Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

О некоторых вопросах, связанных с применением в нотариальной практике отдельных норм гражданского и иного законодательства Российской Федерации

18.05.2006

О некоторых вопросах, связанных с применением в нотариальной практике отдельных норм гражданского и иного законодательства Российской Федерации О правомерности отказа нотариуса в совершении исполнительных надписей на залоговых билетах ломбардов

При рассмотрении указанного вопроса необходимо иметь в виду то, что особенностями залога вещей в ломбарде являются специальный порядок оформления договора залога — выдача залогового билета, а также право ломбарда на основании исполнительной надписи продать переданное в залог имущество в случае невозвращения в срок кредита (п. п. 2 и 5 ст. 358 ГК РФ). Таким образом, законодательно установлено, что задолженность залогодателя перед ломбардом документально подтверждается залоговым билетом, в связи с чем следует полагать, что на нем, согласно ст. 89 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы), ,может быть совершена исполнительная надпись при соблюдении условий, обозначенных в ст. 91 Основ.Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.04.1995 г. № 16–00–30–33 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» утверждена форма залогового билета — БО–7. Согласно разъяснениям Госналогслужбы РФ по применению и заполнению указанной формы (Письмо от 31.03.1998г. № ВК–6–16/210), в билете обязательно указываются следующие сведения, позволяющие установить задолженность залогодателя перед ломбардом: данные о сторонах обязательства, сумма кредита, дата его возврата, описание и оценка имущества, переданного в залог. Подписи залогодателя и представителя ломбарда на всех трех экземплярах билета должны быть подлинными, исправления, подчистки, приписки не допускаются, при этом ни нотариального удостоверения, ни свидетельствования подлинности подписей сторон при оформлении залогового билета не требуется. Обращается внимание на то, что Основы не содержат требования об обязательном нотариальном удостоверении или свидетельствовании документов, представляемых для совершения нотариальных действий (ч. 1 ст. 45), а в нотариальной практике имеются примеры, когда нотариусом принимаются документы, которые подписаны без участия нотариуса (векселя для протеста). Поэтому при условии соответствия представленного ломбардом залогового билета форме БО–7 и надлежащего заполнения этой формы, на наш взгляд, было бы неправильно изначально исходить из недобросовестности сторон и ставить под сомнение достоверность содержания залогового билета и подлинность проставленных на нем подписей. По мнению Федеральной нотариальной палаты, отказ нотариуса в совершении исполнительной надписи на оформленном в установленном порядке залоговом билете не согласуется с требованиями законодательства. О правомерности совершения нотариусом исполнительных надписей на залоговых билетах, оформленных индивидуальными предпринимателями без образования юридического лицаУ некоторых индивидуальных предпринимателей в качестве вида экономической деятельности в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП) указано: «предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества» (код вида деятельности по ОКВЭД 65.22.6).Федеральная нотариальная палата не располагает сведениями о нотариальной практике, сложившейся при разрешении рассматриваемого вопроса, вместе с тем считает, что индивидуальные предприниматели не обладают правами, которыми законодательством наделены ломбарды, исходя из следующего.В гражданском законодательстве понятие «организация» не раскрывается, анализ содержания ряда норм Гражданского кодекса РФ (например, ст. ст. 48, 50) позволяет прийти к выводу, что оно тождественно понятию «юридическое лицо». Можно провести аналогию с банковским законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, где прямо указано, что кредитной организацией и специализированной организацией, осуществляющей деятельность по ведению реестра, могут быть только юридические лица (абзац 1 ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», абзацы 2 и 11 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).Согласно ст. 358 ГК РФ (п. 1), деятельность по принятию в залог движимого имущества в обеспечение краткосрочных кредитов осуществляет специализированная организация — ломбард. Указанная норма определяет требования к субъекту данного вида деятельности, то есть предусматривает совершение такой деятельности только организацией. Таким образом, закон в этом случае установил исключение из общего положения о применении к индивидуальным предпринимателям правил Гражданского кодекса РФ, регулирующих деятельность коммерческих организаций (п. 3 ст. 23 ГК РФ).