Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

К вопросу о повышении квалификации сотрудников прокуратуры (в контексте использования потенциала нотариата и специализации сотрудников)

14.12.2011

А.А. Виноградова,

консультант нотариуса,

аспирант кафедры нотариата РААН

 

Аннотация. Обоснована целесообразность повышения квалификации прокуроров по следующим направлениям: подготовка кадров с учетом конкретной специализации прокурорского работника, отказ от концепции их «изолированного обучения», что предполагает использование потенциала курсов повышения квалификации нотариусов, поэтапная работа с молодыми специалистами прокуратуры, учет позитивных разработок иностранных государств, более активное сотрудничество с учебными заведениями, в том числе осуществляющими повышение квалификации нотариусов.

Ключевые слова: прокуратура, прокурор, нотариус, нотариат, повышение квалификации, институт, обучение.

 

To the matter of advancing qualification of the prosecutor’s office employees (in the contest of application of the notariat potential and employees specialization)

А.А. Vinogradova

Annotation. There is grounded the expedience of the prosecutors’ advanced training in the following directions: preparation of the personnel with the account of particular specialization of the prosecutor’s office employee, refusal from the concept of their “isolated training”, that assumes the application of the potential of the courses of notaries advanced training, step-by-step work with young specialists of the prosecutor’s office, consideration of positive developments of foreign states, more active cooperation with the educational institutions, effecting notaries advanced training as well.

Keywords: prosecutor’s office, prosecutor, notary, notariat, advanced training, institute, training.

Среди особенностей правового статуса прокуроров следует отметить аттестацию прокурорских работников; последняя проводится для определения соответствия работников прокуратуры занимаемой должности и в целях повышения квалификации прокурорских работников, укрепления служебной дисциплины. Кроме того, имеет место система непрерывного обучения и повышения квалификации работников прокуратуры. Согласно ст. 43.4 Закона о прокуратуре она включает в себя индивидуальную и групповую учебу по специальным планам, стажировку в вышестоящих органах прокуратуры, научных и образовательных учреждениях прокуратуры, обучение в региональных учебных центрах и институтах повышения квалификации [1]. Следует обратить внимание на то, что повышение квалификации является не правом, а служебной обязанностью прокуроров. Надлежащее исполнение данной обязанности влечет за собой определенные последствия – отношение к учебе и рост профессионализма учитываются при решении вопросов о соответствии прокурора занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе.

В настоящее время в системе органов прокуратуры России имеются один научный институт, три института повышения квалификации работников органов прокуратуры, учебный институт [2]. Первый – это Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, далее – Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Москва), Институт повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Санкт-Петербург), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Иркутск) и последний – Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, образованы еще три учебных института прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Как считает автор статьи, повышение квалификации сотрудников прокуратуры должно осуществляться на современном этапе по следующим основным направлениям:

1. Повышение квалификации с учетом конкретной специализации прокурорского работника и отказ от концепции их «изолированного обучения».

Для улучшения работы прокуроров, участвующих в отправлении правосудия, представляется необходимым предпринять ряд практических действий [3]. Поскольку государственный обвинитель – это, прежде всего, представитель государства, от имени которого он поддерживает в суде обвинение, должностное лицо, от профессиональной деятельности которого зависит как успех завершающего этапа изобличения виновного в совершении преступления, так и реализация результатов работы органов предварительного расследования и прокуратуры, вопросам повышения качества участия прокуроров в отправлении правосудия, улучшения подбора кадров на должности государственных обвинителей должно уделяться особое внимание. Работа по повышению профессионализма государственных обвинителей, как справедливо отмечают исследователи, должна включать в себя не только использование выработанных практикой и рекомендуемых учеными форм повышения квалификации прокуроров, поддерживающих обвинение в судах, но и специализированную подготовку студентов в высших учебных заведениях.

Следует обратить особое внимание на совершенствование профессионального мастерства государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. В этих целях ученые предлагают организовать систему профессиональной учебы, постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая к участию в проведении учебных мероприятий опытных практических работников, а там, где это возможно – ученых-юристов, внедрять в практику хорошо зарекомендовавшие себя формы обучения, в том числе деловые игры, развивать и поощрять творческую активность прокуроров и стремление их к самосовершенствованию, повышать роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за качественную подготовку государственных обвинителей к участию в судебных заседаниях.

