Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Выступления на годовом Собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 21 апреля 2010 года

06.07.2011

В.Л. Евтухов,

заместитель министра юстиции Российской Федерации

 

Уважаемые коллеги!

Сегодня представлять Министерство юстиции Российской Федерации будет мой коллега, директор департамента, который непосредственно занимается нотариальной практикой – С.А. Погудин. Я же хотел бы от имени Министерства юстиции Российской Федерации поприветствовать всех участников собрания, представителей нотариальных палат субъектов РФ, всех гостей вашего важнейшего форума.

Публичный характер нотариальной деятельности обусловливает очень большой интерес и особое внимание государства к данному институту. Сегодня именно нотариат гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи, предусмотренное в Конституции РФ, каждым гражданином, и именно поэтому нотариат называют институтом превентивного правосудия, ведь он обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Как известно, сейчас в недрах Министерства юстиции РФ готовится проведение двух реформ: адвокатуры и нотариата. Мне хотелось бы остановиться на второй реформе – нотариата РФ. Необходимость данной реформы назрела, прежде всего, в результате наличия коллизии в правовом регулировании нотариальной деятельности, что в полном объеме не позволяет использовать весь могучий потенциал этой отрасли, этой сферы. Хотя, на мой взгляд, нотариальное сообщество обладает всеми необходимыми условиями для того, чтобы ему были переданы отдельные государственные полномочия и функции.

В связи с этим необходимо сформировать такую систему нотариата, которая будет способствовать приданию гражданско-правовым отношениям стабильного, бесконфликтного и законного характера, а главное, поможет ускорить гражданский оборот и устранить перегруженность судов гражданскими делами. Безусловно, системное реформирование нотариата должно происходить с учетом его территориальной и имущественной дифференциации, с учетом уровня востребованности нотариальных услуг в крупных промышленных городах и небольших поселениях.

Проект федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности в РФ, который предусматривает необходимые изменения института нотариата, был разработан в прошлом году Министерством юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой. Помимо этого на рассмотрении Министерства юстиции находится несколько альтернативных предложений по законопроекту. Учитывая то, что проект федерального закона носит комплексный характер и затрагивает многие вопросы организации нотариальной деятельности, все предложения должны быть всесторонне изучены и детально проанализированы. Необходимо взвесить все «за» и «против» того или иного направления реформы, поскольку новый закон, несомненно, окажет серьезное влияние на все субъекты нотариальных правоотношений.

Хотел бы вам сегодня доложить о тех основных вопросах, которые сейчас активно обсуждаются в рамках этой реформы как в недрах Министерства юстиции, так и в нотариальном сообществе. Самый важный и болезненный вопрос – это процедура допуска к профессии. Разработанный совместными усилиями законопроект закрепляет существующую сегодня процедуру приобретения статуса нотариуса, однако ее зачастую критикуют, может быть, обоснованно, называя непрозрачной, необъективной, пристрастной и коррупциогенной. Я внимательно проанализировал результаты двух последних конкурсов на замещение вакантной должности нотариуса г. Москвы, и у меня возникли вопросы, как и по каким критериям оценивались те кандидаты, которые стали победителями этих конкурсных процедур?

К сожалению, на наш взгляд, сегодня объективных критериев в этой системе не существует. В качестве альтернативного варианта допуска к профессии рассматривался вопрос возможности отмены квот на количество нотариусов. Приобретение статуса в этом случае предполагается исключительно на основании результатов квалификационного экзамена. Тогда могла бы быть введена обязательная дифференциация нотариального сообщества по трем категориям в зависимости от опыта работы и квалификации нотариуса. Первая категория – это нотариусы, которые осуществляют деятельность в нотариальных бюро, то есть выполняют наиболее простые нотариальные действия: удостоверение копий и изготовление самых простых доверенностей. Вторая категория – это нотариусы, которые осуществляют деятельность в нотариальных конторах. И третья – те ваши коллеги, которые осуществляют деятельность в нотариальных домах.

