Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Основы финансово-хозяйственной деятельности нотариуса.

23.05.2011

Основы экономики нотариальной деятельности. Государственная пошлина и нотариальные тарифы

 

Г.А. Волкова,

советник президента Федеральной нотариальной палаты по правовым вопросам,

кандидат экономических наук

 

Основы финансово-хозяйственной деятельности нотариуса

Основы экономики нотариальной деятельности.

Государственная пошлина и нотариальные тарифы

Г.А. Волкова

АННОТАЦИЯ.  В статье анализируется правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, приводятся аргументы, свидетельствующие о том, что для них установлены совершенно особые условия формирования налогооблагаемой базы, постановки на учет, представления декларации и другие условия, связанные с исполнением их налоговой обязанности.

Ключевые слова: Нотариальные тарифы,  доходы нотариусов, расходы, налогооблагаемая база.

 

Basics of Financial and Economical Activity of the Notary

Basics of economics of notarial activity. State duty and notarial tariffs

G.A.Volkova

ANNOTATION.  In the article it is analyzed notaries legal status, carrying out private practice, there are given arguments, evidencing that absolutely special conditions of taxable basis formation, registration, submission of the declaration and other are established thereto, connected with the execution of their tax obligation.

Keywords: Notarial tariff, notaries income, costs, taxable base.

1. Правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой

До 1 января 2007 г. ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) было установлено, что индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы.

В связи с этим обстоятельством некоторые суды рассматривали нотариальную деятельность как один из «прочих видов» предпринимательской деятельности со всеми вытекающими последствиями. Неправомерность подобного подхода была многократно подтверждена положениями действующих законодательных актов, которыми необходимо было руководствоваться при решении данного вопроса.

В статье 2 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве ПБОЮЛ в установленном законом порядке.

Предприниматель без образования юридического лица, получивший свидетельство о государственной регистрации и вставший на налоговый учет в качестве налогоплательщика, вправе осуществлять разрешенные ему виды деятельности на всей территории РФ, а также за ее пределами в рамках, предусмотренных соответствующими международными соглашениями.

Если для получения статуса предпринимателя указанными законодательными актами не предусмотрено каких-либо особых условий или требований к физическим лицам, изъявившим желание осуществлять предпринимательскую деятельность, то для назначения на должность нотариуса гражданин должен соответствовать критериям, установленным ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате (далее – Основы), а сама должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой, ими же определяется и количество должностей нотариусов в нотариальном округе (ст. 12 Основ).

Чтобы физическое лицо было вправе заниматься нотариальной деятельностью, оно должно получить специальную лицензию и быть наделенным полномочиями нотариуса в пределах нотариального округа, в который оно назначено на должность. Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Минюстом России или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.

Кроме того, в Основах также определено, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Более того, ст. 6 Основ предусмотрены ограничения в деятельности нотариуса, в соответствии с которыми он не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской.

Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость эффективного контроля за их деятельностью со стороны государства.

Иными словами, данное в НК РФ определение индивидуальных предпринимателей имело только специально-терминологическое значение, а содержащиеся в п. 2 его ст. 11 нормы-дефиниции были предназначены для применения исключительно в целях налогообложения. Самостоятельного же регулятивного значения (как норма прямого действия) абз. 4 п. 2 ст. 11 не имел.

С принятием Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» [1] первая (общая часть) была существенно изменена: в ней появились 6 новых статей, а 25 статей были значительно отредактированы. Поправки, в частности, затронули понятийный аппарат НК РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, порядок проведения налоговых проверок, а также дополнительных мероприятий налогового контроля. Таким образом, первая часть НК РФ была переписана практически полностью.

Законодателем были внесены изменения в ст. 11 НК РФ, устранены неточности в терминологии: нотариусы, занимающиеся частной практикой, исключены из категории налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей и отнесены к категории физических лиц.