В.Г. Бессарабов, К.А. Кашаев справедливо предлагают использовать средства массовой информации для пропаганды деятельности государственных обвинителей, обеспечить достоверность материалов, подлежащих опубликованию, их юридическую обоснованность. Всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам следует поддерживать постоянное взаимодействие и осуществлять обмен опытом по вопросам, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел и принесения представлений на неправосудные судебные решения.

Так, например, принятие мер по повышению квалификации государственных обвинителей – одна из приоритетных задач управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры Санкт-Петербурга [4]. В прокуратуре Санкт-Петербурга действуют два основных направления, связанные с повышением квалификации государственных обвинителей. Первое – работа по повышению профессионального мастерства сотрудников районных прокуратур. Второе – повышение квалификации государственных обвинителей прокуратуры города, обеспечивающих поддержание государственного обвинения в суде присяжных.

Прокуратурой города ежемесячно проводятся занятия для всех государственных обвинителей районных прокуратур, на которых в течение 1,5–2 часов обсуждаются основные проблемы, связанные с применением уголовного, уголовно-процессуального закона, проблемы, возникающие при рассмотрении конкретных дел. На эти лекционные занятия, как правило, приглашаются судьи судебной коллегии по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда, преподаватели вузов; в них принимают участие наиболее опытные сотрудники аппарата прокуратуры города. Одновременно проводятся семинарские занятия с 10–15 помощниками районных прокуроров. Они проходят в соответствии с полугодичным планом ежемесячных семинарских занятий, в котором указаны темы каждого занятия и лица, ответственные за их проведение.

Проведение семинарских занятий для помощников районных прокуроров небольшими группами позволяет добиться индивидуального подхода, обсудить возникающие вопросы с каждым из слушателей и в то же время получить сведения о квалификационном уровне помощника для решения вопроса о его дальнейшей положительной аттестации, а также и в случае необходимости обратить внимание районного прокурора на усиление контроля над самостоятельным повышением квалификации конкретным сотрудником [5].

Не менее важны меры по повышению квалификации государственных обвинителей аппарата прокуратуры города. В Санкт-Петербурге суд присяжных введен позже, чем в других регионах страны, в связи с чем опыта государственных обвинителей недостаточно для обеспечения государственного обвинения на надлежащем профессиональном уровне. Акцент в мероприятиях, направленных на повышение квалификации, сделан в первую очередь на вопросах убеждения присяжных в правоте государственного обвинителя, умении опровергнуть позиции стороны защиты. Для достижения поставленных задач проводятся деловые игры, в которых отрабатывается участие государственного обвинителя в суде присяжных, изучается специальная литература, содержание которой доводится до сотрудников управления, речи государственных обвинителей перед участием в прениях заслушиваются руководством и прокурорами управления, делаются критические замечания, направленные на повышение качества речи.

В качестве другого примера отметим, что сейчас учебные заведения органов прокуратуры не готовят юристов со специализацией по надзорной деятельности на транспорте [6]. Ее осуществляют, как правило, выпускники юридических вузов, не знакомые со спецификой транспорта, транспортной милиции и таможенных органов. Продвижение и переход прокурорских работников на другие направления прокурорского надзора, т.е. ротация кадров, отсутствие конкретных специализаций прокурорского надзора по видам и вызывают необходимость постоянной учебы сотрудников транспортной прокуратуры. Автор статьи разделяет мнение о том, что в настоящее время существует острая необходимость в создании пилотных региональных учебных центров при транспортных прокуратурах, которые в первую очередь должны заняться разработкой и переработкой имеющихся и созданием новых методических рекомендаций по организации конкретных проверок исполнения законодательства на транспорте, в таможенных органах и органах внутренних дел на транспорте по причине быстро меняющегося российского и международного законодательства.

Необходимо обратить внимание и еще на одно обстоятельство. В настоящее время явно превалирует концепции «изолированного обучения» прокуроров, суть которой состоит в том, что для повышения их квалификации используются только ведомственные учебные заведения. Безусловно, это справедливо. Но более продуктивным было бы не «отрывать» прокуроров от юридического сообщества, использовать возможности для их общения с судьями, адвокатами, нотариусами, словом, с теми правоведами, с которыми им непосредственно приходится контактировать в практической деятельности. В частности, можно использовать потенциал нотариата для организации совместных эпизодических курсов повышении профессиональной квалификации.

