Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Свежий номер

Нотариат и судебная система как важнейшие элементы единого информационного пространства в Российской Федерации

07.04.2012

И.В. Зимин,

главный специалист-эксперт отдела уголовного законодательства и законодательства о безопасности

Департамента конституционного законодательства Министерства юстиции Российской Федерации,

соискатель кафедры информационного права, информатики и математики

Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации,

 

Э.В. Махноносов,

советник президента Федеральной нотариальной палаты,

директор Фонда ФНП «Центр инноваций и информационных технологий»

 

Аннотация. В данной статье авторы проводят комплексный анализ нормативно-правового регулирования, связанного с формированием электронного взаимодействия нотариата и судебной системы, делая акцент на имеющихся законодательных противоречиях и предлагая возможные пути формирования единого информационного пространства.

Ключевые слова: нотариат, судебная система, суды, электронное взаимодействие, электронные документы, электронная подпись.

 

Notariat and Court System As Most Important Elements of Joint Information Space in the Russian Federation

I.V. Zimin, E.V. Makhnosov

Chief Specialist-Expert of the Office of Criminal Legislation

and Security Legislation of the Department of Constitutional Legislation of the Ministry of Justice of the Russian Federation,  

Aspirant of the Department of Information Law,

Informatics and Mathematics of Russian Law Academy of the

Ministry of Justice of the Russian Federation

E.V. Makhnosov,

Adviser of the President of the Notarial Chamber,

Director of the Fund of Federal Notarial Chamber

“Center of Innovations and Information Technologies”

Annotation. In the present article the authors carry out a complex analysis of

statutory regulation connected with the formation of electronic interaction of the notariat and the court system, making an emphasis on legislative contradictions and, proposing possible ways of formation of the unified information space.

Keywords: notariat, court system, courts, electronic interaction, electronic documents, electronic signature.

 

 

 

Одним из наиболее важных и актуальных направлений совершенствования институтов гражданского общества и государственного управления на современном этапе развития российского государства является формирование единого информационного пространства, в том числе внедрение электронных форм взаимодействия. В этой связи за последние несколько лет принят ряд концептуальных и доктринальных документов, определяющих основные принципы и правила формирования единого информационного пространства в Российской Федерации. Так, одним из первых актов в указанной сфере является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента Российской Федерации 7.02.2008 г. [1] и предусматривающая внедрение электронного документооборота в деятельность государственных органов, а также повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. В октябре 2010 г. утверждена государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)» [2], в соответствии с которой предусмотрено развитие системы межведомственного электронного взаимодействия, формирование единого пространства доверия электронной подписи, а также обеспечение возможности осуществления большинства юридически значимых действий в электронном виде.

Следует отметить, что в рамках указанного вопроса наиболее приоритетным направлением является совершенствование нотариата и судебной системы в Российской Федерации.

Так, основная задача при формировании единого информационного пространства судов общей юрисдикции – это обеспечение не только внутреннего информационного взаимодействия системы судов, системы Судебного департамента и органов судейского сообщества, но и предоставление возможности гражданам и организациям получать информацию о деятельности судов общей юрисдикции на едином портале в сети «Интернет».

Для решения этой задачи необходимы подключение участков мировых судей в качестве объектов автоматизации к Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Правосудие», интеграция с автоматизированной информационной системой Верховного Суда Российской Федерации с подключением к единой телекоммуникационной инфраструктуре и оснащение их типовыми программно-аппаратными комплексами, а также перевод судебных дел в электронный вид.

В целях реализации перечисленных задач 18.07.2011 г. был принят Федеральный закон № 240-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], в соответствии с которым предусматривается внесение изменений в статью 1 Федерального закона от 8.01.1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [4] в части закрепления за Судебным департаментом полномочий по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Одновременно указанным федеральным законом вносятся изменения в понятийный аппарат Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [5], предусматривающие включение определения единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей как совокупности обеспечивающих информационное взаимодействие Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Однако, рассматривая процесс внедрения информационных технологий в деятельность судебных органов, необходимо отметить, что сегодня наиболее развитой в данной области является система арбитражного судопроизводства. Отдельные нормы арбитражного процессуального законодательства регулируют правоотношения в сфере использования электронного документа при судебном разбирательстве.

Указанные положения нашли отражение в статье 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [6] (в редакции ФЗ от 27.07.2010 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» [7]) (далее – АПК РФ), в соответствии с которыми законодательно закреплена возможность принятия к рассмотрению в качестве письменных доказательств документов, подписанных электронной цифровой подписью. Однако суд оставляет за собой право потребовать предоставления оригиналов этих документов в бумажной форме.

Что касается обеспечения юридической значимости электронных документов, применяемых в судебной системе, то следует отметить, что Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 228-ФЗ внесены изменения в АПК РФ, которые касаются подачи искового заявления и перечня документов, к нему прилагаемых, вступившие в силу с 1.11.2010 г. Новая редакция дополняет статью 125 АПК РФ правилом, согласно которому исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет». В исковом заявлении должны быть указаны наряду с другими сведениями об истце также номера его телефонов, факсов и адреса электронной почты. В указанной статье закрепляется возможность представления в арбитражный суд в электронном виде прилагаемых к исковому заявлению документов.

Приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 1 утвержден «Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде» [8], действующий с 12.01.2011 г. Установлены требования к подаче электронных документов (перевод документа в электронный вид, формат предоставляемого документа, требования к техническим характеристикам). В то же время процедуры, позволяющие признать такой документ юридически значимым,  в Федеральном законе «Об электронной цифровой подписи» не были предусмотрены. В связи с этим арбитражные суды в настоящее время, используя практически заявительный порядок, тем самым презюмируют добросовестность участников процесса при подаче документов в электронном виде.

