Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Свежий номер

Нотариальная, правоохранительная деятельность и юридическое превентивное обслуживание

06.04.2012

И.В. Москаленко,

нотариус Пушкинского нотариального округа Московской области,

заместитель заведующего кафедрой нотариата РААН,

доктор юридических наук, профессор,

 

Мизинцев Е.Н.,

помощник нотариуса, аспирант РААН

 

Аннотация. Нотариат представлен как элемент правоохраны, специфический «правоохранительный» орган, который характеризуется тем, что приобретает свои полномочия от государства, осуществляет деятельность с соблюдением установленных законом процедур, в первую очередь путем совершения нотариальных действий. Признаком нотариата, выделяющим его в системе правоохранительных органов, является направление его деятельности, в том числе, так называемое превентивное юридическое обслуживание.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, правоохранительный орган, нотариат, нотариус, нотариальная деятельность, суд, правосудие, судебная система, правоохранительная система, прокуратура, юридическое превентивное обслуживание.

 

Notarial, Law-enforcement Activity and Legal Preventive Servicing

I.V. Moskalenko, E.N. Mizintsev

Notary of Pushkino Notarial District of Moscow Region,

Deputy Chief of the Department of Notariat of

Russian Academy of Advocateship and Notariat,

Doctor of Law Sciences, Professor

E.N.Mizintsev,

Notary Assistant, Postgraduate of Russian Academy of Advocateship and Notariat

Annotation. Notariat is represented as an element of legal protection, specific “law-enforcement” body, which is characterized as acquiring its powers from the government, carries out activity with the observance of the procedures stipulated by the law.  The feature of Notariat individuating it in the system of law-enforcement bodies is the direction of its activity, as well as so called legal preventive servicing.

Keywords: law-enforcement activity, law-enforcement body, notariat, notary, notarial activity, court, justice, court system, law-enforcement system, prosecutor’s office, legal preventive servicing.

В современной российской литературе вопрос о сущности понятия «правоохранительная деятельность» является дискуссионным. По мнению многих ученых, это, прежде всего, деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности в соответствии с законом и соблюдением установленных процедур [1]. Вместе с тем имеют место и иные определения правоохранительной деятельности как государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка [2], либо как организационно-правового оформления правоохранительной функции государства как специализированного направления государственной деятельности, непосредственно связанного с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности [3]. Впрочем, в литературе понятие «правопорядок» употребляется чаще всего как синоним «общественного порядка» (в узком смысле) [4]. Под ним понимается состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности [5]. В этом случае понятия «защита» и «охрана» используются зачастую как синонимы [6].

Значительно различаются позиции ученых и относительно конкретных направлений правоохранительной деятельности, а также состава структур, которые могут быть отнесены к правоохранительным органам. В связи с этим можно выделить «узкий» подход к правоохранительной деятельности, отождествляющий ее с охраной общественного порядка, выявлением и расследованием преступлений, а также «широкий» подход, который предполагает отнесение к субъектам правоохранительной деятельности максимально широкого круга органов, структур и институтов, участвующих в охране права, а точнее, в охране высшей ценности любого государства – человека и гражданина, его прав и свобод [7].

В настоящее время «широкий» подход к понятию «правоохранительная деятельность», предполагающий «включение» в нее правосудия, конституционного контроля, оказания юридической помощи и ряд других направлений, представляется заслуживающим внимания. Существует тенденция, в соответствии с которой к правоохранительным органам относят все более и более широкий спектр государственных и негосударственных институтов. Так, по мнению С.В. Егорышева, «в условиях активизации участия общественности в охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности, а также появления сравнительно большого числа общественных формирований правоохранительной направленности должен преобладать широкий подход к пониманию содержания правоохранительной деятельности» [8]. В отечественной юридической литературе уже получили распространение понятия «негосударственные субъекты правоохранительной деятельности», «общественные органы правоохранительного порядка» и т.д. [9]. Участие общественности в правоохранительной деятельности находит свое отражение в российском законодательстве (например, в Законе Республики Башкортостан от 28.07.1997 г. № 114-з (ред. от 29.12.2011) «Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан») [10]. Таким образом, современное понимание правоохранительной деятельности базируется на ее многоплановости и подразумевает выделение в ней нескольких направлений, в том числе правового обеспечения и правовой помощи, которые осуществляют нотариусы [11].

