Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

О развитии нотариата в Дальневосточном федеральном округе в условиях формирования системы квалифицированной юридической помощи населению в малонаселенных и труднодоступных районах

13.03.2012

Е.В. Нащёкина,

заместитель начальника

Главного управления

Министерства юстиции Российской Федерации

по Хабаровскому краю

и Еврейской автономной области,

государственный советник юстиции

Российской Федерации 1 класса,

кандидат юридических наук

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию отдельных вопросов, связанных с реформированием российского нотариата на современном этапе. В ней освещаются проблемы, возникающие при организации нотариальной деятельности в труднодоступных, малонаселенных и северных районах Дальневосточного федерального округа. Автор подробно анализирует многолетний опыт, накопленный территориальными органами юстиции и нотариальными палатами Дальневосточного региона по организации нотариального обслуживания населения с учетом специфики территорий и вносит обоснованные предложения по совершенствованию законодательства в указанной сфере.

Ключевые слова: нотариальное обслуживание, государственные нотариальные конторы, нотариальные тарифы, бесплатная юридическая помощь, труднодоступные территории.

 

On Development of the Notariat at Far East Federal District in the Terms of Formation of the System of Qualified Legal Aid to Population at Underpopulated and Hard-to-reach Districts

E.V.Nashchekina,

Deputy Chief of the Main Department of the

Ministry of Justice of the Russian Federation for

Khabarovsk Territory and Jewish Autonomous Region,

State Counselor of Justice of the Russian Federation

of the 1st class,

Candidate of Law Sciences

Annotation. The article is dedicated to studies of special issues connected with the reformation of Russian notariat at current stage. It lights the problems arising at organization of notarial activity at hard-to-reach, underpopulated and northern districts of Far East Federal District. The author analyses multiyear experience, accumulated by territorial bodies of justice and notarial chambers of Far East Region on organization of notarial servicing of population with the consideration of specific features of territories and brings grounded proposals on improvement of the legislation in the said sphere.

Key words: notarial servicing, governmental notarial offices, notarial tariffs, free of charge legal aid, hard-to-reach territories.

 

Развивающееся российское общество нуждается все в более широком спектре социальных услуг. Среди них деятельность всех организаций и учреждений, существующих для защиты прав и интересов граждан, в том числе нотариата, который является частью правовой системы нашего общества и государства. Необходимость его развития и совершенствования вписывается в контекст изменений правовой системы, социально-экономических процессов, происходящих в нашей стране.

Современная концепция реформирования российского нотариата предполагает дальнейшее укрепление системы латинского нотариата, расширение полномочий нотариусов с одновременным участием нотариального сообщества в решении важной социальной задачи по обеспечению россиян доступной и квалифицированной юридической помощью. Для Дальнего Востока данный вопрос наиболее актуален, так как связан с другой государственной задачей – созданием наиболее комфортных условий для жизни граждан, проживающих на территории Дальневосточного федерального округа.

Дальневосточный федеральный округ уникален по своему географическому положению, разнообразным и экстремальным природно-климатическим условиям с учетом огромной территории с низкой плотностью населения и большой удаленностью населенных пунктов от районных центров (например, в Сахалинской области отдельные населенные пункты расположены на расстоянии более чем в 860 километров от административных центров). Дорожная инфраструктура в районах развита слабо, преобладают некапитальные дороги (например, в Республике Саха (Якутия) протяженность сезонных дорог составляет 64,4% от общей протяженности региональных автодорог). Сообщение между центрами регионов и такими районами осуществляется, как правило, посредством авиаперевозок, стоимость которых составляет до 25 тысяч рублей, авиасообщение затруднено длительными неблагоприятными метеоусловиями. Однако во всем этом не только уникальность округа, но и сложность в решении многих проблем населения. Не является исключением и организация нотариальной деятельности.

По состоянию на сентябрь 2011 года в 162 нотариальных округах Дальневосточного федерального округа учреждено 416 должностей нотариусов. Профессиональную деятельность осуществляют 386 нотариусов, в том числе 8 государственных нотариусов.