2. Поэтапная работа с молодыми специалистами прокуратуры

Ежегодно кадровый состав сотрудников прокуратуры пополняется молодыми специалистами. В большинстве своем это выпускники юридических факультетов, а также молодые люди с незначительным опытом работы по юридической специальности [7]. Как отмечают исследователи, переход вчерашнего студента юридического факультета из одной сферы активности (учебной) в другую (профессиональную) неизбежно сопровождается трудностями, поскольку меняются не только среда и содержание деятельности, но и статус человека, требующий самостоятельного принятия решений и персональной ответственности за них. Молодому человеку приходится решать не учебные, а жизненные задачи, на которые порой нет готовых ответов. Это значит, что важнейшим компонентом кадровой работы становится организационное обеспечение профессионального становления молодых специалистов, сопровождение молодого специалиста в сложный период адаптации к профессии.

Так, например, в прокуратуре Хабаровского края количество молодых специалистов от общего числа принятых на службу в органы прокуратуры ежегодно растет и в 2007 г. составило 36%, в 2008 г. – 50, в 2009 г. – 55%. Учитывая важность этого направления деятельности, в развитие приказов Генерального прокурора России отделом кадров разработаны и внедрены в практику несколько положений: Положение о молодом специалисте органов прокуратуры Хабаровского края, Положение о наставничестве в органах прокуратуры, Программа подготовки молодых специалистов в органах прокуратуры Хабаровского края к аттестованию и самостоятельной деятельности в занимаемой должности помощника прокурора и другие. Важность проводимой работы по содействию скорейшей адаптации молодых специалистов обусловлена тем, что этот процесс представляет собой взаимное приспособление молодого специалиста, пришедшего в органы прокуратуры, и коллектива районной (городской) прокуратуры. И от того, как быстро и эффективно завершается этап адаптации молодых специалистов к прокурорской профессии, напрямую зависят качество надзорной деятельности и дальнейшее успешное прохождение службы в органах прокуратуры [8].

Общая схема психологического сопровождения молодых специалистов в прокуратуре Хабаровского края осуществляется в форме системного и динамического сопровождения профессиональной деятельности каждого молодого специалиста и состоит из нескольких этапов:

– привлечение учащихся последних курсов и выпускников вузов для рассмотрения вопроса о возможном трудоустройстве в органы прокуратуры края;

– отбор учащихся последних курсов и выпускников вузов для привлечения их к работе в качестве общественных помощников прокуроров;

– подбор выпускников вузов из числа положительно зарекомендовавших себя в работе в качестве общественных помощников либо состоящих в кадровом резерве, обладающих необходимыми профессиональными и моральными качествами, способными по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности;

– проведение профессионального психологического отбора отделом кадров прокуратуры края;

– прием на службу в органы прокуратуры края молодого специалиста, которому предшествует процедура согласования в форме собеседования подобранной кандидатуры с руководителями структурных подразделений аппарата прокуратуры края, собеседование с прокурором края. В целях получения адекватной оценки уровня знаний, необходимых для успешного прохождения службы, проведение профессионально-личностного тестирования;

– этап социальной и профессиональной адаптации молодого специалиста в предаттестационный период: назначение молодому специалисту наставника из числа наиболее опытных работников, составление под руководством наставника и исполнение индивидуального плана учебы молодого специалиста;

– подготовка молодого специалиста к первичной аттестации под руководством прокурора района (города) и наставника. В целях объективного контроля (оценки) усвоения получаемых молодыми специалистами в процессе трудовой деятельности знаний отдел кадров совместно с отраслевыми подразделениями аппарата прокуратуры края осуществляет предаттестационное тестирование по основным направлениям прокурорской деятельности. В случае успешного прохождения аттестации – торжественное принятие присяги прокурора;

– составление молодым специалистом совместно с наставником и утверждение прокурором района (города) плана подготовки молодого специалиста в период после аттестации до одного года службы в органах прокуратуры края;

– прохождение молодым специалистом в период после аттестации курсов повышения квалификации в Межрегиональном центре повышения квалификации прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, стажировки в отраслевых подразделениях аппарата прокуратуры края;

– проведение отделом кадров диагностического среза деятельности молодого специалиста по истечении первого года работы в прокуратуре;

– отчет молодого специалиста за первый год работы.

Особое значение при решении вопросов профессионально-психологической устойчивости молодых специалистов имеет психологическое обеспечение деятельности органов прокуратуры края, осуществляемое кадровым подразделением прокуратуры края [9].

