Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

«Нотариат – это объективная необходимость»

14.03.2006

(Интервью с главным регистратором, руководителем Управления Федеральной регистрационной службы по Кировской области Казаковым Иваном Алексеевичем).

Авторская речь

«Сегодня вятский нотариат – это прочный сплав глубоких юридических знаний, высокой правовой культуры и отменного профессионализма, помноженный на душевную отзывчивость, готовность прийти на помощь людям», – такое мнение было изложено в статье, посвященной 10-тилетнему юбилею нотариата Кировской области, опубликованной в газете «Прикамская Новь».

Конец авторской речи

Иван Алексеевич, а что вы думаете о нотариате вашей области?

– Нотариат – это объективная необходимость. Я думаю, что сегодня  не только в нашей области, но и по всей стране – нотариат – это единственный правовой институт, действующий на беззатратной основе. Нотариат, как в областном центре, так и в районах работает в режиме полного самофинансирования, без дотаций со стороны бюджета. Помимо этого, нотариус является важнейшим источником поступления средств в бюджеты и внебюджетные фонды и в определенном смысле помогает решить проблему безработицы, являясь работодателем для персонала нотариальных палат.

Мы тесно сотрудничаем с Кировской областной нотариальной палатой, у нас сложились с ней деловые конструктивные отношения, которые помогают и способствуют решению многих вопросов.

Тем не менее, существуют и проблемы в нотариате, например, в малонаселенных районах, где нотариус не может в достаточной степени обеспечить себя материально. Как здесь решается вопрос?

– Сейчас после обсуждения этой проблемы нотариальная палата установила такой порядок – раз или два в месяц нотариусы по графику, утвержденному совместно с Управлением Федеральной регистрационной службы, выезжают в такие районы и организуют там прием населения, принимают и оформляют документы, дают разъяснения и консультации. Такая же практика существует и в органах регистрации. Поэтому мы с главами администрации районов договорились о том, чтобы они раз или два в месяц предоставляли нам помещение (кабинет) для этих целей.

Как решаются вопросы, отнесенные к совместной компетенции нотариальной палаты и Управления Федеральной регистрационной службы по Кировской области?

– Они решаются таким образом: палатой и Управлением проводятся совместные проверки профессиональной деятельности нотариусов; при решении вопросов совместной компетенции представители Управления присутствуют на заседаниях Правления нотариальной палаты также, как президент нотариальной палаты и члены Правления принимали в свое время участие в расширенных заседаниях коллегии и постоянно действующих оперативных совещаниях Управления Министерства юстиции РФ по Кировской области; совместным решением от 30 января 2003 года распределены полномочия по ведению наследственных дел в нотариальных округах Кировской области нотариусов, занимающихся частной практикой; совместно решаются вопросы формирования комиссии по приему экзамена у лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса, и проведения самого экзамена; принято Положение о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса, согласно которому на случай временного замещения нотариуса, отсутствующего по уважительной причине, принимаются совместные решения о назначении лица, временно замещающего нотариуса; совместным решением установлено количество должностей нотариусов по нотариальным округам Кировской области, принимаются совместные решения по вопросу передачи нотариального архива в случае сложения нотариусом своих полномочий.

Как вы относитесь к государственному нотариату и попыткам его возрождения?

– Сейчас на территории области нет ни одной государственной нотариальной конторы. А когда я только был назначен начальником управления юстиции Кировской области в августе 1998 года, государственных нотариусов было 17. И все они были без высшего образования, в лучшем случае имели средне-специальное, получали низкие зарплаты, убогие помещения, огромные очереди. Им вечно не хватало обычной бумаги, а об оргтехнике и говорить не приходилось. Государственный нотариус очень слабо поддерживался государством.

А свободный нотариус сам организует свою работу – он и директор, и администратор, и бухгалтер, и хозяйственник, – все в одном лице. И особо хочу обратить внимание на то, что частнопрактикующие нотариусы в нашей области стали приобретать компьютеры и другую оргтехнику для работы, расширять и строить помещения. И если у государственного нотариуса не было никакой заинтересованности в своей работе – ни моральной, ни материальной – то частнопрактикующие нотариусы в своем большинстве просто горят желанием работать, помогать людям в решении их проблем, у них есть интерес к профессии, к ее совершенствованию.

Скажу откровенно, ну, и намучился я с государственным нотариатом! А сегодня у меня не болит голова от забот о помещении для какого-то нотариуса, обеспечении его зарплатой, оргтехникой и т.п., и как тяжкий груз свалился с плеч. Нотариусы теперь решают все вопросы сами, с помощью своей нотариальной палаты, и делают это достаточно успешно.

Автор: Е.Н. Евдокимова, специальный корреспондент

Вернуться
Нотариальный Вестник №2 2006


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100