Таким образом, можно утверждать, что, не будучи обозначенными в понятиях ст. 11 НК РФ в качестве отдельной категории налогоплательщиков и получившими статус физического лица для исполнения своей налоговой обязанности, они, тем не менее, не получили возможности исчислять налогооблагаемую базу по правилам, установленным для собственно физических лиц.

Для данной категории налогоплательщиков, а именно для нотариусов, занимающихся частной практикой, в соответствующих статьях НК РФ установлены совершенно особые условия формирования налогооблагаемой базы, постановки на учет, представления декларации и другие условия, связанные с исполнением их налоговой обязанности, что позволяет сделать вывод о появлении налогоплательщиков с особым налоговым статусом, не поименованных в дефинициях ст. 11 НК РФ.

Например, п. 3 ст. 54 НК РФ, регулирующим общие вопросы исчисления налоговой базы, установлено, что налогоплательщики – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями, исчисляют налоговую базу на основе сведений о суммах выплаченных им доходов, объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, которые они получают как от организаций, так и от физических лиц.

В то же время п. 2 ст. 54 НК РФ установлено, что помимо индивидуальных предпринимателей исчислять налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России, обязаны нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Пунктом 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций (далее  – Книга учета) и другие документы налогового учета.

Нотариусы самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.

Общая сумма доходов от осуществления профессиональной деятельности нотариусов уменьшается на величину профессиональных налоговых вычетов, исчисленных в соответствии с правилами ст. 221 НК РФ.

При исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют указанные в п. 1 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, к которым относятся:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Профессиональные налоговые вычеты рассчитываются нотариусами в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от исполнения обязанностей, предусмотренных Основами.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку исчисления расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. К указанным расходам налогоплательщика относится также государственная пошлина, которая уплачена в связи с его профессиональной деятельностью.

К расходам налогоплательщика относятся также суммы налогов, начисленные либо уплаченные им за налоговый период.

Следует принять во внимание, что убытки прошлых лет, понесенные нотариусом, не уменьшают его налогооблагаемую базу.

Нотариусы обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 НК РФ.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета нотариуса в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом [2].

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом.

Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного нотариусом в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 и 221 НК РФ.

В случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода нотариус обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления профессиональной деятельности на текущий год. При этом налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

В случае просрочки уплаты авансовых платежей на их сумму начисляются пени. Ранее ни в ст. 58 НК РФ, ни в ст. 75 НК РФ прямо о такой возможности не говорилось. Судебная практика шла по следующему пути: начисление пеней на авансовые платежи было возможно только, если сумма авансового платежа по итогам отчетного периода определялась на основе налоговой базы, а не иным образом.

Теперь пени начисляются и в случае несвоевременной уплаты любых авансовых платежей вне зависимости от того, каким образом они рассчитываются.

 

2. Правовое регулирование налогообложения доходов нотариусов, занимающихся частной практикой

Источником доходов нотариусов является плата клиентов за предоставленные им нотариальные услуги и услуги по оформлению документов.

В соответствии с п. 1 ст. 221 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ ПБОЮЛ и нотариусы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку исчисления расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ.

Глава 25 НК РФ отменила жесткое регламентирование расходов, которые можно учитывать в целях налогообложения. Теперь налогоплательщики, в том числе и нотариусы, могут уменьшать полученные доходы на сумму любых расходов, которые экономически обоснованы и документально подтверждены. Правда, налоговые органы не всегда согласны с подобными «вольностями» и с помощью писем, инструкций, методических рекомендаций пытаются ограничивать перечень расходов, учитываемых при налогообложении. Однако отменить положения НК РФ они все же не могут, и в случае конфликта нотариус с достаточно большей степенью вероятности может доказать свою правоту в суде общей юрисдикции.

