Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Сравнительно-правовой анализ законодательства государств – членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в сфере нотариальной деятельности и рекомендации по его гармонизации. Часть1.

14.03.2006

Введение (подзаг. 2 ст)

 

Построение единого правового пространства на территории государств – участников ЕврАзЭС (далее – Сообщества) как одна из предпосылок формирования единого экономического пространства включает несколько элементов, среди которых наиболее важными является гармонизация и унификация национальных законодательств, а также создание единой правовой инфраструктуры. Нотариат – это часть правовой инфраструктуры, обеспечивающий дополнительную стабильность и юридическую безопасность гражданского оборота. В этом смысле, гармонизация, а где это возможно – унификация законодательства о нотариате и нотариальной деятельности в странах – участницах Сообщества будет способствовать созданию единых гарантий правовой защищенности на его территории для всех участников гражданского оборота. Использование единых стандартов нотариальной деятельности позволит, в свою очередь, повысить прозрачность национальных экономик, их инвестиционную привлекательность, облегчит международный оборот и, в конечном счете, будет способствовать углублению правовой и экономической интеграции государств – членов Сообщества.

С учетом обозначенных задач представляется, что совершенствование законодательства о нотариате в рамках Сообщества должно вестись по двум основным направлениям:

– гармонизация внутреннего законодательства о нотариате;

– совершенствование правового сотрудничества.

 

Гармонизация внутреннего законодательства о нотариате (подзаг.2 ст)

 

Методология. Следует оговориться, что мы не считаем пока возможным и целесообразным осуществление полной или даже частичной унификации законодательства о нотариате в рамках Сообщества. Унификация как способ согласования национального законодательства различных государств возможна, как правило, при высокой степени их экономической, политической и социальной интеграции, которая не является достаточной в Сообществе. Имеется в виду только материальное законодательство, так как возможности унификации коллизионных норм не связаны тесно с политической и экономической интеграцией различных государств. Гармонизация внутреннего законодательства о нотариате направлена на формирование в правовых системах стран – участниц Сообщества сходных по основным признакам моделей нотариата и общих стандартов осуществления нотариальной деятельности. В этом смысле, его гармонизация имеет пределы. Она не должна затрагивать такие элементы построения нотариальной системы и осуществления нотариальной деятельности, которые связанны исключительно с национальными, культурными или территориальными особенностями в соответствующем государстве Сообщества. Например, такие вопросы как численность нотариусов, порядок замещения должности нотариуса, размер нотариального тарифа и др. В то же время, приступая к гармонизации законодательства о нотариате в странах Сообщества, следует иметь в виду, что существует также минимальный, критический предел изменений, без реализации которых она не будет эффективной и полезной при построении единого правового пространства.

 

Структура анализа. Таким образом, гармонизация внутреннего законодательства о нотариате и нотариальной деятельности государств – участников Сообщества должно, как минимум, обеспечить:

– создание единого понятийного аппарата;

– выработку общих принципов организации нотариальной системы;

– формирование единых принципов и механизмов осуществления нотариальной деятельности.

Для решения этих задач и определения критических точек гармонизации, мы сначала проанализируем современное состояние нотариата в государствах – участниках ЕврАзЭС с тем, чтобы затем детально остановится на основных направлениях гармонизации законодательства о нотариате в них.

Любой качественный сравнительно-правовой анализ предполагает выявление сходства и различий во внутреннем законодательстве государств. Применительно к сравнению нотариальных моделей мы полагаем оправданным также проанализировать законодательство стран – участниц Сообщества и доступную нам правоприменительную практику в сфере нотариальной деятельности с точки зрения эффективности используемых механизмов правового регулирования. В этой связи, мы последовательно проанализируем основные сходства и различия национального законодательства государств – участников Сообщества в сфере нотариата с точки зрения положительных и отрицательных последствий его применения.

 

Правовая основа организации и деятельности нотариата в странах, входящих в Евразийское экономическое сообщество (подзаг 3 ст)

 

Нормативная база. Правовую основу организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности в странах – участницах Сообщества составляют законы, принятые высшими органами законодательной власти (парламентами) соответствующих государств, а именно:

в Беларуси – Закон Республики Беларусь 18.07.2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее – Закон РБ);

в Казахстане – Закон Республики Казахстан от 14.07.1997 г. № 155 «О нотариате» (с изм. и доп., далее – Закон РК);

в Кыргызстане – Закон Кыргызской Республики от 30.05.1998 г. № 70 «О нотариате» (В редакции Законов КР от 07.07.1999 г. № 65, 28.03.2004 г. № 50, 28.03.2004 г. № 51; далее – Закон КР);

в России – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-1 (с изм. и доп.; далее – Основы)

в Таджикистане – Закон Республики Таджикистан «О государственном нотариате» (в ред. Закона РТ от 08.12.2003 г. № 56; далее – Закон РТ).

Указанные нормативно-правовые акты имеют в целом сходную структуру. Их анализ показывает возможность выделения в каждом законодательном акте двух частей – общей и особенной.

