Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Правоохранительная деятельность и ювенальная юстиция

24.08.2011

Е.В. Егорова,

помощник нотариуса,

соискатель РААН

 

Аннотация. Формирование в Российской Федерации полноценной системы ювенальной юстиции позволит эффективно осуществлять защиту прав, свобод и интересов несовершеннолетних. Соответствующие ювенальные технологии охарактеризованы как особая разновидность правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: ювенальные суды, ювенальные технологии, ювенальная юстиция, несовершеннолетние, дети, ребенок.

 

EXECUTION OF A MIXED CONTRACT

E.V. Egorova

Annotation. The article is devoted to conditions of entry into force of a mixed contract in course of business in Russia, requirements to the form of such an agreement, conditions under which it can be executed.

Keywords: mixed contract, the form of a mixed contract, execution of a mixed contract, the state registration.

Основные принципы ювенальной юстиции – индивидуализация и гуманизм – должны реализовываться в российской правоприменительной практике. Так, в целях вынесения правильного судебного решения, как обоснованно отмечают исследователи, которое в полной мере будет способствовать благополучию и защите интересов ребенка, необходимо выявить условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, личностные черты ребенка и родителей, осуществлять обследование специалистом-психологом сложившейся ситуации, повлекшей предъявление иска в суд, особенности взаимоотношений ребенка со средой [1].

Например, при поддержке Администрации г. Таганрога при ювенальном суде начала работать психологическая служба, в которой работают психологи – специалисты учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [2]. Основные функции данной службы – оказание психологической помощи проблемным семьям, проведение диагностики и консультирования, проведение коррекционной работы, групповых тренингов несовершеннолетних, а также разрешение семейных споров за «круглым столом» в порядке досудебной подготовки к судебному слушанию по гражданским делам. В перспективе предполагаются на основании индивидуального плана реабилитации, разработанного помощником судьи по социальным вопросам, создание и ведение пролонгированных психологических групп для родителей: тренинговых групп по развитию взаимодействия на уровне «родитель – ребенок», психотерапевтических групп для родителей. Указанными специалистами проводится оценка социально-психологического благополучия несовершеннолетнего, разрешаются вопросы о необходимости проведения комплексных социально-психологических мер профилактической и реабилитационной направленности в интересах несовершеннолетнего. При этом все эти действия производятся в рамках досудебной подготовки по гражданскому делу, целями которой являются проведение обследования специалистом-психологом сложившейся ситуации, повлекшей предъявление иска в суд, выяснение и составление заключения о соответствии заявленных требований интересам несовершеннолетнего ребенка, проведение ранней диагностики, тестирования как несовершеннолетнего, так и его родителей, всестороннее изучение особенностей жизни несовершеннолетнего, личностных особенностей ребенка, особенностей взаимоотношений ребенка со средой для определения условий его максимальной социально-психологической защищенности [3].

Кроме того, проведение обследования и тестирования с психологом является и одной из примирительных мер, поскольку, общаясь со специалистом, родители могут прийти к взаимопониманию друг с другом, исходя из интересов ребенка; кроме того, после проведения обследования психологом и вынесения решения суда на основании данных, полученных в результате исследования специалистом, таковые решения в кассационном порядке, как правило, сторонами не обжалуются, что косвенно свидетельствует о принятии судом решения, удовлетворяющего обе стороны по делу.

Как отмечает С.В. Черчага, проведение вышеуказанного исследования в рамках досудебной подготовки возможно лишь при согласии и добровольном участии в нем родителей с ребенком, однако отказов от него пока не имелось, напротив, стали заявляться ходатайства о назначении такого исследования и по иным делам, в частности по делам о лишении родительских прав, усыновлении детей; и имел место случай, когда по результатам исследования психолога суд не согласился с требованиями о лишении родительских прав матери ребенка, поскольку согласно заключению психолога имелась высокая эмоциональная связь ребенка с матерью, а сложности в воспитании ею сына обусловливались эмоциональными проблемами из-за неустроенности личной жизни матери [4].

