безопасности, поколений и защиты прав потребителей. Учреждение является также членом Союза австрийских страховых организаций.

 

Права и обязанности страхователя

Страхователи несут множество обязанностей перед Страховым учреждением австрийского нотариата по уведомлению и предоставлению справок. При назначении в качестве нотариуса или кандидата на должность нотариуса они должны в течение двух недель с указанного момента зарегистрироваться в Страховом учреждении. Аналогичное правило действует в случае утраты должности.

В течение двух недель страхователи — получатели страховых выплат должны уведомлять о любых изменениях, которые имеют значение для страховых отношений, и давать справки по запросам Страхового учреждения австрийского нотариата. Страховое учреждение может потребовать представления оригиналов документов и доказательств, которые могут иметь значение для страховых отношений.

 

Права и обязанности страхового учреждения и нотариальных палат

Согласно Закону о нотариальном страховании 1972 г., Страховое учреждение австрийского нотариата и Федеральное министерство социальной безопасности, поколений и защиты прав потребителей должны информировать страхователей об их правах и обязанностях. Страховое учреждение вправе взыскивать с нотариальных палат задолженность по страховым взносам, которая имеется у его членов. Нотариальная палата, в свою очередь, вправе будет взыскать данную задолженность в порядке, который предусмотрен Законом о нотариате о взыскании задолженности по взносам в нотариальную палату. Страховое учреждение также обладает правом взыскания взносов с нотариальных палат, которые определяются на основе дохода ее членов, вместе с расходами по такому взысканию.

 

Право на выплаты в случае смерти страхователя

Если в случае смерти страхователя выплаты, на которые он мог претендовать, не выплачены в полном объеме, то, если Законом 1972 г. не предусмотрено иное, правом на их получение обладают следующие лица в следующей очередности: супруг, родные дети, усыновленные дети, отец, мать, братья и сестры. Однако все эти лица будут обладать правом на получение выплат только в том случае, если на момент смерти страхователя они обладали правами или обязанностями по содержанию и алиментам либо вели со страхователем на момент его смерти общее домашнее хозяйство. Если правом на получение выплат обладают несколько лиц (несколько детей, братьев или сестер), то выплаты распределяются между ними в равных долях. Если указанные лица отсутствуют, то выплаты поступают в наследственную массу страхователя.

 

Статистические данные (по состоянию на 30 апреля 2006 г.)

В настоящее время обязательные страховые взносы по нотариальному страхованию уплачивают 835 страхователей, из которых 477 нотариусов и их заместителей, а также 358 кандидатов на должность нотариуса.

Выплаты по нотариальному страхованию на данный момент представлены следующим образом: 173 пенсии в связи с достижением пенсионного возраста, 11 пенсий в связи с нетрудоспособностью, 151 пенсия для вдов (вдовцов) нотариусов, 15 пенсий для сирот нотариусов (итого — 350 пенсий).

 

Перспективы

Как и любые страховые организации в Австрии и за рубежом, нотариальное страхование подвержено постоянным воздействиям различных факторов, в частности, на него влияют: повышение жизненного стандарта, демографические изменения (бум рождаемости, использование противозачаточных средств), экономические тенденции, которые в последние годы привели к стагнации и даже падению уровня доходов нотариусов. Все эти факторы заставляют вносить изменения в законодательство о нотариальном страховании. Так, Закон о нотариальном страховании 1972 г. был изменен 11 раз. В настоящее время готовится внесение очередных изменений и дополнений в данный закон.

 

Германия

 

В 16 федеративных землях Германии сложилось несколько систем нотариата:

• система только нотариусов (1656 нотариусов в 11 землях);

• система адвокатского нотариата (9045 нотариусов в 7 землях);

• система государственного нотариата.

Поскольку социальное обеспечение нотариусов-адвокатов осуществляется исключительно в рамках адвокатского пенсионного обеспечения, а государственных нотариусов — в рамках социального обеспечения, предусмотренного для государственных служащих, дальнейший анализ ограничен системой социального обеспечения лиц, выполняющих нотариальные функции в качестве основной профессиональной деятельности.

 

Системы социального обеспечения нотариусов

В сфере нотариата существует две системы социального обеспечения:

• система нотариальных касс (Notarkassensystem);

• система страховых нотариальных организаций (Versorgungswerksystem).

Существует две федеральные нотариальные кассы:

• нотариальная касса Мюнхена, охватывающая Баварию и Пфальц, основана в 1925 г., включает около 650 нотариусов и их помощников;

• нотариальная касса Лейпцига, охватывающая бывшие земли ГДР, основана в 1991 г., включает около 580 нотариусов и их помощников.

За рамками полномочий данных нотариальных касс для социального обеспечения нотариусов были созданы также следующие страховые организации:

• страховая организация нотариальной палаты земли Саар, основана в 1948 г., включает около 50 нотариусов и их помощников;

• страховая организация нотариальной палаты г. Кобленц, основана в 1968 г., включает около 125 нотариусов и их помощников;

• страховая организация г. Кельн Рейнской нотариальной палаты, основана в 1986 г., включает около 310 нотариусов и их помощников;

• страховая организация Гамбургской нотариальной палаты, основана в 1990 г., включает около 90 нотариусов и их помощников.

Самостоятельность каждой из перечисленных нотариальных касс и страховых организаций обуславливает отсутствие единства социального обеспечения не только для немецкого нотариата в целом, но и для категории нотариусов, занимающихся нотариальной деятельностью в качестве основной профессиональной деятельности. По этой причине последующая характеристика ограничена лишь основными принципами социального обеспечения, общими чертами и основными особенностями каждого из страховых учреждений.

 

История развития социального обеспечения нотариусов

Нотариальная касса Мюнхена. История создания нотариальной кассы Мюнхена началась в XIX веке. В 1867 г. в части Баварии, которой сегодня является Пфальц, было создано первое учреждение для обеспечения вдов и сирот нотариусов. С 1909 года уже по всей территории Баварии существовали учреждения для социального обеспечения нотариусов и лиц, оставшихся после их смерти. В силу постепенно накопленного капитала такое социальное обеспечение смогло выйти на хороший уровень. Это позволило среди прочего ввести пенсионный возраст для нотариусов, в том числе для обеспечения равномерной возрастной структуры среди нотариусов.

С начала XX века вспомогательный персонал нотариусов стал назначаться в централизованном порядке органами юстиции. Заработная плата данным сотрудникам должна была выплачиваться нотариусами. После того, как по окончании Первой мировой войны многие нотариусы оказались не в силах выплачивать данную заработную плату, для их поддержки была создана дополнительная касса, позднее названная Нотариальной кассой.