Хотел бы еще раз подчеркнуть, что идея дифференциации, которая была высказана министром юстиции РФ А.В. Коноваловым, не предполагает разделение нотариата на нотариат для богатых и для всех остальных. Такое впечатление могло бы сложиться после недавнего интервью президента Федеральной нотариальной палаты М.И. Сазоновой газете «Известия». Нет, министр предлагал ввести дифференциацию по видам нотариальных действий, никакого разделения на богатых и всех остальных он не предполагал.

Что касается разделения нотариусов по категориям, то это могло бы стать стимулом постоянного повышения квалификации для добросовестного исполнения нотариусами своих обязанностей. Такой подход позволил бы убрать тот самый административный барьер, который фактически не пускает сегодня в профессию людей, соответствующих, возможно, квалификационным требованиям; кроме того, такой подход мог бы способствовать увеличению количества нотариусов и, как следствие, обеспечению доступности нотариальных услуг для населения.

Однако у такого предложения есть очень заметные минусы. В случае его реализации может произойти резкое увеличение концентрации нотариусов в экономически привлекательных регионах, таких как, например, Москва и Санкт-Петербург. При этом отсутствие квот приведет к бессистемной миграции, в связи с чем неизбежно возникнет дефицит нотариальной помощи в отдаленных и других проблемных районах нашей страны. Также мы прекрасно отдаем себе отчет, что отмена квотирования может породить конкуренцию в среде нотариусов, что будет способствовать возрастанию злоупотреблений в этой сфере и, в целом, чего мы опасаемся больше всего, криминализации нотариальной деятельности. И, наконец, наша оценка данного предложения привела к выводу, что в сфере нотариальных услуг будет наблюдаться стремление к отказу в совершении некоторых нотариальных действий, по которым предусмотрена низкая оплата, а также по которым отдельные категории граждан освобождаются от уплаты нотариального тарифа. Таким образом, может быть подорвано фундаментальное правило осуществления публично-правовой нотариальной деятельности, которое сводится к невозможности незаконного отказа нотариуса в совершении нотариальных действий.

Безусловно, неконтролируемый рост численности нотариусов потребует пропорционального роста соответствующих государственных служащих, наделенных контрольными полномочиями, либо приведет к тому, что государственный контроль станет формальным, чего мы тоже не хотели бы допустить. Соответственно данная тема требует дальнейшего детального обсуждения, этим мы и предполагаем заниматься, хотя проект закона уже готов; и как только будет рассмотрен и принят новый Гражданский кодекс РФ, нам необходимо будет оперативно принимать и наш новый закон.

Не менее важным вопросом в формировании института нотариата является прекращение статуса нотариуса. В настоящее время рассматривается предложение о замене судебного порядка лишения полномочия нотариуса на административный порядок. В этом случае полномочия по лишению нотариуса статуса по нереабилитирующим основаниям можно было бы возложить на высшую квалификационную конкурсную комиссию, которая на паритетных началах состояла бы из представителей центрального аппарата Министерства юстиции РФ и Федеральной нотариальной палаты – своего рода апелляционная инстанция.

Значимым является вопрос об объеме прав нотариусов. Как я уже говорил, нотариат – публично-правовой общественный институт, который призван обеспечить исполнение получения квалифицированной юридической помощи, гарантированной Конституцией РФ. По мнению Министерства юстиции, необходимо в интересах граждан и других участников гражданского оборота использовать потенциал института нотариата в полном объеме, в связи с чем предлагается ввести ряд новых нотариальных действий, а также возложить на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи, расширить перечень нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, а также законодательно закрепить доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов.