3. Организация повышения квалификации прокуроров с учетом позитивных разработок иностранных государств

Институты повышения квалификации прокурорских работников активно используются и во многих зарубежных странах. Возьмем, к примеру, Китай. 27 июня 1991 г. там был создан Центральный институт повышения квалификации прокуроров. К этому времени прокурорские школы, центры и учреждения повышения квалификации действовали уже при прокуратурах всех провинций КНР [10].

28 февраля 1995 г. двенадцатая сессия постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей восьмого созыва приняла Закон КНР «О прокурорах». В данном Законе системе подготовки кадров посвящена целая глава (ст. 29–31). Предусматривается проведение плановой теоретической и практической подготовки сотрудников. В 1998 г. Центральный институт повышения квалификации прокуроров был переименован в Общенациональный институт прокуроров.

Новейший этап прокурорского образования, системы повышения квалификации и переподготовки сотрудников прокуратуры КНР отождествляется исследователями с принятием Высшей народной прокуратурой КНР 18 января 2002 г. в соответствии с нормами Закона КНР «О прокурорах» Положения «О подготовке прокуроров» [11]. В соответствии с Положением подготовка сотрудников органов прокуратуры осуществляется на основе единой программы; она состоит из специализированных учреждений образования и учреждений специальной подготовки.

Специализированные учреждения образования подразделяются по внутриведомственным уровням: учреждения Высшей народной прокуратуры КНР, учреждения провинциальных прокуратур, прокуратур автономных районов, учреждения прокуратур городов центрального подчинения и учреждения прокуратур городов провинциального подчинения.

Учреждения Высшей народной прокуратуры КНР отвечают за: подготовку долгосрочных, среднесрочных и ежегодных образовательных программ, планирование и руководство работой нижестоящими учреждениями подготовки кадров, планирование и руководство работой профессорско-преподавательского состава, организацию работы по утверждению учебных дисциплин, осуществление подготовки учебных материалов, учебников и учебных пособий, осуществление проверки исполнения планов работы нижестоящими учреждениями, руководство работой по подготовке прокуроров за рубежом. Непосредственное руководство учреждениями подготовки сотрудников на уровне провинций, автономных районов городов центрального подчинения и городов провинциального подчинения осуществляют политотделы соответствующих прокуратур.

Система учреждения специальной подготовки включает в себя Общенациональный институт подготовки прокуроров, его филиалы, учрежденные Высшей народной прокуратурой, институты подготовки прокуроров на провинциальных уровнях и соответствующие институты при прокуратурах городов центрального и провинциального подчинения. Общенациональный институт осуществляет подготовку: впервые назначенных прокуроров, лиц, выдвинутых на должности прокуроров высших разрядов, прокуроров Высшей народной прокуратуры, заместителей прокуроров и других представителей руководящего состава прокуратур административно-территориальных единиц Китая, специалистов по отдельным специальностям, педагогических работников для учреждений образования прокуратуры, прокуроров для районов, населенных особыми этническими группами и малочисленными народностями. Филиалы Общенационального института являются учреждениями образования прокуратуры. Сегодня их насчитывается восемь, они расположены в провинциях Хэнань, Шандун, Цзяньсу, Сычуань, Шанси, Юннань, в городах Тянцзин и Цзинганшань.

В содержательном плане профессиональная подготовка разделяется на две составляющие: теоретическая подготовка и практическая подготовка. Теоретическая подготовка сотрудников прокуратуры включает в себя два аспекта: политико-теоретическую подготовку и юридическую подготовку. Правильная политическая подготовка – одно из важнейших требований в системе повышения квалификации сотрудников прокуратуры. Цель политической подготовки – повышение способности правильного понимания и уяснения политики партии и государства, адаптация данных установок к процессу правоприменения [12].

Юридическая подготовка предусматривает необходимость приобретения сотрудниками качественного образования. Для всех сотрудников прокуратуры предусмотрен ежегодный единый государственный экзамен. Сам факт его систематического проведения в Китае рассматривается как объективное условие целенаправленного повышения квалификации всех сотрудников прокуратуры. Содержание процесса подготовки к экзамену предполагает изучение нового законодательства, проблем и практики его применения.