Вышеуказанные положения нашли подтверждение в Определении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2009 г. № 1553-О-П «По жалобе гражданки Грудцыной Людмилы Ярославовны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 21 и 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статей 221 и 264 Налогового кодекса Российской Федерации», в котором четко было указано, что «...законодатель, регулируя вопросы получения физическими лицами, включая нотариусов, занимающихся частной практикой, профессиональных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и вопросы определения состава расходов в целях исчисления единого социального налога, без каких-либо специальных оговорок отсылает к законоположениям о налоге на прибыль организаций. Следовательно, правила, предусмотренные в названных законоположениях, должны применяться в полной мере, в том числе с учетом их конституционно-правового истолкования, данного КС РФ».

Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих возможности документального подтверждения своих расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, вышеупомянутой статьей предусмотрено принятие их в размере 20% от общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности, но ст. 221 НК РФ установлено, что возможность получения данного вычета не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

При определении налоговой базы индивидуальными предпринимателями и нотариусами следует руководствоваться Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее – Порядок учета), утвержденным совместным Приказом Минфина России от 13.08.2002 г. № 86н и МНС России от 13.08.2002 г. № БГ-3-04/430 [3].

 

Основные принципы исчисления доходов и расходов нотариусов, занимающихся частной практикой.

Согласно п. 2 ст. 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России.

Действия данного Порядка в определенной степени распространяются и на нотариусов.

При этом п. 2 Порядка учета определено, что индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности и деятельности, осуществляемой нотариусами.

Пунктом 7 Порядка учета установлено, что частные нотариусы ведут учет доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствующих разделах Книги учета, примерная форма которой приведена в приложении к Порядку учета.

При необходимости с учетом конкретной специфики тех или иных видов деятельности налогоплательщик, в том числе нотариус, по согласованию с налоговым органом вправе самостоятельно разработать иную форму Книги учета, оставив в ней показатели, необходимые для исчисления налоговой базы и (или) включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности.

Таким образом, Порядком учета нотариусу предоставлена возможность самостоятельно разработать Книгу учета и определить необходимые графы с тем условием, чтобы в итоге возможно было правильно исчислить налоговую базу по НДФЛ.

Кроме того, разд. II Книги учета имеет непосредственное отношение к нотариусам, поскольку в нем производится расчет амортизации по тем основным средствам, которые используются нотариусами в своей профессиональной деятельности.

Анализ положений гл. 25 НК РФ позволяет выделить четыре основных требования (правила), которыми следует руководствоваться при формировании расходов, уменьшающих доход налогоплательщика:

1) доход уменьшается на сумму произведенных расходов;

2) доход уменьшается на сумму обоснованных расходов. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и достижению поставленной деловой цели;

3) доход уменьшается на сумму документально подтвержденных расходов. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов для оформления хозяйственных операций;

4) доход уменьшается на сумму любых расходов, произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, за исключением перечня затрат, которые в силу прямого указания НК РФ (ст. 270) не уменьшают доход.

Данные правила являются обязательными для отнесения затрат к налоговым расходам нотариусов. Они закреплены в п. 1 ст. 252 НК РФ. При отсутствии хотя бы одного из указанных правил затраты для целей налогообложения не учитываются. Так, согласно п. 49 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются любые расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Такой принцип позволяет налогоплательщику уменьшить доход на любые расходы, если они произведены в связи с получением дохода. Иными словами, перечень расходов, установленный в гл. 25 НК РФ, нельзя рассматривать как неизменный и не подлежащий расширению за счет появления расходов нового типа. Примерами тому могут служить некоторые статьи названной главы НК РФ, закрепляющие отдельные перечни затрат.

Так, согласно п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда, помимо перечисленных, также относятся другие виды произведенных в пользу работника расходов, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Согласно подп. 49 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, помимо перечисленных, относятся другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Также в соответствии с подп. 20 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам, помимо перечисленных, относятся другие обоснованные расходы.

Тем не менее с предоставлением большой самостоятельности при формировании своей расходной части частным нотариусам необходимо учитывать, что они должны быть готовы всегда четко и однозначно раскрыть и доказать обоснованность своих расходов, особенно тех, которые способны вызвать пристальное внимание представителей налоговых органов.