Наибольшее количество частнопрактикующих нотариусов в Приморском округе (111), наименьшее – в Чукотском автономном округе (4).

Государственные нотариальные конторы сохранены только в труднодоступных, отдаленных и малонаселенных районах Дальневосточного федерального округа: в Чукотском автономном округе (4), Хабаровском крае (3) и в Сахалинской области (1).

Вакантными являются 22 (5,3%) должности нотариусов, причем значительная часть вакансий (11 должностей, или 50%) имеется в северных, труднодоступных и малонаселенных местностях.

Общий объем совершенных в 2010 году в Дальневосточном федеральном округе нотариальных действий по сравнению с общероссийскими показателями очень невелик и составляет только 3,8% от их общего количества по всей Российской Федерации. В этот период нотариусами округа совершено 3 226 610 нотариальных действий. Наибольшее количество действий совершено нотариусами Приморского края – 1 135 907.

Следует отметить, что экономические показатели нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселенных районах в Дальневосточном федеральном округе существенно отличаются от таковых в экономически развитых районах с широкой инфраструктурой, особенно крупных городов. Небольшая численность населения, его низкие доходы, транспортные проблемы сказываются на объемах работы нотариусов, которые невысоки, и на доходах нотариусов, которые существенно ниже, чем в других районах. Так, из общего количества нотариальных действий нотариусами труднодоступных и малонаселенных местностей совершено только 4,4% от общего количества совершенных во всех субъектах округа нотариальных действий, от 35% в самом малонаселенном регионе – Чукотском автономном округе до 1% в Хабаровском крае. А примерный показатель количества нотариальных действий на одного жителя труднодоступных и малонаселенных районов в округе составляет 0,16 нотариального действия.

В труднодоступных и малонаселенных местностях к нотариусу обращаются в основном только граждане. Большинство совершаемых нотариальных действий связано с удостоверением копий документов, заявлений, выдачей дубликатов документов, что составляет наибольшую часть от общего количества совершенных нотариальных действий (например, в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края – 70%). С учетом демографической ситуации в Дальневосточном федеральном округе рост юридически емких нотариальных действий в отдаленных и труднодоступных местностях отмечается только по вопросам наследования. К примеру, в Хабаровском крае, где в труднодоступных районах в основном действуют только государственные нотариальные конторы, в 2010 году ими совершено 2 880 нотариальных действий, из них удостоверено всего 18 договоров об отчуждении жилых помещений, 73 прочих договоров, 495 доверенностей, 30 завещаний, выдано 413 свидетельств о праве на наследство. Для сравнения приведу данные Федеральной нотариальной палаты, согласно которым в среднем по России в прошлом году только на одного нотариуса приходилось около 11 тысяч действий, то есть почти в три раза больше, чем выполнено тремя нотариусами северных районов Хабаровского края.

Взыскиваемая государственная пошлина (у государственных нотариусов) и нотариальные тарифы (даже в совокупности с платой за правовую и техническую работу – у частнопрактикующих) не покрывают ни расходов на содержание нотариальных контор, ни заработной платы, позволяющей нотариусу обеспечивать свою жизнедеятельность.

При сложившемся количестве и качественном составе совершаемых нотариальных действий нотариат в труднодоступных и малонаселенных районах Дальневосточного федерального округа является малорентабельным, если не сказать убыточным. Приведу еще один яркий пример. В 2010 году государственным нотариусом района им. Полины Осипенко Хабаровского края совершено 546 нотариальных действий, взыскано госпошлины 97 тыс. рублей, а на заработную плату из бюджета края потрачено более 300 тысяч рублей. Содержание нотариальных контор в северных и труднодоступных районах достаточно дорогостояще; кроме того, существует проблема дефицита офисных помещений, нередки перебои и даже отсутствие телефонной и электронной связи, что затрудняет возможность получения актуальной информации об изменениях действующего законодательства, а также обмен опытом правоприменения. Именно поэтому 50% должностей нотариусов в таких районах остаются не привлекательными для потенциальных претендентов на должность нотариуса и вакантными.

