Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

О практических мерах по оптимизации деятельности нотариальных контор, принимаемых нотариальными палатами Южного федерального округа

13.07.2006

О практических мерах по оптимизации деятельности нотариальных контор, принимаемых нотариальными палатами Южного федерального округа

 

Н.Ю. Попова, член Координационного совета при Главном управлении Министерства юстиции РФ по Южному федеральному округу, президент Нотариальной палаты Ростовской области

 

Нотариат видится в «капле воды»

Каждый из нас хотя бы один раз обращался к нотариусу, в том числе и как частное лицо. Именно в нотариальной конторе и складывается мнение о доступности нотариальной помощи, о квалификации нотариусов, о соответствии их своему публичному статусу, говоря проще, о качестве нотариальных услуг.

Обращаясь за правовой помощью, мы не интересуемся тем, кто и как организует и контролирует работу нотариуса, какие имеются проблемы в этой работе. Качество нотариального обслуживания люди оценивают по иным критериям:

• Как далеко расположена контора?

• В удобное ли время ведется прием?

• Насколько заметно для населения отсутствие заболевшего нотариуса?

• Сколько времени понадобится, чтобы разыскать в нотариальном архиве документ и понять, сохранился ли он там вообще?

• Почему свидетельство о праве на наследство нельзя получить у ближайшего нотариуса, а приходится ехать на другой конец города к строго определенному нотариусу?

Именно ответы на эти простые вопросы, по моему глубокому убеждению, в полной мере определяют, насколько совершенен сегодня уровень нотариального обслуживания населения. Поэтому здесь будут затронуты те аспекты взаимодействия государственных органов и нотариальных палат, которые непосредственно влияют на работу первичного звена — нотариальной конторы. Я буду опираться на опыт Ростовской области и ту информацию, которую нам любезно предоставили нотариальные палаты.

 

Консультационные пункты или новые конторы?

Насколько могут быть приближены нотариальные конторы к населению? Как правило, нотариальные конторы находятся в центрах административно-территориальных образований. Главная причина этого состоит в том, что здесь сосредоточены те организации, в которых гражданин получает документы, необходимые для нотариальных действий (органы технической инвентаризации и кадастрового учета, опеки и попечительства, регистрации актов гражданского состояния и прав на недвижимость) либо, напротив, для которых необходимы документы, получаемые у нотариуса. Таким образом, приезд гражданина в районный центр неизбежен в любом случае.

В тех субъектах Южного федерального округа, в которых населенные пункты без нотариусов находятся близко от административных центров, нотариальные конторы охватывают услугами все близлежащее население. По данным коллег из Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик, такая организация работы является вполне достаточной и удобной для граждан.

Напротив, в Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской области есть четкая потребность в дополнительном нотариальном обслуживании отдаленных населенных пунктов.

Обращаю внимание, что речь идет о тех небольших населенных пунктах, в которых необходимый населению объем нотариальных услуг не создает экономической базы, достаточной для функционирования конторы на требуемом государственном уровне. Ведь действуя от имени государства и решая задачу государственной важности, например, оформляя наследственные права, нотариус не может решать эту задачу «абы как», без необходимых для полноценной организации работы материальных средств.

Поэтому названные мною регионы пошли по пути организации выездного нотариального обслуживания, т.е. без организации постоянно действующих контор. Например, в Ростовской области в трех административно-территориальных образованиях (г. Новочеркасск, Азовский район, Октябрьский (сельский) район) работают консультационные пункты, где нотариусы ведут прием с установленной периодичностью.

Решения о создании таких пунктов принимаются совместно Федеральной регистрационной службой (ФРС) и нотариальной палатой. При этом мы учитываем все существенные факторы: и количество проживающего населения, и транспортное сообщение с административным центром, и объем совершаемых нотариальных действий, и, что важно, готовность органа местного самоуправления предоставить нотариусу помещение. Нотариальной палатой Ставропольского края по согласованию с правительством края на нотариусов в районах возложены обязанности по выездному обслуживанию граждан. За период с 2001 г. по настоящее время нотариусами на выезде совершено 44 тыс. нотариальных действий, дано 69 тыс. консультаций.

В Краснодарском крае нотариусы выезжают не только в отдаленные населенные пункты, но и в районы, пострадавшие от стихийных бедствий, аварий на транспорте, повлекших многочисленные жертвы (Белореченский, Брюховецкий, Выселковский, Геленджикский, Тихорецкий нотариальные округа). Естественно, работа на выезде не может заменить полноценную контору с необходимой оргтехникой, связью, штатом сотрудников, архивом. Тем не менее за долгий период времени эта форма достаточно позитивно себя зарекомендовала и, как представляется, вполне оправдана, ибо в многих случаях желание органов местного самоуправления иметь своего нотариуса в каждом селе не опирается ни на доводы разумности, ни на экономическую и правовую целесообразность.

