Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Электронная подпись

15.10.2011

М.Ю. Веселов,

начальник Удостоверяющего центра нотариата России,

Фонд «Центр инноваций и информационных технологий»

 

Аннотация. В настоящей статье автор раскрывает определение, содержание и применение такого современного средства электронного документооборота, как электронная подпись.

Ключевые слова: электронная подпись, информация, электронный документ, криптографическая защита информации, удостоверяющий центр.

 

ELECTRONIC SIGNATURE

M.Yu. Veselov

Annotation. In this article the author disclosed the definition, the content and application of such current means of electronic document circulation as electronic signature.

Keywords: electronic signature, information, electronic document, cryptographic information security, certification center.

Сегодня электронная подпись стремительно проникает во все слои государственного управления. Министерства и ведомства переходят на электронный документооборот с применением электронной подписи. Межведомственные запросы зачастую направляются в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Электронная отчетность, подписанная электронной подписью, не только приветствуется, но и в некоторых случаях становится обязательной. Легализованы электронные счета-фактуры, за счет чего хозяйствующие субъекты имеют возможность перейти к полностью безбумажному обмену документами друг с другом. При этом традиционный документооборот с использованием бумажных носителей по-прежнему занимает доминирующую позицию, и так будет еще достаточно долго. Тем, кто не имеет технической возможности или средств электронной подписи, потребуется посредник, который отождествит электронный документ, подписанный электронной подписью, с бумажным и наоборот, тем самым обеспечив равные возможности для всех участников документооборота. Лучше всего на роль такого посредника подходит нотариус, но поскольку не каждый нотариус обладает навыками работы с электронной подписью, существует мнение, что роль посредника вполне может выполнять некое многофункциональное устройство, снабженное средствами электронной подписи.

Электронная подпись может использоваться при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении иных юридически значимых действий. Если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами не установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе, то электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Электронные документы возникли с появлением электронных вычислительных машин, их невозможно потрогать руками, но вполне можно читать при помощи компьютера и определенного набора программ. В так называемом трехглавом Федеральном законе от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» приводится следующее определение электронного документа. Это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Согласно этому определению цифровая фотография бумажного документа, открытая на персональном компьютере для просмотра, является электронным документом, и, конечно же, документ, который готовится на компьютере с использованием текстового редактора, также является электронным документом. В определении фиксируется возможность передачи электронного документа по информационно-телекоммуникационным сетям, что позволяет организовать практически мгновенный обмен электронными документами при наличии высокоскоростных каналов связи.

Электронный документ удобно редактировать, отправка документа в электронном виде требует меньших затрат по сравнению с отправкой документа на бумажном носителе; кроме того, большинство бумажных документов, создаваемых в наши дни, появляется в результате вывода на печать электронных документов. Для того чтобы электронный документ стал равнозначен документу на бумажном носителе, его необходимо подписать электронной подписью.

В соответствии с недавно вступившим в силу Федеральным законом от 6.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронная подпись – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Для создания и проверки электронной подписи должны использоваться средства электронной подписи, которые представляют собой специальное программное обеспечение.

Степень защиты электронного документа, подписанного электронной подписью, превышает степень защиты бумажного документа, подписанного собственноручной подписью и заверенного печатью в силу того, что технология электронной подписи позволяет однозначно установить факт изменения подписанного электронного документа после момента его подписания. Современные способы подделки или искажения содержимого бумажных документов заставляют экспертов испытывать определенные сложности при определении авторства подписи, а также подлинности иных атрибутов бумажного документа. Еще одним преимуществом электронной подписи является обязательное наличие расшифровки в ее составе, то есть вы всегда можете понять, чьей электронной подписью подписан электронный документ.

Основным фактором, обеспечивающим надежность технологии, применяемой для формирования и проверки электронной подписи, является использование криптографических методов, которые на сегодняшний день позволяют обеспечить наиболее вы сокую степень защиты информации. История криптографии насчитывает около 4 тысяч лет. Одним из первых принципов криптографического преобразования была замена алфавита исходного текста другим алфавитом через замену букв другими буквами или символами. Для получения доступа к зашифрованной информации необходимо было обладать измененным алфавитом.

