Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Признание и исполнение иностранных судебных решений1

05.09.2006

Признание и исполнение иностранных судебных решений1

 

З.Х. Баймолдина,кандидат юридических наук, профессор Казахского гуманитарно-юридического университета

 

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 425 ГПК РК 1999 г., решения иностранных судов признаются и исполняются в Республике Казахстан (далее — РК), если это предусмотрено законом или международным договором РК на началах взаимности. Условия и порядок признания и исполнения решений иностранных судов и арбитражей устанавливаются законом, если международным договором РК не установлено иное.

Ст. 80 Закона РК от 30 июня 1998 г. «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» устанавливает, что порядок исполнения в РК решений международных и иностранных судов определяется соответствующими международными договорами, ратифицированными РК, и настоящим законом.

Порядок признания иностранных судебных решений, подлежащих в последующем принудительному исполнению на территории Казахстана, регламентируется также Инструкцией «О порядке оказания судами и учреждениями юстиции Республики Казахстан правовой помощи и о порядке обращения за правовой помощью к таким учреждениям иностранных государств», утвержденной Приказом Министерства юстиции РК от 8 января 1998 г. № 132, а также нормативным постановлением Верховного суда РК от 11 июля 2003 г. № 5 «О судебном решении»3.

Нормативной основой для признания и исполнения иностранных судебных решений является не только ГПК РК и названный закон, но и законы и указы президента РК о присоединении или ратификации международно-правовых актов относительно признания и исполнения иностранных судебных решений.

Казахстан предпринимает активные меры, направленные на взаимное поощрение и защиту инвестиций4, что вызывает необходимость быть участником международно-правовых отношений.

Важнейшими актами, направленными на признание и исполнение иностранных судебных решений, являются двусторонние договоры Казахстана с зарубежными государствами. К числу таких договоров относятся договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (в ряде договоров отдельно регулируются вопросы правовой помощи по семейным делам).

Казахстан заключил договоры о правовой помощи с двенадцатью государствами: Китайской Народной Республикой (Пекин, 14 января 1993 г.)5, Монголией (22 октября 1993 г.)6, Литовской Республикой (9 августа 1994 г., Протокол к договору от 7 февраля 1997 г)7, Турецкой Республикой (13 июня 1995 г.)8, Исламской Республикой Пакистан (23 августа 1995 г.)9, Кыргызской Республикой (26 августа 1996 г.)10, Грузией (17 сентября 1996 г.)11, Туркменистаном (27 февраля 1997 г.)12, Корейской Народно-Демократической Республикой (7 апреля 1997 г.)13, Республикой Узбекистан (2 июня 1997 г.)14, Азербайджанской Республикой (10 июня 1997 г.)15, Исламской Республикой Иран (6 октября 1999 г.)16.

Среди источников, регулирующих порядок признания и исполнения иностранных судебных решений в РК, важное место занимают следующие конвенции и многосторонние соглашения:

          Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.)17;

          Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.)18;

          Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.)19;

          Конвенция о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.)20;

          Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.)21;

          Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств — участников Содружества (Москва, 6 марта 1998 г.)22.

К сожалению, Казахстан не является участником ряда важнейших международно-правовых актов, в частности:

          Конвенции по вопросам гражданского процесса (Гаага, 1 марта 1954 г.). СССР присоединился в свое время к данной Конвенции;

          Конвенции о вручении судебных и внесудебных документов за границей по гражданским и арбитражным вопросам (Гаага, 15 ноября 1965 г.);

          Брюссельской конвенции по вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров (27 сентября 1968 г.);

          Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 г.);

          Конвенции по предоставлению показаний за пределами государств в рамках гражданских и арбитражных процессов (Гаагской конвенции по свидетельским показаниям) (Гаага, 18 марта 1970 г.);

          Конвенции о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам (Лугано, 16 сентября 1988 г.).

Это, конечно, вызывает сложности в решении вопроса о том, подлежат ли признанию и исполнению на территории РК решения судов тех государств, с которыми не установлены соответствующие договорные отношения об оказании правовой помощи.