На современном этапе развития государства в сфере охраны права действует целый комплекс государственных и общественных институтов: суды, органы прокуратуры, адвокатура, нотариат и т.д. Важнейшую роль среди них во всех правовых системах мира играют суды, основная задача которых заключается в осуществлении правосудия путем разрешения споров о праве. Вместе с тем с древнейших времен судебный процесс рассматривался как нежелательное и вынужденное отклонение в функционировании государства и общества, поэтому были выработаны механизмы, способствовавшие нормальному гражданскому обороту путем фиксации юридически значимых фактов и предупреждавшие возникновение споров.

Неотъемлемым элементом правовых систем, основанных на традициях континентального права, стали организованные государством институты, обеспечивающие юридическую безопасность в частноправовой сфере: различного рода регистрационные органы, нотариат и т.д. Система континентального права ориентирована на закон, который выражает общую волю и направлен на предотвращение споров и конфликтов и, таким образом, на гарантирование правовой обеспеченности [12]. (Причем здесь римское право? Где логический переход?) Постепенно вместе с римским правом, проводником которого была католическая церковь, нотариат итальянского образца распространился в большей части Европы. О правоохранительной направленности нотариата говорилось, к примеру, в преамбуле германского Имперского Положения о нотариате 1512 г., которая следующим образом определяла цель деятельности нотариуса: «Не только для поддержания мира и правопорядка, но также для многого другого, что связано со Священной Империей и общим благом, должность публичного нотариуса является нужной, официальной и необходимой, благодаря которой поступки и желания людей посредством записи сохраняются в вечной памяти и закрепляются заслуживающим доверия публичным документом для того, чтобы они не были забыты» [13].

Период конца XVIII – начала XIX века стал переломным для развития континентально-европейского права. В результате буржуазно-демократических революций, распространения принципов правового государства, предполагающего разделение властей и неотъемлемость основных прав человека, во многих европейских странах произошло обособление части государственного механизма в целях правовой охраны общественных отношений, прав и законных интересов личности от произвола. Как система правоохранительных органов, так и законодательство, которым они руководствовались, прошли комплексную модернизацию: произошло отделение суда от администрации, появилась независимая адвокатура, судебный процесс был реорганизован в соответствии с принципами состязательности и равенства сторон, были ликвидированы многие феодальные институты права (сеньориальная юстиция, сословные суды, религиозные суды и т.д.). Признание в качестве неотъемлемых прав «первого поколения», в первую очередь права собственности, потребовало соответствующего изменения в системе публичных органов, в том числе, модернизации нотариата. Не случайно, что именно в этот период появился «современный» нотариат, образцом которого стал французский Закон от XII Вантоза (12.03.1803 г.). Одним из важнейших достижений, закрепленных этим законом, является полное отделение нотариата от судебной системы и укрепление самоорганизации нотариального сообщества.

В первой половине XIX века нотариат стал предметом исследования юристов во многих европейских странах. Специалист в немецком нотариальном праве Ф. Остерлей писал: «Из природы и назначения частного права, а также из общих принципов гражданского права, признанных в Германии, следует, что, как правило, от свободной воли каждого зависит, хочет ли он вступать в правоотношения и каким образом. Между тем данное правило знает множество исключений, и во многих случаях от воли подданных не зависит, каким образом они хотят вступить в задуманные ранее правоотношения. Причина этого заключается в том, что государство только тогда признает правоотношение и защищает его, когда оно возникает в форме, которую для этого установил закон. Важнейшей причиной для этого является поддержание правовой безопасности (Rechts-Sicherheit)»; одним из институтов, созданных государством для содействия правовой безопасности, по мнению Ф. Остерлея, являлся нотариат [14].

В XX веке повсеместное признание получила идея социального государства, закрепленная на конституционном уровне во многих странах мира, в том числе, в Российской Федерации. Одним из проявлений концепции социального государства является создание и развитие институтов, которые путем вмешательства в частноправовую сферу обеспечивают поддержку более слабой стороны правоотношения. Это проявляется и в отношении физических лиц, когда государство стремится обеспечить особой охраной наиболее уязвимые категории населения – несовершеннолетних и пожилых граждан, лиц, обладающих ограниченными возможностями по получению юридической помощи на возмездной основе, и в отношении юридических лиц, в первую очередь представляющих мелкое предпринимательство [15]. Во многих странах континентального права большая нагрузка по оказанию юридической помощи данным категориям населения была возложена на нотариат путем законодательного закрепления обязательного участия нотариуса при заключении ряда сделок, в процессе усыновления и других случаях. Таким образом, как отмечает И.В. Москаленко, история демонстрирует нам неразрывную связь между господствовавшей в обществе правовой культурой (представлением о праве собственности) и системой органов, обеспечивающих его охрану прав [16].