С 1925 года данная касса является самостоятельным учреждением публичного права. С 1937 года ее основными задачами является социальное обеспечение нотариусов и лиц, оставшихся после их смерти, оплата труда вспомогательного персонала, обеспечение минимального дохода нотариусов в размере оклада судьи, а также управление незанятыми нотариальными конторами. Касса финансировалась за счет взносов нотариусов на основе их доходов от взыскиваемых нотариальных тарифов. Тем самым были заложены основы для функционирования нотариата, которые стали солидарной задачей всех нотариусов.

Нотариальная касса Лейпцига. После присоединения ГДР к ФРГ на территории ее бывших земель (Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Ангальт, Тюрингия) по образцу Баварской нотариальной кассы была создана нотариальная касса с местом нахождения в Лейпциге. Ее деятельность началась в 1991 году. В отличие от Баварской нотариальной кассы данная касса не является работодателем для вспомогательного персонала нотариусов. В остальном же ее задачи и структура соответствуют Нотариальной кассе Мюнхена.

Страховые организации. За пределами полномочий вышеназванных нотариальных касс не существовало организаций, которые бы занимались социальным обеспечением нотариусов. Поэтому с течением времени такие организации создавались на добровольной основе соответствующими нотариальными палатами.

 

Статус, члены и задачи страховых учреждений

Различие нотариальных касс и страховых организаций во многом лежит в плоскости их задач.

Нотариальные кассы. Нотариальные кассы являются саморегулируемыми государственными учреждениями (организационно-правовая форма — учреждение публичного права). В качестве автономных институтов они принимают собственные уставы, в том числе относительно страховых выплат (уставная автономия). Все нотариусы и их стажеры обязаны состоять в нотариальной кассе (обязательное участие).

Надзор за нотариальными кассами осуществляют государственные органы. Однако данный надзор ограничивается лишь контролем правомерности деятельности, то есть государственные органы не вправе давать указания нотариальным кассам. Надзор охватывает, в частности, следующие вопросы:

• соблюдение правовых норм и выполнение возложенных задач;

• утверждение изменений устава;

• утверждение бюджета.

Годовой отчет составляется регулярно аудитором и выборочно проверяется Высшей аудиторской палатой.

Задачи нотариальной кассы не ограничиваются лишь социальным обеспечением нотариусов, поэтому она не является чисто страховым учреждением. Ее основными задачами являются:

• социальное обеспечение нотариусов, их стажеров и лиц, оставшихся после их смерти;

• профессиональное содействие нотариусам;

• оплата труда, повышение квалификации вспомогательного персонала нотариусов;

• оплата труда стажеров нотариусов;

• управление незанятыми нотариальными конторами;

• повышение квалификации нотариусов и их стажеров;

• предоставление бюджетных средств нотариальным палатам.

Страховые организации. Страховые организации также являются саморегулируемыми учреждениями публичного права (неправоспособное объединение имущества нотариальной палаты или учреждение публичного права).

Страховые организации принимают собственные уставы. Членами страховой организации являются все нотариусы и стажеры нотариальной палаты. Членство является обязательным. В отличие от нотариальных касс возможно освобождение от обязательного членства, а также добровольное участие бывших нотариусов.

Государственный надзор осуществляется органами юстиции соответствующей земли. Надзор охватывает, в сущности, следующие вопросы:

• соблюдение правовых норм и выполнение возложенных задач;

• утверждение изменений устава;

• утверждение бюджета;

• проверка бюджетной отчетности.

Проверка годового отчета предусматривается отчасти компетентной счетной палатой, отчасти аудиторами.

Как правило, в страховой организации действует два органа: исполнительный и контрольный. В отличие от нотариальных касс задача страховой организации ограничивается исключительно социальным обеспечением нотариусов, стажеров и лиц, оставшихся после их смерти, при нетрудоспособности и в случае смерти.

 

Организация страховых учреждений

Организация нотариальных касс и страховых нотариальных организаций во многом сходна. Как правило, действует два органа: исполнительный орган в составе 1–3 человек и контрольный орган, принимающий основные решения.

 

Исполнительные органы

Нотариальные кассы. В нотариальных кассах исполнительным органом выступает президент, который назначается надзорными органами. Собрание нотариальной палаты вправе представить кандидатуру на пост президента нотариальной кассы. Надзорный орган вправе отклонить предложенную кандидатуру лишь по веским основаниям.

Страховые организации. В страховых организациях исполнительным органом является президент или орган из трех лиц. Правом выдвижения кандидатуры обладает собрание членов или исполнительный совет организации.

Общие черты. Как правило, общим условием для избрания или назначения на должность исполнительного органа является пятилетний опыт деятельности в качестве нотариуса в сфере нотариального социального обеспечения. Срок пребывания в должности составляет четыре года. Возможность переизбрания не ограничивается.

Работа в качестве исполнительного органа страхового учреждения не оплачивается. Данные лица получают лишь возмещение расходов.

По общему правилу, исполнительный орган занимается всеми вопросами, если они не отнесены законом или уставом к компетенции контрольного органа. В частности, речь идет о ведении текущей деятельности, исполнении решений учреждения, представлении его интересов. Для ведения текущей деятельности во всех учреждениях назначается управляющий.

 

Контрольные органы

Нотариальные кассы. В нотариальных кассах контрольным органом является исполнительный совет, состоящий из 13–15 членов. Состав исполнительного совета формируется по территориальному признаку, то есть каждая нотариальная палата обладает определенным количеством представителей. Члены исполнительного совета назначаются надзорными органами. Собрание нотариальных палат обладает правом выдвижения кандидатур.

Важной задачей исполнительного совета является принятие устава, в особенности определение размера и порядка уплаты взносов.

Страховые организации. В страховых организациях контрольным органом является исполнительный совет или собрание членов. При наличии исполнительного совета собрание членов обладает правом выдвижения кандидатур его членов. Чаще всего даже при наличии исполнительного совета вопрос о принятии устава возлагается на собрание членов.

Общие черты. При наличии исполнительного совета срок пребывания в должности его члена составляет четыре года. Возможность переизбрания не ограничивается. Участие в собрании членов не оплачивается. Данные лица получают лишь возмещение расходов.

По общему правилу, решения принимаются простым большинством.

На контрольные органы возлагаются, в частности, следующие задачи:

• контроль за управлением;

• утверждение годового отчета;

• установление размера взносов;

• определение принципов инвестирования собственных средств.

 

Социальное обеспечение нотариусов

Одно из основополагающих различий между нотариальными кассами и страховыми нотариальными организациями лежит в определении взаимосвязи взносов и выплат:

• в страховых организациях установлено эквивалентное соотношение между взносами и выплатами;

• в нотариальных кассах система обеспечения напоминает государственную пенсионную систему, выплаты в которой зависят не от размера уплаченных взносов, а от продолжительности работы в качестве нотариуса (поскольку взносы поступают в общий бюджет кассы).

Независимо от этого существуют и общие черты, которые чаще всего касаются оснований страховых выплат. Страховые организации предусматривают следующие виды выплат:

• пенсия по достижению определенного возраста;

• пенсия по нетрудоспособности;

• социальное обеспечение вдов и сирот.

