Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Сравнительно-правовой анализ законодательства государств – членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в сфере нотариальной деятельности и рекомендации по его гармонизации. Часть 3.

14.03.2006

Техническо-формальный характер нотариальной процедуры (подзаг 3 ст)

 

Проблема. Осуществление нотариальной деятельности нередко носит техническо-формальный и даже бюрократический характер, не способствуя реальному достижению заинтересованными лицами желаемых правовых последствий, а лишь придавая их действиям некий формально-законный и официальный вид. В основных положениях модель нотариальной деятельности в государствах Сообщества осталась прежней, «советской», – нотариус играет роль промежуточного звена в документообороте, задача которого состоит в проверке полноты сбора документов, подготовке нотариального акта и направлении его дальше, по цепочке.

Несовершенство нотариальной процедуры, а также непонимание смешанной – публично-правовой и частноправовой – природы нотариальных функций привели к формированию негативного отношения к нотариату у части населения и представителей официальной власти. С одной стороны, в обществе распространены представления о нотариате как о дополнительной бюрократической преграде, влекущей, к тому же, дополнительные затраты, а с другой – происходит фактическое приравнивание нотариальной деятельности к предпринимательской.

Позитивное решение: необходимо осуществить поэтапный переход к «активной» модели нотариата.

Снятие административных барьеров и сокращение чрезмерных государственных функций составляет важную часть дебюрократизации системы государственного управления. Вопреки встречающимся взглядам на нотариат как на один из таких барьеров на пути динамичного развития гражданского оборота он не только не препятствует, но содержит неиспользуемый потенциал, способствующий установлению эффективной системы государственного управления в соответствующих сегментах общества. В частности, роль небюджетного нотариуса при дебюрократизации государственного управления заключается в:

– упрощении системы государственного управления. Данный результат представляет собой ожидаемое последствие расширения компетенции нотариата в сфере гражданского оборота. Механизм его действия заключается в неизбежном сокращении контрольных и ревизионных полномочий государственных органов и должностных лиц, осуществляющих регистрацию или иное подтверждение прав, основанных на нотариальном акте. Сохранение данных полномочий у регистрирующих органов в настоящее время является дублирующим по отношению к публичным функциям нотариуса, обеспечивающего законность и реализацию императивных норм в частных соглашениях;

– снижении уровня коррупции в системе государственного управления[1]. Это станет возможно как комплексный результат ликвидации дублирующих дискреционных полномочий государственных органов и перехода к модели отношений по оси «государство – нотариус – заинтересованное лицо». Иначе говоря, при нотариальном удостоверении сделок и совершении иных нотариальных действий следует по возможности исключить непосредственное взаимодействие граждан и организаций с компетентными органами государства, предоставив в соответствии с желанием сторон независимому и беспристрастному нотариусу право личного сбора всех документов, необходимых для совершения нотариального акта и придания ему полного правового эффекта. В этом случае необходимо установить также относительно сокращенные сроки ответа на запросы нотариуса при личном сборе документов и право внеочередного приема нотариуса в органах, хранящих соответствующую информацию, при непосредственной проверке им фактического состава при подготовке к совершению нотариального действия.

Речь идет, таким образом, о постепенном переходе к активной модели поведения нотариуса в гражданском обороте, что ведет к признанию за нотариусом роли доверенного лица и беспристрастного советника сторон нотариального акта. В этом качестве нотариус не может и не должен ждать пока заинтересованные лица окажутся в условиях благоприятных для выражения своей воли и ее реализации. Напротив, он должен обеспечить такие условия сам, подменяя стороны при сборе необходимых для совершения нотариальных действий документов и получении другой информации, а также – при обеспечении полной действительности совершенного нотариального акта (например, на этапе его государственной регистрации). Технологически, это бы означало передачу нотариусам функций по сбору, анализу и оформлению всей необходимой для совершения и реализации нотариальных действий информации, консультирование клиентов с точки зрения предпочтительности для последних того или иного варианта поведения.

 

Недостаточная прозрачность гражданского оборота и слабое взаимодействие с правоохранительными органами (подзаг 3 ст)

 

Проблема. В большинстве государств Сообщества нотариат, по сути, выключен из национальной правоохранительной системы, а уровень существующего взаимодействия чрезвычайно низок. От этого страдают как сами государственные правоохранительные органы, так и нотариат, не могущий в автономном режиме в полной мере реализовать все свои функции. Здесь нотариат может сыграть позитивную роль при:

– совершенствовании фискальной системы, и

– реформировании правоохранительной сферы государства.

Позитивное решение: необходимо наделить нотариусов обязанностями по сбору налогов по удостоверяемым актам и усилить взаимодействие с иными правоохранительными органами.