Особого внимания при рассмотрении вопросов, связанных с формированием единого информационного пространства нотариата и судебной системы, заслуживает проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на установление правового режима электронного документа и обеспечение его юридической значимости в органах судебной власти, прокуратуры и нотариата, в том числе при оказании государственных услуг в электронном виде, разработанный Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой и иными заинтересованными органами государственной власти.

Проблема обеспечения юридической значимости электронных документов является особенно актуальной в связи с необходимостью создания единого пространства доверия электронной подписи для унифицированного оказания государственных услуг в электронном виде и обеспечения электронного взаимодействия органов государственной власти, судебной власти, органов прокуратуры, нотариата, а также формирования единого информационного пространства судов и нотариата.

В рамках указанного законопроекта в целях совершенствования судебной системы Российской Федерации предлагается внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в части обеспечение возможности обмена юридически значимыми электронными документами при осуществлении процессуальных действий.

Изменения в процессуальное законодательство предоставят участникам судопроизводства право направлять в адрес суда ходатайства, заявления, жалобы, представления и иные документы в виде электронных документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте органов предварительного расследования, прокуратуры и суда.

В то же время участники судопроизводства смогут получать по ходатайству копии процессуальных документов в электронном виде, подписанных электронной подписью уполномоченных лиц, в том числе уведомления о результатах рассмотрения судом их заявлений, жалоб и принятых по ним решениям.

Предлагаемые изменения предусматривают дифференцированный подход при использовании электронной подписи физическими и юридическими лицами, а также усиленной квалифицированной электронной подписи для государственных и судебных органов.

Как следует из указанного законопроекта, порядок использования электронной подписи при осуществлении процессуальных действий устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 6.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» [9], а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В этой связи принятие законопроекта, который бы наряду с положениями, содержащимися в ранее принятых законодательных актах и сохраняющими свою актуальность, включал в себя новеллы правового регулирования, позволяющие в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему обеспечения юридической значимости электронного документа, является в настоящее время особенно актуальным.

Вместе с тем в постановлении Президиума Совета судей Российской Федерации от 5.12.2011 г. № 285 «О разработке проекта концепции модернизации и дальнейшего развития информатизации судов общей юрисдикции на период 2012–2016 годов» [10] указывается на отдельные положения разработанного Минюстом России законопроекта, в частности, на возможность использования в ходе судопроизводства в качестве письменных доказательств электронных документов, юридическая значимость которых подтверждается электронной подписью, а также установление порядка оформления в электронном виде процессуальных документов, удостоверенных аналогичным образом.

В соответствии с приведенными выше положениями предлагается разработку концепции модернизации и развития информатизации судов общей юрисдикции завершить в 2012 году в виде принятия Концепции формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и мировых судей на базе ГАС «Правосудие» на 2013–2017 годы.

В постановлении президиума совета судей Российской Федерации от 1.02.2012 г. № 290 «Об использовании юридически значимых электронных документов в деятельности органов судебной власти» [11] отмечается, что в настоящее время техническими решениями Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» применение электронных документов, юридическая значимость которых подтверждается электронной подписью, не предусмотрено.

В рамках указанного постановления Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации совместно с главным конструктором ГАС «Правосудие» поручено обеспечить разработку опытного образца комплекса программ ГАС «Правосудие» для использования электронных документов, юридическая значимость которых подтверждается электронной подписью, в деятельности органов судебной власти.

Представляется целесообразным при реализации указанных мероприятий также обеспечить возможность обмена юридически значимыми электронными документами с гражданами и организациями посредством единого портала судов общей юрисдикции, системы Судебного департамента и органов судейского сообщества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивающей доступ к содержащимся на нем сервисам и включенного в единую навигационную систему единого портала государственных и муниципальных услуг.

Одновременно актуальным является вопрос о включении информационных систем судов Российской Федерации в систему межведомственного электронного взаимодействия.

Подчеркивая необходимость проведения указанных мероприятий, следует отметить, что во исполнение пункта 14 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия [12], утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.09.2010 г. № 697, Федеральной нотариальной палатой и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 6.10.2011 г. заключено соглашение об организации электронного взаимодействия с органами государственной власти с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия.

В этой связи подключение судов к данной системе не только позволит значительно повысить качество судопроизводства, но также обеспечит эффективное электронное взаимодействие и обмен достоверной информацией, в том числе юридически значимыми электронными документами между судами и нотариатом при осуществлении ими своих функций.

Реализация указанных положений, несомненно, будет играть важную роль в процессе развития отношений в сфере использования электронных документов органами судебной власти, нотариатом, гражданами и организациями между собой.

Состояние правового регулирования в сфере формирования единого информационного пространства нотариата и судебной системы позволяет сделать вывод о том, что сегодня является необходимым комплексный анализ существующего положения дел в информационной сфере не только в федеральных органах исполнительной власти, но и в нотариате, судебной системе, а также подготовка предложений по изменению нормативно-правовой базы, выработка общих подходов к стандартам и решениям в сфере юридически значимого электронного взаимодействия в связи с принятием в 2011 году целого ряда новых законодательных актов по указанным вопросам.



[1] Российская газета. 2008. № 34.

[2] Собрание законодательства РФ. 2010. №  46. Ст. 6026.

[3] Российская газета. 2011. № 159.

[4] Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 223.

[5] Парламентская газета. 2008. 31 дек. № 90.

[6] Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

[7] Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4197.

[8] На момент подготовки данной статьи указанный приказ Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не был опубликован.

[9] Российская газета. 2011. № 75.

[10] Документ опубликован не был.

[11] Документ опубликован не был.

[12] Собрание законодательства РФ. 2010. № 38. Ст. 4823.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100