Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Об удостоверении доверенностей на уполномоченных представителей по финансовым вопросам участников избирательного процесса

24.08.2011

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Председатель

 

23.06.2011 №05-15/3451

Председателю Федеральной нотариальной палаты

М.И. Сазоновой

 

Уважаемая Мария Ивановна!

 

Информирую Вас, что в адрес Центральной избирательной комиссии Российской Федерации из Министерства юстиции Российской Федерации поступило письмо (исх. № 16/39261-ЮЛ от 16.06.2011 г.) с разъяснениями положений законодательства Российской Федерации о нотариате, в части необходимости представления при оформлении доверенностей на уполномоченных представителей по финансовым вопросам выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), выданных не более чем за пять дней до совершения нотариального действия.

Копии указанного письма были направлены в адреса политических партий, отвечающих требованиям статьи 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для сведения и применения в период подготовки и проведении выборов и референдумов.

Направляю в Ваш адрес указанную выше копию информационного письма Министерства юстиции Российской Федерации (прилагается).

 

Приложение: на 3 л.

 

С уважением, В.Е. Чуров

 

* * *

 

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

 

 

16.06.2011 №16/39261-ЮЛ

На № 05-15/2886 от 12.05.2011

Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

В.Е. Чурову

 

Уважаемый Владимир Евгеньевич!

 

Министерством юстиции Российской Федерации рассмотрено обращение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о несогласии с позицией Федеральной нотариальной палаты по вопросу удостоверения доверенностей на уполномоченных представителей по финансовым вопросам участников избирательного процесса.

По изложенным в указанном обращении вопросам полагаем возможным сообщить следующее.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-Фз «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и статьей 59 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» уполномоченный представитель по финансовым вопросам участников избирательного процесса (кандидата в Президенты Российской Федерации, политических партий, их региональных представителей) осуществляет ' свои действия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Согласно статье 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. №. 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации с учетом специального порядка в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон).

Как следует из положений статей 49 и 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо обладает правоспособностью с момента его создания до момента прекращения, которые определяются по записям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и отражаются в выписке, выдаваемой органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц в соответствии с Федеральным законом.

Сведения, указанные в выписке, соответствуют данным ЕГРЮЛ лишь на дату ее выдачи, поскольку в дальнейшем юридическое лицо может быть реорганизовано, ликвидировано и, соответственно, в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, могут быть внесены изменения.

Внесение изменений в ЕГРЮЛ, касающихся сведений о юридическом лице, осуществляется в срок не более чем пять рабочих-дней со дня предоставления соответствующих документов в регистрирующий орган (статьи 15, 18, 22 Федерального закона).

- Учитывая, что законодательством Российской Федерации не ограничен срок действия выписки из ЕГРЮЛ, полагаем, что указанная выписка с момента выдачи которой прошел срок больший, чем установлено для регистрации изменений сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, не всегда может отражать сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ на момент ее предъявления нотариусу. При таких обстоятельствах лицо может уже не обладать полномочиями представителя при обращении к нотариусу, и совершение нотариусом удостоверительной надписи на доверенности может повлечь причинение вреда интересам юридического лица.

Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Согласно статье 5 Основ нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции.

Нотариусы, руководствуясь статьей 15 Основ, вправе истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариального действия, в том числе, чтобы исключить любые сомнения в том, что у лица, обратившегося за совершением такого действия, имеются необходимые полномочия.

В соответствии со статьей 46 Основ при удостоверении доверенности нотариусом совершаются удостоверительные надписи, формы которых устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации.

В соответствии с формой № 44, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах», нотариусом при удостоверении доверенности устанавливается личность представителя и проверяются его полномочия.

Полагаем, что при наличии у нотариуса сомнений относительно достоверности сведений о юридическом лице, указанных в выписке ЕГРЮЛ, он вправе рекомендовать юридическому лицу обратиться в регистрирующий орган за получением новой выписки или отказать в совершении нотариального действия в соответствии с положениями статьи 48 Основ. При этом нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен изложит] причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования.

На основании статей 33 и 49 Основ и статьи 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо, считающее неправильным отказ в совершении нотариального действия вправе подать об этом жалобу в суд по месту нахождения нотариуса.

Согласно статье 312 Кодекса только суд, рассмотрев заявление заинтересованного лица по существу, вправе обязать нотариуса совершить нотариальное действие.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, Минюсту России не предоставлено право оценивать законность действий нотариусов, а также правомерность решений, принимаемых Федеральной нотариальной палатой.

В соответствии со статьей 29 Основ Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе Российской Федерации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, основанное на их обязательном членстве.

Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления. Деятельность Федеральной нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом.

Дополнительно сообщаем, что статьей 34 Основ установлен порядок осуществления контроля за деятельностью нотариусов, в соответствии с которым контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.

В случае, если заинтересованное лицо полагает, что действия нотариуса занимающегося частной практикой, не соответствуют законодательству Российской Федерации, данное лицо может обратиться с жалобой в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации. Действия нотариуса работающего в государственной нотариальной конторе, могут быть обжалованы в территориальный орган Минюста России.

Полагаем, что сложившаяся нотариальная практика направлена в первую очередь на защиту интересов участников избирательного процесса, что в свою очередь минимизирует в последующем возможность оспаривания результатов выборной кампании.

 

Заместитель министра Ю.С. Любимов


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100