Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Аналитическая записка к Собранию представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации «О мерах по повышению профессионального уровня нотариусов России»

23.05.2011

Афанасьева Е.А.,

ведущий специалист отдела организационно-правовой работы и взаимодействия с НП и комиссиями ФНП

 

 

Существующая система. С учетом предполагаемого расширения компетенции нотариата Федеральной нотариальной палатой был определен ряд приоритетных направлений, главными из которых стали повышение профессионального уровня каждого нотариуса, внедрение информационных технологий в нотариальную сферу, повышение уровня культуры правового обслуживания, совершенствование нотариального делопроизводства.

В проекте нового закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено систематическое повышение профессионального уровня каждым нотариусом не реже одного раза в пять лет. Исходя из этого в каждом федеральном округе определены высшие учебные заведения, на базе которых организованы и функционируют курсы повышения профессионального уровня нотариусов. Среди них:

1.      ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» (г. Москва) – с 2002 года – ЦФО.

2.      Институт нотариата юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург) – с 2004 года – СЗФО.

3.      Институт повышения квалификации и переподготовки специалистов ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» (г. Саратов) – с 2004 года – ПФО.

4.      ГОУ ВПО «Российская школа частного права» Уральское отделение (г. Екатеринбург) – с 2001 года – УФО.

          5. Институт дополнительного профессионального образования Дальневосточного государственного университета (г. Владивосток) – с 2005 года – ДФО.

6.      ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» Приволжский филиал (г. Н. Новгород) – с 2007 года – СЗФО.

7.      ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» Восточно-Сибирский филиал (г. Иркутск) – с 2008 года – СФО.

8.       ГОУ ВПО «Российская академия адвокатуры и нотариата» (г. Москва) – с 2008 года – ЦФО.

В них на сегодня повысили свою квалификацию более 87% нотариусов России.

 

image2.gif

 

В двадцати одной палате прошли обучение все нотариусы: это в НП Еврейского и Ямало-Ненецкого автономных округов, в НП Санкт-Петербурга, НП Республик Калмыкия, Коми, Карачаево-Черкесия, Адыгея и Бурятия, НП Приморского, Краснодарского и Ставропольского краев, НП Кемеровской, Смоленской, Челябинской, Владимирской, Калужской, Свердловской, Новосибирской, Ивановской, Ярославской областей, Московской городской НП.

Ежегодно к системе повышения профессионального уровня нотариусов подключаются все новые и новые вузы. В 2010 году в перечень вузов, входящих в систему повышения квалификации нотариусов, были включены еще три вуза:

– ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону),

– ГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы»
(г. Новосибирск),

– ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск).

ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону) уже в 2010 году реализовал программу «Актуальные проблемы нотариальной практики». В ней приняли участие 42 слушателя – нотариусы г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Следует отметить активизацию деятельности Московской городской нотариальной палаты по обучению нотариусов на базе ГОУ ВПО «Российская академия адвокатуры и нотариата». На сегодняшний день на курсах прошли профессиональную переподготовку 673 нотариуса и работника нотариальных контор, в основном города Москвы и Московской области.

Заслуживает внимания инициатива РПА МЮ РФ по организации и проведению выездных курсов. Потоки выездных курсов успешно проходят на базе Ставропольского края в основном для нотариусов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Так, в 2010 году на выездных курсах при участии Ростовского юридического института (филиала) РПА МЮ РФ в г. Кисловодске было обучено 255 нотариусов и работников нотариальных палат из 32 субъектов Российской Федерации.

Анализ анкет, заполненных нотариусами, прошедшими обучение, свидетельствует о том, что в целом организация обучения и условия проживания были на хорошем уровне, в соответствии с потребностями слушателей составлена программа обучения, подобран хороший профессорско-преподавательский состав, обладающий высокой квалификацией. Слушателями были высказаны предложения, направленные на совершенствование учебного процесса.

В анкетировании приняли участие 230 слушателей, или 90% от общего количества.

Практически 100% респондентов отметили, что занятия были интересны и полезны. Содержание программы обучения соответствовало ожиданиям 94% слушателей, 6% ответили, что их ожидания оправдались отчасти. В анкетах респонденты высказались за продолжение практики обучения в формате совмещения процесса учебы с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Уже в 2011 году на базе Ростовского юридического института (филиала) РПА МЮ РФ в г. Кисловодске в период с 1 по 04 марта был проведен учебно-методический семинар с представителями нотариального сообщества по теме «Новые правила нотариального делопроизводства. Практика применения».

В семинаре участвовал 101 представитель от нотариального сообщества 22 субъектов Российской Федерации.

 

Состав слушателей по категориям представлен на диаграмме 1.