Именно объединение усилий ФРС и нотариальных палат дает необходимый эффект при рассмотрении инициатив подобного рода.

 

Время приема и время работы

Следующий аспект организации нотариальной работы касается простого, на первый взгляд, вопроса: кем и как определяется режим работы нотариальной конторы? Можно говорить о существовании совершенно различной практики. Например, в Ингушетии графики работы были утверждены в 2004 г. органом юстиции. В некоторых регионах режимы устанавливаются решениями нотариальной палаты. В Ростовской области графики утверждаются приказом Главного управления Федеральной регистрационной службы по ходатайству нотариальной палаты. Наряду с этим начиная с 2006 г. заявления нотариусов об установлении им графика работы предварительно рассматриваются комиссией, в состав которой входят представители Главного управления ФРС, нотариальной палаты, а также нотариусы. Такая коллегиальность, по нашему мнению, позволяет выработать наиболее оптимальные требования к режиму работы.

Следует отметить, что оптимальность времени работы нотариальной конторы в субъектах Южного федерального округа трактуется далеко не одинаково. Да, как правило, рабочее время в определенной степени ориентировано на нормы Трудового кодекса: 40 часов при 5- или 6-дневной рабочей неделе. Наряду с этим в Кабардино-Балкарской Республике (Нальчикский нотариальный округ) допускается работа нотариусов с использованием «скользящего графика» в выходные и праздничные дни — своего рода непрерывный производственный процесс.

Имеет место и практика, когда прием граждан ведется не полный рабочий день. Так, в Республике Ингушетия прием сокращен на 30 мин ежедневно. Нотариусы Ставропольского края также ежедневно, но уже около двух часов посвящают работе с документами. У нас, в Ростовской области, сохранилась практика государственного нотариата, когда определенные дни посвящены только обработке документов и работе с архивом.

Сразу хочу отметить важную мысль: в нотариальной практике понятия «режим работы» и «расписание приема» существенно различаются. Дело не только в том, что в работе нотариуса в большой степени имеет место творческая составляющая. Невозможно все многообразие правовой действительности свести к десятку-другому текстовых шаблонов. Нотариусу объективно необходимо время для работы с документами как таковыми, в том числе и с архивом. Дело еще и в том, что значительное число нотариальных действий совершается вне конторы — по вызовам на дому, в больницах, в следственных изоляторах. Поэтому режим работы может выглядеть как «с 9 до 18», а прием граждан при этом — «с 9 до 16».

Исходя из своего опыта могу сказать, что отсутствие однозначного нормативного регулирования затрудняет мотивацию решений по режиму работы. Пожелания самих нотариусов, органов местного самоуправления, непосредственно граждан зачастую не совпадают.

Есть городские нотариусы, активно желающие работать более 40 часов в неделю. Трудовое законодательство не исключает такую возможность. Некоторые граждане испытывают потребность в услугах нотариуса в любое время дня и ночи, в том числе после 18 часов, когда оканчивается рабочий день, и в выходные, что, кстати, естественно. Но как это будет выглядеть с точки зрения появления элемента очевидной конкуренции среди нотариусов, что недопустимо.

Присуща ли вообще институту нотариата роль круглосуточного поставщика услуг? Здесь не может быть однозначного ответа, на самом деле, возможно, это и так (например, необходимость срочно удостоверить завещание может возникнуть когда угодно), но следует выработать единые подходы.

В сельской местности, наоборот, деловая активность зачастую определяется расписанием движения общественного транспорта. Объективной необходимости вести прием целый день нет: после трех часов дня в нотариальной конторе просто не бывает посетителей. Опять же, не отменены и нормы о сокращенном рабочем дне для женщин, работающих в сельской местности. А нотариус, по крайней мере в России, все еще женская профессия.

Это далеко не все нюансы, которые следует учитывать.

Не могу сказать, что мы в Ростовской области уже нашли золотую середину между обязанностью нотариуса обеспечивать доступность своих услуг и известной свободой, предоставленной лицам, самим организующим свою деятельность. На данном этапе нами совместно с Главным управлением ФРС практикуется проведение совместных проверок соблюдения нотариусами установленных графиков работы. В том числе проверки направлены на определение оптимального времени приема граждан.