В связи с указанным небезынтересно отметить следующую правовую позицию: профессор юридического факультета Центральноевропейского университета К. Бард пишет, что согласно общему мнению органов ООН, осуществляющих контроль над соблюдением международных договоров, Казахстан автоматически связан его положениями, будучи правопреемником бывшего Советского Союза (Документ ООН Е/СК.4/1996/76)23.

Общие правила относительно порядка признания и исполнения иностранных судебных решений являются таковыми. Ходатайство заинтересованного лица о признании и исполнении либо только о признании решения иностранного суда на территории РК и ходатайство иностранного суда о признании и исполнении его решения в части взыскания государственной пошлины в доход государства направляются в Министерство юстиции РК.

Поступление ходатайств через Министерство юстиции нередко приводило к длительному сроку их разрешения. Причиной тому послужило то обстоятельство, что в результате проведенных в Казахстане преобразований в правовой системе функции органов юстиции по материально-техническому, организационному и иному обеспечению деятельности судов были переданы новой структуре — Комитету по судебному администрированию при Верховном суде РК. Министерство юстиции вынуждено было пересылать поступившие ходатайства о признании и исполнении иностранных судебных решений в Комитет по судебному администрированию при Верховном суде РК, который направлял эти документы в суды для рассмотрения.

Непосредственно в названный Комитет подаются ходатайства о признании и исполнении решений, вынесенных судами государств, являющихся участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.).

Во исполнение п. 1 ст. 5 указанной Конвенции Правительство РК приняло Постановление от 31 декабря 2004 г. № 1453 «О мерах по реализации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г.», в котором установило, что Комитет по судебному администрированию при Верховном суде РК является органом, уполномоченным на осуществление непосредственных сношений по поручениям судов Казахстана, судов иностранных государств, ходатайствам граждан и юридических лиц, связанным с исполнением решений и иных официальных документов судов.

В 2004 г. поступило 919 ходатайств о признании и исполнении судебных решений, что на 144 ходатайства меньше, чем за 2003 г.Ходатайства об исполнении судебных решений и приравненных к ним актов учреждений юстиции государств, с которыми Казахстан заключил договоры о правовой помощи, рассматриваются областными судами по месту жительства должника в порядке, предусмотренном действующим законодательством и договорами. В тех случаях, когда должник не имеет места жительства в Казахстане или его местонахождение неизвестно, ходатайство рассматривается по местонахождению его имущества.

Кроме того, необходимо отметить положения нормативного постановления Верховного суда РК «О судебном решении», в котором указывается, что решения иностранных судов, согласно ст. 425 ГПК РК, могут быть предъявлены к принудительному исполнению в Казахстане в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу, если это предусмотрено законом или международным договором РК. Приведение в исполнение такого решения производится по ходатайству заинтересованной стороны определением суда РК в соответствии с правилами о подсудности, определенной ГПК РК по месту исполнения решения.

Из гл. 3 ГПК РК, устанавливающей правила подсудности, следует, что такие ходатайства подлежат рассмотрению районными и приравненными к ним судами. Если же одной из сторон является международная или иностранная организация, то ходатайство подлежит рассмотрению в областном (приравненном к нему) суде.

Однако до сих пор рассмотрение ходатайств о признании и исполнении иностранных судебных решений осуществляется по сложившейся практике только областными судами.

К ходатайству, как правило, прилагаются:

          должным образом заверенная копия решения, о принудительном исполнении которого испрашивается разрешение;

• официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это обстоятельство не видно из текста решения;

          доказательства, подтверждающие надлежащее извещение стороны или ее представителя в случае процессуальной недееспособности стороны, против которой вынесено решение, о процессе;

          исполнительный документ с отметкой о частичном исполнении решения при наличии такового;

          по делам договорной подсудности документ, подтверждающий соглашение сторон по этому вопросу.

Областной суд РК после поступления материалов осуществляет рассмотрение ходатайств по правилам производства в суде первой инстанции, предусмотренным ГПК РК:

1)         выносит определение о принятии ходатайств и возбуждении гражданского дела, руководствуясь ст. ст. 152 и 425 ГПК РК;

2)         производит подготовку дела в соответствии со ст. ст. 166–171 ГПК РК;

3)         выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству на основании ст. 173 ГПК РК;

4)         рассматривает и разрешает дело в судебном заседании, по результатам которого выносит определение по существу ходатайств, руководствуясь нормами, содержащимися в гл. 17 и 22 ГПК РК.