В отношении оценки нотариусом содержащихся в ЕГРИП сведений об осуществлении индивидуальным предпринимателем деятельности по предоставлению ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества следует иметь в виду, что коды видов экономической деятельности, установленные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6.11.2001 г. № 454–ст, предназначены для классификации видов экономической деятельности, осуществляемой любыми хозяйствующими субъектами, в том числе и индивидуальными предпринимателями. Однако когда для индивидуальных предпринимателей законодательно установлены ограничения на осуществление какого-либо из видов экономической деятельности, ОКВЭД применяется в части, не противоречащей законодательству. Согласно Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация индивидуальных предпринимателей носит заявительный характер — записи в ЕГРИП, в том числе и о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, вносятся на основании данных, указанных лицом в заявлении о государственной регистрации (п. п. 2 и 4 ст. 5, п. 1 ст. 22.1). При этом ответственность за представление недостоверных сведений несут сами индивидуальные предприниматели (п. 1 ст. 25).Исходя из изложенного Федеральная нотариальная палата полагает, что индивидуальные предприниматели не подпадают под установленное ст. 358 ГК РФ (п. 1) определение субъекта деятельности ломбардов. Соответственно на залоговые билеты, оформленные ими, не распространяется норма п. 5 указанной статьи о возможности совершения исполнительной надписи на залоговом билете при наступлении указанных в законе обстоятельств.О применении тарифа на электрическую энергию, потребляемую частнопрактикующими нотариусамиВ отношении тарифов на электрическую энергию осуществляется государственное регулирование: такие тарифы устанавливаются в строго определенном нормативными правовыми актами порядке органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»). Тарифы на электроэнергию в зависимости от ряда критериев дифференцируются по группам потребителей (п. 59 Основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109). Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 6 августа 2004 г. № 20–э/2 (ред. от 14.12.2004 г.), выделены следующие три группы потребителей: базовые потребители, население, прочие потребители (п. 27).Тариф для группы «население», по мнению Федеральной нотариальной палаты, применяется в случаях, когда электроэнергия как коммунальная услуга (п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ) предоставляется гражданам, проживающим в жилых помещениях, для обеспечения их бытовых нужд. При этом следует иметь в виду то, что жилищное законодательство допускает использование жилого помещения не только для проживания, но для осуществления профессиональной деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами (п. п. 1, 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ). Таким образом, частнопрактикующий нотариус, осуществляющий свою профессиональную деятельность в жилом помещении, использует электроэнергию как для профессиональных, так и для бытовых нужд.Поскольку самостоятельным объектом жилищных прав является жилое помещение, размер платы за коммунальные услуги, включая энергоснабжение, определяется исходя из показаний установленных в соответствующем жилом помещении (а не в его части) приборов учета (ст. ст. 15, 16, 153, 155, 157 ЖК РФ, п.п. 1.1, 2.1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 26 сентября 1994 г., в ред. от 1.02.2005 г.).Ввиду отсутствия какого бы то ни было правового регулирования порядка оплаты электроэнергии в случае, когда один потребитель относится к различным тарификационным группам, а также из-за объективной невозможности отдельного учета электроэнергии, израсходованной нотариусом для осуществления профессиональной деятельности и на бытовые нужды, к нотариусу, проживающему и осуществляющему профессиональную деятельность в жилом помещении, должен применяться тариф, установленный для населения. Исходя из изложенного частичное применение тарифа, установленного для группы «прочие потребители», в рассматриваемом случае невозможно.Однако при осуществлении нотариусом нотариальной деятельности в нежилом помещении следует полагать, что не может применяться тариф, установленный для населения, исходя из того, что в этом случае электроэнергия потребляется не в бытовых целях. Поскольку, согласно выше-указанным Методическим указаниям (п. 27), тарификационная группа «прочие потребители» не содержит перечня включаемых в данную группу лиц и характера их деятельности (предпринимательская или иная), такой тариф может быть применен и к частнопрактикующим нотариусам. Одновременно обращаю ваше внимание на то, что неправильное применение тарифов на электроэнергию, исходя из положений п. 13 ст. 40 Налогового кодекса РФ, может привести к занижению прибыли энергоснабжающей организации, а на налогообложение потребителей электроэнергии размер тарифа не влияет.Возможно ли для внесудебного принятия наследства наследником, пропустившим срок, установленный для принятия наследства, получение согласия только наследников, на долю которых влияет принятие наследства наследником, пропустившим срокСогласно ст. 1155 (п. 2) Гражданского кодекса РФ, наследство может быть принято наследником по истечении срока, установленного для его принятия (опоздавшим наследником), без обращения в суд при условии согласия на это всех остальных наследников, принявших наследство. Содержание указанной нормы не позволяет сделать вывод, что для реализации внесудебного порядка принятия наследства по истечении установленного срока не требуется получения согласия наследников, призванных к наследованию по другим основаниям и/или на долю которых не влияет появление новых наследников, поскольку в данной норме не содержится никаких исключений.