Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Развитие правоохранительной деятельности на основе взаимодействия правоохранительных органов, общественных структур, институтов гражданского общества, нотариата

06.07.2011

Ю.И. Руденко,

Управляющий делами Нотариальной палаты г. Москвы,

соискатель РААН

 

Аннотация. В статье обосновано суждение о необходимости реализации на практике конституционных норм, согласно которым права и свободы человека и гражданина определяют деятельность правоохранительных органов, являются высшей ценностью. Такой процесс требует взаимодействия правоохранительных органов, общественных органов и структур, нотариата.

Ключевые слова. Правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, институты гражданского общества, общественная правоохранительная деятельность, нотариат.

 

DEVELOPMENT OF LAWENFORCEMENT ACTIVITY ON THE GROUNDS OF INTERACTION OF LAW-ENFORCEMENT BODIES, PUBLIC STRUCTURES, INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY, NOTARIAT

Yu.I. Rudenko

Annotation: The article grounds the proposition about the necessity of realization in practice the constitutional norms, pursuant thereto human and citizen rights and liberties determine the activity of law-enforcement bodies, which are the highest value. Such process requires interaction of law-enforcement bodies, public bodies and structures, the notariat.

Keywords. Law-enforcement activity, lawenforcement bodies, institutions of civil society, public law-enforcement activity, the notariat.

 В юридической литературе существует справедливое мнение о том, что меры юридической ответственности и предшествующие им иные меры государственно-правового принуждения действуют не автоматически, а в результате имеющей свои особенности сознательной специфической деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц. Виды такой деятельности определяются учеными как обеспечение, охрана и защита. Однако по вопросу их разграничения мнения исследователей расходятся, но наиболее общим является понятие правоохранительной деятельности.

Необходимо также отметить, что уже традиционно понятие «правоохранительная деятельность» трактуется как в широком, так и в узком смысле. При этом преобладающим является понимание правоохранительной деятельности как вида государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными на то органами строго в рамках закона, т.е. преобладает толкование этого вида деятельности в так называемом узком смысле.

Вместе с тем автор занимает позицию, согласно которой в условиях расширяющейся практики участия общественности в охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности, появления сравнительно большого числа общественных формирований правоохранительной направленности должен преобладать широкий подход к пониманию содержания правоохранительной деятельности. Эта деятельность должна включать как государственные, так и общественные начала и представлять собой взаимосвязь государственной и общественной форм правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными и негосударственными субъектами. Вполне естественно, что общественная правоохранительная деятельность, осуществляемая как общественными формированиями и объединениями граждан, так и отдельными лицами в качестве исполнения своего гражданского долга, должна быть законодательно определена и урегулирована. Подобная правовая урегулированность означает определенную передачу государством институтам гражданского общества и общественности части функций по охране правопорядка. Формирование на рубеже 2010–2011 годов в России корпуса профессиональной полиции не исключает развитие общественной правоохранительной деятельности.

Такой научный подход позволяет охарактеризовать правоохранительную деятельность как сложную комплексную систему мер воздействия, включающих в себя различного рода проявления активно-властного отношения государства в лице специализированных органов и структур к правонарушениям, их причинам и последствиям, а также иным негативным противоправным явлениям в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства (профессиональная, полупрофессиональная, правоохранительная деятельность), а также иных мер воздействия, реализуемых в этих же целях различного рода общественными объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества, в том числе нотариатом, а также отдельными гражданами (общественная правоохранительная деятельность).

Под воздействием современных реалий, отражающих криминогенную обстановку в стране и результативность правоохранительной деятельности, в общественном сознании формируется убеждение в том, что без широкой поддержки общественности и институтов гражданского общества правоохранительные органы, и прежде всего органы внутренних дел, не смогут обеспечить состояние правопорядка на социально одобряемом уровне. Также должна получить свое развитие и квазипрофессиональная правоохранительная деятельность, которая осуществляется органами и структурами, в том числе нотариатом, не имеющими в качестве основных целей охрану правопорядка, пресечения правонарушения, но обладающими такими полномочиями для обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. В этом плане традиционно выделяемые исследователями такие функции правоохранительной деятельности государства, как конституционный контроль, правосудие, организационное обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, следует дополнить функцией обеспечения прав, оказания юридической помощи в области бесспорной юрисдикции.

Таким образом, автор статьи находит спорной позицию, согласно которой правоохранительный орган – это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, обеспечивающую охрану правопорядка, законности, борьбу с преступностью, защиту прав и свобод граждан методами и в форме, установленными законом. Более точным будет отметить, что государственными, как правило, являются правоохранительные органы, осуществляющие анализируемую деятельность на профессиональных началах.