Некоторые авторы справедливо отмечают, что программы восстановительного правосудия с участием несовершеннолетнего правонарушителя не являются однонаправленными [5]. Сама ресоциализация через принятие на себя ответственности осуществляется путем заглаживания вреда тому, кому нанесен вред. Проводимые в суде беседы с несовершеннолетними показали, что практически никто из них ни на момент совершения преступления, ни после него не задумывался о чувствах и переживаниях жертв, не испытывал к ним сострадания, сочувствия, а беспокоился только за себя. Соответствующие беседы приводят к выводу о необходимости формирования у таких подростков способности понимать других и ненасильственно разрешать конфликты, осознавать тот вред (моральный, физический и материальный), который они нанесли жертве [6]. В этих целях, к примеру, Кингисеппским городским судом Ленинградской области разработан проект мероприятия по социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей, по предупреждению совершения ими противоправных действий, а также для введения элементов восстановительного правосудия в работе с несовершеннолетними правонарушителями, в отношении которых уголовное дело или уголовное преследование прекращено по основаниям, указанным в уголовно-процессуальном законе [7]. Во исполнение этого проекта проводятся мероприятия по профилактике повторных правонарушений подростков; в частности, организовываются поездки несовершеннолетних, находящихся под социальным патронажем суда, в воспитательные колонии.

Одним из механизмов реализации проекта является создание суда несовершеннолетних присяжных заседателей (Подросткового суда). В качестве образца для создания Подросткового суда использован опыт США, а именно штата Мэриленд. Для его создания федеральными судьями в школах проведены правовые беседы с учащимися 8–11-х классов в целях привлечения их к участию в мероприятии. Разработано Положение о Суде несовершеннолетних присяжных заседателей [8]. С несовершеннолетними, высказавшими желание участвовать в работе Суда несовершеннолетних присяжных заседателей, в суде проведены занятия по правовому обучению, учебные судебные заседания. Эти занятия проводятся федеральными судьями, прокурорами, адвокатами, психологами. После проведения учебных мероприятий несовершеннолетние допускаются к участию в деле. В судебных заседаниях в качестве правонарушителей участвуют несовершеннолетние, в отношении которых уголовные дела прекращены. Такое участие несовершеннолетнего, его родителей, потерпевшего допускается только с согласия каждого из них. Судебные заседания проводятся в зале судебных заседаний под председательством федерального судьи.

Проектом предусмотрены два вида наказания, назначаемого Судом несовершеннолетних присяжных заседателей: извинительное письмо потерпевшему, в котором несовершеннолетний правонарушитель должен изложить обстоятельства совершения преступления, причины, мотивы, дать оценку своему поведению, а также принести свои извинения потерпевшему, и второй вид наказания – общественные работы на определенное количество часов. Выполнение общественных работ предусматривается в детских домах города и доме-интернате для престарелых. Администрации данных учреждений с пониманием и интересом откликнулись на предложение суда исполнять в них назначаемые Подростковым судом «наказания» в виде общественных работ [9].

В целом, формирование в Российской Федерации полноценной системы ювенальной юстиции позволит эффективно осуществлять защиту прав, свобод и интересов несовершеннолетних. Однако, как убежден автор статьи, соответствующие практические мероприятия должны опираться, в том числе, и на теоретические разработки. Анализируемую деятельность, безусловно, можно рассматривать как деятельность правоохранительную, ибо ее конечный результат – охрана прав несовершеннолетних лиц.



[1] Черчага С.В. Становление ювенальной юстиции: вопросы гражданско-процессуального законодательства Российской Федерации (опыт Ростовской области) // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 2. С. 13–14.

[2]–[4] Там же.

[5] См.: Кульшина Э.Ю. Введение элементов ювенальной юстиции в Кингисеппском городском суде Ленинградской области // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 3. С. 13.

[6]–[9] Там же.

 

 

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100