Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Нотариат в информационном обществе

06.01.2012

В Стеклянном зале Конференц-центра РИА «Новости» 20 декабря 2011 года состоялась пресс-конференция на тему «Нотариат в информационном обществе», посвященная вопросам интеграции нотариата России в систему электронных сервисов.

Вопросы готовности российского нотариата к переходу на электронную систему обсуждали с журналистами представители государственной власти и самого нотариального сообщества, среди которых были советник министра юстиции РФ Е.А. Борисенко, президент Федеральной нотариальной палаты М.И. Сазонова, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу А.М. Спиридонов, начальник отдела организации государственной регистрации юридический лиц и физических лиц Управления информатизации ФНС России С.И. Федченко, директор Центра инноваций и информационных технологий при Федеральной нотариальной палате Э.В. Махноносов.

 

Стартовал очередной этап интеграции нотариата Российской Федерации в систему электронных сервисов. В начале будущего года он станет полноправным участником в единой Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – ключевого элемента электронного правительства России.

Соглашение о взаимном сотрудничестве между Федеральной нотариальной палатой и Министерством связи и массовых коммуникаций было подписано в начале октября. В настоящее время Центр инноваций и информационных технологий при Федеральной нотариальной палате установил и подключил необходимое оборудование, обеспечивающее бесперебойный доступ к аппаратным ресурсам СМЭВ.

Система позволяет в случае наличия у нотариуса электронной подписи и соответствующих нормативно-правовых полномочий получать доступ к информации из электронных хранилищ и баз данных органов госвласти.

Федеральная нотариальная палата – первая некоммерческая организация, представленная на едином портале госуслуг. Притом, что развивать систему электронного взаимодействия и документооборота нотариат стал сравнительно недавно, чуть более двух лет назад. В марте 2010 года при ФНП был создан Центр инноваций и информационных технологий, чьей основной задачей стало формирование и развитие современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры нотариата России. В сферу деятельности Центра также вошли разработка мер по информационной безопасности в связи с использованием информационных и телекоммуникационных технологий в нотариальной деятельности и взаимодействия нотариата России с органами государственной власти, направленного на повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг.

Более того, Центр инноваций и информационных технологий занялся развитием и эксплуатацией Единой информационной системы нотариата России (ЕИС), которая существует с 2006 года, но все это время она работала преимущественно в тестовом режиме. За 2010 год объем сведений в ЕИС (по сравнению с 2009-м) увеличился в 4 раза. Из 7560 нотариусов системой пользуются более 94%. Доля информатизации нотариата – одна самых высоких среди государственных органов и, пожалуй, самая высокая среди некоммерческих организаций. В настоящий момент в ЕИС содержится 18 млн. записей о бланках единого образца, по которым можно проверить подлинность нотариального документа и вид нотариального действия, 12 млн. объявлений о розыске завещаний, 4,8 млн. записей о ведении наследственных дел, 544 тыс. записей об арестах и запрещениях и 151 тыс. – об отмененных доверенностях. Единая информационная система нотариата России обеспечивает сервис розыска завещаний, удостоверенных нотариусами. Он позволяет получать информацию о волеизъявлениях граждан, выраженных как в настоящее время, так и хранящихся в архивах государственных нотариальных контор с 1980 года.

С января 2011 года в ЕИС учитываются все защищенные бланки единого образца, используемые нотариусами для совершения ряда нотариальных действий. Информация о бланках, полученных нотариальной палатой от производителя, выданных нотариусам или возвращенных ими, а также утраченных, использованных нотариусами для изготовления нотариальных документов, автоматически поступает в Единую информационную систему. В перспективе логика построения этого сервиса может быть взята за основу и при создании Единого электронного реестра нотариальных действий.

При этом не только руководящие органы нотариата, но и сами нотариусы активно включаются в электронный документооборот. В 2010 году был создан Удостоверяющий центр нотариата России, задачей которого является обеспечение средствами электронной подписи нотариусов Российской Федерации. Всего за год электронную подпись получили 4381 нотариус и 1182 исполняющих обязанности нотариусов России в 53 нотариальных палатах субъектов РФ. Сформировано единое пространство доверия между Удостоверяющим центром нотариата России и Удостоверяющим центрам Федеральной налоговой службы, ГНИВЦ ФНС, Росреестра. 30 августа между Федеральной нотариальной палатой и Сбербанком России подписано соглашение о взаимном электронном документообороте с использованием электронной подписи нотариуса. Договор предусматривает безбумажный обмен данными между нотариусами и отделениями банка по вопросам, связанным с наследованием денежных средств. А чуть ранее, в апреле, в Москве прошел эксперимент по передаче данных в электронном виде в налоговые органы для последующей регистрации изменений в учетной записи юридического лица.

 

По словам советника министра юстиции РФ Елены Адольфовны Борисенко, отечественный нотариат является первой некоммерческой организацией страны, которая еще два года назад создала специальный удостоверяющий центр, позволяющий самим нотариусам, в частности, работать с помощью средств электронной цифровой подписи (ЭЦП).

«Нотариат пошел правильным путем: все последние годы этот институт прорабатывал технические вопросы, не дожидаясь появления формального нормативного регулирования», – отметила Е.А. Борисенко.

Советник главы Минюста в ходе пресс-конференции также напомнила, что в настоящее время министерством подготовлены два новых законопроекта: «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ» и «Об установлении правового режима электронного документа и его достоверности», – после принятия которых нотариусы смогут использовать технологические достижения в полном объеме. Проект закона о правовом режиме электронного документа может быть внесен в Правительство РФ до 1 февраля 2012 года.

Отвечая на вопрос, что со временем даст гражданам «электронный» нотариат, глава Федеральной нотариальной палаты Мария Ивановна Сазонова сказала, что использование современных технических средств позволит клиентам нотариальных контор, не имеющих собственной ЭЦП, при содействии нотариуса гораздо быстрее получать по запросам нужные документы из других ведомств.

«Однако для этого нам уже сейчас надо решить сразу целый комплекс проблем», – добавила М.И. Сазонова. По мнению главы ФНП, следует «психологически реализовать стремление каждого нотариуса перейти к новым методам дистанционной работы, обучить ей».

«Пока не будут приняты новые законы, нам стоит подготовиться технологически. С теми же нотариусами, кто не собирается учиться новому, не знает, как подойти к компьютеру, как его включить, будем расставаться», – уточнила президент Федеральной нотариальной палаты.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100