Отдельные учреждения также предусматривают:• пенсию при несчастном случае на рабочем месте;• доплаты при болезни, рождении, смерти члена семьи.

Общими условиями права на выплаты являются:• минимальный срок деятельности в качестве нотариуса;• место нахождения нотариальной деятельности на территории страхового учреждения.

Нотариусы, которые уволились до выполнения условия о минимальном сроке, получают частичное возмещение их взносов. Специальные правила действуют в отношении нотариусов, которые выполнили условие о минимальном сроке, но не достигли пенсионного возраста.

Пенсия в связи с достижением определенного возраста. Общим условием получения данного вида пенсии является освобождение должности нотариуса только после достижения определенного возраста. В различных страховых учреждениях данный возраст равняется 62 и 70 годам.

Размер месячной пенсии зависит от количества лет уплаты страховых взносов или работы в качестве нотариуса. Каждый полный год нотариальной деятельности или уплаты взносов увеличивает размер месячной пенсии. Максимальный размер пенсии либо устанавливается в определенном соотношении к размеру взносов, либо привязан к пенсии определенной группы государственных служащих. Соответственно корректировка размера пенсии здесь возможна на основе решения компетентного органа или на основе развития государственного пенсионного обеспечения.

Пенсия в связи с нетрудоспособностью или несчастным случаем. Для права на получение данной пенсии не требуется соблюдения каких-либо сроков. По общему правилу, нетрудоспособность должна быть установлена согласно медицинскому заключению. Как и при пенсии по достижению определенного возраста, для пенсии в связи с нетрудоспособностью предусматривается гарантируемый минимальный размер пенсионных выплат. При этом производится постепенное повышение пенсии для тех лиц, нетрудоспособность которых наступила до пенсионного возраста. Так, в нотариальных кассах при наступлении нетрудоспособности 35-летнего нотариуса после 5 лет выплаты пенсии по нетрудоспособности ее минимальный размер увеличивается вдвое. Общий размер пенсии по нетрудоспособности увеличивается также в зависимости от количества лет, проработанных в качестве нотариуса.

Нотариальная касса Мюнхена и Страховая нотариальная организация Кобленца предусматривают такой особый вид пенсии, как пенсия в связи с несчастным случаем на месте работы. Ее особенность состоит в том, что минимальный размер данной пенсии выше, чем минимальный размер пенсии по нетрудоспособности.

Пенсии для вдов и сирот. Иные выплаты в случае смерти или исчезновения нотариуса. При смерти нотариуса или его стажера страховые учреждения выплачивают их пережившим супругам содержание. В случае непродолжительного брака, его заключения после выхода в отставку или в случае значительной разницы в возрасте между супругами, по общему правилу, такое содержание не выплачивается либо выплачивается в незначительном размере. Размер такого содержания равняется 60 % пенсии, которую получал бы умерший нотариус (пенсия по возрасту или нетрудоспособности). Большинство страховых учреждений в случае смерти нотариуса до достижения пенсионного возраста выплачивают минимальное содержание, которое равняется минимальной пенсии, которую получал бы умерший нотариус. То же правило действует в отношении пенсии по нетрудоспособности, в отношении которой также может предусматриваться правило о соблюдении пережившим супругом траурного срока. Право на получение содержания прекращается со смертью пережившего супруга или в случае заключения им последующего брака. В последнем случае выплачивается единократное содержание, равное 24-кратному размеру ежемесячной пенсии для вдов.

Отдельная пенсия выплачивается также детям умершего нотариуса, достигшего пенсионного возраста. По общему правилу, она выплачивается до достижения 18 лет или до 27 лет, если ребенок получает в это время среднее или профессиональное образование. По достижению 27 лет пенсия выплачивается только в том случае, если ребенок является инвалидом. Размер данной пенсии равняется: для детей с одним родителем — 12 % и для сирот — 20 % от размера пенсии умершего нотариуса.

Общий размер пенсии пережившего супруга или ребенка не может превышать размера пенсии умершего лица.

При смерти нотариуса переживший супруг получает также выплату для похорон в 2- или 3-кратном размере пенсии умершего лица.

При исчезновении нотариуса или его стажера оставшийся после исчезновения член семьи вправе обратиться в нотариальную кассу за предоставлением содержания до объявления лица умершим.

Вспомогательные выплаты. Нотариальная касса Мюнхена оказывает стажерам нотариусов, нотариусам в отставке, а также пережившим их членам семьи помощь в виде выплат в случае болезни, ухода, рождения ребенка или смерти в размере, который предусматривается для государственных служащих. Например, возмещается 70 % всех расходов, связанных с лечением. В отношении остальных 30 % должен быть заключен договор частного страхования. Иной помощи в области здравоохранения страховые нотариальные учреждения не оказывают.

 

Профессиональная помощь и поддержка

Повышение дохода. Как правило, повышение доходов нотариусов является добровольной задачей нотариальных палат. В сфере деятельности нотариальных страховых организаций такой помощи не оказывается, в отличие от нотариальных касс. Нотариальные кассы гарантируют каждому нотариусу минимальный доход в размере должностного оклада судьи низшей профессиональной группы по аналогичной возрастной группе и семейному положению. Если доход нотариуса меньше гарантируемого, то нотариальная касса возмещает недостающую разницу.

Для определения размера учитывается профессиональный доход нотариуса (все требования, основанные на нотариальных тарифах) за вычетом профессиональных расходов (необходимые расходы в разумном размере).

Средства для обустройства места проживания или нотариальной конторы. Прежде всего, необходимо отметить, что в Германии нотариусы назначаются государством в качестве носителей публичной власти. Должность нотариуса как таковая не является собственностью нотариуса. Поэтому при смене нотариуса не выплачивается какой-либо компенсации и имущество нотариальной конторы передается преемнику.

В сфере деятельности страховых организаций предоставление кредита для обустройства работы является добровольной задачей нотариальных палат. Нотариальные кассы и большинство нотариальных палат предоставляют нотариусам необходимые в этих целях кредиты в размере от 25 тыс. до 50 тыс. евро на срок чаще всего до пяти лет. Проценты по данным кредитам ниже обычных, иногда предоставляются беспроцентные кредиты. Денежные средства для покупки квартиры или дома не предоставляются.

Страхование ответственности. В отношении всех своих членов нотариальными кассами в рамках группового страхования осуществляется страхование имущественной ответственности со страховой суммой до 2,5 млн. евро за каждый страховой случай.

Нотариальные страховые организации заключают с каждым нотариусом предписываемый законом договор о страховании имущественной ответственности со страховой суммой до 500 тыс. евро за каждый страховой случай. Помимо этого нотариальные палаты осуществляют групповое страхование имущественной ответственности своих членов в том же размере.