В 2005–2006 гг. проверены все нотариусы, занимающиеся частной практикой в наиболее крупных городах: Волгодонске, Таганроге, Новочеркасске, и 11 нотариусов г. Ростова-на-Дону. В I полугодии 2006 г. мы запланировали завершить аналогичные совместные выезды в остальные нотариальные конторы Ростова. Параллельно с изучением проблематики, связанной с рабочим временем, оценивается состояние контор с точки зрения соответствия их Требованиям к организации нотариального обслуживания нотариусами, занимающимися частной практикой в Российской Федерации, утвержденным Федеральной нотариальной палатой.

Такими методами мы пытаемся определить эффективность работы каждой нотариальной конторы, а также насколько слаженно и дополняя друг друга выполняют свои функции конторы одного нотариального округа. К участию в мероприятиях привлекаются и нотариусы, что способствует распространению положительного опыта. Всегда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

 

Свято место пусто не бывает. Заместительство

Отсутствие нотариуса в рабочее время допускается только по уважительным причинам. В соответствии со ст. 20 Основ, может иметь место замещение временно отсутствующего нотариуса. Мы настаиваем, что такое замещение обязательно, а не желательно исходя из интересов обслуживаемого населения. Например, право гражданина наследовать, связанные с этим сроки не могут быть поставлены в зависимость от наличия или отсутствия конкретного нотариуса на рабочем месте даже и по уважительным причинам.

Какими из возможных способов замещаются временно отсутствующие нотариусы? Каково организационное участие ФРС и нотариальных палат в этом?

Как видно из представленной информации, в регионах формы замещения нотариусов различны. В Ингушетии обязанности отсутствующего нотариуса выполняет другой нотариус. В Карачаево-Черкесской Республике 15 % нотариусов (5 из 34) имеют заместителей, то есть лиц, которые наделяются полномочиями нотариуса на период его отсутствия. В Ростовской области этот показатель составляет 19 % (32 из 173 нотариусов), в Ставропольском крае — 49,5 %, т.е. почти половина нотариусов замещаются специально уполномоченными лицами. Как представляется, развитие этой формы замещения нотариусов (не другими нотариусами, а заместителями), несомненно, способствует совершенствованию организации работы нотариальной конторы. В период временного отсутствия нотариуса контора функционирует с полной нагрузкой, граждане получают квалифицированную нотариальную помощь у специалиста, имеющего, как и нотариус, лицензию.

Основания для отсутствия и порядок замещения нотариусов в Карачаево-Черкесской Республике, Ростовской и Волгоградской областях регулируются положениями, утвержденными органами юстиции по согласованию с нотариальными палатами. Аналогичную функцию в Краснодарском крае выполняет Соглашение о взаимодействии ФРС и нотариальной палаты. В Ставропольском крае наделение полномочиями лиц, замещающих нотариусов, осуществляется путем принятия совместного решения органом юстиции и нотариальной палатой.

Определяя основания временного замещения в Ростовской области, в перечень их включили:

— трудовой отпуск;

— отпуск по беременности и родам, а также по уходу за детьми до достижения ими трех лет;

— болезнь нотариуса и его детей в возрасте до 14 лет;

— представительство в судебных, правоохранительных органах;

— повышение квалификации, участие в мероприятиях, проводимых нотариальной палатой.

Контроль за соблюдением положений нотариусами Карачаево-Черкесской Республики и Ростовской области осуществляется нотариальными палатами. В Краснодарском крае соблюдение порядка замещения контролируют совместно ФРС и нотариальная палата. Основная цель контроля заключается в том, чтобы исключить случаи одновременного совершения нотариальных действий и нотариусом, и заместителем, что прямо противоречит законодательству и подразумевает организацию своеобразной «нотариальной мануфактуры» — с разделением труда и повышением «производительности». Проверяются также случаи отсутствия нотариусов по неуважительным причинам. Как показал анализ работы заместителей нотариусов в Ростовской области в 2005 г., в целом нотариусами соблюдаются основания и сроки временного отсутствия, нотариальная палата своевременно информируется по данным вопросам.

 

Смысловое ядро нотариальной компетенции. Наследство

Предметом совместного рассмотрения ФРС и нотариальных палат является и наделение нотариусов полномочиями по выдаче свидетельств о праве на наследство. Практика показывает, что не все нотариусы, занимающиеся частной практикой, наделяются такими полномочиями. Например, в Ингушетии наследственные дела ведут 5 нотариусов из 12 (42 %), в Карачаево-Черкесской Республике 23 из 34 (68 %). В Ростовской области задействованы почти все нотариусы — 169 из 173 (98 %), а в Краснодарском и Ставропольском краях, Астраханской и Волгоградской областях — все нотариусы.

При этом нотариальные палаты для наделения нотариуса полномочиями учитывают такие критерии, как степень квалификации, стаж работы (Кабардино-Балкарская Республика).