Нотариат обладает серьезным потенциалом в облегчении реализации задачи по увеличению налоговых поступлений в бюджет государства. Публичность и отсюда абсолютная прозрачность нотариальной деятельности уже сегодня препятствуют уклонению от уплаты налогов в отношении имущества, ставшего предметом нотариального акта. В частности, в порядке гармонизации внутреннего законодательства государств – участников ЕврАзЭС речь может идти о реализации следующих предложений:

– расширение круга нотариальных действий, в отношении которых устанавливается обязанность нотариуса информировать налоговые органы о совершении соответствующих юридических действий конкретными субъектами;

– наделение нотариуса функциями налогового агента в отношении сбора налогов и иных обязательных платежей по наиболее значимым нотариальным актам, например, влекущим переход права собственности на имущество.

Однако при воплощении данных предложений следует проявить известную осторожность, так как естественной границей контрольных функций нотариуса в административной и налоговой сфере является доверительный характер отношений с частными лицами. Чрезмерные требования сотрудничества с государством в области контроля, предоставления информации ломают отношения доверия нотариуса и участников гражданского оборота, извращая саму идею нотариальной профессии. Здесь нотариус вместо обеспечения юридической безопасности частных лиц защищает фискальные интересы государства, подменяя специально созданные для этих целей органы. Публичный элемент в нотариальной профессии существует вовсе не для административного контроля за индивидуумами, а в целях усиления авторитета нотариуса, создаваемых им документов и даваемых советов. Поэтому, например, обязанность нотариуса сообщать налоговым органам государства сведения о совершенных с его участием операций не предполагает полного отказа от соблюдения профессиональной тайны.

При реформировании правоохранительной сферы государств – участников Сообщества основное внимание следует уделить недостаточному уровню двустороннего взаимодействия между нотариатом и иными правоохранительными органами внутри государств. Между тем, от совершенствования его форм и методов не в последнюю очередь зависит снижение общей криминальности гражданского оборота и их основы – отношений собственности. В целом, обязанность нотариусов контролировать соблюдение некоторых административных правил не противоречит нотариальной функции, когда они обеспечивают «прозрачность» и юридическую чистоту, совершаемых юридических действий или направлены на защиту более слабой стороны в правоотношении.

В качестве одной из перспективных форм сотрудничества между нотариатом и правоохранительными органами можно назвать борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем. Представляется, что позитивной является распространенная мировая практика вменения нотариусу в обязанность сообщать компетентным органам государства о юридических операциях, относительно которых имеются обоснованные подозрения считать, что они направлены на отмывание преступных доходов. В то же время, государству не стоит переоценивать возможности нотариусов в данной сфере: в силу природы нотариальной деятельности нотариусу сложно знать происхождение денежных средств, которые используются в легализуемых им сделках и иных юридических действиях.

 

Размывание нотариальной компетенции и снятие ограничений на занятие нотариальной деятельностью (подзаг3 ст)

 

Проблема. В ряде случаев присущие в силу своей особой природы, чрезвычайной важности или прямого указания закона полномочия нотариата передаются органам и лицам, не связанным такими же жесткими требованиями к квалификации, процедуре и ответственности как нотариусы. Это ведет к снижению уровня юридических гарантий частноправовых отношений, нарушениям прав их субъектов. В то же время, необходимо учитывать, что первичным фактом, определяющим эффективность нотариата как правоохранительного института и его востребованность обществом является качество публичных нотариальных услуг. При этом государство должно следить за публичностью и обязательностью нотариальных действий, поскольку тем самым обеспечивается необходимая принудительная сила нотариальных актов, основанная на законе.

По мнению некоторых либеральных экономистов, дебюрократизация и снятие административных барьеров в нотариальной деятельности должны вести к ликвидации системы регулирования численности нотариусов (numerus clausus), обеспечив свободный доступ к осуществлению нотариальной профессии любого лица, обладающего соответствующей лицензией, как это уже существует в ряде государств Сообщества.

Позитивное решение: необходимо ввести регулирование численности должностей нотариусов в государствах Сообщества.

Представляется, что последствия либерализации доступа к нотариальной деятельности недостаточно продуманы и могут привести в основном к негативным последствиям.

Во-первых, неограниченный доступ к занятию нотариальной деятельностью будет способствовать концентрации нотариусов в крупных городах, в которых в силу повышенной деловой активности возможно получение бoльших доходов, и одновременно – недостатку нотариусов в сельской местности. В свою очередь, подобное положение приведет в итоге к конкуренции в среде «городских» нотариусов и к невозможности или затруднительности получения юридической помощи нотариуса на селе. Первое – несовместимо с публичным статусом нотариальной профессии, необходимости обеспечить равное отношение нотариуса к обращающимся к нему лицам, гарантировать соблюдение общего интереса. Безусловно, что в условиях конкуренции нотариусы будут стремиться к использованию выгод и преимуществ, выделяющих их из массы коллег по профессии, что уже подрывает единые стандарты нотариального производства на всей территории соответствующей страны и ставит под угрозу полное признание и защиту субъективных прав, основанных на нотариальном акте. Второе – делает невозможным реализацию права на получение квалифицированной юридической помощи и обеспечение социального равенства между сельским и городским населением, ставя их изначально в неравные условия.