Профессиональная практическая подготовка сотрудников органов прокуратуры включает в себя изучение проблем функционирования прокуратуры, приобретение специальных знаний и навыков, необходимых для выполнения задач, поставленных перед прокуратурой. Основные направления профессиональной практической подготовки: прокурорский надзор за ведением дел о тяжких преступлениях, прокурорский надзор за ведением дел о преступлениях, направленных на «раскол страны», преступлениях о государственной измене, прокурорский надзор за законностью правовых актов, прокурорский надзор за законностью политических установок, особенности проверки дел, по которым проводилось следствие органами государственной  безопасности, особенности возбуждения и отказа от возбуждения уголовных дел, поддержание государственного обвинения, прокурорский надзор за законностью деятельности судов, прокурорский надзор за исполнением судебных решений, прокурорский надзор за законностью в деятельности исправительно-трудовых учреждений и тюрем и т.д.

4. Повышение квалификации прокуроров при максимально активном сотрудничестве с учебными заведениями

Можно отметить, что данное направления развивается весьма интенсивно. Так, например, прокуратура Псковской области много лет плодотворно сотрудничает с Санкт-Петербургским юридическим институтом (филиалом) Академии Генеральной прокуратуры России [13]. Преподаватели института выезжают в прокуратуру Псковской области для прочтения лекций и проведения учебных семинаров с сотрудниками правоохранительных органов по наиболее актуальным вопросам правоприменительной практики.

В конце 2008 г. прокуратура Псковской области и Институт достигли соглашения о проведении совместных ежемесячных мероприятий по повышению квалификации прокурорско-следственных работников. В частности, в первом полугодии 2009 г. реализован учебный план, в соответствии с которым преподаватели института на базе прокуратуры проводили межведомственные семинарские занятия, на которых рассматривались вопросы организации прокурорского надзора по наиболее актуальным направлениям деятельности.

С октября 2008 г. в прокуратуре Псковской области введена и успешно используется система видеоконференцсвязи, ею оборудованы все прокуратуры. Первым результатом стало проведение межведомственных семинарских занятий с использованием видеоконференцсвязи во втором полугодии 2009 г. прокуратурой области совместно с Санкт-Петербургским юридическим институтом. Семинары проводит профессорско-преподавательский состав института по наиболее актуальным и проблемным вопросам правоприменительной практики, предварительно согласованным с прокурорами и представителями правоохранительных органов Псковской области. Среди них – ошибки государственных обвинителей, участвующих в рассмотрении уголовных дел судами, тактика проведения допросов обвиняемых, вопросы квалификации взяточничества и злоупотребления должностными полномочиями и многие другие.

Согласно утвержденному плану-графику занятия проходят еженедельно. Как правило, на семинарских занятиях рассматриваются две темы: вопросы уголовно-процессуальной деятельности и надзора за ней и осуществление прокурорского надзора за соблюдением федерального законодательства.

Итак, повышение квалификации является не правом, а служебной обязанностью прокуроров. Надлежащее исполнение данной обязанности влечет за собой определенные последствия – отношение к учебе и рост профессионализма учитываются при решении вопросов о соответствии прокурора занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе.

Однако автор не считает сложившуюся систему повышения квалификации совершенной и предлагает осуществлять ее более активно на современном этапе развития государства по следующим основным направлениям:

1. Повышение квалификации с учетом конкретной специализации прокурорского работника и отказ от концепции «изолированного обучения».

2. Поэтапная работа с молодыми специалистами прокуратуры.

3. Организация повышения квалификации прокуроров с учетом позитивных разработок иностранных государств.

4. Более активное сотрудничество с учебными заведениями, в том числе осуществляющими повышение квалификации нотариусов.

Актуальность такого подхода к повышению квалификации подтверждается и анализом работы правоохранительных органов субъектов Российской Федерации.



[1] Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 18.02.1992. № 39.

[2] Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. С. 141.

[4] См.: Гершевский Ю.Р. Меры по повышению квалификации государственных обвинителей // Законность. 2009. № 8. С. 24.

[5] Там же.

[6] Скрынник А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства на транспорте // Законность. 2008. № 12. С. 22.

[7]Степанов О.Ф., Макарова О.Б. Психологическое обеспечение деятельности прокуратуры // Законность. 2010. № 9. С. 17–22.

 

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Юрковский А.В., Лю С., Ван Ч. О повышении квалификации и профессиональной подготовки // Российский следователь. 2009. № 12. С. 6.

[11] Положение о подготовке прокуроров // Дневная газета прокуратуры (КНР). 24.01.07.

[12] Там же.

[13] Дудин Н. Инновационный проект // Законность. 2010. № 1. С. 58.

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100