Общая часть посвящается определению наиболее общих положений, касающихся организации нотариата в соответствующем государстве, то есть вопросов статического характера (разд. I Закона РБ; разд. I Закона РК; разд. I Закона КР; разд. I Основ; гл. I-IV Закона РТ). В частности, здесь определяются:

– понятие нотариата и нотариальной деятельности;

– принципы организации и деятельности нотариата;

– порядок доступа к нотариальной деятельности;

– права и обязанности лиц, осуществляющих нотариальную деятельность;

– финансирование нотариальной деятельности;

– формы и методы контроля  нотариальной деятельности.

В Особенной части отражается динамическая сторона нотариального производства (разд. II, III Закона РБ; разд. II Закона РК; разд. II Закона КР; разд. II Основ; гл. V–XIX Закона РТ). В частности, здесь регулируются:

– общие правила совершения нотариальных действий;

– правила совершения отдельных нотариальных действий.

Необходимо учитывать, что многие положения анализируемых законов, независимо от времени их принятия, носят переходный характер. Это связано, прежде всего, с едиными историческими истоками национальных правовых систем в рассматриваемых государствах, ведущих происхождение от советского права, которые сегодня находятся в стадии перманентного реформирования. Поэтому, новое законодательство о нотариате на пространстве бывшего СССР и в государствах Сообщества, в частности, есть результат компромисса между правовым наследием Союза и новыми социально-экономическими реалиями.

 

Публично-правовой характер нотариальной деятельности. Система нотариата независимо от формы своей организации (государственный или небюджетный нотариат) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы. В этом смысле нотариус наделяется полномочиями и осуществляет свою деятельность от имени государства и под его контролем. Например, в России публично-правовой характер нотариальной деятельности отмечается в настоящее время практически всеми авторами, занимающимися исследованием доктрины нотариата[1].

Законодательство в большинстве государств-участников ЕврАзЭС также разделяет подход к нотариату и нотариальной деятельности как публичным по своей сути, независимо от организационной формы (табл. 1). В то же время, Закон о нотариате Республики Казахстан прямо не говорит об осуществлении нотариальной деятельности от имени государства, а Закон Республики Таджикистан предусматривает существование только государственного нотариата, встроенного в систему государственных органов управления.

 

Таблица 1

Публичные основы нотариата (подзаг 4 ст)

№ п/п

Государство

Форма организации нотариата

Публичный статус нотариата

Правовая основа

1.

Беларусь

1) государственная

2) небюджетная (частная)

 

+

Ст. 1, 3 Закона РБ

2.

Казахстан

1) государственная

2) небюджетная (частная)

 

-

Ст. 1 Закона РК

3.

Кыргызстан

1) государственная

2) небюджетная (частная)

 

+

Ст. 2 Закона КР

4.

Россия

1) государственная

2) небюджетная (частная)

 

+

Ст. 1 Основ

5.

Таджикистан

1) государственная

+

Ст. 1, 6 Закона РТ

 

Доступ к профессии. Регулирование численности нотариусов. Доступ к профессии нотариуса практически во всех государствах Сообщества отличается сложностью и необходимостью прохождения ряда испытаний. Это связано с особенностями профессии нотариуса – необходимостью глубокого знания гражданского и семейного права, процессуального законодательства, а также юридических технологий совершения нотариальных действий. Кроме того, высока и степень ответственности нотариуса и цена его ошибок для участников гражданского оборота, поскольку некоторые из них, например, в завещаниях, носят практически неустранимый характер.

В то же время, объем требований, предъявляемых к кандидатам на должность нотариуса варьируется в различных странах Сообщества (табл.  2).

 

Таблица 2

Условия доступа к нотариальной профессии (подзаг 4 ст.)

№ п/п

Государство

Гражданство

Высшее юридическое образование

Стажировка, экзамен (аттестация)

Лицензия

Конкурс

1.

Беларусь

+

+

+*

+**

-

2.

Казахстан

+

+

+

+**

-

3.

Кыргызстан

+

+

+

+**

-

4.

Россия

+

+

+

+

+

5.

Таджикистан

+

+

+

-

-

*– только для занятия должности государственного нотариуса;

** – только для занятия должности частнопрактикующего нотариуса.

 

Таким образом, наиболее серьезные условия для занятия должности нотариуса предъявляет российское законодательство, причем эти условия в целом одинаковы для частнопрактикующих (небюджетных) нотариусов и нотариусов государственных нотариальных контор.

Другим принципиальным отличием российского законодательства о нотариате является более жесткий порядок регулирования численности нотариусов, определяемой территориальным органом юстиции (регистрационной службы) совместно с региональной нотариальной палатой (ч. 2 ст. 12 Основ).

В остальных государствах Сообщества регулирование численности нотариусов осуществляется путем лицензирования – для частнопрактикующих нотариусов, и в рамках штатного расписания – в отношении нотариусов государственных нотариальных контор.