Оплата труда, повышение квалификации вспомогательного персонала. Одной из функций Нотариальной кассы Мюнхена является оплата труда и повышение квалификации вспомогательного персонала нотариусов, так называемых нотариальных инспекторов. Нотариальные инспекторы получают специальное профессиональное образование в течение шести лет. Они не являются нотариусами, а ответственны за подготовку нотариальных действий и выполнение обычных технических операций в нотариальной конторе. Нотариальный инспектор закрепляется за нотариальной конторой нотариальной кассой. Часть расходов по оплате труда нотариального инспектора возмещается нотариальной кассой.

Сборы и взносы

Все страховые учреждения финансируются за счет сборов и взносов их членов. Однако данные взносы различны в нотариальных кассах и нотариальных страховых организациях.

Нотариальные кассы. Нотариальными кассами Мюнхена и Лейпцига взыскиваются взносы, а также сбор для частичной оплаты труда нотариальных инспекторов (данный сбор одинаков для всех нотариусов и не зависит от размера их дохода).

Взносы являются отчислениями со всех доходов нотариуса, вытекающими из его профессиональной деятельности. Размер взноса исчисляется на основе подтвержденных доходов без учета произведенных расходов. Размер взноса определяется на основе ставки, применяемой к размеру дохода. По общему правилу, данная ставка носит прогрессивный характер: чем больше доход, тем больше процентная ставка взноса. Максимального размера взноса не существует.

Размер ставок устанавливается исполнительным советом кассы с учетом ожидаемых размеров доходов и финансовых потребностей кассы.

Взносы уплачиваются ежемесячно. В конце каждого года производится годовой отчет нотариусов. В данном отчете на основе среднего уровня доходов определяется итоговый размер взносов. На основе сальдо либо возвращается излишне взысканная сумма, либо уплачиваются недостающие взносы. Ежемесячные выплаты нотариальной кассе производятся вместе, без разграничения вида выплат. Однако для налоговых целей установлен размер, равный 325 евро, который подлежит налогообложению как сумма на содержание кассы (сумма налога позднее возвращается кассой).Таким образом, система взносов в нотариальных кассах носит солидарный характер: каждый нотариус уплачивает взносы в соответствии со своим экономическим положением. Однако независимо от размера взносов нотариусы обладают правом на получение страховых выплат в равном размере.

В этой связи можно выделить следующие принципы нотариального страхования в нотариальных кассах:

• размер нотариальных тарифов за нотариальное действие установлен законом. Соглашения между нотариусом и его клиентами о размере тарифов не допускаются. В обратном случае это могло бы повлиять на размер взносов в нотариальную кассу;

• нотариальные кассы ведут контроль за счетами нотариусов по взысканию нотариальных тарифов и их уплате. Для этого нотариус обязан вести реестр нотариальных тарифов и предоставлять в распоряжение нотариальной кассы все необходимые документы и реестры. По общему правилу, каждые четыре года нотариальная касса в лице своих специальных сотрудников проводит полную проверку деятельности нотариуса.

Страховые нотариальные организации. В отличие от нотариальных касс страхование в страховых нотариальных организациях осуществляется независимо от размера доходов нотариусов путем уплаты взносов, установленных в равном размере для всех нотариусов. Исключения из данного правила возможны, но лишь в небольшом количестве случаев.

Размер страхового взноса определяется на основе специального заключения. Его размер в различных страховых организациях колеблется от 420 до 1020 евро в месяц. Из-за возможной корректировки взносов необходимо учитывать следующие обстоятельства: если страховые выплаты динамичны и увеличиваются, то повышается и размер взносов; если они статичны или стали недостаточны, то они повышаются на основе решения компетентных органов.

 

Управление средствами страховых учреждений

В качестве приоритетного принципа при выборе объекта вложения имущества страховых учреждений действует надежность, которая имеет приоритет над рентабельностью. Чаще всего страховые учреждения вкладывают свои средства в национальные имущественные объекты, распределяя риски (недвижимость, акции, а также облигации). Точное соотношение долей для отдельных видов инвестиций не предусматривается.

Цель инвестиций состоит в том, чтобы страховые выплаты производились бы не за счет взносов, а за счет прибыли от таких инвестиций.

 

Заключение

По сведениям, полученным от страховых учреждений, в целом нотариусы довольны существующей профессиональной системой их социального обеспечения, которая оценивается выше, чем государственная.

В заключение хотелось бы еще раз выделить коренные отличия между страхованием в рамках нотариальных касс и страховых нотариальных организаций:

• согласно закону единственной задачей страховых организаций является страховое обеспечение своих членов. Нотариальные кассы, напротив, выполняют ряд иных задач, которые выходят за рамки страхования. Они разрешают все финансовые и многие иные вопросы, касающиеся деятельности своих членов;

• в нотариальных кассах социальное обеспечение является солидарной задачей всех нотариусов. Солидарность касается не только страховых выплат, но и взносов (не случайно в Баварии свою систему нотариусы называют в шутку коммунистической). В страховых же организациях солидарность присутствует лишь на стороне страховых выплат;

• чаще всего размер страховых выплат нотариальных касс выше, чем у страховых организаций. Здесь необходимо заметить, что целью последних является не полное, а основное страхование своих членов. Кроме того, финансовая сила страховых организаций во многом зависит от количества их членов и времени их существования;

• следствием существования системы нотариальных касс является обременение нотариусов с более высоким уровнем дохода в пользу нотариусов, не обладающих таковым;• система нотариальных касс зависит напрямую от размера доходов нотариусов на основе нотариальных тарифов. Их снижение или конъюнктурное снижение доходов нотариусов непосредственно влияет на текущие финансовые вливания в нотариальные кассы.

 

Франция

 

Современная система пенсионного обеспечения нотариусов во Франции является двухуровневой и распадается на:

• базовый режим пенсионного обеспечения;

• дополнительный режим пенсионного обеспечения.

Участие в обоих режимах пенсионного обеспечения является обязанностью нотариусов, основанной на законе. Прежде чем перейти к более подробному анализу названных режимов, рассмотрим систему управления пенсионным обеспечением нотариусов во Франции.

 

Управление системой пенсионного обеспечения нотариусов

Общие положения. В октябре 1945 г. французское правительство создало Службу социальной защиты, а Закон от 22 мая 1946 г. предусмотрел, что все граждане Франции подпадают в сферу ее компетенции. Однако вскоре стало очевидно, что единый режим социального обеспечения, включая пенсионное страхование, не учитывает ряд важных социальных и профессиональных особенностей, существующих в стране. Лица, не работающие по найму, не вписывались в общий режим социального обеспечения, и поэтому возникла необходимость создания структуры, адекватной особенностям таких профессий, что и было реализовано с принятием 17 января 1948 г. закона, учредившего «режим выплат по старости» в отношении лиц, не работающих по найму.

