Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Актуальные вопросы нотариального обслуживания населения в Южном федеральном округе

04.08.2006

Актуальные вопросы нотариального обслуживания населения в Южном федеральном округе

 

В.А. Гончаров, заместитель руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу

 

В соответствии с действующим законодательством на Министерство юстиции Российской Федерации возложены функции по координации и контролю деятельности подведомственных ему федеральных служб, в том числе Федеральной регистрационной службы России (Росрегистрации). Одним из направлений деятельности территориальных органов Росрегистрации является реализация правоприменительных и контрольных функций в сфере нотариата.

Результаты деятельности территориальных органов Федеральной регистрационной службы и нотариальных палат Южного федерального округа в 2005 г. показали, что, несмотря на положительную динамику, еще имеет место ряд проблем в нотариальном обслуживании населения.

Наиболее актуальные проблемы нотариальной деятельности, имеющиеся в Южном федеральном округе, можно условно разделить на две группы. Первая группа — проблемы практической деятельности нотариата, вторая — проблемы в нормативном правовом регулировании.

Сначала о практике. Доступность нотариальных услуг определяется, в первую очередь, приближенностью нотариальных контор к населению. В субъектах Федерации, имеющих крупные населенные пункты, в которых нет нотариальных контор, нотариальные палаты решают эту проблему путем создания по ходатайствам органов местного самоуправления постоянно действующих консультационных пунктов, в которых нотариусы ведут прием с установленной периодичностью.

В Южном федеральном округе имеется положительный опыт организации нотариального обслуживания населения в отдаленных районах в Республике Адыгея, Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области. В Чеченской Республике формы нотариального обслуживания в отдаленных населенных пунктах только разрабатываются, в связи с тем что республиканская нотариальная палата создана лишь 17 февраля 2006 года.

Хотелось бы отметить, что Федеральной нотариальной палатой проводится работа по обеспечению функционирования нотариата России в отдаленных нотариальных округах с невысоким уровнем экономического развития и созданию доступности нотариальной деятельности. В частности, нотариальным палатам субъектов Федерации, в которых государственные нотариусы переходят на частную практику, для организации их деятельности оказывается финансовая помощь. В число палат, нуждающихся в такой помощи в 2006 г. в Южном федеральном округе, включена Нотариальная палата Республики Калмыкия.

Определение времени работы нотариуса, в том числе времени приема граждан, является важным аспектом доступности нотариальных услуг.

В условиях отсутствия однозначного законодательного регулирования этого вопроса формируется диаметрально противоположная практика, от четкого применения трудового законодательства, с одной стороны, до определения режима работы нотариуса по собственному усмотрению — с другой.

Например, в Нальчикском нотариальном округе Кабардино-Балкарской Республики допускается работа нотариусов в выходные и праздничные дни по «скользящему графику» без выходных дней, в то время как в Республике Дагестан прием граждан ведется лишь четыре часа в день при 6-дневной рабочей неделе.

Конечно, необходимо учитывать специфику отдельных субъектов округа, но представляется целесообразным введение единых подходов к определению графика работы нотариусов, в том числе при определении времени приема граждан.

В субъектах округа практика организации замещения временно отсутствующих нотариусов, в порядке ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, достаточно разнообразна. В ряде субъектов (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Волгоградская и Ростовская области) совместно с нотариальными палатами разработаны и утверждены территориальными органами Росрегистрации Положения о порядке временного замещения нотариусов, занимающихся частной практикой. В других, где не разработаны такие положения, в каждом конкретном случае руководителем территориального органа Росрегистрации издается соответствующий приказ (Республика Адыгея).

Хотелось бы отметить, что развитие этой формы замещения нотариусов способствует совершенствованию организации работы нотариальной конторы, которая функционирует с полной нагрузкой в период временного отсутствия нотариуса.

В Южном федеральном округе существует различная практика наделения нотариусов полномочиями по ведению наследственных дел. Разнообразны также принципы распределения обязанностей среди нотариусов одного нотариального округа, наделенных полномочиями по ведению наследственных дел.

Актуальным вопросом в деятельности нотариальных палат на данный момент является содержание государственного нотариального архива. Территориальные органы Росрегистрации и нотариальные палаты организуют и обеспечивают мероприятия по временному хранению архивов ликвидированных государственных нотариальных контор.

Эта работа является затратной и трудоемкой. Например, в Ставропольском крае на хранение и обработку архивов нотариусами ежегодно расходуется 3 млн рублей. В Ростовской области архив только одной областной нотариальной конторы составляет около 4 тыс. нарядов объемом 250 листов каждый.

Представляется, что вопрос об определении единого порядка хранения архивов государственных нотариальных контор целесообразно разрешить на федеральном уровне.

В качестве положительного примера, который можно использовать и в других субъектах округа, хотелось бы отметить Республику Дагестан, где создан единый городской архив нотариальных дел, в котором хранятся архивы ликвидированных государственных нотариальных контор г. Махачкалы, планируется создание такого же архива в г. Дербенте.

Особого внимания заслуживает такая форма взаимодействия территориальных органов Росрегистрации и нотариальных палат, как заключение соглашений о взаимодействии. Такие соглашения заключены в Ростовской, Волгоградской областях и других субъектах. Оценка результатов этих соглашений свидетельствует о том, что они способствуют повышению эффективности деятельности по вопросам совместной компетенции, регламентируют порядок обмена информацией, проведения проверок. Проводится работа по распространению данного опыта во всем Южном федеральном округе.

И все же, несмотря на вышеуказанные проблемы в практической деятельности нотариусов, основными вопросами, с которыми сталкиваются как территориальные органы Росрегистрации, так и нотариальные палаты в Южном федеральном округе, являются пробелы в нормативно-правовом регулировании.