Основная цель координации деятельности правоохранительных органов состоит, по мнению ряда исследователей, в повышении эффективности их деятельности по борьбе с преступностью путем разработки и осуществления согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению. Как считает автор, эта цель носит более пространный характер и заключается в консолидации правоохранительной деятельности по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Координация призвана обеспечить всесторонний анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций, а также анализ работы по выявлению, расследованию, раскрытию, предупреждению и пресечению преступлений, для определения основных направлений борьбы с преступностью. Согласованность усилий правоохранительных органов позволяет комплексно обобщать практику применения законов по противодействию преступным проявлениям и готовить обоснованные предложения по улучшению правоохранительной деятельности, совершенствованию ее правового регулирования.

Глобализация делает все более очевидной неделимость человеческого сообщества, относительность границ между государствами, родовое единство материальных и духовных принципов человеческой жизнедеятельности. Рост взаимозависимости обязывает государства к сотрудничеству и солидарности, к выработке общих правил мировой политики, к совершенствованию существующих и созданию новых эффективных совместных институтов правоохранительной деятельности.

В условиях, когда интеграция в различных сферах международных отношений становится ведущей тенденцией, объединение усилий мирового сообщества государств в борьбе с преступными проявлениями, несомненно, может считаться одним из приоритетных направлений международного взаимодействия. При этом на первый план в последнее время выдвинулись проблемы выработки механизмов противодействия и пресечения преступлений, затрагивающих интересы международного сообщества, подрывающих основы мирового правопорядка. Опыт создания подобных механизмов накоплен и успешно применяется в современном международном праве, охватывая как создание нормативно-правовой базы, осуществление различных форм правовой взаимопомощи по уголовным делам, так и оказание соответствующей технической помощи на двустороннем и многостороннем уровне, в рамках универсальных и региональных международных организаций.

В ряде случаев огромное значение при координации деятельности правоохранительных органов в расследовании преступлений играет международное сотрудничество органов прокуратуры. Главным образом это касается тех преступлений, которые имеют транснациональный характер и подозреваемые (обвиняемые) в совершении которых находятся на территории иностранных государств.

Как полагает автор, наиболее важным направлением в организации и развитии международной правоохранительной деятельности является укрепление интегрирующий роли Содружества Независимых Государств (СНГ). К сожалению, проблем здесь немало, и во многом они обусловлены тем обстоятельством, что некоторые страны лишь формально сохранили свою принадлежность к указанному союзу. Озабоченность вызывает, в частности, то обстоятельство, что в рамках СНГ не проводится работа по выработке совместной антикоррупционной политики, отсутствуют многосторонние конвенции и декларации по данному вопросу.

Необходимо также обратить внимание на то обстоятельство, что правозащитная деятельность, составляющая существенную часть правоохранительной деятельности, имеет свои специфические особенности, связанные с основаниями ее наступления, целями осуществления, с субъектным составом, участвующим в правозащитной деятельности, с распределением их полномочий, с особенностями процессуального порядка их реализации и другими характеристиками. Содержание правовой охраны, правоохранительной деятельности включает профилактику правонарушений, их пресечение, осуществление иных правообеспечительных мер при выявлении и определении состава правонарушений, установление правонарушителей в процессуальном порядке, установленном законом со стороны государства и его органов и должностных лиц.

Как считает автор, именно такой научный подход является наиболее перспективным. При всей достаточно широкой трактовке понятия «правоохраны» он обеспечивает наиболее оптимальное сочетание теоретических концепций и конкретной правоохранительной деятельности, направленной на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Однако в целом плюрализм точек зрения и подходов к таким понятиям, как «правоохранительные органы», «система правоохранительных органов», «правоохранительная система», только способствует развитию нового направления правовой теории – теории правоохранительной деятельности. В этом плане нет никакой практической необходимости в законодательном закреплении понятия «правоохранительная деятельность» либо в установлении точного перечня правоохранительных органов Российской Федерации. Не только правовой статус, но более практическая деятельность конкретного органа, структуры, должностного лица, института позволит охарактеризовать ее как правоохранительную, т.е. – в точном смысловом значении этого слова – направленную на охрану права. Такой научный подход позволяет развивать теорию правоохранительной деятельности в направлении выявления ее конкретных возможностей в сфере правозащиты, обеспечении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Безусловно, невозможно охарактеризовать все направления реализации на практике основополагающих положений теории правоохранительной деятельности. В самом обобщенном виде они сводятся к необходимости практической реализации конституционных норм, согласно которым права и свободы человека и гражданина определяют деятельность правоохранительных органов, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых – обязанность государства, а также обеспечению законных интересов хозяйствующих субъектов, лиц, осуществляющих предпринимательскую (иную экономическую) деятельность, а также интересов общества и государства.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100