К сожалению, эта динамика ежегодно ухудшается: нотариусы выходят на пенсию или увольняются в связи с переездом в местности с более благоприятными экономическими и климатическими условиями, а их должности остаются незанятыми, несмотря на предпринимаемые усилия. Особенно характерно это для Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Магаданской области и Чукотского автономного округа.

Изложенные проблемы функционирования нотариальных контор в отдаленных и северных районах Дальневосточного федерального округа идут рука об руку с нерешенными проблемами государственного нотариата. До настоящего времени не определен правовой статус государственных нотариусов, госнотконтор, нормативно не решены вопросы их дальнейшего функционирования. В связи с этим длительное время были неукомплектованы должности государственных нотариусов трех нотариальных округов в Республике Саха (Якутия).

Учитывая имеющиеся особенности, территориальные органы Минюста России и нотариальные палаты Дальневосточного округа проводят постоянную работу по укомплектованию вакансий и формированию резерва нотариальных кадров, в том числе для обеспечения населения труднодоступных и малонаселенных районов нотариальной помощью.

Только в 2011 году (по состоянию на 1 сентября) территориальными органами объявлено 34 конкурса на замещение вакантных должностей нотариусов, из них проведено только 7, на должности назначены 10 нотариусов. Остальные конкурсы признаны несостоявшимися ввиду отсутствия лиц, пожелавших принять в них участие.

В 2010 году проведено 12 экзаменов для лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, по результатам которых 39 претендентов успешно сдали экзамен и приступили к стажировке. Также по результатам 8 квалификационных экзаменов выдано 24 лицензии на право нотариальной деятельности.

В 2011 году проведено 6 экзаменов для лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, по результатам которых стажерами стали 39 претендентов. После проведения 8 квалификационных экзаменов для лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, выдано 22 лицензии.

В целях формирования кадрового резерва нотариусов в труднодоступных, удаленных и малонаселенных местностях органами юстиции в Хабаровском и Камчатском краях, Республике Саха (Якутия) во взаимодействии с нотариальными палатами, органами власти субъектов и органами местного самоуправления проводится работа по подбору лиц, желающих пройти стажировку для дальнейшей работы в северных и отдаленных районах. Так, в Хабаровском крае Главным управлением вместе с Комитетом по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий Правительства Хабаровского края проработан вопрос о включении на 2011 год в штатное расписание государственных нотариальных контор должностей стажеров государственных нотариусов Хабаровского края. В Камчатском крае в результате проделанной работы после прохождения стажировки, сдачи экзаменов и процедуры конкурса на должность нотариуса отдаленного Карагинского нотариального округа назначен нотариус.

Однако назначение на должность нотариуса в труднодоступном районе иногда становится только лишь своеобразным «трамплином» для замещения в дальнейшем должности нотариуса в более экономически привлекательном районе. К примеру, совсем недавно такая ситуация имела место в Республике Саха (Якутия), где Управление Минюста России совместно с нотариальной палатой целенаправленно провели работу по подбору и обучению стажера, который, получив лицензию и заняв должность в отдаленном Среднеколымском нотариальном округе республики, через год сложил полномочия и по итогам конкурса занял должность нотариуса городского нотариального округа Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. При этом наличие стажа нотариальной деятельности, пусть даже и совсем небольшого, выгодно отличало этого претендента среди других конкурсантов, не работавших нотариусами.

В целях обеспечения населения труднодоступных и малочисленных районов нотариальной помощью в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минюста России от 14.01.2010 г. № 1, решаются вопросы по изменению территории деятельности нотариусов. Такая практика имела место в Приморском и Хабаровском краях, Магаданской и Сахалинской областях, Чукотском автономном округе.