Диаграмма 1

 

image1.gif

Из приведенной диаграммы видно, что основную часть слушателей составили нотариусы (75%) и помощники нотариусов 15%, остальные – это работники нотариальных палат и контор.

Все вузы, на базе которых организованы курсы повышения квалификации нотариусов начиная с 2010 года, при подготовке и утверждении учебного плана включают программу «Медиация в нотариальной деятельности», подготовленную Уральской государственной юридической академией, и учебный курс «Информационные технологии», рекомендованные Правлением ФНП.

В 2010 году прошли обучение на специальных курсах по теме «Медиация в нотариальной деятельности» 30 нотариусов и 3 помощника нотариусов. Курсы проводились в Екатеринбурге на базе УрГЮА и в Санкт-Петербурге на базе Нотариальной палаты Санкт-Петербурга. Проведенный опрос слушателей курсов показал, что 100% из них применяют медиационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Так, в 2010 году специалистами Центра медиации УрГЮА по приглашению нотариальных палат проводились тематические семинары, посвященные проблемам применения медиационных технологий в нотариальной деятельности. В таких семинарах приняли участие более 200 нотариусов.

20 мая в рамках IV Сессии Европейско-Азиатского правового конгресса проводился «круглый стол» «Актуальные проблемы развития нотариальных практик», на котором обсуждались вопросы теории и практики медиации в деятельности нотариусов.

Вопросы применения медиации в нотариальной деятельности изучались в рамках курсов повышения квалификации, проводимых в Кисловодске, и на курсах повышения квалификации президентов нотариальных палат, проводимых в Москве.

В связи с пожеланиями нотариусов и учитывая тенденцию развития законодательства о нотариате, Институт нотариата юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета в 2010 году провел в Санкт-Петербурге два учебных потока по программе «Сделки в нотариальной практике». Нотариусами в анкетах и в личном общении были отмечены высокий уровень проведения подобных занятий и актуальность темы для нотариальной деятельности. Учитывая положительную реакцию нотариального сообщества, Институт нотариата планирует в дальнейшем организацию курсов по двум программам: «Нотариальная практика» и «Сделки в нотариальной практике».

Федеральная нотариальная палата в рамках повышения квалификации проводила, помимо курсов, различного рода конференции, семинары для нотариусов и сотрудников нотариальных палат: исполнительных директоров, бухгалтеров и методистов.

В сентябре 2010 года на заседании комиссии Ассоциации юристов России по вопросам деятельности нотариата состоялось обсуждение проблем повышения квалификации нотариусов России и определения перспектив их обучения в свете проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Обеспокоенность участников заседания вызвала разница по стоимости обучения на курсах повышения квалификации нотариусов, проводимых по одной и той же программе, в некоторых случаях в 2–3 раза. Представляется, что стоимость обучения должна быть во всех случаях примерно одинаковой.

 

image3.gif 

 

Особое внимание было уделено качеству обучения. Общим требованием Минобразования ко всем программам дополнительного профессионального обучения является итоговый контроль знаний. Это требование включено и в программу обучения, утвержденную ФНП [1], а, следовательно, и в программы вузов, занимающихся повышением профессионального уровня нотариусов.

Начиная с 2009 года вузы в соответствии с принятой Концепцией [2] усилили контроль за качеством знаний и выдают удостоверение о прохождении обучения на курсах повышения квалификации при соблюдении двух условий:

1)     прохождение обучения по соответствующей программе, утвержденной Правлением ФНП;

2)     получение положительной оценки при итоговом контроле знаний.

В соответствии с Концепцией слушателям могут быть предложены три вида заданий итогового контроля (по выбору обучающего центра):

1)     тесты в количестве не менее 15,

2)     задачи – не менее 3,

3)     заключение нотариуса по поводу актуальной проблемы нотариальной практики (тема по выбору слушателя из нескольких предложенных обучающим центром).

Однако на практике пока применяется только тестирование.

По информации вузов проводится итоговое тестирование, по его результатам слушателям выставляется оценка «зачет/незачет» и выдается свидетельство (либо удостоверение) о повышении квалификации. В большинстве вузов свидетельство (либо удостоверение) о повышении квалификации выдается при условии более 75% правильных ответов на вопросы тестирования. В сведениях, направленных вузами в ФНП, отсутствует информация о слушателях, не прошедших тестирование.

Тем не менее дисциплина посещения занятий и проведение итогового контроля, безусловно, требуют тщательной доработки как в определении формы итогового контроля, так и в ужесточении вузами организации самих учебных занятий.