Рассчитывая налоговую базу, нотариус, занимающийся частной практикой, должен в течение всего финансового года пользоваться неизменными методами. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что нотариус должен организовать систему обобщения информации для определения налоговой базы по каждому из налогов на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным налоговым законодательством, то есть фактически должен иметь учетную политику в целях налогообложения.

Перечень и характеристика первичных документов частного нотариуса, необходимых для ведения налогового учета.

С введением Порядка учета на частнопрактикующих нотариусов распространяется требование об обязательном использовании первичных документов. Это объясняется тем, что основанием для отражения хозяйственных операций, связанных с получением доходов и осуществлением расходов, в процессе осуществления деятельности, предусмотренной Основами, является не договор, а первичные учетные документы, которые отражают факт совершения зафиксированной в них операции.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом России по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России.

В настоящее время специальные формы первичных документов утверждены постановлениями Госкомстата России: от 30.10.1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» [4], от 21.01.2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» [5] и от 05.01.2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» [6].

При приобретении товара у физических лиц составляется закупочный акт – подтверждающий расходы документ, который оформляется в соответствии с предъявляемыми требованиями и содержит фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, ИНН (если таковой имеется) физических лиц, сумму, уплаченную за купленный товар, личные подписи физических лиц.

Таким образом, суммы произведенных расходов, указанные в накладных, товарных чеках на приобретение товарно-материальных ценностей в отсутствие документов, подтверждающих их фактическую оплату, не могут уменьшать налогооблагаемую базу для исчисления НДФЛ. Такие суммы будут исключены налоговыми органами из состава расходов нотариусов, в связи с чем может существенно увеличиться налогооблагаемый доход.

Статьей 23 НК РФ, а также п. 48 Порядка учета установлено, что налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность первичных учетных документов, Книги учета, данных учета доходов и расходов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих уплаченные (удержанные) налоги.

С учетом действия вышеуказанной нормы законодательства о налогах и сборах налоговые органы при проведении камеральных и выездных налоговых проверок деклараций по НДФЛ, представленных нотариусом, в том числе по вопросу правомерности применения профессиональных налоговых вычетов, имеют право требовать от налогоплательщиков представления всех первичных документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от осуществления предпринимательской деятельности, за трехлетний период, предшествующий периоду проведения налоговой проверки.

Расходы, непосредственно связанные с достижением результатов от деятельности частных нотариусов, подразделяются на:

– материальные;

– оплату труда;

– амортизационные отчисления;

– прочие.

 

Материальные расходы.

В составе материальных расходов нотариусов могут учитываться затраты на приобретение:

– материалов, инструментов, приспособлений, инвентаря, необходимого для обеспечения профессиональной деятельности нотариуса, а также другого имущества, не являющегося амортизируемым;

– топлива, воды и энергии всех видов (электрической, тепловой и др.), расходуемых при осуществлении профессиональной деятельности нотариуса. Эти расходы принимаются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по НДФЛ, если нотариус использует в своей деятельности обособленное помещение, принадлежащее ему на праве личной собственности в пределах норм, установленных органами жилищно-коммунального хозяйства;

– работ и услуг, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, связанных с осуществлением профессиональной деятельности нотариуса.

Стоимость оплаченных материальных расходов включается в затраты того отчетного (налогового) периода, в котором фактически были оказаны услуги.

Если квартира, в которой размещена нотариальная контора, отвечает условиям, установленным ЖК (п. 1–3 ст. 22) для перевода жилого помещения в нежилое, перевод указанной квартиры в нежилое помещение изменит ее статус, а использование нежилого помещения не будет носить бытовой характер. В таком случае в профессиональные вычеты нотариуса могут быть включены такие расходы, связанные с нотариальной деятельностью, осуществляемой в помещении, как суммы тарифов на оплату электричества, газа и т.п., а также и суммы, израсходованные нотариусом на ремонт этого помещения в целях обеспечения нормальных условий труда (подп. 2 п. 1 ст. 253, подп. 5 п. 1 ст. 254, подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

 

Расходы на оплату труда.