Во-вторых, реализация данных предложений приведет к отказу части нотариусов от совершения нотариальных действий с низкой доходностью (например, ведение наследственных дел) или действий, по которым заинтересованные лица освобождены от уплаты нотариального тарифа. Таким образом, будет подорвано осуществление фундаментальной публично-правовой обязанности нотариуса, в соответствии с которой он не может отказать заинтересованным лицам в совершении законных нотариальных действий. Постановка вопроса о совершении или не совершении конкретного нотариального действия в зависимость от усмотрения самого нотариуса, выгодности такого акта или других субъективных критериев размывает в принципе специфику нотариальной деятельности как публично-правовой.

В-третьих, плавающее число нотариусов сделает невозможным эффективный контроль за их профессиональной деятельностью и существенно затруднит их самоорганизацию в единое нотариальное сообщество.

 

Недостаточная реализация предупредительной и профилактической функции нотариата (подзаг 3 ст)

 

Проблема. Реализация принципа универсальной подведомственности дел суду, когда любой спор может быть передан на его разрешение, привел в последнее время к существенной перегрузке судебной системы в государствах – участниках ЕврАзЭС, а с ней – к массовым нарушениям прав граждан и организаций на справедливое судебное разбирательство в разумный срок (ст. 6 Европейской конвенции о правах и свободах человека и гражданина). В основные составляющие совершенствования юрисдикционной системы государств входит как создание новых судов, как, например, введение института мировых судей, так и развитие несудебных гражданских юрисдикций (международный коммерческий арбитраж и третейские суды, посредничество, медиация).

Предлагаемое решение: необходимо усиление предупредительной функции нотариата в государствах Сообщества.

Представляется, что важным элементом, недооцененным при проведении судебных реформ на постсоветском пространстве, является совершенствование нотариальной системы, находящейся до сих пор в переходном состоянии. При более полной и последовательной реализации в ходе преобразований юрисдикционной системы модели нотариата, основанной на традициях континентального права, позитивный потенциал нотариата мог бы раскрыться в следующих направлениях:

– осуществление экономии государственных средств. Общеизвестно, что развитая система нотариата снижает стоимость администрации правосудия для государства в 3 – 5 раз[2];

– снижение спорности гражданского оборота. Защита прав и свобод заинтересованных лиц в нотариальном производстве происходит за счет самих субъектов гражданского оборота, что гарантирует лучшую реализацию субъективных прав и общественный мир;

– облегчение и ускорение рассмотрения гражданских споров в судах. Данное обстоятельство связано с особой доказательственной силой, наличием качеств фактической бесспорности у нотариальных актов, что упрощает задачу суда по установлению действительных обстоятельств дела и формированию правильных выводов об истинных правах и обязанностях сторон;

– уменьшение абсолютного количества дел в судах в случае передачи нотариусу дел бесспорного характера. Эта возможность происходит из признания исполнительной силы нотариальных актов, когда реализация вытекающих из них прав и исполнение обязанностей, в том числе принудительная, происходит вне судебной процедуры.

Наиболее важно раскрытие потенциала нотариата при осуществлении им превентивной и профилактической функций.

Основным и естественным средством предупреждения правовых конфликтов нотариусом является его совет. Он представляет собой специфическое проявление законных полномочий нотариуса и направлен на информирование заинтересованных лиц обо всех аспектах юридической ситуации, обеспечивая, тем самым, выявление и надлежащую реализацию воли сторон. Удостоверительная функция нотариуса теряет всякий смысл, не будучи сопровождена его обязанностью дачи совета, превращая нотариуса в робота, а создаваемые им документы в юридические скелеты, лишенные живого содержания.

Совет дается нотариусом с соблюдением правопорядка (что характеризует публичную сторону его функций) и одновременно в духе обеспечения частных интересов участников юридического рынка (что характеризует частноправовой характер его функций). Поэтому, совет нотариуса должен быть всегда беспристрастен, независим и, в то же время, подчинен законным желаниям потребителя юридических услуг.

В отличие от представителей ряда других юридических профессий, нотариус должен принимать во внимание все правовые и социально-экономические аспекты дела, интересы всех без исключения его участников, общества в целом, действуя стратегически и многосторонне. Он должен избегать одностороннего подхода, исходя из временных или тактических целей. Также, совет нотариуса отличает особая, повышенная ответственность за его содержание. Нотариус – не простой поставщик правовой информации, но гарант ее законности, относимости и достоверности.

Поэтому, целесообразно предусмотреть участие нотариуса при разрешении правовых разногласий с использованием альтернативных методов, таких как посредничество и медиация.

 

 



[1] Доклад регионального общественного фонда ИНДЕМ «Роль нотариата в противодействии коррупции и теневой экономике». М., – 2003.

[2] Данные по: Le notariat dans le monde, ed. Commission de cooperation notariale internationale d’U.I.N.L. 2001. p. 3.

Автор: В.В. Ярков, И.Г. Медведев, С.С. Трушников

Вернуться
Нотариальный Вестник №2 2006


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100