Так, в связи с увольнением государственного нотариуса Аяно-Майского нотариального округа Хабаровского края на период до укомплектования вакантной должности государственному нотариусу нотариального округа района им. П. Осипенко изменена территория деятельности. Решен вопрос о ежеквартальном командировании государственного нотариуса района им. П. Осипенко в Аяно-Майский район за счет средств краевого бюджета. Аналогичным образом, за счет средств Чукотского автономного округа, финансировались выезды государственного нотариуса Иультинского нотариального округа в Чаунский нотариальный округ. В Магаданской области нотариусы, территория деятельности которых изменена, оплачивают расходы на выезды в другие нотариальные округа за счет собственных средств.

В связи с отсутствием лиц, желающих работать в отдаленных малочисленных районах, практикуется объединение нескольких районов в один нотариальный округ. Такое совместное решение принималось в 2005 году в Камчатской области, Корякском и Чукотском автономных округах.

Примечательным является тот факт, что вопросы обеспечения надлежащего нотариального обслуживания на проблемных территориях решаются не только в рамках совместной компетенции территориальных органов юстиции и нотариальных палат, но многое зависит от активной позиции самих нотариальных сообществ. Так, в некоторых, значительных по площади малонаселенных нотариальных округах, где действует только один нотариус, нотариальные палаты организуют выездное нотариальное обслуживание граждан, проживающих в поселках, где нет нотариуса. Такая практика применяется в Приморском и Камчатском краях, Сахалинской области. При этом, исполняя свои публично-правовые задачи, нотариальные палаты перечисленных регионов компенсируют расходы нотариусов на выездное обслуживание населения отдаленных районов.

В Еврейской автономной области нотариальная палата еще в 2006 году заключила соглашение с органами, уполномоченными осуществлять регистрацию прав на недвижимое имущество, о внедрении принципа «одного окна» при нотариальном оформлении и дальнейшей государственной регистрации сделок с недвижимостью. Эти меры не только позволили придать квалифицированный характер сделкам с недвижимостью и обеспечить дополнительную стабильность гражданскому обороту в данной сфере, но и явились видом серьезной поддержки экономической рентабельности деятельности нотариусов, в том числе в малонаселенных районах области.

Нотариальные палаты Дальневосточного федерального округа принимают активное и непосредственное участие в сохранении и передаче архивов упраздненных нотариальных контор и контор нотариусов, сложивших полномочия. Несмотря на отсутствие правового регулирования порядка хранения, нотариальные палаты (например, в Камчатском крае, Еврейской автономной области) собственными силами обеспечили сбор, обработку и хранение нотариальных архивов в помещениях нотариальных палат. Нотариальными палатами принимаются решения об оказании материальной помощи нотариусам, работающим в удаленных нотариальных округах.

Нотариусы округа активно привлекаются к реализации государственной программы оказания бесплатной юридической помощи населению. На базе нотариальных палат создаются центры правовой помощи населению (например, в Приморском крае, Еврейской автономной области). Нотариусы осуществляют выезды в муниципальные образования, выступают в средствах массовой информации, участвуют в работе общественных приемных Уполномоченного по правам человека и региональных отделений всероссийской политической партии «Единая Россия», проводят дни бесплатной юридической помощи по вопросам нотариального оформления прав граждан.

Территориальные органы Минюста России, где сохранены госнотконторы, принимают меры по повышению квалификации государственных нотариусов. Например, в Хабаровском крае Главное управление ежегодно решает с Правительством Хабаровского края вопрос о направлении государственных нотариусов на курсы повышения квалификации в центральные регионы Российской Федерации. Кроме того, государственные нотариусы ежемесячно информируются об изменениях законодательства и новостях нотариальной практики. Оказывается содействие в вопросах обеспечения помещениями госнотконтор.

Частично снимает проблему нотариального обслуживания в труднодоступных местностях предоставленное в соответствии со ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате должностным лицам органов местного самоуправления право на совершение некоторых нотариальных действий в случаях, если в соответствующем поселении или на межселенной территории отсутствует нотариус.

