Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Звездный реестр нотариата

05.09.2006

Звездный реестр нотариата

 

Р.Х. Алеев

 

Николай Рерих. Духовный наследник

Николай Константинович Рерих (1874–1947) — выдающийся художник, мыслитель, путешественник, духовный подвижник и общественный деятель.

Николай Рерих родился 9 октября 1874 г. в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.

Об отце мыслителя, нотариусе, следует рассказать особо. Рерих Константин Федорович родился 1 июля 1837 г. в Курляндии, на территории нынешней Латвии, в городе Хазенпот. Его предок — швед, переселившийся в Россию при Петре I. Фамилия Рерих по-скандинавски означает «богатый славой». Константин Федорович окончил Санкт-Петербургский технологический институт. Работал фабричным кассиром и бухгалтером, в 1859 г. поступил на службу в Главное общество российских железных дорог: прошел ступени от счетовода до служащего 2-го разряда финансовой части Центральной службы строительства. В 1860 году он женился на Марии Васильевне Калашниковой, вышедшей из псковской купеческой семьи. Сдал экзамен на должность нотариуса и в связи с этим в декабре 1867 г. подал Дирекции железных дорог прошение об отставке. Стал нотариусом Окружного суда города Санкт-Петербурга. Нотариальная контора К.Ф. Рериха располагалась на Николаевской набережной (ныне Университетской), в доме № 25, недалеко от Академии наук, Университета и Академии художеств. Среди посетителей конторы соответственно было много ученых, художников, писателей, с некоторыми из которых он сдружился. Константин Федорович был членом Вольного экономического общества, участвовал в подготовке реформы по освобождению крестьян. С 1872 года имением Рерихов стала усадьба Извара (недалеко от станции Волосово, за Гатчиной) — ныне музей. Константин Федорович был просвещенным и интересным человеком, его друзьями и знакомыми были К.Д. Кавелин, Д.И. Менделеев, Н.И. Костомаров, А.Г. Столетов и другие интересные люди того времени. Он деятельно любил малую родину, например, помог организовать школу и детский сад в селе Грызово, близ усадьбы Извара, а после произошедшего в 1879 г. пожара, уничтожившего местную церковь Петра и Павла, оказал большую помощь в ее восстановлении. Об этом событии настоятель церкви даже написал в альманах «Историко-статистические сведения по Санкт-Петербургской епархии» за 1885 год.

Уже с детства Николай обнаружил огромную тягу к истории, рисованию и литературе. Он увлеченно читал древние сказания, сочинял эпосы по мотивам русской истории. Здесь интересна роль родовых гнезд. Николай с братьями частенько гостевал у бабушки в древнем городе-крепости Остров, под Псковом, который становился для них словно живой декорацией для игр в викингов и русских воинов, а в усадьбе Извара, где дети нотариуса проводили каникулярное время, девятилетний гимназист впервые приобщился к тайнам истории: ему разрешили участвовать в археологических раскопках. Между прочим, прежний владелец усадьбы граф Семен Воронцов назвал ее Извара, что переводится с санскрита как «Божественный Дух», вернувшись из путешествия по Индии. Удивительно, как знаки судьбы предвосхищают путь человека!

Мальчик легко поступил в гимназию К.И. Мая — лучшую в столице — и легко окончил ее. Николай рано стал публиковать охотничьи рассказы, а с семнадцатилетнего возраста приступил к серьезным занятиям живописью под руководством друга семьи художника Микешина.В 1893 году Николай поступает одновременно в Академию художеств и на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Так он совместил собственное призвание и пожелание отца, которого безмерно уважал.

Как художник Николай Рерих вдохновлялся мотивами русской старины, боевой и духовной славы Отечества. В Академии он проходил мастер-классы у знаменитого живописца Куинджи. Звание художника было присвоено Рериху в 1897 г. за дипломную картину «Гонец». В следующем году также окончен и Университет: дипломная работа выпускника называется «Правовое положение художников в Древней Руси».

Николай начинает работу в художественном журнале. Отныне его жизнь посвящена искусству — как собственному творчеству, так и в качестве общественного деятеля и ученого. В круг общения Николая входят В.В. Стасов, И.Е. Репин, Н.А. Римский-Корсаков, С.П. Дягилев и другие известные деятели культуры, была встреча и с Л.Н. Толстым.