Формирование электронной подписи происходит следующим образом. Сначала подписант выбирает на компьютере электронный документ, после чего дает команду его подписать. Первым делом компьютер вызывает специализированную программу – средство криптографической защиты информации или средство электронной подписи, которая подвергает указанный электронный документ однонаправленному криптографическому преобразованию, в результате появляется значение фиксированной длины – хеш. Отметим, что если один и тот же электронный документ подвергать подобному преобразованию неоднократно, значение хеша всегда будет одинаковым, при этом из полученного хеша невозможно воссоздать содержимое документа, вот почему подобное преобразование называется однонаправленным. Затем та же программа запрашивает у подписанта секретный ключ, который используется для того, чтобы зашифровать полученный ранее хеш. Зашифрованный при помощи секретного ключа хеш представляет собой электронную подпись искомого документа.

 Помимо секретного ключа существует также ключ расшифрования или ключ проверки электронной подписи, однозначно связанный с секретным ключом. При помощи такого ключа лицо, осуществляющее проверку электронной подписи, может извлечь хеш, полученный на компьютере подписанта, путем расшифрования значения электронной подписи, используя для этого аналогичное средство электронной подписи и персональный компьютер. При помощи того же средства указанное лицо может самостоятельно вычислить хеш от имеющегося у него электронного документа и затем сравнить его значение с тем, которое содержалось в электронной подписи. В случае совпадения значений проверяющий может быть уверен, что именно этот электронный документ был подписан. Для пользователя вышеуказанные операции представляют собой всего лишь нажатие двух кнопок – «подписать» после выбора документа и установки ключевого носителя в компьютер и «проверить подпись» после выбора документа, под которым проверяется подпись – остальное программа сделает за долю секунды.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи» наиболее защищенной, а также имеющей наибольшую область применения, является усиленная квалифицированная электронная подпись. Наиболее существенными требованиями, предъявляемыми к этому виду подписи, являются обязательное использование для создания и проверки электронных подписей средств электронной подписи, получивших подтверждение соответствия требованиям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, то есть сертифицированных федеральной службой безопасности, а также получение квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи в аккредитованном удостоверяющем центре.

Удостоверяющий центр – это так называемый электронный паспортный стол, который выдает своим клиентам «электронные удостоверения личности» или сертификаты ключа проверки электронной подписи, используемые получателями подписанных электронных документов для проверки электронной подписи. При выдаче такого сертификата удостоверяющий центр обязан проверить достоверность всех сведений, заносимых в его состав. Таким образом, удостоверяющий центр является посредником между подписантом электронного документа и лицами, осуществляющими проверку подписи, гарантирующим достоверность сведений, указанных в сертификате ключа проверки электронной подписи. Удостоверяющий центр, получивший аккредитацию уполномоченного федерального органа, является аккредитованным удостоверяющим центром. Процедуры аккредитации удостоверяющих центров и сертификации средств электронной подписи обеспечивают дополнительную защиту участников электронного взаимодействия.

Конечно, Основы законодательства РФ о нотариате не регламентируют порядок совершения нотариальных действий с электронными документами, они также не закрепляют за нотариусом обязанности иметь средства электронной подписи, не дают возможность приобщить выписку в виде электронного документа, подписанную электронной подписью чиновника, к наследственному делу и т.д. При этом сегодня граждане уже обращаются с просьбами выдать им доверенность в форме электронного документа, заверить скан-образы бумажных документов электронной подписью нотариуса для предоставления их в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество или иные органы государственной власти. На одной чаше весов – многолетние традиции нотариального делопроизводства, на другой – серьезные подвижки в законодательстве, позволяющие работать с электронным документом наравне с бумажным. Если завтра законодательство о нотариате позволит работать с электронными документами, сколько потребуется времени на освоение технологии? Ответом может служить поговорка – «Готовь сани летом, а телегу зимой». Благо условия для подобной подготовки уже сформированы.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100