О возможности наследования ежемесячных денежных выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан в качестве социальной поддержки, не полученных ими при жизниПри рассмотрении указанного вопроса следует иметь в виду положения ст. 1183 Гражданского кодекса РФ (третья часть) о наследовании невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию.В настоящее время правовое регулирование ежемесячных денежных выплат в качестве социальной поддержки отдельным категориям граждан установлено в федеральных законах: «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; в Законе Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ.Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11. 2004 г. № 294 (далее — Порядок). Согласно положению п. 31 Порядка, суммы ежемесячной денежной выплаты, причитавшиеся гражданину и не полученные им при жизни, наследуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.Наследование невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, установлено в ст. 1183 Гражданского кодекса РФ. Перечень сумм, для которых установлен специальный режим наследования в этой статье, не является исчерпывающим. Исходя из наименования и содержания названных законов, ежемесячные денежные выплаты предоставляются отдельным категориям граждан в качестве социальной поддержки, следовательно, они являются денежными суммами, предоставленными в качестве средств к существованию. В связи с изложенным ежемесячные денежные выплаты, не полученные при жизни гражданином, в случае его смерти подлежат выплате в соответствии со ст. 1183 ГК РФ проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали (которые необязательно должны быть наследниками), в течение четырех месяцев со дня открытия наследства. При отсутствии лиц, имеющих на основании указанной статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю при жизни, или при непредъявлении ими требований о выплате ежемесячной денежной выплаты в установленный срок данные суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ.О возможности нотариального удостоверения доверенности на приватизацию квартиры с последующей продажейСовершение доверенности, содержащей полномочия по пользованию и распоряжению имуществом, не являющимся собственностью представляемого, не противоречит нормам гражданского законодательства, поскольку передаваемое право по доверенности не выходит за пределы общей правоспособности. Толкование содержания гражданских прав лица только в пределах имущества, которое оно имеет, сужало бы объем правоспособности граждан, установленный законом (ст. ст. 17 и 18 ГК РФ).Доверенность на приватизацию квартиры с последующей ее продажей не означает, что представитель по доверенности наделяется правом реализации квартиры без предварительной ее приватизации. Реализация права по такой доверенности в части продажи квартиры возможна только при условии документального подтверждения приобретения в установленном порядке квартиры, обозначенной в доверенности, в собственность представляемого. В противном случае отчуждение квартиры не может быть произведено ни самим представляемым, ни его представителем по доверенности.Согласно ст. 55 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, договоры отчуждения и о залоге имущества, подлежащего регистрации, могут быть удостоверены при условии представления документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемое или закладываемое имущество.Таким образом, нотариус проверяет принадлежность имущества по документам, подтверждающим право собственности, при удостоверении договоров отчуждения или о залоге имущества, подлежащего регистрации. Для удостоверения доверенностей такие документы не требуются. Тем не менее нотариус обязан разъяснить лицу, обратившемуся за удостоверением доверенности, что реализация прав по ней возможна только при условии принадлежности ему имущества, обозначенного в доверенности (ч. 1 ст. 16 Основ).О возможности включения в состав наследства квартиры, переданной гражданину по договору передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, не прошедшему государственную регистрациюСогласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541–1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон), граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.Из чего следует, если гражданин выразил свою волю на приобретение в собственность путем приватизации занимаемого им жилого помещения, подписал об этом договор и вместе с заявлением передал в соответствующий жилищный орган, ему в приватизации жилья не может быть отказано. В таком случае если гражданин впоследствии не отозвал свое заявление, то следует полагать, что он реализовал свое право на приватизацию жилого помещения. Согласно ст. ст. 6, 8 указанного закона, решение вопроса о приватизации и передаче жилого помещения в собственность по заявлениям граждан должно осуществляться уполномоченными собственниками жилых помещений в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении указанных требований, привлекаются к ответственности. Исходя из этого Федеральная нотариальная палата полагает, что граждане, изъявившие желание на приватизацию занимаемого жилого помещения, должны получить правоустанавливающие документы от должностных лиц, осуществляющих приватизацию жилых помещений.