Мнение об отнесении нотариата к числу правоохранительных органов было высказано уже в советский период. Так, по словам Л. Лесницкой, «среди правоохранительных органов нашей страны немаловажное значение принадлежит государственному нотариату. Нотариат в СССР призван охранять социалистическую собственность, права и законные интересы граждан и организаций, укреплять социалистическую законность и правопорядок, предупреждать правонарушения путем правильного и своевременного удостоверения договоров и иных сделок, оформления наследственных прав, совершения исполнительных надписей» [17].

Заявленная Российской Федерацией приверженность демократическим ценностям, приоритет защиты прав и свобод человека активизировали научный поиск в данном направлении, и в последние годы рядом российских авторов была поддержана идея об отнесении нотариальной деятельности к правоохранительной деятельности [18]. Так, по мнению Н. Полтавской и А. Азнаева, «органы нотариата являются составной частью правоохранительной системы России» [19]. По мнению О.В. и Г.Б. Романовских, «по своей природе нотариальная деятельность – правоохранительная деятельность, что позволяет причислить институт нотариата к системе правоохранительных органов» [20].

Как отмечает Т. Козуб, «при определении правовой природы нотариата обычно в качестве основного, решающего фактора и аргумента, выявляющих его сущность, считается свойственная данному институту юрисдикционная, правоохранительная функция. В силу основной функции – защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренных законодательством нотариальных действий – нотариат призван рассматриваться как неотъемлемый элемент правоохранительной системы России» [21]. Во многом аналогичную позицию занимает И.Г. Черемных, по мнению которого «нотариат, обеспечивая защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, выполняет функции по реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи и осуществляет правоохранительную деятельность посредством совершения закрепленных законодательством нотариальных действий, входящих в правоохранительную систему государства» [22]. Украинские авторы А.М. Бандурка и А.К. Бессмертный также рассматривают нотариат в качестве правоохранительного органа [23].

К. Гуценко и М. Ковалев «только условно» относят нотариат к правоохранительным органам; по их мнению, «совершение нотариальных действий – вид деятельности, которая весьма близко примыкает к правоохранительной деятельности в целом и одной из ее функций – оказанию юридической помощи» [24]. Противоположную позицию можно встретить в работе И.Г. Черемных: «…в последние годы ряд исследователей напрямую относят нотариат к блоку правоохранительных органов, наряду с судом, прокуратурой, и признают за ним самостоятельное место в рамках этой системы, что, на наш взгляд, также не верно» [25]. Не относят нотариат к правоохранительным органам и некоторые другие авторы, по мнению которых, «нотариат в Российской Федерации следует отнести не к правоохранительным, а к правозащитным институтам. А правозащитным институтам, в отличие от правоохранительных, государственные органы взаимно не передают свои полномочия. Государство в законодательном порядке определяет правовой статус правозащитных органов, включая определение их прав и обязанностей. Поэтому нотариату государственные органы не передавали осуществление своих полномочий. Они согласились с теми полномочиями, которые выполнял нотариат, исходя из своей первоначальной общественной природы, как институт, возникший не в государственных структурах, а в обществе» [26]. Однако еще Ф. Остерлей подчеркивал, что нотариат является институтом, позитивно организованным государством, приводя в качестве других аналогичных примеров «занесение ипотек» в земельный кадастр, удостоверительную деятельность судов и т.д. [27]. Нотариат никогда не мог функционировать без опоры на развитое позитивное, писаное право. Безусловно, процессы самоорганизации, протекающие в гражданском обществе, имеют большое значение для возникновения и развития нотариата в том или ином государстве, однако их роль не следует преувеличивать. Решающим фактором для возникновения нотариата всегда выступает наличие политической воли. Какими бы ни были представления юридической общественности о том, как должен быть организован нотариат, и какими полномочиями он должен быть наделен, реальный объем полномочий нотариата определяется исключительно государством [28].