В связи с этим хотелось бы отметить, что позиции и настроения нотариусов при возложении на них обязанностей по ведению наследственных дел различны. Одни считают, что «наследство» — затратная и чрезвычайно сложная обуза, другие — что это почетная и желанная обязанность, являющаяся смысловым ядром нотариальной деятельности как таковой.

Наша позиция проста. Если это обязанность, то «не хотеть» ее нельзя. Нет никакого сомнения, что квалификация нотариусов просто не должна и не может различаться до такой степени, что одному нотариусу следует доверить эту работу, а другому мы это доверить не решимся. Это совершенно абсурдная постановка вопроса, на наш взгляд, такой «люфт» квалификаций в рамках профессионального сообщества недопустим.

К тому же ведение наследственных дел всеми частнопрактикующими нотариусами позволяет уравновесить нагрузку и соответственно ускорить производство по этим наиболее сложным и востребованным нотариальным действиям.

Что касается принципа распределения обязанностей между нотариусами одного округа, то, как правило, в их основу положен либо территориальный, либо алфавитный принципы; в последнем распределение осуществляется в зависимости от начальных букв фамилии наследодателя.

Эту практику можно считать проверенной временем. По мнению нотариальных палат, предпосылок для использования иных принципов распределения компетенции по оформлению наследственных прав на данном этапе не усматривается.

 

«Наследство» государственных нотариальных контор. Архивы

Федеральная регистрационная служба и нотариальные палаты организуют и обеспечивают мероприятия по хранению нотариальных архивов и архивов ликвидированных государственных нотариальных контор, которые в настоящее время находятся на временном хранении.

Решения о возложении обязанностей по хранению архивов принимаются органами юстиции и нотариальными палатами.

Тенденции здесь таковы. В Кабардино-Балкарской Республике архивы упраздненных государственных нотариальных контор хранятся нотариальной палатой. В Ингушетии и Карачаево-Черкесской Республике архивы госконтор хранят непосредственно нотариусы.

Масштабы этой важной работы, трудовые и финансовые затраты нотариата отражают следующие данные. В Краснодарском крае государственные архивы хранят 42 нотариуса. В Ставропольском крае нотариусы обеспечивают хранение и обработку 143 архивов бывших государственных нотариальных контор. Нотариусами заключены трудовые договоры с 8 архивариусами.

Астраханская палата полностью обеспечивает хранение государственного архива с 1937 г. по 1993 г. за счет собственных средств. Волгоградской палатой архивы всех государственных нотариальных контор, работавших в г. Волгограде до 1993 г., сформированы в единый архив, работу которого обеспечивает палата. В Ростовской области непосредственно в палате хранятся архивы некоторых госконтор и нотариусов, полномочия которых прекращены. Архивы других госконтор находятся у нотариусов, в том числе и у бывших ранее государственными, то есть имеется преемственность архивного хранения. Всего хранится порядка 65 архивов. Архив одной Ростовской областной государственной нотариальной конторы составляет более 4 тыс. нарядов объемом 250 листов каждый. Для этого отведено отдельное помещение вне здания нотариальной палаты, используемое только для хранения архива. Подобным образом решают задачу и другие нотариальные палаты.

Проблема заключается в ответе на вопрос: может ли хранение архивов госконтор, т.е., по сути, государственных архивов, являться компетенцией «частного» нотариуса? Поставленная задача требует значительных средств, и если не имеется предпосылок для ее качественного решения, то вменение обязанности по хранению архива без учета соответствующих возможностей может повлечь утрату архива, что недопустимо. Основная сложность одна — помещение. Архив частнопрактикующего нотариуса и многолетний архив любой гос-конторы несопоставимы по объемам хранимых документов. Фактически вменяя в обязанность нотариуса хранение архива гос-конторы, мы говорим ему следующее: «Ты обязан купить или арендовать еще один офис, а может быть, и два».Например, на хранение и обработку архивов нотариусами Ставропольского края расходуется 3 млн руб. ежегодно. При этом нотариусы не имеют каких-либо льгот по арендной плате и по платежам за коммунальные услуги за помещения, используемые для хранения архивов.

Безусловно, нотариальные палаты нуждаются в содействии для разрешения этих проблем.

Учитывая, что детальное нормативное регулирование вопросов совместной компетенции ФРС и нотариальных палат по ряду направлений находится на стадии формирования, имеющийся опыт совместных решений по обозначенным вопросам нуждается в оценке и распространении. Это актуально как с точки зрения формирования единообразной практики, так и с точки зрения оказания методической помощи, в том числе и создающимся нотариальным палатам в Южном федеральном округе.

Автор: Попова Н.Ю.

Вернуться
Нотариальный Вестник №7 2006


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100