Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

К вопросу о развитии теории правового государства

24.08.2011

О.В. Ралько,

нотариус г. Москвы,

аспирант Российской академии адвокатуры и нотариата

 

Аннотация. Обосновывается тезис о том, что содержанием теории правового государства является совокупность как общих (теория примата права, гражданского общества, юридического (конституционного) идеала, правопорядка, взаимной ответственности государства и индивида, ограничения правом государственной власти), так и «частных» теорий, в числе которых активно развивающаяся теория нотариата.

Ключевые слова: гражданское общество, государство, правовое государство, право, закон, права, свободы, общество, адвокатура, нотариат, нотариусы.

 

EXECUTION OF A MIXED CONTRACT

О.V. Ralko

Annotation. The article is devoted to conditions of entry into force of a mixed contract in course of business in Russia, requirements to the form of such an agreement, conditions under which it can be executed.

Keywords: mixed contract, the form of a mixed contract, execution of a mixed contract, the state registration.

 

С гражданским обществом тесно связано и правовое государство, ибо последнее – государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом [1]. С гражданским обществом связаны и принципы правового государства – его «несущие конструкции»: 1) господство права во всех сферах жизни общества и верховенство правового закона; 2) незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; 3) взаимная ответственность гражданина и государства; 4) принцип разделения властей как конституционный и институциональный политический принцип; 5) принцип правовой экономики; 6) основой правового государства может служить только развитое гражданское общество, которое надежно осуществляет контроль за государственной властью, прежде всего – исполнительной [2].

Основополагающим фактором правового государства (объединяющим его с гражданским обществом) является и то, что изначально его идея была связана с утверждением суверенности народа, подчинением государства обществу. Ценностный смысл идеи правового государства как раз и состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечила бы примат права во всех сферах общественных отношений. Господство права и верховенство правового закона предполагают в связи с этим соответствующую правовую организацию самой системы государственной власти [3].

Современный период соотношения государства и гражданского общества в развитых странах имеет тенденцию к расширению самоорганизационных начал гражданского общества и соответствующему сокращению пределов автономности государства, а в ряде случаев и утраты (добровольного отказа) внутреннего суверенитета государства в пользу гражданского общества (многонационального народа, электората) [4]. Можно говорить о возвращении государством гражданскому обществу ряда полномочий, в том числе и в сфере правового регулирования.

Как отмечают исследователи, зрелость гражданского общества в общем итоге определяется способностью и желанием народа (в лице электората) и других институтов гражданского общества принимать решения и нести ответственность за их последствия: по их мнению, следует признать, что в некоторых случаях, в частности в России, государство в какой-то момент оказалось более прогрессивным, чем гражданское общество [5].

Форсированный переход к демократическим формам правления сопровождался заимствованием наиболее передовых форм демократических институтов в странах с многовековым опытом их формирования. После принятия Конституции РФ 1993 г. государство отказалось в пользу гражданского общества от некоторых привилегий, которые последнее, как утверждают некоторые авторы, не смогло реализовать в связи с низкой развитостью способности к самоорганизации, автономности [6]. Причем, как замечают исследователи, совершенно очевидно, что нарушенный принцип конкуренции автономий (фактическое отсутствие конкуренции) не дал положительных результатов [7]. Однако автор статьи не находит бесспорным мнение о том, что многие демократические институты, которые могут функционировать лишь на основе правовой автономии гражданского общества, оказались невостребованными или их идея была полностью искажена реальным соотношением государства и гражданского общества, оказавшегося недостаточно зрелым и готовым к самоорганизации. Не в полном объеме можно согласиться и с Н.С. Бондарем, который отмечает, что «гражданское общество» – это и не юридическая, не государственно-правовая категория. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества [8].

Поэтому государственные средства «строительства» гражданского общества весьма ограниченны и могут рассматриваться лишь как восполнение собственным регулятивным присутствием тех сфер, которые были переданы институтам гражданского общества, но в силу его незрелости остались вне всякого управления. С другой стороны, незрелость гражданского общества не должна преувеличиваться, что может создать идейную основу для свертывания демократических начал государства, ликвидации всех форм социального контроля над государством и замены их декоративными формами [9].

Проблемы гражданского общества и правового государства не выходят из поля зрения многих исследователей на протяжении веков, и своей актуальности не утрачивают [10]. Это вполне естественно, поскольку формирование гражданского общества и правового государства на различных исторических этапах и в различных странах имеет как общие закономерности, так и особенности, обусловленные уровнем социально-политического, экономического, духовно-культурного развития, развитости демократических институтов власти.

Многие ученые уверенно заявляют, что нотариат – это институт гражданского общества, представляющий собой самоуправляющееся профессиональное сообщество нотариусов, наделенных в их лице властными полномочиями и осуществляющих от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества в целом путем совершения нотариальных действий на принципах профессионализма, беспристрастности и независимости [11]. Причем, такая характеристика нотариата не исключает его понимание как особого публично-правового юрисдикционного органа, представляющего собой объединение лиц, уполномоченных от имени государства на постоянной и профессиональной основе осуществлять нотариальную деятельность, направленную на охрану и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц [12].

По мнению автора статьи, содержанием теории правового государства является совокупность как общих (теория гражданского общества, примата права, юридического (конституционного) идеала, правопорядка, взаимной ответственности государства и индивида, ограничения правом государственной власти), так и таких «частных» теорий, которые позволяют формировать конкретные рекомендации по воплощению анализируемой концепции в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В их числе – активно развивающаяся теория нотариата, которая базируется на возможности системного применения права, в том числе приоритете корпоративных и даже нравственных норм перед законом, умаляющим права и свободы человека и гражданина. Так, Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации исходит из признания высокого авторитета нравственных норм, их обязательности наряду с правовыми нормами, ибо юридически безупречное, основанное на высоких морально-этических принципах исполнение нотариусом своих обязанностей делает его деятельность неотъемлемым элементом справедливости.



[1] См.: Соколов А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство // Журнал российского права. 2008. № 8. С. 23.

[2] Баранов П.П., Соколов А.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2007. С. 249.

[3] Там же.

[4] См.: Осыченко Е.В. Самоограничение государства правом в контексте правовой автономности гражданского общества // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 10. С. 13.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М.: Городец, 2004. С. 27–28.

[9] Осыченко Е.В. Указ. соч.

[10] Мартынчик Е.Г. Гражданское общество и правовое государство: ценности и приоритеты в сфере борьбы с преступностью. Роль адвокатуры в их защите // Безопасность бизнеса. 2009. № 3. С. 8–12.

[11] См.: Черемных И.Н. Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2007. С. 12.

[12] См.: Алферов И.А. Нотариальная форма защиты и охраны права и законного интереса: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100