Принадлежность нотариата к правоохранительным органам обычно обосновывается возложенной на нотариат функцией – защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренных законодательством нотариальных действий. По словам В.Н. Аргунова, все без исключения нотариальные действия в широком смысле являются правоохранительными. Определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать, по мнению этого автора, его юрисдикционную, правоохранительную функцию. При этом «в системе правоохранительных органов нотариат наиболее тесно связан с судом» [29]. И.А. Алферов считает, что «единственной функцией нотариата является правоохранительная. При этом необходимо различать две ее составляющие, одна из которых направлена на охрану права и законного интереса (условно будем именовать ее “охранительная”). Вторая составляющая направлена на защиту нарушенного права, которую мы будем именовать “защитная”» [30].

По мнению автора статьи, отличительной чертой нотариальной деятельности является ее предупредительный, профилактический характер. Несмотря на то, что нотариат выполняет функцию как общей, так и частной превенции, его основная задача заключается в минимизации возможности нарушения частного права и последующего возникновения спора. Нужно отметить, что в Российской Федерации в сфере защиты некоторых гражданских прав, например, права наследования, деятельность нотариата является своеобразным видом правоохранительной деятельности [31].

Мировая практика показывает огромный потенциал нотариата в сфере защиты прав субъектов правоотношений – семейных, корпоративных и многих других. В этом плане, как думается, уяснению места и специфики нотариата в системе государственных и негосударственных институтов способствует обращение к германской доктрине, в соответствии с которой нотариат является одним из органов, действующих в сфере «vorsorgende Rechtspflege» – превентивного юридического обслуживания. Данное понятие, которое представляется автору статьи весьма удачным, является, впрочем, предметом дискуссии среди немецких авторов, оно допускает различные трактовки, и его содержание не может быть раскрыто путем дословного перевода составляющих его слов [32].

Впервые понятие «vorsorgende Rechtspflege» было использовано в Имперском положении о нотариате 1937 г. (Reichsnotarordnung – RNotO), где было установлено (в § 1), что нотариусы назначаются в качестве «защитников права (Rechtswahrer) в области “vorsorgende Rechtspflege”» [33]. Эта формулировка впоследствии была использована законодателем в действующем Федеральном Положении о нотариате ФРГ (Bundesnotarordnung, §1, 24) без уточнения термина «vorsorgende Rechtspflege»; в других нормативных правовых актах этот термин не используется.

В настоящее время можно встретить различные определения «vorsorgende Rechtspflege» (например, как деятельности, которая посредством участия при возникновении и обеспечении частных правоотношений способствует законно охраняемым интересам отдельных лиц, предотвращает их нарушение в будущем и в то же время служит интересам общества). Таким образом, «vorsorgende Rechtspflege» в целом служит справедливости и правопорядку. Впрочем, другие авторы считают, что «vorsorgende Rechtspflege» следует понимать как «форму государственного юридического обслуживания, которая посредством участия при возникновении частных правоотношений служит правопорядку и предупреждению споров» [34]. Поэтому к «vorsorgende Rechtspflege» относится также деятельность регистрационных органов. При этом деятельность, направленная на представление интересов одной стороны, не является «vorsorgende Rechtspflege».

Рассматривая соотношение понятий «добровольная юрисдикция» (freiwillige Gerichtsbarkeit) и «vorsorgende Rechtspflege», М. Сикора отмечает, что «добровольная юрисдикция» охватывает широкий спектр задач и различных видов деятельности, в том числе и «vorsorgende Rechtspflege». Так называемые классические дела добровольной юрисдикции составляют содержание «vorsorgende Rechtspflege». Составители комментария к Положению о нотариате Австрии К. Вагнер и Г. Кнехтель прямо говорят о том, что «публичная удостоверительная деятельность является частью “vorsorgende Rechtspflege”, но не правосудием» [35]. Правосудие же в Германии (Rechtsprechung) осуществляется Федеральным Конституционным судом, конституционными судами земель, федеральными судами и судами земель, относящимися к различным ветвям судебной власти (статьи 93–95 Основного Закона ФРГ). «Vorsorgende Rechtspflege» можно, в свою очередь, определить как «профессиональное, оказываемое государством юридическое обслуживание» [36].

