Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Из истории формирования основ государственной социальной политики

30.05.2006

Из истории формирования основ государственной социальной политики

 

Г.Ю. Николаева,президент Нотариальной палаты Самарской области

 

Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Уже в XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики за счет казны в соответствии с царскими указами. Важное значение для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I.

Особую роль в укреплении системы социальной поддержки сыграла Екатерина II. В 1775 г. впервые в истории России законодательным путем устанавливалась система «общественного призрения» для всех гражданских сословий. На губернские органы управления возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишенных, работные смирительные дома. Поначалу эти учреждения финансировались из государственной казны. Позднее было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения, общества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо.

Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф. Одоевского Общество посещения бедных в Санкт-Петербурге привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой — обращаясь к чувству общественного долга.

Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности.

До 1912 г. государственное пенсионное обеспечение в России охватывало только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности. 1917 г. открыл новый этап развития социальной помощи в России: определяющим субъектом в разработке социальной политики стало государство, элементом социальной политики которого стала система разнообразных пособий и выплат, призванных обеспечить социальное равенство в стране.

В октябре 1917 г. был учрежден Наркомат государственного призрения России, переименованный в апреле 1918 г. в Наркомат социального обеспечения РСФСР. Однако не всегда провозглашенные государством цели и задачи соответствовали его материальным возможностям.

В октябре 1918 г. был издан закон, предусматривающий материальное обеспечение трудящихся при временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице, сиротстве и вдовстве. Однако в структуре расходов государственного бюджета доля затрат на социальное обеспечение и страхование составляла лишь 2,5 %. В 1927 г. в СССР впервые было введено пенсионное обеспечение по старости.

В 1946 г. образовано Министерство социального обеспечения РСФСР.В СССР успешно функционировали социальные учреждения для престарелых, одиноких людей, детей, потерявших родителей, детей, чьи родители были лишены родительских прав, и др.  Тем не менее в Советском Союзе социальная работа в ее современном понимании не проводилась. Отдельные аспекты этой деятельности реализовывали педагоги, медики, социологи, представители профсоюзов, работники отделов кадров и органов социального обеспечения.

Для нынешнего этапа развития теории и практики социальной работы в России приоритеты социальной политики — это повышение жизненного уровня населения, инвестиции в человека — сформулированы в Программе социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 г. и Плане действий Правительства РФ. По сравнению с 1999 г. основные показатели социального развития в 2000 г. заметно улучшились. Реальные денежные доходы населения возросли на 9,1 %, в том числе реальная заработная плата — на 22 %, реальный размер пенсий — на 28 %.Конкретная программа дальнейшей работы в области социальной политики определена в Плане действий правительства на 2000–2001 годы.

В качестве основных выделены следующие задачи: повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможности для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке; создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления. Одна из основных задач социальной защиты населения на перспективу — усиление внимания к нуждам ветеранов. В 2001–2005 гг. продолжилась реализация федеральных целевых программ «Дети России» и «Социальная поддержка инвалидов». Приоритетной задачей остается завершение работ по федеральной программе «Старшее поколение».

В мае 2000 г. Россия подписала Европейскую социальную хартию. До сих пор проводится анализ сопоставимости ее норм с российским законодательством и правоприменительной практикой в социальной сфере, сближение отечественных законодательных норм с европейскими стандартами, улучшение социальной защиты населения. Но, как заявил Президент России В.В. Путин, «Как уже показала реализация национальных проектов, имеющиеся пробелы регионального законодательства серьезно тормозят решение важнейших социально-экономических задач, принятых нами совместно, и, в конечном счете, могут обернуться настоящими «черными дырами» для бюджетов всех уровней» (16.03.2006).В условиях многообразия форм собственности, существенных различий в уровнях доходов граждан, усиливающейся имущественной дифференциации следует искать новые подходы к организации социальной защиты.

Потребность населения в социальных услугах возрастает, но государственные и муниципальные учреждения зачастую не имеют возможности предоставлять их в необходимом объеме, своевременно и качественно. Как правило, выгодным становится размещение заказов на оказание социальных услуг в негосударственном секторе.

Автор: Николавева Г.Ю.

Вернуться
Нотариальный Вестник №6 2006


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100