Источниками выплат на оплату труда работников либо вознаграждений физическим лицам, с которыми нотариус заключил трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера для осуществления своей профессиональной деятельности, являются денежные средства, полученные от осуществления деятельности, связанной с оказанием услуг.

Расходы, связанные с оплатой труда работников за фактически выполненную работу в соответствии с принятой системой оплаты труда, включаются в затраты, если они выплачиваются в рамках трудовых либо гражданско-правовых отношений, оформленных в соответствии с законодательством РФ. Исключение составляют расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров. При этом в расходы включаются начисления (выплаты) как в денежной, так и (или) в натуральной формах.

Расходы на оплату труда имеют некоторую особенность: включение их в состав расходов нотариуса возможно только в том случае, если они начислены и выплачены работникам, с которыми заключены трудовые либо гражданско-правовые договоры. Эта особенность не применима к самому работодателю (нотариусу), поскольку, осуществляя свою деятельность, он не вступает в трудовые отношения, регулируемые Трудовым кодексом РФ.

Таким образом, расходы нотариуса на любые виды вознаграждений, предоставляемых работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ.

 

Амортизационные отчисления.

 Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ к амортизируемому имуществу относится имущество, одновременно отвечающее следующим условиям:

1) имущество должно находиться на праве собственности;

2) оно должно непосредственно использоваться для осуществления предпринимательской или иной деятельности;

3) срок полезного использования должен быть более 12 месяцев;

4) первоначальная стоимость более 20 тысяч руб. С 1 января 2011 г. имущество (основные средства и нематериальные активы) считается амортизируемым, если его первоначальная стоимость составляет более 40 тысяч руб. (ранее более 20 тысяч руб.), при этом срок полезного использования (более 12 месяцев) не изменился. Это положение (п. 1 ст. 256 НК РФ) применяется к объектам, приобретенным с 1 января 2011 г. Если же объект был введен в эксплуатацию в декабре 2010 г. и его стоимость составляла более 20 тыся руб., то он признается амортизируемым, т.е. с января 2011 г. на него должна начисляться амортизация [7];

5) стоимость такого имущества погашается путем начисления амортизации.

Имущество, не отвечающее критериям амортизируемого (например, взятое в аренду), в соответствии с приведенным определением не является основным средством для целей исчисления НДФЛ. Такое имущество относится к личному имуществу физического лица.

В состав амортизируемого имущества включаются основные средства и нематериальные активы.

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК под основными средствами для целей исчисления налога на прибыль понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

Таким образом, понятие основных средств шире, чем понятие амортизируемого имущества, так как у них нет ограничения по сроку полезного использования и стоимости.

Первоначальная стоимость амортизируемого основного средства, приобретенного для осуществления профессиональной деятельности нотариуса, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Учет основных средств, принадлежащих нотариусу на праве собственности, ведется в разд. II «Расчет амортизации основных средств» Книги учета.

Единицей учета основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроком его полезного использования, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности частнопрактикующего нотариуса.

Пунктом 3 ст. 258 НК РФ установлено десять амортизационных групп. В каждой из них выделены и подгруппы, например, машины и оборудование, сооружения и передаточные устройства и т.д.

Срок полезного использования амортизируемых основных средств для целей налогообложения определяется частным нотариусом самостоятельно на основании Классификации ОС. Он определяется на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом его принадлежности к амортизационной группе и классификации основного средства, определяемой данным постановлением.

 

Прочие расходы.