Лица, не работающие по найму, были распределены на четыре автономные группы, которые объединили: сельскохозяйственные профессии, ремесленные профессии, индустриальные и коммерческие профессии, либеральные профессии. Каждая группа получила собственную национальную кассу и факультативно — локальные кассы или профессиональные секции. Группа либеральных профессий, куда входят и нотариусы, подразделяется, в свою очередь, на 11 профессиональных секций, которые объединяют более 560 тыс. членов.

Юридический статус профессиональных секций является таким же, как у касс социального обеспечения: это автономные организации частного права, выполняющие публичные функции, не имеющие цели извлечения прибыли и находящиеся под административным контролем.

Устав Пенсионной кассы нотариусов был утвержден 29 октября 1948 года. Ее задачей является управление режимами обязательного пенсионного обеспечения нотариусов, а именно:

• ординарным режимом пенсионного обеспечения нотариусов, измененного Законом от 21 августа 2003 года;

• дополнительным режимом пенсионного обеспечения нотариусов, введенным Декретом от 14 декабря 1949 года;

• специальным дополнительным режимом пенсионного обеспечения нотариусов округов Колмар и Метс, учрежденного Декретом от 3 марта 1951 года.

Внутренняя организация Пенсионной кассы нотариусов. Пенсионная касса нотариусов Франции управляется избираемым Административным советом, в который входят 10 управляющих и 10 замещающих нотариусов, как действующих, так и находящихся в отставке.

Члены Административного совета кассы избираются на 10 лет. Половина состава Административного совета обновляется каждые три года. Управляющие нотариусы, входящие в Административный совет, выбирают среди своих членов председателя совета и членов бюро.

Помощь Административному совету кассы оказывают несколько комиссий, состоящих из управляющих и замещающих нотариусов; совет назначает также директора и агента по бухгалтерии.

Директор обеспечивает каждодневную деятельность кассы под контролем Административного совета. Агент по бухгалтерии ведет все финансовые операции кассы и представляет отчеты Административному совету.

Правовую базу деятельности Пенсионной кассы нотариусов составляют: Устав, Регламент режима дополнительного пенсионного обеспечения нотариусов, нормы Кодекса социального обеспечения в части, касающейся деятельности автономных организаций пенсионного страхования.

 

Базовый режим пенсионного обеспечения

Пенсионные взносы. Согласно Закону № 2003–775 от 21 августа 2003 г., финансирование базового режима пенсионного обеспечения осуществляется из пропорциональных взносов, определяемых в процентном отношении от доходов от занятия профессиональной деятельностью за позапрошлый год, предшествующий году уплаты пенсионных взносов, или от фиксированных (вмененных) доходов. Например, пенсионные взносы, подлежащие уплате в 2006 г., рассчитываются на основе доходов, полученных в 2004 году. Доходы от профессиональной деятельности, с которых уплачиваются взносы в счет пенсионного обеспечения, делятся на две части, границы которых определяются декретом. В отношении каждой части дохода применяется собственная ставка пенсионного взноса — 8,6 % по первой части и 1,6 % по второй части дохода. При этом законодательством устанавливаются предельные выплаты по каждой из частей. В 2006 году — 2271 евро по первой части и 2063 евро по второй части. В сумме ежегодный взнос на финансирование базовой части пенсии в 2006 г. не может превышать 4334 евро.

Уплата страхового взноса по каждой части дохода дает право на получение определенного количества баллов. Максимальный взнос по первой части позволяет получить 450 баллов, а по второй части — 100 баллов ежегодно.

Размер пенсионных взносов, подлежащих уплате по истечении первого года профессиональной деятельности, временно рассчитывается по фиксированной шкале и не может превышать 18-кратной величины семейного пособия (BMAF), применяемого с 1 октября предшествующего года, а размер страховых взносов, уплачиваемых по истечении второго года профессиональной деятельности, не может превышать 27-кратной величины данного пособия.

По ходатайству нотариуса уплата страховых взносов за первые 12 месяцев профессиональной деятельности может быть отсрочена максимум на 5 лет без применения повышающих коэффициентов за пропуск сроков оплаты.

Условия предоставления выплат. Общая пенсия по старости предоставляется по ходатайству нотариуса, который прекратил осуществление своих функций. Выход на пенсию (в отставку) возможен с 60 лет, если нотариус имеет 40 лет пенсионного страхования (160 триместров) независимо от смены в течение этого времени различных общих режимов.

Если срок, в течение которого осуществлялось страхование, менее 40 лет, то при расчете положенной пенсии применяется понижающий коэффициент в зависимости от возраста выхода на пенсию, а именно 5 % за год, или 1,25 % за недостающий триместр. Если этот срок более 40 лет, то применяется повышающий коэффициент — 3 % за каждый год. Пенсия без вычетов предоставляется по достижении 65 лет или 60 лет в случае недееспособности, инвалидам войны, ветеранам войны и т.п.Выплата общей пенсии всегда связана с прекращением профессиональной деятельности. Однако осуществление такой деятельности возможно при условии, что получаемый доход не превышает установленного законом потолка. В случае превышения выплата пенсии приостанавливается. В обоих случаях с получаемого от профессиональной деятельности дохода в общем порядке уплачиваются страховые взносы по пенсионному обеспечению, что не дает плательщику каких-либо дополнительных прав.

Выплата общей пенсии в пользу пережившего супруга. Условия выплаты ординарной пенсии, причитавшейся нотариусу, в пользу пережившего супруга подчиняются общим правилам. Как следствие условия достижения определенного возраста, длительности брака и учет собственных пенсионных выплат пережившего супруга были отменены. Ординарная пенсия, равная 54 % от причитавшейся нотариусу, выплачивается пережившему супругу, только если его личные ресурсы или ресурсы домохозяйства не превышают сумму, установленную декретом. Однако данные положения и практика их применения в настоящее время вновь изучаются, поскольку некоторые организации обратились с просьбой изменения закона в данной части.

Сумма выплат. Сумма ординарной пенсии представляет собой произведение общего количества баллов, содержащихся на индивидуальном счете нотариуса, на служебную стоимость одного балла и количество лет профессиональной деятельности. Служебная (условная) стоимость балла определяется каждый год в декрете. На 1 января 2006 г. служебная стоимость балла составляла 0,502 евро.

 

Дополнительный режим пенсионного обеспечения

 

Регламент данного режима пенсионного обеспечения нотариусов был впервые принят 14 декабря 1949 г. и впоследствии неоднократно изменялся. В настоящее время он включает две части:

1. Часть «C»;

2. Часть «B».

Первоначально дополнительный режим пенсионного обеспечения состоял из двух частей: общей части и части «A». Часть «B» была добавлена к данному режиму 1 января 1962 года. Новый Декрет, вступивший в силу с 1 янва-ря 2005 г., ввел новую часть «C», которая объединила общую часть и часть «A» дополнительного режима пенсионного страхования нотариусов во Франции.