В отечественной доктрине также признается, что «по своей сути вся нотариальная деятельность независимо от конкретного нотариального действия, в котором она в тот или иной момент воплощается, направлена на оказание юридической помощи гражданам и юридическим лицам, обращающимся к нотариусу за совершением нотариального действия, защиту их прав и законных интересов» [37]. Анализ перечня государственных органов и негосударственных организаций, которые российскими авторами относятся к правоохранительному блоку («широкий» подход), и перечня органов и организаций, которые в соответствии с немецкой доктриной осуществляют превентивное юридическое обслуживание (vorsorgende Rechtspflege) показывает их значительное различие. Традиционно «ядро» правоохранительной системы России составляют «силовые» ведомства, государственные органы, наделенные полномочиями по использованию мер государственного принуждения: органы внутренних дел, прокуратура, суды и т.д. При этом в Германии к органам, осуществляющим превентивное юридическое обслуживание, относятся в первую очередь органы, действующие в сфере бесспорной юрисдикции, то есть суды, нотариат, регистрационные органы, органы юстиции и т.д. Вместе с тем немецкая доктрина точно выделяет ключевые признаки превентивного юридического обслуживания: его профессиональный характер, организацию государством, направленность на предупреждение споров, осуществление в частноправовой сфере, что делает данные выводы универсальными и применимыми в отношении нотариата не только Германии, но и нотариатов, функционирующих в других странах, в том числе и российского нотариата. Во многом аналогичную позицию, в соответствии с которой нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи, можно встретить в российской литературе [38].

В отличие от большинства правоохранительных органов, нотариат не обладает полномочиями по использованию мер принуждения. Российские нотариусы обеспечивают реализацию и охрану прав и законных интересов участников гражданско-правовых отношений посредством совершения нотариальных действий – основного содержания нотариальной деятельности [39]. Следует заметить, что как совершение нотариального действия, так и отказ в его совершении, препятствующий неправомерным действиям граждан и юридических лиц, преследуют единую правоохранительную цель. Итогом совершения нотариального действия является нотариальный акт – публичное властное решение нотариуса по конкретному нотариальному делу, выраженное в письменной форме, основанное на законе и направленное на возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей [40]. Однако совершением нотариального акта деятельность нотариуса по охране гражданских прав не заканчивается. Во многих случаях нотариус обязан обеспечить сохранность совершенного нотариального акта, а также обеспечить сведениями налоговый орган для исчисления налога либо для освобождения от него. Кроме того, нотариусу необходимо принимать участие в судебных заседаниях, куда он вызывается в связи с обжалованием нотариального действия либо подачей искового заявления о праве, возникшем в результате удостоверения нотариусом какого-либо соглашения [41]. Отсутствие у нотариуса полномочий по применению мер принуждения компенсируется другими правоохранительными органами, обеспечивающими обязательства по документу, исходящему от нотариуса.

Потенциал правоохранительной деятельности нотариата напрямую зависит от свойств, которыми обладает нотариальный акт [42]. Австрийский правовед середины XIX века Й. Кьяри писал: «если спросить о существенной характеристике нотариата, которая обеспечивает ему всеобщую значимость и признание, то выясняется, что она заключается в публичной достоверности (offentliche Glaubwurdigkeit, fides publica), которая присуща нотариальным документам как следствие (императорской) власти» [43]. «Публичная достоверность» нотариального документа может иметь ряд конкретных проявлений – особенную «доказательственную», [44] «исполнительную» силу [45]. Отсутствие у нотариального акта данных качеств существенно снижает эффективность деятельности нотариата по защите прав граждан и юридических лиц. Как следствие этого – нотариус либо превращается в еще один бюрократический барьер на пути реализации гражданских прав (в случае, если законодательно установлена обязанность обращения к нему для реализации тех или иных гражданских прав), либо становится фактически одним из многочисленных субъектов по оказанию консультативных юридических услуг (где нотариус «проигрывает» остальным участникам рынка из-за многочисленных ограничений, связанных с публичным статусом нотариуса).

Вместе с тем во многих странах законодатель не ограничивает сферу деятельности нотариата составлением и удостоверением нотариальных актов, а предоставляет нотариусам, как отмечают немало авторов, возможность «соперничать на конкурентном поле» с представителями других юридических профессий – адвокатами, свободными медиаторами и т.д. В теории и на практике подобная деятельность рассматривается только в качестве дополнительной для нотариуса, однако она свидетельствует о стремлении законодателя в полной мере использовать потенциал нотариата в области охраны гражданских прав.