Суд, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения, ограничивается установлением обстоятельств, при которых возможно принудительное исполнение решения (п. 30 нормативного Постановления Верховного суда РК «О судебном решении»).Рассмотрение ходатайства о разрешении принудительного исполнения иностранного судебного решения производится в открытом судебном заседании с извещением должника о времени и месте рассмотрения ходатайства.

Неявка без уважительных причин надлежащим образом извещенного должника не является препятствием к рассмотрению ходатайства. Но представляется, что в этом судебном заседании более всего заинтересован должник. Он может обратиться в суд с просьбой об отложении рассмотрения ходатайства. И если причина, указанная в просьбе должника, будет признана судом уважительной, то он откладывает рассмотрение и извещает должника о новом времени рассмотрения ходатайства.

В судебном заседании суд дает должнику возможность дать объяснения по существу ходатайства, исследует представленные документы и выносит определение о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда или об отказе в этом.

После вынесения определения его копия направляется сторонам не позднее пяти дней со дня вынесения определения (ст. ст. 254, 241 ГПК РК). Взыскатель и должник имеют право обжаловать определение суда в порядке и сроки, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

На основании определения областного суда об удовлетворении ходатайства выдается исполнительный лист, который выдается взыскателю либо по его письменному заявлению направляется судом для исполнения в соответствующий орган исполнительного производства по территориальности. Действия по принудительному исполнению решения иностранного суда производятся судебным исполнителем в соответствии с национальным законодательством об исполнительном производстве.

Суд вправе отказать в принудительном исполнении решения суда при представлении другой стороной, в отношении которой испрашивается разрешение на принудительное исполнение решения суда, доказательств:

          разрешения спора некомпетентным судом;

          рассмотрения дела в отсутствие стороны, не извещенной о процессе;

          истечения трехгодичного срока давности предъявления решения к принудительному исполнению;

          наличия ранее вступившего в законную силу решения между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию (п. 30 нормативного постановления Верховного суда РК «О судебном решении»).

Суды РК при решении вопроса о принудительном исполнении решений иностранных судов применяют также нормы международного договора. Следует отметить, что, согласно п. 3 ст. 4 Конституции РК, международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Если заключенные Республикой Казахстан международные договоры устанавливают специальные правила о порядке исполнения судебных решений, отличающиеся от положений Инструкции об оказании правовой помощи от 8 января 1998 г., то суды и учреждения юстиции должны руководствоваться этими специальными правилами.

Вопросы, касающиеся порядка организации правовой помощи и исполнения судебных решений по экономическим спорам, в том числе иностранных (стран СНГ) судов, обсуждались на очередном (втором) заседании Совета председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики, которое состоялось 21 апреля текущего года в г. Астана. На этом заседании ожидается также обсуждение использования предусмотренного Соглашением (г. Киев, 20 марта 1992 г.) упрощенного порядка признания и исполнения решений судов стран СНГ.

Переписка, связанная с оказанием правовой помощи на основании заключенных РК договоров о правовой помощи, ведется судами и учреждениями юстиции РК на казахском (русском) языках. В случае необходимости (в соответствии с условиями договоров о правовой помощи) перевода документов на иностранный язык такой перевод производится в Министерстве юстиции РК.

Следует отметить, что решения иностранных судов, не требующие исполнения, могут быть признаны на территории Казахстана лишь при наличии определенных обстоятельств, если иное не предусмотрено международными договорами РК. В соответствии со ст. 426 ГПК РК, признаются следующие решения иностранных судов, не требующие по своему характеру исполнения:

1)         затрагивающие личный статус исключительно граждан государства, суд которого вынес решение;

2)         о расторжении или признании недействительным брака между казахстанским гражданином и иностранцем, если в момент расторжения брака хотя бы один из супругов проживал вне пределов РК;

3)         о расторжении или признании недействительным брака между казахстанскими гражданами, если оба супруга в момент расторжения брака проживали вне пределов Казахстана.

 

 

 

1 Доклад прочитан на международной научно-практической конференции на тему «Сравнительное правоведение и проблемы современной юриспруденции» в г. Екатеринбурге.