 

Часть «C»

Принцип. Данный режим функционирует на основе распределения полученных взносов между лицами, имеющими право на получение дополнительной пенсии части «C», гарантируя каждому нотариусу определенный минимум пенсии. Тем не менее минимальная дополнительная пенсия гарантируется при уплате пенсионных взносов минимум в течение 10 лет, за исключением случаев взаимозачета с Пенсионной кассой помощников нотариуса. При этом, однако, пенсионные выплаты являются пропорциональными и зависят от количества и величины перечисленных страховых взносов. Каждый год определяется средний размер пенсионных взносов режима: в настоящее время ему соответствует начисление 900 пенсионных баллов.

Данный метод заключается, таким образом, в зачислении 900 баллов на кредит индивидуального счета «С» нотариуса, перечислившего взнос, равный среднему пенсионному взносу, и предоставлении пропорционально больше или меньше 900 баллов тем нотариусам, которые перечислили соответственно пенсионных взносов больше или меньше по отношению к данной средней величине. Баллы, начисляемые каждый год, складываются на счете плательщика и образуют его пенсионный капитал (в баллах). Каждому плательщику пенсионных взносов ежегодно начисляется количество баллов, полученное от деления суммы его взносов на стоимость приобретения одного балла части «С» дополнительного режима пенсионного обеспечения нотариусов. В 2006 году стоимость одного балла составляла 14,88 евро.

Финансирование. Годовая ставка страховых взносов составляет 4,5 % от среднегодового валового продукта, полученного нотариальной конторой (нотариусом) за три года, предшествующих году уплаты страховых взносов, но не более трехкратной величины среднегодового валового дохода нотариальных контор Франции, рассчитанного по тому же принципу, который составлял в 2005 году 855 597 евро.

Условия предоставления пенсии. Общими условиями предоставления нотариусу дополнительной пенсии «С» является прекращение профессиональной деятельности и достижение пенсионного возраста. Общий возраст, с достижением которого связывается предоставление дополнительной пенсии «С», составляет 65 лет. Допускается также более ранний или более поздний выход на пенсию с применением понижающих или повышающих коэффициентов.

Если нотариус вынужден по состоянию здоровья прекратить профессиональную деятельность и становится не способным к любой другой трудовой деятельности, то он имеет право на получение дополнительной пенсии в полном объеме без применения понижающих коэффициентов начиная с 50 лет.

Нотариус, прекративший профессиональную деятельность, имеет право на преждевременное получение дополнительной пенсии с 60 лет с применением понижающего коэффициента 5 % за каждый год более раннего выхода на пенсию (т.е. при выходе на пенсию в 60 лет нотариус будет получать дополнительные выплаты на 25 % меньше, чем при выходе на пенсию в 65 лет). Однако при более раннем выходе на пенсию нотариус может получать дополнительную пенсию без соответствующих вычетов, если он их выкупит, перечислив Пенсионной кассе нотариусов сумму, равную произведению вычета (в денежном выражении) на коэффициент, который варьируется в зависимости от возраста: 21,32 — в 60 лет, 19,81 — в 64 года.

Напротив, если нотариус прекращает профессиональную деятельность после 65 лет (но до 70), то он получает прибавку к дополнительной пенсии в размере 2 % за каждый год более позднего выхода на пенсию.

Нотариус, вышедший на пенсию и имеющий на содержании детей младше 21 года или, независимо от их возраста, не способных самостоятельно обеспечивать свое существование, получает на каждого из них 30 % надбавки к дополнительной пенсии части «С».Сумма выплат. Часть «С» дополнительного режима пенсионного обеспечения гарантирует минимальное содержание любому нотариусу и является в этом смысле проявлением профессиональной солидарности. Она рассчитывается путем умножения количества пенсионных баллов, накопленных в течение карьеры нотариуса на его индивидуальном счете, на служебную стоимость одного балла, определяемую ежегодно. В 2006 году служебная стоимость одного балла части «С» дополнительной пенсии составляла 0,60576 евро.

При исчислении дополнительной пенсии «С», причитающейся нотариусу, количество баллов не может быть меньше 575, умноженного на количество лет профессиональной деятельности. Например, для нотариуса, проработавшего 30 лет, ежегодная дополнительная пенсия «С» не может быть меньше 10 449,36 евро (575х30х0,60576 евро).

 

Часть «B»

Часть «B» дополнительного режима пенсионного обеспечения была введена 1 января 1962 г. по инициативе самого французского нотариата и его коллективных органов в целях:

1) получения возможности повышения пенсий;

2) уплаты пенсионных взносов независимо от валового дохода нотариальной конторы (нотариуса);

3) получения дополнения к пенсии, размер которого зависит только от уплаченных взносов, что по существу сближает данный режим с капитализацией.

Функционирование: 1. Вводится 7 классов фиксированных пенсионных взносов, размер которых определяется декретом по предложению Административного совета кассы. В 2005 году размер годовых взносов был установлен от 775,40 евро до 12 406,40 евро, давая право на соответствующее количество баллов от 5 до 80 (табл. 2). Взносы уплачиваются четырьмя частями один раз в семестр и должны быть зачислены не позднее 15-го числа в марте, июне, сентябре и декабре.

 

Таблица 2. Пенсионные взносы по части «В» в 2006 году

Класс

Взнос

Баллы

0

775,40 евро

5

1

1 550,80 евро

10

2

3 101,60 евро

20

3

4 652,40 евро

30

4

6 203,20 евро

40

6

9 304,80 евро

60

8

12 406,40 евро

80

 

2. Каждый ежегодный взнос влечет запись на кредит индивидуального счета «B» плательщика соответствующего количества пенсионных баллов: 5–10–20–30–40–60–80 в зависимости от выбранного нотариусом класса.

3. Присоединение к данному режиму дополнительного пенсионного страхования является обязательным для нотариусов. Нотариус, впервые назначенный на должность, автоматически регистрируется по первому классу, если в течение 6 месяцев после принесения присяги не выберет иной класс дополнительного пенсионного обеспечения.

4. Любой нотариус, уплативший хотя бы один раз пенсионный взнос по части «В», получает право на соответствующие ему пенсионные выплаты.

5. Служебная стоимость пенсионного балла определяется ежегодно Административным советом кассы по результатам технической инвентаризации.

Изменения класса пенсионного обеспечения «В». В течение всего срока профессиональной деятельности нотариусы могут свободно повышать класс пенсионного обеспечения «B» при соблюдении следующих условий:

• любое повышение класса обеспечения вызывает последствия начиная с триместра, следующего за триместром, в котором плательщик известил о своей просьбе по изменению класса;

• при исчислении пенсионных взносов по новому, более высокому классу страхования применяется повышающий коэффициент, определяемый в соответствующем регламенте по ставкам в зависимости от возраста плательщика.