До настоящего времена не определен подход к формированию тарифов за совершение нотариальных действий. Есть несколько предложений. Одно из них – установить фиксированные размеры тарифов в проекте закона, второе – определить в законопроекте лишь верхний предел тарифов и предоставить право определения размера тарифов субъектам РФ, также определенным образом ограничив права органов исполнительной власти субъектов. В любом случае требуется серьезное экономическое обоснование размеров тарифов, поскольку они должны, с одной стороны, предоставить нотариусу возможность самофинансирования, но при этом, с другой стороны, не оказаться непосильным бременем для лиц, которые обращаются к нотариусу за совершением тех или иных нотариальных действий.

Мы пришли к пониманию того, что в целях выявления общественного мнения по предлагаемым направлениям реформирования нотариата проект федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности в РФ, возможно, следует вынести на публичное обсуждение; формы подобного обсуждение мы пока определяем. Полагаю, что успешное завершение работы над законопроектом и его реализация позволят нам повысить общий уровень правовой культуры и правовой защищенности граждан (это одно из основных направлений деятельности Министерства юстиции РФ), а также, в целом, уровень доверия к нотариату и государству.

Мне бы хотелось, чтобы наша совместная работа как с Федеральной нотариальной палатой, так и с представителями палат субъектов РФ была результативной, полезной и, надеюсь, что по итогам этого двухдневного форума вы сможете выработать дополнительные предложения, мнения для того, чтобы передать их нам для дальнейшей проработки.

Спасибо за внимание.

 

А.С. Петрушин,

заместитель руководителя

Федеральной налоговой службы России

 

Уважаемые участники собрания, представители нотариальных палат Российской Федерации, мы благодарим вас за то, что пригласили нас на столь значимое событие для всего нотариального сообщества. Хотим передать слова приветствия от руководителя Федеральной налоговой службы России М.В. Мишуйстина. Мы отдаем себе отчет о той важной роли, которую вы играете во всех вопросах, связанных с поддержкой деятельности Федеральной налоговой службы в рамках оказания услуг по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сегодня мы хотели бы рассказать о тех новациях, которые происходят с вашей помощью в жизни наших предпринимателей и организаций, в жизни налоговой службы; рассказать, какие мы видим проблемы, и как мы могли бы совместными усилиями решить те задачи, которые стоят перед нами в интересах развития и совершенствования государственных услуг в сфере государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей для того, чтобы сделать эти услуги электронными, доступными для наших граждан. Естественно, это предъявляет определенные требования и к самому нотариату, и к налоговой службе, и нет никаких сомнений, что мы справимся с этой работой. На наш взгляд, до следующего годового собрания многое изменится, более того, есть первый опыт электронных регистрационных действий в Москве. Мы рассчитываем, опираясь на ваши возможности, распространять этот опыт по всей стране.

 

Т.П. Игнатьева,

заместитель директора

Федеральной службы судебных приставов –

заместитель главного судебного пристава

Российской Федерации

 

Уважаемые коллеги, я рада вас приветствовать, и большое спасибо за то, что пригласили участвовать в таком важном мероприятии Федеральной нотариальной палаты. Мое приветствие не только личное, оно от всего руководства Федеральной службы судебных приставов, от директора – А.О. Парфенчикова.

Я должна сказать, что наше взаимодействие с вами сегодня выходит на новый уровень, и свидетельством этому является подготовленный проект соглашения о взаимодействии в электронном виде по обмену информацией, которая необходима вам для совершения нотариальных действий и нам – для организации принудительного исполнения исполнительных документов. Соглашение уже практически завизировано, и мы ждем, когда наше руководство и М.И. Сазонова это соглашение подпишут. Я думаю, что это будет толчком для того, чтобы вы обладали всей полнотой полномочий, необходимых для совершения нотариальных действий, и мы имели бы полномочия для полного и своевременного исполнения исполнительных документов, как то исполнительные листы по судебным органам, так и решения уполномоченных органов.

Мне приятно, что мы конструктивно, очень быстро и качественно, юридически грамотно подготовили данный документ. Надеюсь, что и в дальнейшем наше взаимодействие будет такое же качественное, эффективное, на пользу нам всем.

Спасибо за внимание.

