Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Выбираем компьютер

13.07.2006

Выбираем компьютер

 

А.И. Лютенко, член Комиссии ФНП по использованию информационных технологий

 

Одно из технических чудес ХХ века — компьютерная техника — давно стало чем-то обыденным. Установленный на рабочем месте нашего современника ноутбук последней модели вызывает те же ассоциации, что и авторучка: эка невидаль — инструмент. Так оно и есть: по данным Комиссии ФНП по электронным документам за 2005 год, 98,4 % нотариусов России используют компьютеры в своей работе, причем 13,55 % контор оборудовано локальными компьютерными сетями.

На первый взгляд — очень неплохие показатели. Но только каждый четвертый компьютер (26,25 %) соответствует современным техническим требованиям, а каждый пятый (17,79 %) — это парк устаревшей техники, находящейся в эксплуатации свыше шести лет. Приходим к выводу: компьютерная техника, как и любой другой инструмент, требует определенной заботы: его необходимо ремонтировать, вовремя менять, а чтобы он отдавал вложенные в него средства — еще и грамотно использовать.

При выборе компьютера сначала определяется круг задач, которые должна будет выполнять новая техника. Затем подбирается программное обеспечение, наиболее полно соответствующее их решению. В последнюю очередь выбирается компьютерное оборудование, технические параметры которого необходимы и достаточны для работы выбранного программного обеспечения. При таком подходе удается минимизировать затраты: например, зачем вам нужен самый технически совершенный и соответственно дорогой видео-адаптер, если вы не собираетесь заниматься видеомонтажом или играть в современные компьютерные игры?

Итак, определяем минимальный круг задач для компьютера, который предполагается установить в нотариальной конторе. Разумеется, основная задача — это подготовка нотариальных документов, обеспечение их хранения, распечатка текстов. Важной задачей является также работа с информационно-поисковыми системами (ИПС) по законодательству. Обмен сообщениями различного вида по электронной почте значительно ускоряет документооборот как с нотариальными палатами, так и между нотариусами. Ну и, наконец, получение различной справочной информации (реквизитов нотариусов России, проверка номеров действующих бланков и т.д.).

Выбор программного обеспечения (ПО), наверное, самая ответственная проблема. Разумеется, все программное обеспечение, установленное на вашем компьютере, должно быть лицензионным. Все, что подтверждает факт его законного приобретения (бухгалтерские документы, фирменные диски, коробки, голограммы и шильдики), должно быть в непосредственной близости от рабочего места и в необходимом количестве: на каждый компьютер — отдельная лицензия (свой комплект документов). Теперь о каждом компоненте подробнее.

Операционная система (ОС) — обязательный компонент. Без нее ваш новенький компьютер — просто набор микросхем. Чаще всего рассматриваются два варианта поставки операционной системы: версия ОЕМ, которая приобретается только с новым оборудованием либо во время апгрейда (модернизации) оборудования, и BOX — версия в красочной коробке со всей сопроводительной документацией для установки на ранее приобретенные компьютеры. Версия ОЕМ при покупке будет стоить примерно на четверть дешевле, чем BOX-версия. К сожалению, выбор операционных систем невелик: ОС LINUX, OS/2 либо ОС Windows XP. Преимущества первой — небольшая стоимость, недостатки — маленький выбор прикладных программ, которые могут с ней работать. OS/2 — очень специфичный и довольно дорогой программный продукт, поэтому нам остается выбрать одну из разновидностей ОС Windows XP, которая наиболее распространена в данное время.

Для небольшого офиса (от одного до трех отдельно работающих компьютеров) достаточно использовать самый простой и соответственно недорогой (2 тыс. руб.) программный продукт — Windows XP Home Edition (ОЕМ). Если вы собираетесь устанавливать в своем офисе четыре и более компьютеров, объединенных в локальную сеть, обеспечивать им выход в Интернет, то вам не обойтись без Windows XP Professional ОЕМ (4100 руб.). Более серьезный вариант локальной сети с сервером потребует для него Windows Server 2003 ОЕМ (от 18 тыс. руб.).

Тексты нотариальных документов можно создавать с помощью различных прикладных программ под общим названием «текстовые редакторы». Существует их великое множество, но упомянем только одну, самую популярную, — Microsoft Word (70 % рынка), которая может стоить от 2000 рублей. Этот же текстовый редактор в комплекте с электронными таблицами Exel, базой данных Access и другими полезными программами распространяется под общим названием Microsoft Office 2003 (от 8500 руб.).

Нужно иметь в виду, что при использовании любого текстового редактора необходимо первоначально набрать вручную (либо скопировать у кого-нибудь) тексты необходимых вам нотариальных документов. Для автоматизации работы с текстами нотариальных документов можно использовать программу «Автоматизированное рабочее место (АРМ) нотариуса «Экспресс».