Понижение класса страхования до достижения нотариусом возраста 65 лет также допускается, но при следующих ограничениях:

• нотариусы, достигшие возраста 58 лет и старше, могут понизить класс страхования без потери пенсионных баллов;

• нотариусы, не достигшие возраста 58 лет, могут также просить о понижении класса страхования, но счет баллов на дату понижения в классе будет уменьшен на разницу баллов, приобретенных нотариусом, когда он находился в более высоком классе страхования.

О любом изменении класса в части «В» дополнительного режима пенсионного обеспечения, нотариус должен известить Пенсионную кассу нотариусов путем направления заказного письма с уведомлением о вручении. Изменение класса вступает в силу с первого дня триместра, следующего за триместром, в котором было сделано такое уведомление.

Выкуп пенсионных баллов. Возможность выкупа пенсионных баллов открыта для нотариусов, которые меняют класс пенсионного обеспечения и желают дополнить пенсионные взносы, уплаченные ими по более низкому классу для получения того же количества баллов, как если бы они всегда уплачивали взносы по новому классу пенсионного обеспечения.

Необходимо отметить три основные характеристики выкупа баллов:

1. Выкуп баллов не обязателен. Он обеспечивает дополнительную гибкость данного режима, поскольку может быть осуществлен полностью или в части, последовательными траншами, и т.д.

2. Любая сумма, уплаченная в порядке выкупа баллов, подлежит вычету согласно предельным вычетам, определяемым в зависимости от профессиональных доходов.

3. Выкуп допускается только действующими нотариусами.

Сумма выкупа определяется за счет умножения количества выкупаемых баллов на сумму, равную 1/10 годового страхового взноса 1-го класса страхования, с применением коэффициентов, указанных в регламенте.

Условия предоставления пенсии. Общими условиями предоставления пенсии «В» дополнительного режима пенсионного обеспечения нотариусов являются прекращение профессиональной деятельности и достижение пенсионного возраста. По общему правилу, нотариус, прекративший осуществление профессиональной деятельности, получает право на получение пенсии «В» по достижении им 65 лет. С понижающими коэффициентами (5 % за год) нотариус может получать данную часть дополнительной пенсии, начиная с 60 лет. Если нотариус в 60 лет желает получать ее в полном размере, то он должен выплатить взносы по соответствующему классу в двойном размере начиная с 50 лет; если он желает получать данные выплаты с 62 лет — он должен выплатить двойные взносы с 55 лет.

Сумма выплат. Часть «В» дополнительного режима пенсионного обеспечения предоставляет нотариусам возможность повысить размер дополнительной пенсии в зависимости от собственных возможностей и желания.

Размер выплат по части «В» пропорционален количеству баллов, приобретенных нотариусом в течение карьеры по соответствующему классу или в результате выкупа пенсионных баллов. В 2006 году служебная стоимость 1 балла части «В» дополнительной пенсии составляла 14,02 евро. Например, нотариус, проработавший 30 лет и выплачивавший пенсионный взнос по 3-му классу части «В» дополнительного режима, имеет право на дополнительную пенсию «В» в размере 12 618 евро (30х30х14,02 евро).

 

Фонд социальной взаимопомощи

Кодекс социального обеспечения предусматривает возможность создания при пенсионных кассах Фонда социальной взаимопомощи, задача которого помогать пенсионерам и их правопреемникам, неожиданно оказавшимся в состоянии крайней нужды.

Данный фонд управляется комиссией, состоящей из четырех членов Административного совета Пенсионной кассы нотариусов и членов ее бюро, избираемых на три года. Средства данного фонда образуются за счет:

• пожертвований, завещательных отказов и субвенций в пользу кассы;

• части процентов за просрочку оплаты страховых взносов, определяемой ежегодно Административным советом кассы;

• части процентов и других доходов от инвестиций, определяемой ежегодно Административным советом кассы.

Фонд социальной взаимопомощи имеет целью:

• предоставление в форме пожертвований или займов финансовой помощи нотариусам в отставке и членам их семей, находящимся на иждивении нотариуса;

• участие в финансировании или реализации социальных мероприятий, представляющих пользу для нотариусов в отставке или членов их семей.

Например, в 2003 году Фонд социальной взаимопомощи нотариусов перечислил более 207 900 евро в качестве финансовой помощи 51 получателю. По каждой просьбе о получении помощи формируется досье, которое изучается комиссией. Финансовая помощь предоставляется в зависимости от социального и финансового положения просителя.

 

Инвестиционная деятельность Пенсионной кассы нотариусов

Недвижимость. Пенсионная касса нотариусов является собственником значительной недвижимости, с хорошим расположением, общей площадью 74 000 кв.м. Управление недвижимостью осуществляет Комиссия по управлению недвижимым имуществом кассы, образованная в 1962 г. одновременно с введением части «B» дополнительного пенсионного обеспечения нотариусов. Данное недвижимое имущество составляет до 23 % активов данной части пенсионного обеспечения нотариусов и 17 % от всей совокупности активов кассы. Оно состоит из 30 зданий, находящихся в основном в Париже: 56 % занято под офисы и 44 % — жилые помещения. В рамках осуществления своей деятельности касса сдает в аренду около 600 помещений.

Финансовые инструменты. Активы Пенсионной кассы составляют порядка 1 млрд. евро. Помимо недвижимости финансовые активы кассы представляют около 750–800 млн. евро, управление которыми возлагается на Комиссию по инвестициям. Финансовые активы кассы распределяются по фондам: помимо так называемого фонда непосредственного управления, управление которым осуществляется самой комиссией при помощи советников и который объединяет примерно 10 % всех финансовых активов, в последнее время были созданы еще 12 фондов, управление которыми доверено 8 финансовым учреждениям. Речь идет о специализированных фондах: фонд акций (2), фонд облигаций (3), фонд конвертируемых облигаций (1), а также еще 6 смешанных фондов, созданных в июне 2001 года.

Физически вся совокупность финансовых активов кассы сосредоточена в Государственной депозитной кассе — государственном банке, обслуживающем помимо нотариата суды, судебных исполнителей и ряд других юридических профессий. Это позволяет в исключительно короткие сроки менять управляющего, не говоря уже о преимуществах нахождения всех средств в одном кредитном учреждении исключительной надежности.

Инвестиции должны осуществляться в строго определенных пределах:

• не менее 34 % инвестиций должны быть выражены в евро;

• не более 5 % рискованных вложений;• не более 20 % инвестиций в вещные права на недвижимость, доли в уставном капитале или акции хозяйственных обществ, активы которых состоят исключительно из недвижимого имущества;• не более 10 % ипотечных займов.

 

 

 

Статистические данные

 

Эффективность любой пенсионной системы довольно легко определяется как соотношение между затратами конкретного плательщика взносов и получаемым им при выходе на пенсию содержанием. Понимая всю условность усредненных оценок, мы, тем не менее, попытались на основе имеющихся данных представить аккумулированный расчет пенсионных взносов и выплат в отношении среднего французского нотариуса.