 

В.Г. Колесников,

начальник управления информатизации

Федеральной налоговой службы России

 

Дорогие участники совещания!

Я присоединяюсь к словам Андрея Станиславовича по приветствию и хотел бы сказать, что мы особо плотно стали с вами работать после выхода Федерального закона № 352, который регулирует, в том числе, и взаимоотношения в рамках отчуждения долей в обществах с ограниченной ответственностью. Данный Федеральный закон был неожиданным как для вас, так и для нас, мы были поставлены перед фактом его исполнения. Тогда начался лавинообразный рост принятия нормативных актов, которые связаны с электронными услугами и с вопросами регистрации при реорганизации предприятий. Мы с вами стали особенно плотно взаимодействовать, как только появилась законодательно утвержденная возможность подачи документа о регистрации в электронном виде. С большим удовлетворением восприняли создание у вас Удостоверяющего центра, тут же наладили отношения доверия. Теперь мы можем вполне нормально читать ваши электронные подписи и доверять им. Буквально на прошлой неделе впервые в России в рамках нашего пилотного проекта через нотариуса по заявлению заявителя был подан документ для государственной регистрации и внесения соответствующих сведений в электронном виде в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). При совершении данного действия была задействована электронная подпись нотариуса, что довольно значимо, это своего рода этап движения к нормальному, «электронизированному» гражданскому обществу.

Мы с удовольствием добавим к эксперименту и подмосковных нотариусов, если будет выражено желание. Правда, пока это будет относиться к предприятиям, которые зарегистрированы в Москве, поскольку в этом пилотном проекте задействован Единый центр регистрации города Москвы, но если все будет нормально, практика подачи документов при электронной регистрации распространится на все 1100 регистрирующих органов в стране.

С удовольствием воспринимаем взаимодействие по обмену сведениями как из вашей базы ЕНОТ, так и из нашего реестра ЕГРЮЛ. Это важно для нас, ведь сегодня невозможно представить осуществление данных действий без того, чтобы мы не проверили те нотариальные удостоверения, которые видим на заявлениях, поступающих в регистрирующие органы. Конечно, если у нас, как это было в первоначальных проектах изменений Гражданского кодекса РФ, не заберут функции регистрации. Мы и готовы были бы отдать, но непонятно, кто справился бы с непростым бременем регистрации четырех миллионов юридических лиц? Хорошо, что не забрали. И это нас сближает.

Сейчас мы находимся, образно говоря, в одной лодке, и этому очень рады: море бурное; идем непроторенными дорожками: электронные услуги – это не так просто, и с точки зрения ментальности, и есть вопросы технической сложности единого пространства, доверия в стране и юридической значимости документов, подписанных электронной подписью, их приема во всех инстанциях – это вопросы, которые мы ставим перед Правительством РФ, но также совместно их решаем, и находимся в очень плотном контакте.

Спасибо, успехов вам и сегодня, и завтра, и во всей вашей деятельности!

 

С.А. Погудин,

директор департамента по вопросам

правовой помощи и взаимодействию с судебной системой

Министерства юстиции Российской Федерации

 

Дамы и господа!

Я напросился на несколько слов, поскольку не могу не поблагодарить Федеральную нотариальную палату и лично Марию Ивановну Сазонову за приглашение встретиться не просто с представителями нотариального сообщества, но с движущей силой российского нотариата, с теми, кто обеспечивает успешное функционирование отечественного нотариата в современных условиях. Здесь в основном присутствуют люди, у которых за плечами большой опыт практической работы, большой жизненный опыт. Я хочу вас заверить, учитывая прозвучавшие сегодня выступления, что, несмотря на относительно юный возраст руководства Министерства юстиции РФ, мы со всей ответственностью относимся к миссии, которая на нас возложена, отдаем отчет в сложности той задачи по реформированию нотариата, которая поставлена перед нами, и берем на себя эту ответственность. Уверяю вас, что мы работаем в тесном контакте с Федеральной нотариальной палатой и будем работать так и дальше, мы отчасти обречены на это.