В нотариальную контору с небольшим количеством нотариальных действий, без возможности работы исполняющего обязанности нотариуса, можно установить ее версию «Экспресс-Компакт» за 3990 рублей. В остальных случаях рекомендуется полная версия «Экспресс» стоимостью 9990 руб., включающая в себя регулярные обновления в течение полугода, которые упростят процедуру синхронизации содержимого ваших документов с требованиями законодательства России. В этом случае вам не нужно приобретать текстовый редактор, кроме того, упрощается процедура сохранения и поиска созданных вами документов.

Выбрать информационно-поисковую систему (ИПС, их еще называют справочными правовыми системами) по законодательству уже сложнее, их существует гораздо больше: «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и еще несколько менее известных. Цену на подобные ИПС назвать трудно, ибо она будет складываться из стоимости первоначальной установки, количества выбранных вами для работы баз по видам законодательства и периодичности обновлений (ежедневно, еженедельно и т.д.). Ориентировочно ИПС может обойтись в 4000 руб. ежемесячно.

Программа для обмена сообщениями по электронной почте Outlook не потребует дополнительных расходов — она является частью любой разновидности ОС Windows. Однако для обсуждения профессиональных вопросов, связанных с нотариальной деятельностью, существует бесплатная специализированная корпоративная почтовая программа Triasoft Mail. Основное ее достоинство — ограниченный круг пользователей, работать с ней могут только зарегистрированные пользователи — нотариусы. Для остального Интернет-сообщества она просто «не видна».

Максимальное количество справочной информации: реквизитов нотариусов и нотариальных палат России, проверка номеров выданных и недействительных бланков, отмененных доверенностей и т.д. предполагается разместить в еще одном бесплатном масштабном проекте: «еНот» — Информационной системе нотариуса, промышленная эксплуатация которой должна начаться в 2006 году.

Итак, мы рассмотрели минимальный набор программного обеспечения для нотариальной конторы. Пора перейти к выбору компьютерного оборудования. Подготовка текстов и работа с электронной почтой — задачи, ориентированные для работы с самыми простыми компьютерами, выпущенными за последние пять-шесть лет. Значит, и новый системный блок нам можно приобрести из самого недорогого сегмента рынка с примерной конфигурацией: процессор Celeron 2,8 Ггц, полностью интегрированная материнская плата (со встроенными в нее видеоадаптером, звуковой и сетевой картами), оперативная память (RAM) 265 Мб, накопитель на жестком диске (HDD) 80–120 Гб, комбинированный накопитель для чтения любых оптических (DVD, CD) и для записи компакт-дисков. Стоимость подобного системного блока составит примерно 11 500 рублей. Приличный жидкокристаллический монитор (LCD) с диагональю экрана в 17 дюймов будет занимать мало места на рабочем столе, экономно расходовать электричество и стоить 8500–9000 рублей. Для работы с электронной почтой и Интернетом понадобятся два компонента. Первый — телефонная линия либо сотовый телефон с возможностью работы в режиме GPRS. Второй — модем. В настоящее время наибольшей популярностью пользуются модемы двух типов: dial-up (коммутируемый доступ) и ADSL (выделенная линия). Цена на оба варианта примерно одинакова (от 1000 до 2000 руб.), но технические характеристики существенно разнятся. Для dial-up модема основное преимущество — мобильность, т.е. возможность работы с телефонными линиями, имеющими разные номера, скорость работы достаточная для приема — передачи почтовых сообщений и работы с Интернетом одного пользователя. Основной недостаток — на все время работы модема ваша телефонная линия будет занята. При использовании ADSL модема ваша линия будет всегда свободна, а скорости его работы будет достаточно для одновременной работы нескольких пользователей. К недостаткам можно отнести лишь его «привязанность» к одной телефонной линии.

Чтобы сохранить информацию и защитить компьютерное оборудование от перепадов напряжения и кратковременных перебоев в подаче электропитания, придется приобрести UPS — блок бесперебойного питания. На решение этой проблемы уйдет еще 1500–3000 рублей.

Подготовленные и сохраненные в компьютере тексты необходимо превратить в нотариальные документы на бумаге или специальном бланке. В этом нам поможет принтер. Его выбор зависит от многих критериев, один из которых — ежедневный тираж. Естественно, чем больше документов нам необходимо напечатать, тем более производительный и дорогой аппарат придется выбрать. Еще один важный критерий — способ нанесения изображения на бумагу, от этого будет зависеть быстрота и качество печати, стоимость изготовления одной копии, а также срок архивного хранения готового документа. Если отбросить экзотические варианты печати, останется три самых популярных, которые и попробуем рассмотреть.