 

Финансирование нотариальной деятельности. Нотариальный тариф. В силу параллельного существования в государствах Сообщества, за исключением Таджикистана, двух нотариальных систем – государственного и небюджетного нотариата – различаются также способы финансового обеспечения нотариальной деятельности (табл. 3). Так, небюджетный нотариат, как это прямо следует из его названия, находится на полном самофинансировании, а единственным источником средств является нотариальный тариф, размеры и порядок уплаты которого, как правило, устанавливаются государством. Государственный нотариат встраивается в систему органов государственного управления, государственные нотариусы – служащие находятся на полном государственном финансировании, а нотариальная деятельность обеспечивается за счет средств государственного бюджета.

 

Таблица 3

Финансирование нотариальной деятельности (подзаг 4 ст)

№ п/п

Государство

Госпошлина, бюджет

Обязательный нотариальный тариф

Свободный нотариальный тариф

1.

Беларусь

+*

+**

+**

2.

Казахстан

+*

+**

+**

3.

Кыргызстан

+*

+**

+**

4.

Россия

+*

+**

-

5.

Таджикистан

+

-

-

* – только для нотариусов государственных нотариальных контор;

** – только для частнопрактикующих нотариусов.

 

В то же время, в Беларуси, Казахстане и Кыргызстане существует дополнительная возможность финансирования деятельности частнопрактикующего нотариуса за счет взимания так называемого «свободного» тарифа, определяемого по соглашению с заинтересованными лицами, при выполнении работ правового и технического характера (подготовка проектов договоров, изготовление копий и т.д.).

 

Система принципов нотариальной деятельности. Как особая разновидность юридической, публично-правовой деятельности, нотариальная деятельность осуществляется в государствах Сообщества на основе схожих базовых начал – правовых принципов (табл. 4). Именно наличие и содержание данных принципов позволяет дополнительно характеризовать нотариат в государствах ЕврАзЭС как публично-правовой институт, направленный на защиту прав и интересов участников гражданского оборота и предупреждения правовых конфликтов.

 

Таблица 4

Принципы осуществления нотариальной деятельности (подзаг 4 ст)

№ п/п

Государство

Законность

Беспристрастность

Независимость

Нотариальная тайна

1.

Беларусь

+

+

+

+

2.

Казахстан

+

-

+

+

3.

Кыргызстан

+

-

-

+

4.

Россия

+

+

+

+

5.

Таджикистан

+

-

-

-

Примечание. В таблицу не вошли такие принципы как коллективная организация небюджетного нотариата (обязательность членства в нотариальной палате), обязательный нотариальный тариф, регулируемая численность нотариата и ряд других, которым посвящается отдельные положения работы.

 

В то же время, в законодательствах Республик Таджикистан и Кыргызстан уровень нормативного закрепления некоторых классических принципов нотариальной деятельности – беспристрастности, независимости нотариуса и обеспечения нотариальной тайны – находится на невысоком уровне.

 

Права и обязанности нотариуса ( подзаг 3 ст)

 

Права и обязанности нотариуса также отражают публично-правовой характер нотариальной деятельности и зависят от ее функциональной направленности (табл. 5). В вопросе определения прав и обязанностей нотариуса законодательство государств-участников Сообщества практически идентично и основывается на общем подходе, согласно которому профессиональная деятельность нотариуса составляет его публично-правовую обязанность, профессиональный долг. Отсюда вытекает и набор корреспондирующих прав и обязанностей.

 

Таблица 5

Права и обязанности нотариуса (подзаг 4 ст)

 

№ п/п

Государство

Истребовать сведения и документы

Составлять проекты документов

Давать консультации и разъяснения

Посреднические услуги

1.

Беларусь

вправе

вправе

обязан

запрещено

2.

Казахстан

вправе

вправе

обязан

запрещено

3.

Кыргыстан

вправе

вправе

обязан

запрещено

4.

Россия

вправе

вправе

обязан

запрещено

5.

Таджикистан

вправе

вправе

обязан

запрещено

 

Промежуточное заключение. Таким образом, проведенный анализ состояния законодательства о нотариате в странах Сообщества в целом выявил наличие значительного сходства как при решении вопросов организации нотариата, так и при определении порядка осуществления нотариальной деятельности. Это создает благоприятную основу для гармонизации внутреннего законодательства о нотариате государств – участников Сообщества в части различий, имеющих принципиальное значение. Кроме того, за счет выработки единых подходов к решению существующих проблем нотариата, сходных в анализируемых странах, возможно обеспечить дальнейшее совершенствование нотариальной процедуры и выстраивание эффективной нотариальной системы в каждом государстве Сообщества.



[1] Ярков В.В. Публично-правовой характер нотариальной деятельности // Российская юстиция, 1997. – № 6. – С. 31–32; Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М.: 1999. – С.109; Тарбагаева Е.Б. Нотариат в Российской Федерации. СПб.: – 2001. – С. 25.

Автор: В.В. Ярков, И.Г. Медведев, С.С. Трушников

Вернуться
Нотариальный Вестник №2 2006


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100