Таким образом, историческое развитие нотариата свидетельствует о том, что нотариат всегда был важным элементом правоохраны, роль которого существенно возрастает в условиях построения правового социального государства. Как специфический институт «правоохранительной» деятельности нотариат характеризуется тем, что приобретает свои полномочия от государства, организуется и функционирует в соответствии с законом и осуществляет свою деятельность с соблюдением установленных законом процедур, в первую очередь путем совершения нотариальных действий. Признаком нотариата, выделяющим его в системе правоохранительных органов, является особое направление его деятельности – превентивное юридическое обслуживание. При этом от других форм юридического обслуживания (например, адвокатской деятельности) нотариат отличает, во-первых, его предупредительный, профилактический характер, во-вторых, ориентация на защиту прав в частноправовой сфере, в-третьих, особый механизм защиты частного права – нотариальный процесс, итогом которого является нотариальный акт.



[1] Правоохранительные органы Российской Федерации / Ю.А. Дмитриев, М.А. Шапкин. М.: Омега-Л, 2008. С. 12.

[2] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М.: ЗЕРЦАЛО-М, 2002. С. 9.

[3] Сутурина М.Н. Правоохранительная система государства (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. …канд. юрид. наук. СПб., 2008. С. 6.

[4] Колонтаевский Ф.С. Организационные основы охраны общественного порядка в современных условиях. Дис. …докт. юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1996. С. 16; Административное право / Под ред. Ю.М .Козлова, Л.Л. Попова. М., 1999. С. 689.

[5] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М.: Спарк, 2000. С. 209.

[6] Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 cлов / Под редакцией Н.Ю. Шведовой. 23-е изд., исправленное. М.: Рус. яз. С. 228.

[7] Ралько В.В. Теория правовой деятельности нотариата: Автореф. дис. …докт. юрид. наук. М., 2010. С. 27.

[8] Егорышев С.В. Общественная правоохранительная деятельность и ее роль в обеспечении правопорядка // Российский следователь. 2009. № 5. С.17–18.

[9] См. подробнее: Кваша Л.Ф. Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. М., 1996; Овчинникова Л.И. Правовые и организационные основы привлечения негосударственных субъектов правоохранительной направленности к охране общественного порядка: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. М. 2006.

[10] Закон Республики Башкортостан от 28.07.1997 г. № 114-з (ред. от 29.12.2011) «Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан» // Советская Башкирия. № 167 (23895). 26.08.1997.

[11] Правоохранительные органы Российской Федерации / Ю.А. Дмитриев, М.А. Шапкин. М.: Омега-Л, 2008. С. 16.

[12] Бэссю Ж.М. Прогнозируемость права как фактор обеспечения юридической безопасности // Юридическая безопасность на службе экономического развития. М.: ФРПК, 2010. С. 4.

[13] Цит. по: Euler J. Handbuch des Notariats in Preu?en, nebst der freiwilligen Gerichtsbarkeit der Gerichte und mit Rucksicht auf das ubrige Deutschland, Frankreich und andere Lander. Dusseldorf. 1858. S. 76.

[14] Oesterley F. Das deutsche Notariat. Band 2. Hannover, 1845. S. 4–5.

[15] См.: Москаленко И.В. Нотариат: модель юрисдикции. Превентивный правоохранительный механизм реализации гражданского (частного) права. М.: ФРПК, 2007. С. 10.

[16] Там же.

[17] См.: Нотариат в СССР: Учебник / Под ред. Л.Ф. Лесницкой. М.: Юрид. лит, 1990. С. 3.

[18] См., например: Черемных И.Г. Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности: Автореф. дис. …докт. юрид. наук. М.: 2007; Горбункова И.М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных отношений. М., 2007.

[19] Полтавская Н.А. Нотариат: курс лекций. М., 2004. С. 10; Азнаев А.М. Конституционно-правовые основы деятельности нотариата в Российской Федерации: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. М., 2008. С. 24.

[20] Романовская О.В., Романовский Г.Б. Нотариат в Российской Федерации: Проблемы развития. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. С. 24.

[21] Козуб Т.Р. Взаимодействие органов государственной власти и нотариата в Российской Федерации: Дис. …канд. юрид. наук. М., 1996. С. 47.

[22] Черемных И.Г. Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности: Автореф. дис. …докт. юрид. наук. М., 2007. С. 13.