В 1899 году судьба дарует ему женщину, которая станет его верной женой, соратницей и вдохновительницей, — это Елена Ивановна Шапошникова. С ней он будет восходить по нелегкому, но благодарному пути жизни и духовных исканий.

До поездки в «горние пределы» еще далеко, и в этот период жизни Рерих — живописец Руси, отдающий холстам краски родной земли, силу духовных корней, озерные лики святых, память о воинах и зиждителях. Это та часть его судьбы, когда шла духовная проработка Дома, Земли и Корней — до восхождения к Вершинам. Путешествия по городам России — часть этой работы.

Вот лишь некоторые из полотен Рериха русского периода: «Поход» (1899), «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902), «Небесный бой» (1910), «Человечьи праотцы» (1911), «Крик змея» (1913), «Град обреченный» (1914), «Знамение» (1915). Также он оформлял театральные постановки, делал росписи храмов.В 1909 году Рерих становится академиком Российской академии художеств.

В 1916 году чета Рерихов переезжает в Карелию из-за болезни легких Николая Константиновича: Север должен излечить своего сына, потомка варягов. Но порой состояние здоровья было столь плохо, что пришлось даже составить завещание.

Обе русские революции миновали Рериха. Художник с семьей покидает Россию. На их пути Финляндия, Англия, США. В Лондоне состоялась знаковая встреча Николая Константиновича с Рабиндранатом Тагором.

Но и за границей Рерих продолжает работать и действовать. Например, он организовал в Нью-Йорке Институт объединенных искусств — будучи убежденным, что «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень один. Каждый чувствует Истину Красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью».В 1923 году семья Рерихов направляется в Индию и обосновывается в предгорьях Гималаев. Отсюда совершаются экспедиции по Центральной и Восточной Азии. В 1926 году Рерих посетил Москву и Алтай.

В 1929 году Николай Константинович обнародует Пакт Рериха — воззвание к мировой общественности об охране культурных ценностей. Этот Пакт стал духовной предтечей и основой подписанного в 1954 г. в Гааге Заключительного акта Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Вместе с Пактом Николай Константинович разработал особый охранный флаг — Знамя Мира. Это белое полотнище, в центре которого расположена красная окружность, включающая три красных кружка. Знак символизирует вечность, в ее единстве прошлого, настоящего и будущего.

В 1931–1940 годах Рерих вел исследовательскую работу в организованном им Институте гималайских исследований «Урусвати».Все это время Рерих напряженно работает, создает картины, исследовательские и философские произведения. Среди литературных работ Николая Константиновича — «Цветы Мори» (1921), «Пути Благословения» (1924), «Сердце Азии» (1929), «Твердыня Пламенная» (1932), «Нерушимое» (1936), «Врата в будущее» (1936). Он находится в постоянном духовном поиске. С именем Рериха связывают поиски Шамбалы — мистического центра Вселенной, средоточия высшего духовного знания и обители просветленных Учителей, работающих на благо землян. И хотя поиск предполагает установление духовной связи, предание говорит и о физическом нахождении Шамбалы в Гималаях.

Во время Великой Отечественной войны Рерих организовал продажу картин в пользу Красного Креста и Красной Армии, а сыновья Рериха Юрий и Святослав трижды обращались в посольство с просьбой зачислить их в ряды Советской армии.

Многогранность общественной и научной деятельности Рериха удивляет. Ведь он являлся не только академиком художеств, но и руководителем и членом целого ряда национальных и международных организаций, академий, фондов, институтов; он был награжден орденами, в ряду которых выделяются ордена Святого Станислава III степени, Святой Анны и Святого Владимира, орден Почетного легиона.

В 1946 году Рерих засобирался на Родину, поскольку всегда считал, что не покидал ее, а путешествовал. Но смерть не дала осуществиться этим планам.

Николай Константинович Рерих умер 13 декабря 1947 г. в индийском селении Нагар. Тело было сожжено по индуистским обычаям, а на месте погребального костра воздвигнут камень. Высеченная надпись гласит, что на этом месте было предано сожжению тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии.

В Москве действует Международный центр Рерихов.

Автор: Алеев Р.Х.

Вернуться
Нотариальный Вестник №9 2006


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100