 

 

Ежегодные взносы. Доход: 170 000 евро Валовый оборот: 250 000 евро

Ежегодные выплаты. Карьера — 30 лет; выход на пенсию в 65 лет

Базовый режим

Часть 1. 8,6 % от суммы профессиональных доходов, но не более чем с 26 408 евро

2271 евро

Часть 1. Максимальное количество баллов — 450, если доходы за каждый год равны или выше уста-новленного максимума (26 408 евро в 2006 г.). Служебная стоимость 1 балла базовой пенсии в 2006 г.: 0,502 евро, или 450х30х0,502 евро

6777 евро

Часть 2. 1,6 % от суммы профессиональных доходов свыше 26 408 евро, но не более 155 340 евро

2063 евро

Часть 2. Максимальное количество баллов — 100, если доходы равны или выше установленного максимума (155 340 евро в 2006 г.), или 100х30х0,502 евро

1506 евро

Дополнительный режим

Часть «С»

4,5 % от валового оборота, но не более 919 719 евро (3-кратной величины среднего валового продукта). Стоимость приобретения 1 балла «С» в 2006 г. — 14,88 евро. Количество приобретенных баллов: 11 250 евро/14,88=756 баллов

11 250 евро

Пенсия зависит от общего количества накопленных в течение профессиональной деятельности баллов. Служебная стоимость 1 балла «С» в 2006 г. — 0,60576 евро. 756 баллов х 30 лет х 0,60576 евро

13 740 евро

Часть «В»

Класс 0. Приобретение 5 баллов каждый год. Стоимость приобретения 1 балла «В» в 2006 г.: 155,08 евро,или 155,08 евро х 5

775 евро

30 лет взносов по 4-му классу: 5 баллов х 30 = 150 баллов. Служебная стоимость 1 балла «В» в 2006 г. — 14,02 евро, или 150 х 14,02

2103 евро

 

Ежегодные взносы

16 359 евро

Ежегодные выплаты

24 126 евро

% от годового дохода

9,62 %

% от годового дохода

14,19 %

 

Следует, однако, иметь в виду, что нотариусы в большинстве случаев платят взносы по накопительной части «В» дополнительной пенсии по более высокому классу, чем нулевой. Например, переход нотариуса с 0-го на 8-й класс хотя и ведет к увеличению размера ежегодных взносов на 71 %, но одновременно позволяет увеличить общий размер его пенсии на 130 %.

 

 

Ежегодные взносы

% от годового дохода

Ежегодная пенсия

% от годового дохода

Средний нотариус по 0-му классу (базовый режим+части «С» и «В»)

16 359 евро

9,62 %

24 126 евро

14,19%

Средний нотариус по 8-му классу (базовый режим+части «С» и «В»)

27 990 евро

16,46 %

55 671 евро

32,75 %

 

+ 71,10 %

 

+ 130,75 %

 

 

В 2005 году пенсионные взносы и выплаты распределялись следующим образом:

 

Схема 1

 

 

рис 1 - Всего взносов: 182,7 млн евро

рис 2 - Всего выплат: 147,9 млн евро

подпись под рис 1-2 - Технический результат: + 34,8 млн. евро

 

Устойчивость корпоративной пенсионной системы зависит от гарантированного исполнения обязательств перед ее участниками в любых обстоятельствах. С этой целью Пенсионная касса нотариусов во Франции сформировала и регулярно пополняет значительные финансовые резервы по каждой из частей дополнительной пенсии.

 

Схема 2

 

подпись до рис 3-4 - Общий размер резервов: 1416 млн. евро

 

Профессиональное управление активами Пенсионной кассы частично собственными силами, а частично с привлечением финансовых консультантов обеспечивает стабильную доходность вложений. Так, средняя доходность финансовых вложений кассы на протяжении последних 10 лет составляет 10 % в год. В 2005 году доходность была на уровне 13,22 %, или 115 млн евро.

 

Выводы

 

1. Оптимальной организационной структурой, используемой в анализируемых странах для управления (дополнительным) пенсионным обеспечением нотариусов, является автономная некоммерческая и профессиональная организация частного права, на которую учредительными документами и подзаконными актами возлагается осуществление публичных функций.

2. Субъекты профессионального пенсионного страхования различаются: если во Франции страхователи — только действующие нотариусы, исключая работающих по найму, то в Австрии и Германии ими могут быть и кандидаты на должность нотариуса.

3. В качестве базы для определения размера пенсионных взносов во всех государствах делается отсылка к годовому валовому продукту нотариальной конторы (нотариуса) за предусмотренными законом вычетами (например, заработная плата и дополнительные социальные выплаты сотрудников). Однако пенсионные модели существенно расходятся в части используемых для определения страховой базы временных отрезков: если в Австрии и Германии действует принцип авансирования пенсионных взносов на основе текущих доходов, то во Франции в качестве расчетного используется более отдаленный (на два года) от платежного промежуток времени и при этом берется усредненная за три года величина годового валового продукта конторы. Наконец, во Франции установлен максимальный потолок страховой базы.

4. Размер пенсионных взносов определяется в Австрии, Германии и во Франции по-разному: в Австрии и Германии ежегодно фиксируется Правлением Страхового учреждения или Нотариальной кассы, а во Франции — определяется декретом с возможностью изменения по ходатайству Административного совета Пенсионной кассы нотариусов.

5. При осуществлении пенсионных выплат в Австрии и Франции используется накопительный принцип, когда размер пенсионного обеспечения зависит от длительности страхования и размера уплаченных взносов. В то же время в отличие от Франции, где по отношению к нотариусам действует только накопительная система пенсионного обеспечения, в Австрии сохраняются элементы солидарного пенсионного обеспечения. В Германии нотариальные кассы гарантируют дополнительное пенсионное обеспечение нотариусов по распределительному принципу, а нотариальные страховые организации — по накопитель-ному.

6. Общим для всех анализируемых государств является предоставление при определенных условиях права на получение дополнительного страхового обеспечения некоторыми правопреемниками нотариуса (дети, переживший супруг). Везде названные суммы не включаются в наследственную массу и не подлежат наследованию на общих основаниях.

7. Общим для данных стран является создание резервных фондов и осуществление инвестиционной деятельности с привлечением профессиональных игроков на рынке, что особенно явно выражено во Франции.

В целом сравнение моделей пенсионного обеспечения в данных странах показало существенное сходство используемых решений. Однако австрийская и немецкая модели пенсионного обеспечения характеризуются большим либерализмом в том смысле, что многие вопросы, связанные с их деятельностью, решаются самим нотариальным сообществом, тогда как французская модель основана преимущественно на детальном нормативном регулировании.

Таким образом, императивными признаками дополнительного пенсионного обеспечения нотариусов, без которых данная система нежизнеспособна, являются:

• автономность;

• обязательность;

• сочетание элементов накопительного и солидарного обеспечения;

• профессиональное управление.

Автор: Медведев И.Г.

Вернуться
Нотариальный Вестник №10 2006


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100