Положительная практика существует в Российской академии адвокатуры и нотариата, где в случае пропуска нотариусом трех и более занятий без уважительных причин он отчисляется приказом руководителя курсов, при этом оплаченная им за обучение сумма не возвращается, и, кроме того, он обязан пройти профессиональную переподготовку на этих же курсах в другое время за свой счет (если обучение оплачивает НП). Данное требование распространяется и на лиц, не сдавших экзамен по итогам обучения.

Представляется целесообразным закрепление такой практики и распространение ее на все вузы, организующие курсы для нотариусов России.

Перспективы. Следует отметить, что в целом курсы повышения квалификации пользуются заслуженным уважением со стороны нотариального сообщества как центры дополнительного образования, которые помогают нотариусам актуализировать свои знания и получить возможность доктринального решения своих практических вопросов. За последние пять лет произошли качественные улучшения в применении форм и методов обучения нотариусов.

 

image4.gif

 

Переход к новой, более активной модели, предусматривающей модернизацию всей системы нотариата, оказывающего комплексную квалифицированную юридическую помощь физическим и юридическим лицам, предопределяет повышенные требования к нотариусам.

По мнению президентов нотариальных палат субъектов Российской Федерации, программа повышения квалификации объемом 72 часа остается самой оптимальной для повышения профессионального уровня нотариусов в совокупности с семинарами, проводимыми на федеральном уровне по актуальным проблемам нотариальной практики (по наследственному праву, по корпоративным, семейным правоотношениям и т.д.). Положительную роль в повышении профессионального уровня нотариусов играют КМС.

 

image5.gif

 

Эффективность обучения в немалой степени зависит от качественно подготовленных лекторов и наличия научной базы в субъекте для организации системной подготовки.

      К сожалению, преподавателей, занимающихся вопросами нотариата, очень мало. В ряде вузов для чтений лекций приглашаются преподаватели, не имеющие какого-либо представления о специфике нотариальной деятельности.

Федеральной нотариальной палатой сформирована картотека лекторов для системной работы по формированию у них представлений о правоприменительной практике в нотариальной сфере и оказания помощи в ориентировании на наиболее актуальные проблемы.

С этой целью впервые на базе юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета в феврале этого года была проведена трехдневная научно-практическая конференция преподавателей курсов повышения квалификации нотариусов, где наряду с вопросами применения гражданского законодательства обсуждались проблемы организации учебного процесса, поиск новых форм обучения нотариусов. Например, был одобрен и рекомендован к распространению опыт дистанционного обучения, проведенного в порядке эксперимента преподавателями юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета для нотариусов Волгоградской области.

Федеральная нотариальная палата намерена использовать внедрение дистанционных образовательных технологий в систему повышения квалификации нотариусов. На первом этапе предполагается проведение дистанционных семинарских занятий, а в перспективе – и полноценных курсов повышения квалификации. Такое обучение, во-первых, позволит нотариусам повышать свой профессиональный уровень без выезда в центры повышения квалификации и, во-вторых, существенно сократит связанные с этим финансовые затраты как нотариусов, так и нотариальных палат.

Это особенно важно с учетом того, что более одной тысячи нотариусов вообще не повышали свой профессиональный уровень, хотя законодательство с момента перехода к системе частного нотариата поменялось полностью. Следствием отсутствия базовых знаний у ряда нотариусов являются необоснованные отказы в совершении нотариальных действий (особенно от нотариального удостоверения сделок по продаже недвижимого имущества, по отчуждению долей уставного капитала), что вызывает недоверие к институту нотариата со стороны граждан и представителей бизнеса.

Чаще всего причиной нежелания повышать свою квалификацию является отсутствие внутренней потребности в совершенствовании, в повышении своего профессионального уровня.

Некоторые нотариусы не могут выехать на курсы повышения квалификации в силу необходимости ухода за малолетними детьми, за престарелыми родителями, в результате болезни и т.д. Разрабатывая новые формы и методы обучения, необходимо учитывать это.

Так, помимо дистанционного обучения, еще одним средством для нотариусов, не имеющих возможности присутствовать на полноценных курсах повышения квалификации (72 часа, то есть 10 рабочих дней, что вместе с днями отдыха и переездом составляет около двух недель), является накопительная система баллов (идея, предложенная Натальей Юрьевной Рассказовой), когда аттестационный минимум, необходимый для получения свидетельства о повышении квалификации, может быть получен не только в результате прохождения 72-часовой программы, но и складываться из посещения различных семинаров и конференций, проводимых по нотариальной тематике.

Вывод один: выбирая различные формы, методы, способы, учиться необходимо. Объективной причиной проведения курсов повышения квалификации является постоянный рост требований, предъявляемых к нотариусу. Эти требования вытекают, во-первых, из изменения законодательства. В проекте нового закона предусмотрено внедрение новых видов нотариальных действий, а также возложение на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав), установление нового порядка совершения отдельных нотариальных действий, расширение перечня нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, и закрепление доказательственной силы нотариально оформленных документов.