Очевидно, что для развития нотариата необходимо обновление законодательства. Основы законодательства РФ о нотариате выполнили роль акта переходного периода развития нотариата; деятельность нотариата должна регулироваться законом, так как Конституция Российской Федерации не предусматривает существование законодательных актов в виде Основ.

В настоящее время наблюдается несоответствие действующих нормативных положений в определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (пп. 28 п. 2 ст. 26.3) определение численности нотариусов в пределах территории субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 12 Основ, количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции России совместно с Федеральной нотариальной палатой.

В пп. 16 п. 6 Положения о Федеральной регистрационной службе предусмотрено, что определение количества должностей нотариусов в нотариальном округе находится в совместном ведении Федеральной регистрационной службы и Федеральной нотариальной палаты.

Согласно Положению о Главном управлении Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации (пп. 12 п. 7) и Общему положению о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации (пп. 19 п. 6), решение вопроса об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе передано в совместную компетенцию территориального органа Федеральной регистрационной службы и нотариальной палаты субъекта Российской Федерации.

Следствием такой несогласованности между вышеназванными актами являются возникшие проблемы по определению полномочий между названными органами при решении вопроса о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе.

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате». Данным проектом предлагается определять количество должностей в нотариальном округе Федеральной регистрационной службой совместно с Федеральной нотариальной палатой исходя из численности нотариусов, установленной в пределах субъекта Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений территориального органа Росрегистрации и нотариальной палаты субъекта.

Касаясь правотворческого процесса, хотелось бы сказать, что на сегодняшний день мы можем наблюдать отмену ряда правовых актов, в результате чего создаются значительные пробелы в регулировании деятельности нотариусов. В качестве примера можно привести Приказ Минюста России № 73 от 26 апреля 1999 г. «О признании утратившей силу Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР». Несмотря на то, что указанная инструкция объективно устарела, она, тем не менее, являлась единственным источником, подробно регламентировавшим вопросы, связанные с совершением нотариальных действий. В результате фактически сложилась ситуация правового вакуума во многих моментах нотариальной деятельности, которая частично была исправлена утверждением Приказом Министерства юстиции от 15 марта 2000 г. № 91 Методических рекомендаций по совершению нотариальных действий нотариусами Российской Федерации.

Федеральная нотариальная палата указала, что отмена указанной инструкции увеличивает количество пробелов правового регулирования порядка совершения нотариальных действий нотариусами. В результате, несмотря на признание инструкции утратившей силу, Федеральная нотариальная палата рекомендовала нотариусам в целях выработки единой нотариальной и судебной практики руководствоваться некоторыми отмененными положениями инструкции, которые не противоречат действующему законодательству. Их применение, по мнению палаты, соответствовало бы ст. 18 Конституции РФ, а также ст. ст. 5 и 6 Гражданского кодекса РФ, согласно которым применение указанных норм, исходя из аналогии закона, можно рассматривать в качестве обычаев делового оборота нотариальной деятельности, если оно отвечает общим началам и смыслу гражданского законодательства, требованиям добросовестности, разумности и справедливости (журнал «Российская юстиция» № 10 за 1999 г., с. 34).

Таким образом, можно было наблюдать ситуацию, при которой нотариус руководствовался при совершении того или иного нотариального действия порядком, установленным обычаем делового оборота нотариальной деятельности, а, как известно, нотариус обладает публично-правовым статусом и осуществляет нотариальные действия от имени государства. Следовательно, говорить об обычае в данном случае невозможно.

Проблема отсутствия нормативного правового акта, регламентирующего организацию делопроизводства нотариальных контор, а также порядок осуществления контроля за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой, до настоящего времени также не утратила своей актуальности.

Особую озабоченность сегодня вызывает отстранение нотариусов от такого действия, как удостоверение сделок с недвижимостью. Нормы Гражданского кодекса РФ сузили эту сферу деятельности нотариата, в которой он традиционно был силен. Вызывают вопросы критерии, принятые законодателем, при разграничении сделок, требующих и не требующих обязательного нотариального удостоверения. Почему, например, не требуется обязательного нотариального удостоверения для договора купли-продажи и дарения имущества, как движимого, так и недвижимого, а для договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением требуется, независимо от вида отчуждаемого имущества? Ссылки на опыт западных стран в данном случае не убеждают, так как хотя там и нет требования об обязательном нотариальном удостоверении таких сделок, однако, по сложившимся традициям, при совершении сделки с недвижимостью граждане обращаются к нотариусу.

Главным управлением Министерства юстиции России по Южному федеральному округу во взаимодействии с территориальными органами Росрегистрации и нотариальными палатами, действующими в пределах округа, работе по улучшению качества нотариального обслуживания населения уделяется постоянное внимание. Так, вопрос взаимодействия окружных территориальных органов Росрегистрации и нотариальных палат по вопросам оптимизации деятельности нотариальных контор в целях совершенствования нотариального обслуживания граждан был предметом рассмотрения на Координационном совете при Главном управлении Министерства юстиции России по Южному федеральному округу, который состоялся 24 марта 2006 г. в г. Ессентуки. В заседании Координационного совета приняли участие президент Федеральной нотариальной палаты Клячин Е.Н., а также президенты всех нотариальных палат, действующих в Южном федеральном округе.

С учетом принятых Координационным советом решений указанная работа в Южном федеральном округе будет продолжена как в области практической деятельности, так и в части инициирования предложений по совершенствованию федерального законодательства в сфере нотариата.

Автор: Гончаров В.А.

Вернуться
Нотариальный Вестник №8 2006


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100