Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Реестр завещаний. Общеевропейская сеть

13.07.2006

Реестр завещаний. Общеевропейская сеть

 

В жизни Европейской сети реестров завещаний (ЕСРЗ) — RERT Reseau europeen des registres de testaments, к созданию которой по инициативе Конференции нотариатов Европейского союза (КНЕС) приступили в 2002 г. французский и бельгийский нотариаты, завершился очередной этап. Создана система автономного управления, способная обеспечить развитие сети, у которой к тому же появился новый партнер — Словения. Проводимая работа в определенной степени опережает предстоящие инициативы Европейской комиссии в области урегулирования вопроса о трансграничном наследовании.

Следует ли предусмотреть создание системы регистрации завещаний во всех государствах-членах? Нужно ли создавать единый централизованный реестр? Каков должен быть порядок доступа предполагаемых наследников и компетентных органов власти к национальным составляющим сети или к самому централизованному реестру?

Все эти вопросы были поставлены Европейской комиссией 1 марта 2005 г. в своей «Зеленой книге» по вопросам наследования и завещаний. Для европейского нотариата в этом и вызов, и огромная надежда. Вызов в том, что эти вопросы не должны породить проект, который перечеркнул бы то, что уже достигнуто в этой области с отказом от Европейской сети реестров завещаний, предложенной в 2002 г. Конференцией нотариатов Европейского союза, в рамках которой уже объединены национальные реестры Франции и Бельгии. А надежда состоит в том, что именно эти поставленные вопросы могли бы придать ЕСРЗ заслуживаемый ею в рамках расширенной Европы размах, облегчить ее географическое расширение и добиться оптимизации юридических, экономических и технических условий ее функционирования. Именно поэтому Конференция нотариатов Европейского союза (КНЕС) моментально заинтересовалась этим проектом. 15 февраля 2005 г., еще до опубликования «Зеленой книги», она представила его Марио Тенрейро, руководителю отдела «судебного сотрудничества в гражданской области» Европейской комиссии, и его сотрудникам, который, по мнению представителей бельгийского и французского нотариатов, принимавших участие в заседании, был встречен «с большим интересом и весьма доброжелательно». 11 марта 2005 г. КНЕС поручила этим представителям разработать план по созданию автономной адекватной структуры для обеспечения укрепления и расширения ЕСРЗ.

 

Транснациональная сеть или центральный европейский реестр?

Этот план был представлен и одобрен на Генеральной ассамблее КНЕС в Варшаве 2–3 июня 2005 г. Он предполагает осуществление двух главных задач: создание Ассоциации по управлению ЕСРЗ (АУЕСРЗ) и присоединение к сети новой страны — Словении. АУЕСРЗ представляет собой международную ассоциацию бельгийского права, призванную «способствовать созданию реестров завещаний в государствах-членах». Штаб-квартира Ассоциации находится в Брюсселе в непосредственной близости от КНЕС и учреждений ЕС. Однако технические функции новой структуры осуществляются Ассоциацией по развитию нотариальной службы в Венель (Прованс, Франция), которая готова поддерживать отношения с любой частной или публичной структурой в Европе, ведающей реестром завещаний.

У Словении такого реестра не было. Спрашивается, зачем надо было начинать расширение ЕСРЗ со страны, у которой нет реестра? Прежде всего, потому что она хотела участвовать в эксперименте. Во-вторых, от этого только возрастет вера в ЕСРЗ и в европейский нотариат. Получит подтверждение возможность очень быстро оснастить страну реестром завещаний благодаря экспорту системы, хорошо зарекомендовавшей себя в других странах. Да, европейский нотариат может по собственной инициативе предложить конкретные решения проблем, которые хочет решить Европейский союз. Наконец, играет роль и нотариальная солидарность. Став членом ЕСРЗ, нотариат Словении укрепляется во внутреннем плане, и ему тогда уже легче защищать свои прерогативы и устав, а подобное положение характерно для целого ряда стран Центральной Европы. Помимо Словении интерес к ЕСРЗ проявили Австрия, Эстония, Латвия, Нидерланды, Венгрия. Многое будет зависеть от ответов на вопросы «Зеленой книги» по наследованию. Если Европейская комиссия действительно задумывается над созданием системы регистрации завещаний во всех государствах — членах Европейского союза с опорой на Базельскую конвенцию, не исключено, что она имеет в виду возможность появления транснациональной сети, объединяющей реестры завещаний. Идея разработки Центрального европейского реестра не находит большего числа сторонников из-за своей сложности и тяжеловесности. Следовательно, остается сеть. Первый убедительный опыт расширения ЕСРЗ получен — остается только расширять ее дальше.

 