В настоящее время на территории ДФО нотариальные действия совершают 744 главы местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления, уведомивших территориальные органы Минюста России в ДФО, в установленном порядке, из них в труднодоступных и малонаселенных местностях – 225 (30%).

Однако главы и должностные лица органов местного самоуправления не могут заменить нотариуса, поскольку они наделены полномочиями на удостоверение только определенных видов документов. Кроме того, имеются и иные проблемы. В первую очередь они связаны с отсутствием необходимой юридической квалификации этих лиц. До настоящего времени не решены вопросы их методического обеспечения, сохранения нотариальной тайны и архивов, ответственности, обязательного страхования и контроля за их деятельностью. Учитывая, что защита и обеспечение прав граждан являются одной из самых основных задач деятельности территориальных органов Минюста России, в ДФО организовано взаимодействие с главами муниципальных образований, в которых отсутствуют нотариусы. В Камчатском, Приморском и Хабаровском краях ведутся систематический учет и актуализация информации о возложении на должностных лиц местного самоуправления обязанностей по совершению нотариальных действий. Принимается участие в совещаниях, проводимых органами власти субъектов, самостоятельно организуются и проводятся семинары-совещания (Камчатский, Хабаровский края, Магаданская область).

Таким образом, в Дальневосточном федеральном округе выполняется та необходимая работа по обеспечению граждан квалифицированной нотариальной помощью, которая возможна в рамках существующего правового поля. Вместе с тем для поступательного развития нотариата в округе, как и в целом в Российской Федерации, крайне необходима современная правовая база. При принятии нового закона должны быть учтены демографические, экономические и инфраструктурные особенности отдаленных регионов России и их влияние на рентабельность частной нотариальной деятельности. На мой взгляд, целесообразно:

1. На законодательном уровне установить экономически обоснованные нотариальные тарифы и тарифы за правовую и техническую работу, отвечающие современным условиям и позволяющие нотариусам, в том числе в труднодоступных и малонаселенных районах, осуществлять свою деятельность в условиях самофинансирования. При этом услуги нотариуса должны быть доступны каждому человеку, невзирая на его социальное положение.

2. Предусмотреть механизмы финансовой поддержки нотариата отдаленных территорий. Полагаю, что это – забота не только нотариального сообщества. Правовой механизм должен предусматривать систему государственных гарантий нотариусам, работающим в данных местностях. Это может быть субсидирование дохода нотариуса, право на льготное пенсионное обеспечение за время, отработанное в труднодоступных районах, преимущественное право на замещение вакантных должностей в экономически рентабельных районах после нескольких лет безупречной работы «в глубинке» и другие гарантии, реализация которых будет способствовать привлекательности нотариальной деятельности в этих районах.

3. Предусмотреть целевую подготовку кадров с условием приобретения и накопления стажа в муниципальных районах.

4. Развивать дополнительные формы юридической помощи, оказываемой нотариусами, совершенствовать технологии, активнее использовать возможности интерактивного документооборота и консультирования. Перспективной выглядит идея создания специальных терминалов правовой помощи в местных администрациях, где любой человек мог бы по сети Интернет получить юридическую консультацию, в том числе связаться с нотариусом. Необходимо развивать и расширять сеть пунктов оказания бесплатной юридической помощи населению, в том числе с привлечением нотариусов.

5. На федеральном уровне подлежат урегулированию вопросы об оказании методической помощи должностным лицам органов местного самоуправления; следует организовать официальный учет этих лиц (например, в специальных региональных реестрах) и контроль за их деятельностью. Данные полномочия могут быть возложены на территориальные органы Минюста России по субъектам Российской Федерации при внесении изменений в законодательство о нотариате.

Со своей стороны, территориальные органы Минюста России и нотариальные палаты в Дальневосточном федеральном округе, накопившие значительный практический опыт по обеспечению деятельности нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, готовы активно подключиться к этой работе и выработке необходимых решений, которые позволят обеспечить реализацию гарантированных Конституцией Российской Федерации личных имущественных и неимущественных прав граждан, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах нашей страны.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100