[23] Бандурка A.M., Бессмертный А.К. Судебные и правоохранительные органы Украины / Под ред. проф. А.М. Бандурки. Харьков: Ун-т внутр. дел, 1999.

[24] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Указ. соч. С. 372.

[25] Черемных И.Г. Нотариат и нотариальное право России / Под ред. Г.Г. Черемных. М.: Эксмо, 2007. С. 51.

[26] Кармишев С.М. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности нотариата в Российской Федерации по обеспечению прав несовершеннолетних: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. М., 2008. С. 14.

[27] Oesterley F. Das deutsche Notariat. 1842. S. 5–6.

[28] Там же.

[29] Правовые основы нотариальной деятельности / Под ред. В.Н. Аргунова. М.: Издательство БЕК, 1994. С. 1.

[30] Алферов И.А. Нотариальная форма защиты и охраны права и законного интереса: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. М., 2007. С. 19.

[31] Горбункова И.М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных отношений: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. М., 2007.

[32] Sikora M. Der Notariat im sozialen Rechtsstaat. Hamburg. 2007. S. 82–83.

[33] Имперское положение о нотариате 1937 г. (RNotO) // СПС «КонсультантПлюс».

[34] Armbruster С., Huhn D., Preu? N. … Beurkundungsgesetz und Dienstordnung fur Notarinnen und Notare: Kommentar. Berlin, 2009. S. 7.

[35] Wagner K., Knechtel G. Notariatsordnung. 5. Auflage. Wien, 2000. S. 13.

[36] При цитировании стаьи 1 Федерального положения о нотариате ФРГ в русскоязычных источниках используются самые различные варианты перевода понятия «vorsorgende Rechtspflege»: «юридическая помощь» (Медиация в нотариальной практике (альтернативные способы разрешения конфликтов) / Под ред. К. Грефин фон Шлиффен, Б. Вегманна / Пер. с нем. С.С. Трушников. М., 2005); «предварительная юридическая помощь», «превентивное правовое обслуживание» (Пютцер Х.Я. Нотариат в частноправовой системе Германии // Нотариус. 1997. № 2. С. 86–91); «предварительное правосудие» (Сумин А.М. Правовое регулирование нотариата в Германии // Нотариус. 2000. № 2. С. 62); «превентивное юридическое обслуживание» или «превентивная правовая охрана», «превентивная правоохранительная деятельность» (Москаленко И.В. Нотариальная деятельность и правосудие // Нотариальный вестникъ. 2006. № 2. С. 61–62) . – Прим. авт.

[37] Черемных И.Г. Нотариат и нотариальное право России / Под ред. Г.Г. Черемных. М. 2007. С. 54.

[38] См., напр.: Зайцева Т.И., Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса. Т. I, М.: Издательство БЕК, 2000. С. 3.

[39] См.: Ярков В.В., Медведев И.Г. Нотариат и медиация // Нотариальный вестникъ. 2008. № 9. С. 20.

[40] Калиниченко Т.Г. Нотариальный акт: понятие, содержание, классификации // Нотариальный вестникъ. 2009. № 5. С. 12.

[41] Сычёв О.М. Правоохранительная деятельность самофинансируемого нотариата // Нотариальный вестникъ. 2008. № 5. С. 15.

[42] Oesterley F. Das deutsche Notariat. 1842. S. 6.

[43] Chiari J. Das osterreichische Notariat. Wien, 1851. S. 4.

[44] Доказательственная сила – это определяемая законом, судом, иными органами и участниками материально-правовых отношений мера достоверности и полноты допустимого средства доказывания, его превосходства над другими средствами доказывания при наличии противоречия между ними и любые иные преимущества, относящиеся к определенному средству доказывания, независимо от его содержания. Повышенная доказательственная сила нотариальных актов характерна для права Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Хорватии, Шотландии, Испании, Марокко. См.: Грядов А.В. Доказательственная сила в праве России и Франции // Нотариальный вестникъ. 2009. № 10. С. 43.

[45] Исполнительная сила нотариальных актов означает возможность их обращения к принудительному исполнению без обращения в суд. Подобным качеством наделяются или могут быть наделены нотариальные акты в Австрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Франции и т.д. См. подробнее: Ярков В.В., Медведев И.Г. Нотариат и медиация // Нотариальный вестникъ. 2008. № 9. С. 13–21.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100