2 Зарегистрирована в Минюсте РК 6 марта 1998 г. № 480 // Юрист — справочная правовая система. — 2005.

3 Бюллетень Верховного суда РК. — 2003. — № 8.

4 Ратифицированные РК Соглашения о поощрении и защите инвестиций между Правительством Республики Казахстан и правительствами Малайзии (Закон РК от 11 июня 1997 г.), Кыргызской Республики (Закон РК от 28 октября 1997 г.), Финляндской Республики (Закон РК от 30 октября 1997 г.), Грузии (Закон РК от 5 декабря 1997 г.), Азербайджанской Республики (Закон РК от 5 декабря 1997 г.), Республики Индия (Закон РК от 8 мая 1998 г.), Российской Федерации (Закон РК от 11 декабря 1998 г.), Французской Республики (Закон РК от 5 июля 2000 г.), Швейцарским Федеральным Советом (Закон РК от 8 мая 1998 г.), Бельгийско-Люксембургским Экономическим Союзом (Закон РК от 30 декабря 1999 г.), между Республикой Казахстан и Чешской Республикой (Закон РК от 11 июня 1997 г.), Государством Кувейт (Закон РК от 22 февраля 2000 г.).

5 Указ президента РК от 30 мая 1995 г. «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским и уголовным делам» // Каз. правда. — 1995. — 31 мая.

6 Постановление Верховного Совета РК от 22 июня 1994 г. «О ратификации договора между Республикой Казахстан и Монголией о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам» // Советы Казахстана. — 1994. — 12 июля.

7 Закон РК от 9 ноября 1998 г. «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и Протокола к Договору между Республикой Казахстан и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» // Каз. правда. — 1998. — 12 ноября.

8 Закон РК от 31 октября 1997 г. «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой о правовой помощи по гражданским делам» // Юрист — справ. прав. система. — 2005.

9 Закон РК от 9 ноября 1998 г. «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Исламской Республикой Пакистан о взаимной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» // Каз. правда. — 1998. — 12 ноября.

10 Закон РК от 30 июня 1997 г. «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой об оказании взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам» // Юрист — справ. прав. система. — 2005.

11 Договор не ратифицирован, с грузинской стороны подписание затягивается в связи с политическими событиями. Текст договора см.: Юрист — справ. прав. система. — 2005.

12 Закон РК от 10 декабря 1998 г. «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Туркменистаном о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1998. — 17 декабря. — № 23.

13 Закон РК от 9 ноября 1998 г. «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Корейской Народно-Демократической Республикой о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам»//Каз. правда. — 1998. — 12 ноября.

14 Закон РК от 8 мая 1998 г. «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. — 1998. — № 7–8.

15 Закон РК от 20 мая 1999 г. «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским делам» // Каз. правда. — 1999. — 22 мая.

16 Постановление правительства РК от 3 февраля 2000 г. № 152 «О проекте Закона Республики Казахстан «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам» // Юрист — справ. прав. система. — 2005.

17 Закон РК от 30 декабря 1999 г. «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов» // Каз. правда. — 2000. — 5 января.

18 Постановление Верховного Совета РК от 2 июля 1992 г. «О ратификации Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» // Юрист — справ. прав. система. — 2005.

19 Постановление Верховного Совета РК от 31 марта 1993 г. «О ратификации Конвенции правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» // Юрист — справ. прав. система. — 2005.

20 Закон РК от 30 декабря 1999 г. «О ратификации Конвенции о защите прав инвестора» // Каз. правда. — 2000. — 5 января.

21 Закон РК от 10 марта 2004 г. «О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» // Ведомости Парламента РК. — 2004. — № 5. — Ст. 24.

22 Закон РК от 30 декабря 1999 г. «О ратификации Соглашения о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств — участников Содружества» // Каз. правда. — 2000. — 4 января.

23 Бард К. Анализ Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей» // Суды без коррупции: Сборник материалов исследования. — Алма-Ата: Общественный фонд «Транспаренси Казахстан». — 2001. — С. 14.

Автор: Баймолднина З.Х.

Вернуться
Нотариальный Вестник №9 2006


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100