Та пауза, которая возникла в связи с продвижением проекта закона о нотариате и нотариальной деятельности в РФ, связана, отчасти, с тем, что вновь пришедшие в министерство люди и сам министр юстиции РФ решили взвесить все еще раз, все аргументы «за» и «против», прежде чем выбрать окончательный путь продвижения проекта. Мы сделали таблицу разногласий и обратили внимание на то, что противоречий с Федеральной нотариальной палатой у нас совсем немного, более того, по большинству из них мы достигнем компромисса уже в ближайшее время; а что касается дискуссии вообще, то, как вы понимаете, это абсолютно нормальное явление, это полезно, ведь в спорах и рождается истина.

Немало говорилось Виктором Леонидовичем о проекте федерального закона, что прежде, чем он вступит в силу в окончательной редакции, пройдет еще немало времени. Понимая, что процесс совершенствования деятельности нотариата не должен прекращаться, мы параллельно работаем и над совершенствованием ведомственных нормативно-правовых актов – это, прежде всего, Положение о конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса. В ближайшее время мы обсудим данный вопрос с руководством Министерства юстиции РФ и Федеральной нотариальной палаты. Собственно говоря, проект нового Положения фактически был разработан еще нашими предшественниками. Думаю, потом представим его вам на обозрение, чтобы вы смогли высказать свои пожелания, и, наверно, он будет одним из первых ведомственных документов по изменению текущего законодательства.

В частности, в этом проекте изменена процедура формирования конкурсной комиссии, определен перечень условий, при которых член конкурсной комиссии не вправе принимать участие в конкурсе, также предусмотрены основания прекращения полномочий членов конкурсной комиссии, кроме того, планируется закрепить основания для отказа в допуске к конкурсу и основания признания конкурса несостоявшимся. Что касается самого конкурса, то в качестве новелл планируется осуществить введение обязательной видеосъемки конкурса (в ряде субъектов это делается уже сейчас), а также определить критерии оценки конкурсантов. В целях всесторонней оценки качеств конкурсантов в проектном положении предусмотрено обязательное проведение собеседования с конкурсантами, и предлагается изменить порядок обжалования решения конкурсной комиссии.

Также имеется намерение усовершенствовать Положение о конкурсной комиссии при приеме экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности. В частности, речь идет об изменении норм, касающихся формирования квалификационной комиссии, порядка допуска и проведения квалификационного экзамена. Планируется по аналогии с проектом положения о конкурсе предусмотреть условия, при которых член квалификационной комиссии не вправе принимать участие в экзамене, кроме того, предлагается расширить полномочия апелляционной комиссии, наделив ее правом отменять решение квалификационной комиссии, направлять всех лиц, принимавших участие в квалификационном экзамене, на переэкзаменовку.

Мария Ивановна уже говорила, что есть необходимость подправить Правила нотариального делопроизводства. Мы ожидаем, что главный импульс в этом направлении даст ближайший Координационный совет при Главном управлении Министерства юстиции РФ, который состоится 12 мая этого года в городе Белгороде, там будут обсуждаться проблемы нотариального делопроизводства.

Таким образом, впереди много интересной, а самое главное, совместной работы. Я нисколько не сомневаюсь в том, что мы преодолеем все препятствия, поскольку позиции и Министерства юстиции РФ, и Федеральной нотариальной палаты схожи. Мне бы очень не хотелось, чтобы здесь сложилось впечатление, будто Минюст РФ продавливает некую идею, чуждую, вредную современному российскому нотариату, а нотариат всячески этому противостоит. Ничего подобного нет, совершенно нормальная деловая обстановка, так было, так и будет. С приходом новых людей, я вас уверяю, ситуация в худшую сторону не изменится. Хочу еще раз поблагодарить Марию Ивановну за ее активную позицию в этом вопросе, пожелать всем нам плодотворной и успешной работы.

Спасибо за внимание.