Такая позиция вытекает также из Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (п. 8), который указал, что обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан возложена на должностные лица (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, подлежащий регистрации местной администрацией, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина). В связи с чем Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ от 21 декабря 2004 г. № 5–В04–116 по конкретному делу отменила судебные решения об отказе в признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования и признала, что наследодатель Е., выдав при жизни нотариально удостоверенную доверенность своей сестре Х. на право осуществления всех необходимых действий, связанных с приватизацией квартиры, умерла, не успев подписать договор на передачу ей в собственность занимаемого жилого помещения, фактически реализовала свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку при жизни выразила свою волю на приватизацию жилья (Бюллетень Верховного суда РФ, 2005, № 9, с. 10). Федеральная нотариальная палата считает, что нотариус, являясь представителем института внесудебного разрешения споров, призванного защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц, вправе руководствоваться в своей правоприменительной практике источниками судебного толкования норм права, в частности, разъяснением Пленума Верховного суда РФ о некоторых вопросах применения судами Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». О включении в состав расходов нотариуса затрат на ремонт квартиры, используемой как помещение нотариальной конторыЗаконодательством допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности (п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее — ЖК РФ). Однако необходимо учитывать, что при размещении помещения нотариальной конторы в квартире не изменяется ее назначение как жилого помещения — для проживания граждан (п. 1 ст. 17 ЖК РФ).Включение в профессиональные вычеты сумм произведенных нотариусом расходов обуславливается их непосредственной связью с извлечением дохода, то есть в рассматриваемом случае — с нотариальной деятельностью (ст. 221 Налогового кодекса Российской Федерации). Поскольку статус квартиры, используемой для осуществления профессиональной деятельности нотариуса, не изменен (помещение предназначено для проживания граждан), обращается внимание на возможную затруднительность доказывания в налоговых органах, что расходы на ремонт этой квартиры произведены не только для создания условий для проживания нотариуса и членов его семьи, но и для осуществления нотариальной деятельности.О возможности включения в состав расходов нотариуса стоимости коммунальных услуг, о тарифах на коммунальные услугиАнализ норм жилищного законодательства в их взаимосвязи позволяет прийти к выводу, что предоставление коммунальных услуг направлено на создание условий, необходимых для проживания граждан и обеспечения их личных бытовых потребностей (п. 4 ст. 3, ст. ст. 153, 154 ЖК РФ). Бытовыми целями потребления электроэнергии, газа и других коммунальных услуг в жилых помещениях обусловлено установление специальных тарифов для населения, как правило, более низких по сравнению с другими потребителями.По причине отсутствия правового регулирования порядка оплаты коммунальных услуг в случае, когда в жилом помещении осуществляется профессиональная деятельность и один потребитель может быть одновременно отнесен к различным тарификационным группам, а также из-за объективной невозможности отдельного учета коммунальных услуг, использованных нотариусом для осуществления профессиональной деятельности и на бытовые нужды, коммунальные услуги в жилом помещении оплачиваются нотариусом, по мнению Федеральной нотариальной палаты, по тарифам, установленным для населения. Однако ввиду бытового характера данных тарифов вызывает сомнение возможность включения сумм на их оплату в состав расходов нотариуса.Если квартира, в которой размещена нотариальная контора, отвечает условиям, установленным ЖК РФ (п. п. 1–3 ст. 22) для перевода жилого помещения в нежилое, перевод указанной квартиры в нежилое помещение изменит ее статус, а использование нежилого помещения не будет носить бытовой характер. В таком случае в профессиональные вычеты нотариуса могут быть включены такие расходы, связанные с нотариальной деятельностью, осуществляемой в помещении, как суммы тарифов на оплату электричества, газа и т.п., а также и суммы, израсходованные нотариусом на ремонт этого помещения в целях обеспечения нормальных условий труда (пп. 2 п. 1 ст. 253, пп. 5 п. 1 ст. 254, пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Автор: Нотариальный Вестник

Вернуться
Нотариальный Вестник №5 2006


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100