Матричная печать является, пожалуй, самой почтенной по возрасту, но до сих пор пользующейся заслуженной популярностью. Стоимость принтера — от 4800 рублей. Суть технологии проста: изображение формируется путем «выстреливания» иголочек, содержащихся в печатающей головке, на прокрашенную ленту, что вызывает образование точки на бумаге. На сегодняшний день матричная печать почти перестала быть интересной домашним пользователям — шумный и довольно медленный процесс печати. Однако существуют области применения, где ее пока невозможно заменить: печать многоэкземплярных форм (авиабилеты), печать на ответственных бланках и формах, где важна не только отпечатанная информация, но и факт нанесения ее ударным способом, что увеличивает срок архивного хранения и затрудняет подделку документа. Принцип струйной печати до гениального прост. В тончайшем канале, в котором формируются капельки чернил, расположен микроскопический нагреватель. Электрические импульсы заставляют чернила вскипать с образованием воздушных пузырьков, и эти пузырьки «выстреливают» каплю чернил на бумагу. Такая технология уменьшает количество взаимодействующих механических деталей, и соответственно уменьшается шум. Скорость печати современного струйного принтера вполне достойная, а цена самого принтера невелика (от 3 тыс. руб.). К недостаткам струйной печати можно отнести недостаточную влаго- и светостойкость большинства чернил, а также сравнительно высокую стоимость одной копии из-за высокой цены на оригинальные картриджи.

В течение трех десятков лет принцип лазерной печати почти не изменился и в упрощенной форме выглядит примерно так: лазер заряжает в нужных местах фотобарабан, на заряженные его участки переносится тонер (красящий порошок), который, в свою очередь, переносится на бумагу. Бумага поступает в «печку», где происходит закрепление изображения. Достоинств — масса: лояльные цены на технику (от 5200 руб.), высокая скорость печати, большой ресурс работы, низкая стоимость расходных материалов, большой срок архивного хранения. Но именно архивного, т.к. если документ сложить в несколько раз, то на перегибах велика вероятность потери части текстовой информации, также ее можно частично потерять, если вкладывать документы в пластиковую папку-файл. В этом случае часть порошка может прилипнуть к пластику и документ будет испорчен. Решить проблему можно, если вложить по листу чистой бумаги между пластиком и документом.

В настоящее время на рынке печатающих устройств активно продвигается новый класс — многофункциональные устройства (МФУ), которые в одном корпусе могут объединять струйный либо лазерный принтер, сканер, копир и даже факс (от 4000 руб.). Удобства в виде экономии пространства на рабочем месте неоспоримы, остальные достоинства и недостатки зависят от того, какой принцип печати (струйный или лазерный) реализован в конкретной модели. Вот только при серьезной поломке МФУ вы лишаетесь не одного устройства, а минимум — трех.

Проблема печати и хранения документов, а также экономические ее аспекты имеют большое значение, и поэтому трудно давать однозначные советы в выборе принтеров. Здесь решение за вами.

 

Давайте выясним сумму, которую придется заплатить за оборудование одного рабочего места минимальной конфигурации в нотариальной конторе:

Программное обеспечение

Windows XP Home Edition (OEM)

2000 руб.

Microsoft Word 2003

2000 руб.

Итого:

4000 руб.

Компьютерное оборудование

Системный блок Celeron 2.8 гГц

11 500 руб.

Монитор LCD 17’’

8500 руб.

Модем 56К USB

1000 руб.

Блок бесперебойного питания

1500 руб.

Струйный принтер

3000 руб.

Итого:

25 500 руб.

Всего:

29 500 руб.

 

Средняя конфигурация рабочего места может стоить:

Программное обеспечение

Windows XP Professional (OEM)

4100 руб.

АРМ «Экспресс-Компакт»

3990 руб.

Итого:

8090 руб.

Компьютерное оборудование

Системный блок Pentium 4 2.8 гГц

16 000 руб.

Монитор LCD 17’’

8500 руб.

Модем ADSL

1500 руб.

Блок бесперебойного питания

1500 руб.

Лазерный принтер

3000 руб.

Итого:

37 700 руб.

Всего:

40 790 руб.

 

Наконец, «профессиональная» конфигурация:

Программное обеспечение

Windows XP Professional (OEM)

4100 руб.

АРМ «Экспресс», полная версия

9990 руб.

Итого:

14 090 руб.

Компьютерное оборудование

Системный блок Pentium 4 3.0 гГц

21 000 руб.

Монитор LCD 19’’

11 000 руб.

Модем ADSL

1500 руб.

Блок бесперебойного питания

1500 руб.

МФУ на основе лазерного принтера

10 000 руб.

Итого:

45 000 руб.

Всего:

59 090 руб.

 

Разумеется, приведенные в статье цифры показывают только порядок цен и в каждом регионе они могут различаться. Удачного выбора!

 

Автор: Лютенко А.И.

Вернуться
Нотариальный Вестник №7 2006


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100