Финансовые и административные препятствия

Все, разумеется, обстоит не так просто, существует ряд трудностей. Первый вопрос: все ли страны в состоянии иметь подобный реестр? Хотя информатика и получила достаточно широкое распространение практически повсюду, стоимость оборудования остается достаточно высокой. Словении потребовалось более 97 тыс. евро инвестиций, к которым необходимо добавить ежегодные 43 тыс. 500 евро на эксплуатацию. Получив общеевропейский статус, ЕСРЗ, по логике вещей, должна получить от Европы и финансовую поддержку, например по линии общеевропейской рамочной программы сотрудничества в судебной области, той самой, по которой финансируется Formanote, или исследовательской программы Е-justice. Со своей стороны АУЕСРЗ думает над тем, как сократить расходы. В частности, над возможностью предоставления на выгодных финансовых условиях прав на использование программного обеспечения для управления национальным реестром. Согласно многочисленным нотариальным исследованиям, это должно обойтись от 10 до 40 тыс. евро плюс ежегодное обслуживание стоимостью от 5 до 8 тыс. евро. Судя по опыту Словении, таким программным обеспечением могла бы стать адаптированная версия французской Центральной картотеки завещательных распоряжений, которую АУЕСРЗ распространяла бы по поручению Ассоциации развития нотариальной службы (АРНС). Приобретатели взяли бы на себя адаптацию программного обеспечения к своему законодательству, языку и административной практике, а АРСН отвечала бы за эксплуатацию своей адаптированной версии и с помощью АУЕСРЗ передавала бы незначительные изменения, позволяющие системе отвечать требованиям сегодняшнего дня. Преодолевать следует не только финансовые трудности, но и административные и даже политические препятствия. Выше уже было сказано, что АУЕСРЗ готова сотрудничать не только с реестрами, управляемыми нотариатом, но и с теми, которыми ведают государственные органы. Такой подход позволяет шире смотреть на вещи, хотя, вероятно, на практике вряд ли этими вопросами будут заниматься министерства или суды. Это потребовало бы больших изменений. Руководители ЕСРЗ полагают, что в целях упрощения присоединения к сети Нидерландов и Люксембурга эти страны передадут в будущем управление реестрами от министерств юстиции в руки нотариатов своих стран. Необходимость сильной политической волиТрудности существуют и в странах, в которых реестрами управляют нотариаты. В Австрии, в отличие от Франции и Бельгии, обращаться к реестру имеет право только тот нотариус, который занимается оформлением наследства. Такое ограничение с трудом согласовывается с возможными обращениями третьих лиц — нотариусов Франции, Бельгии, Словении. Еще одна проблема, на этот раз из другой области: французские и бельгийские нотариусы могут перенаправить своим клиентам счет ЕСРЗ за пользование сетью, а словацкие нотариу-сы — в случае их присоединения — сделать этого не смогут, потому что министерство юстиции обязывает их самим нести расходы по использованию электронных средств в своей работе. Вот почему при расширении сети необходимо учитывать особенности каждой страны-участницы, находить определенную гармонию в практических способах эксплуатации и определении общих требований. Именно по этой причине АУЕСРЗ проявляет определенную гибкость при разработке условий присоединения к общеевропейской сети. Участник может быть, например, «полным партнером», то есть разрешать доступ к своему реестру и иметь право обращаться к реестрам других участников, или же, если по каким-то причинам такое «полное партнерство» оказывается невозможным или нежелательным, он становится просто клиентом сети.Следует ли считать создание сети всех европейских государств трудной задачей? В такой же степени, как и осуществление всех других крупных европейских проектов, для успешной реализации которых требуется сильная политическая воля. Но игра стоит свеч, и уже где-то через 10–15 лет проводимая работа даст свои плоды. На сегодняшний день в обменах между Францией и Бельгией бывает до 30 запросов в месяц, но с ростом мобильности населения в Европе это количество со временем может резко возрасти. Потому и необходима расширенная и углубленная Европейская сеть реестров завещаний (ЕСРЗ).

 

Краткий обзор состояния реестров завещаний в Европе

На сегодняшний день реестры созданы в 14 государствах — членах Европейского союза. Десять из них: Бельгия, Кипр, Испания, Эстония, Франция, Италия, Литва, Люксембург, Нидерланды и Португалия создали реестры в результате их присоединения к Конвенции Совета Европы, так называемой Базельской конвенции, подписанной в 1972 г. и вступившей в силу в 1976 году. Конвенция предлагает государствам-участникам создать центральный реестр завещательных распоряжений, управляемый нотариатом или администрацией.

Три страны: Австрия, Чехия, Словакия сделали это по собственной инициативе, а Словения — в результате намерения присоединиться к ЕСРЗ. У четырнадцатой страны, Турции, также имеется реестр, несмотря на то, что она не является членом Евросоюза, но при этом входит в состав Совета Европы.

Во Франции, Бельгии, Австрии, Чехии, Словакии, Словении и Турции реестры находятся в ведении нотариатов, в других странах ими ведают суды или министерства юстиции.

 

Правила пользования Европейской сетью реестров завещаний (ЕСРЗ)

Французские нотариусы обращаются к ЕСРЗ обязательно через Центральную картотеку завещательных распоряжений (ЦКЗР) в Венель (Прованс, Франция), которая посылает запрос в Бельгию или Словению и получает от них ответ, который пересылается запрашивающему нотариусу. Гарантом обоснованности обращения к ЕСРЗ является французский Центральный реестр завещательных распоряжений, и свидетельства о смерти в ЕСРЗ не направляются. Ответственность за направляемые ответы несет реестр соответствующей страны-участницы, и запрашивающий нотариус получает их в том виде, в каком они отправлены этой страной, при возможной корректировке, отвечающей нормам ее законодательства.

 

Этапы присоединения Словении к Европейской сети реестров завещаний

Первый этап (18 месяцев) предполагает создание некоего упрощенного словенского филиала в ЦКРЗ в Венель (Франция), своего рода клон ЦКРЗ. Он уже действует и использует локальную сеть французского нотариата и его базы. Летом 2005 г. в Венель было установлено необходимое оборудование и сформирована соответствующая бригада; началось создание продукта и эксплуатация данных; в Словении было осуществлено оборудование 70 нотариальных контор и проведена соответствующая подготовка персонала. Второй этап (18 месяцев) предусматривает полную передачу управления реестром словенскому нотариату, включая перевод, адаптацию интерфейса и другие операции, необходимые для самостоятельной эксплуатации.

 

«Нотариусы — Профессиональная жизнь» № 253, сентябрь/октябрь 2005 г., перевод с французского.

Автор: Нотариальный Вестник

Вернуться
Нотариальный Вестник №7 2006


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100