Во-вторых, новые электронные технологии в скором будущем должны кардинально изменить ежедневную практику нотариальной деятельности. Концепция активного нотариата предполагает тесное сотрудничество с государственными органами, осуществляющими регистрационные функции (ФНС, Росреестр) для получения от них различных выписок, справок, титулов, с одной стороны, и для отправления им удостоверенных нотариальных актов, с другой стороны. Предполагается, что обмен информацией между нотариусами и органами регистрации прав будет осуществляться преимущественно в электронной форме, что отвечает концепции электронного правительства, активно реализуемой первыми лицами нашего государства.

В связи с этим нотариусы должны быть готовы к применению новых технологий в рамках своей деятельности. Уже сейчас они могут пользоваться услугами единой информационной системы; в этом году планируется обеспечение их средствами электронной цифровой подписи, которая будет являться основой для информационного сотрудничества нотариата с органами регистрации прав и юридических лиц посредством защищенных каналов связи.

Предстоит много работы в области повышения профессионального уровня нотариусов, но уже сегодня мы ощущаем нехватку координации при проведении курсов повышения квалификации различными учебными центрами. Для выработки систематического подхода к обучению нотариусов, а также создания собственного информационно-аналитического центра нотариата в настоящее время мы совместно с Министерством юстиции прорабатываем идею создания единого учебного центра, который бы централизованно занимался вопросами повышения квалификации нотариусов. Этот центр мог бы сформироваться либо на базе какого-то существующего высшего учебного заведения либо как самостоятельное учебное заведение, находящееся под патронатом Федеральной нотариальной палаты и Министерства юстиции. Эта идея поддержана всеми президентами нотариальных палат субъектов, присутствовавших на курсах повышения квалификации президентов нотариальных палат.

Данный центр мог бы координировать деятельность всех курсов и заниматься:

– научной разработкой программ, в том числе с учетом региональных особенностей (например, в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах в нотариальной практике наиболее остро стоит вопрос наследования земельных долей и земель сельскохозяйственного назначения, тогда как в Дальневосточном федеральном округе наиболее актуальным нотариальным действием является совершение морского протеста);

– подготовкой для лекторов перечня проблемных аспектов нотариальной практики (в том числе через мониторинг вопросов нотариусов, поступающих через систему еНОТ);

– разработкой  на основе проводимых лекций рекомендаций для правоприменительной практики в нотариальной сфере;

– обобщением практики организации и проведения обучения в различных формах;

– сбором и обобщением судебной, правоприменительной практики;

– выполнением функций «горячей линии» для консультации нотариусов и осуществлением бесплатных консультаций и мини-курсов;

– оказанием содействия нотариальным палатам субъектов Российской Федерации в подборе лекторов для семинаров нотариусов.

В условиях постоянно изменяющегося законодательства, судебной практики одним из обязательных элементов подготовки каждого нотариуса должно стать перманентное совершенствование своих знаний и практических навыков. Игнорирование этой составляющей приведет к деградации качества работы нотариуса. В связи с этим создание такого центра могло бы значительно улучшить и усилить качество работы вузов, на базе которых организованы курсы повышения квалификации для нотариусов, и, что немаловажно, улучшить качество преподавания.

Определенная роль в рамках системы повышения квалификации нотариусов будет отведена и нотариальным палатам субъектов Российской Федерации, которые станут кураторами курсов повышения квалификации нотариусов по месту нахождения вузов, проводящих обучение нотариусов. Такие нотариальные палаты могли бы оказывать помощь лекторам в предоставлении практического материала, в организации процесса обучения, обобщения и анализа осуществления учебно-методических планов, определения качества обучения в учебном заведении.

Кроме того, мы бы хотели выделить в отдельное направление подготовку программы обучения преподавателей, читающих лекции для нотариусов на курсах повышения квалификации, обратив особое внимание на правоприменительную практику, в том числе судебную, по делам с участием нотариусов.

На сегодняшний день существует много идей, задач, проблем в сфере повышения профессионального уровня нотариусов, так как требования, предъявляемые к нотариусу, возрастают с каждым днем, и повышение своего профессионального уровня, профессиональной культуры является необходимым условием полноценной жизнедеятельности современного нотариуса.



[1] Программа повышения квалификации для нотариусов (72 часа) рекомендована Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 24 августа 2007 года (Протокол № 06/07).

[2] Концепция Федеральной нотариальной палаты по организации работы по повышению квалификации нотариусов, работников нотариальных палат утверждена Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 13 мая 2008 года (Протокол № 07/08).

 

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100