 

П.В. Крашенинников,

Председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

 

Про Гражданский кодекс я могу рассказать только то, что касается процедуры его принятия. В прошлом году мы только утвердили концепцию Гражданского кодекса РФ. Мы знаем, что 31 декабря рабочая группа отправила поправки в Гражданский кодекс РФ Президенту РФ. Наверно, сейчас обсуждать этот документ не имеет смысла, так как мы знаем, что было проведено несколько совещаний, работает согласительная комиссия, в которую входят как те лица, которые участвовали в подготовке Гражданского кодекса, так и представители экономического блока Правительства РФ. Президент поставил срок окончания данной работы 15 апреля этого года, время уже прошло, работа не закончена. Вице-премьер В.И. Шувалов направил письмо Президенту РФ с просьбой этот срок продлить. Что-то должно вскоре появиться. В основном речь идет о разделе, связанном с юридическими лицами; также споры идут по поводу нотариального оформления сделок с недвижимостью. Первоначальная редакция заключалась в том, что все сделки с недвижимостью должны подлежать обязательному нотариальному удостоверению; сейчас она изменилась таким образом, что сделки, требующие регистрации, подлежат нотариальному оформлению, если иное не установлено законом. Были предложения указывать в отдельных формах договоров, нужна ли нотариальная форма удостоверения сделки или нет, а также предложения оставить форму нотариального удостоверения по договоренности сторон либо в случае указания на обязательное нотариальное удостоверение в законе. Сейчас готова к отправке Президенту РФ таблица так называемых разногласий. Мы договорились о том, чтобы в первом чтении в весеннюю сессию принять эти поправки в Гражданский кодекс РФ, летом поработать и в осеннюю сессию принять поправки во втором и третьем чтениях. Если документ попадет к нам позже, увеличится срок для дискуссий, которые сейчас идут, и работа над текстом сильно затянется. Вопрос актуален, каждый день что-то происходит; и как только законопроект попадет к нам в комитет, вы узнаете об этом, тем более, что вы следите за изменениями в Гражданский кодекс РФ.

Что касается иных кодификационных актов частного права, то у нас сейчас идет первый пакет поправок в Жилищный кодекс, он связан с управлением многоквартирными домами. Отдельно от этого пакета есть поправки по микродолям в жилых помещениях, будет установлен запрет оборота микродолей. Есть у нас еще проект, связанный с земельными участками под многоквартирными домами.

Второй большой пакет документов, связанный с увеличением организационно-правовых форм в жилищной сфере, называют почему-то «малоэтажкой».

В Семейном кодексе поправок не очень много. Будем принимать закон, связанный с определением места жительства детей в период бракоразводного процесса и вообще любого процесса, связанного с проживанием ребенка.

Кстати, относительно Гражданского кодекса вся пресса пишет, что это новый кодекс или, во всяком случае, новая редакция. Совершенно очевидно, что концепцию никто не трогает, есть только поправки в разные части ГК РФ.

Точно то, что сам Гражданский кодекс РФ вводиться в действие через неделю или две с момента официального опубликования не будет. С момента публикации будет даваться минимум полгода. Моя позиция заключалась изначально в том, чтобы вносить поправки сначала в первую часть, первый блок поправок, а затем рассматривать второй блок – это поправки во вторую, третью части. Пока же есть только законопроект, который касается всех четырех частей.

Что касается проекта нового федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности в РФ, то, мне кажется, нам надо ответить на вопрос: нужен нам этот закон или не нужен. Уточняю, нужен ли нам какой-то революционный закон или не нужен? Я думаю, что не нужен, хватит нам этих революций. Но если говорить о том, нужна ли нам законодательная надстройка, надстройка нормативной базы нотариата, то, думаю, что нужна. Не знаю, нужно ли это связывать с Гражданским кодексом или нет. Решили связать, хорошо, давайте будем параллельно работать. В такой ситуации, полагаю, было бы правильно готовить и проводить проект закона в Думе вместе с Гражданским кодексом.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100