 Перечень прочих расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе и деятельности частнопрактикующих нотариусов, приведен в п. 47 Порядка учета. К прочим расходам, отражаемым в разд. IV Книги учета, могут относиться следующие расходы:

– суммы налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, уплаченных за отчетный (налоговый) период, за исключением НДФЛ, налога на имущество физических лиц, уплаченного за имущество, непосредственно не используемое для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, и налогов, указанных в ст. 270 НК РФ;

– расходы по обеспечению пожарной безопасности, производимые в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, расходы по обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты);

– расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством РФ;

– арендные платежи за арендуемое имущество, в которые включаются, в частности, суммы, уплаченные нотариусами за аренду основных средств, используемых ими в своей деятельности и являющихся таковыми у арендодателя, а также суммы арендных платежей, уплаченные в соответствии с заключенным договором аренды земельного участка, если имущество, непосредственно используемое для осуществления предпринимательской деятельности, находится на арендованном земельном участке.

В связи с необходимость формирования затратной части в соответствии с правилами гл. 25 НК РФ следует учитывать то обстоятельство, что вместо основных производственных фондов налогоплательщик имеет дело с амортизируемым имуществом, независимо от правового статуса арендодателя. Затраты по осуществлению ремонта и реконструкции нежилого помещения, арендуемого под офис, входят в состав расходов частного нотариуса, если условиями договора аренды такие обязанности возложены на арендатора – частного нотариуса.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

При заключении договора аренды необходимо учитывать, что согласно общим положениям по содержанию арендованного имущества, установленным в ст. 616 ГК РФ, арендатор обязан поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (если иное не установлено законом или договором аренды).

От того, на какой стороне лежат обязанности по проведению ремонта соответствующего вида, непосредственно зависит и порядок отнесения расходов по ремонту арендованного имущества.

Из всего перечня расходов частнопрактикующий нотариус выбирает те, которые имеют прямое отношение к осуществлению его профессиональной деятельности:

– на командировки работников, выплаченные в установленном порядке;

– на оплату информационных услуг, в частности, на приобретение специальной литературы, периодических изданий по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью индивидуального предпринимателя, необходимых для осуществления деятельности, а также информационных систем (например, «КонсультантПлюс», «Гарант» и т.п.), при наличии подтверждающих документов об их использовании;

– на оплату консультационных и юридических услуг, оказываемых по договорам возмездного оказания услуг, в которых содержится перечень определенных действий или указана определенная деятельность, которую обязан осуществить исполнитель по заданию индивидуального предпринимателя (заказчик). В Порядке учета указывается на необходимость последующего предоставления заказчику результатов действий (деятельности) исполнителя (например, письменные консультации, разъяснения, проекты договоров, заявлений и других документов);

– на канцелярские товары;

– на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, на оплату услуг связи, включая расходы на услуги факсимильной связи, электронной почты, а также информационных систем (например, Интернета);

– на ремонт основных средств, произведенные индивидуальными предпринимателями и частнопрактикующими нотариусами, которые признаются для целей налогообложения в том отчетном налоговом периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат при условии их документального подтверждения;

– другие, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе платежи по обязательным видам страхования (установленные законодательством РФ), которые включаются в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций. Если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов.

Особо следует обратить внимание на то обстоятельство, что в ст. 264 гл. 25 НК РФ перечень прочих расходов является открытым, и при необходимости и грамотном обосновании в состав прочих можно включать и другие фактически понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской или иной деятельности, обоснованность и целесообразность осуществления которых и непосредственная связь с реализацией целей и задач частнопрактикующих нотариусов ими подтверждена.

Иными словами, ориентируясь на смысл положений ст. 264 НК РФ, практически любые расходы частнопрактикующего нотариуса при условии их связи с осуществлением его профессиональной деятельности могут быть учтены в целях налогообложения, ведь в п. 1 ст. 252 НК РФ сказано, что расходами могут быть признаны любые затраты при условии, что они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Таким образом, нотариусы, занимающиеся частной практикой, в целях исчисления НДФЛ вправе включить в состав расходов, связанных с осуществлением профессиональной деятельности, затраты на оплату услуг сторонних организаций или индивидуальных предпринимателей по ведению учета доходов и расходов.

Нотариусы могут заключать договоры на оказание услуг по ведению налогового учета доходов и расходов в целях определения налоговой базы по НДФЛ и иным видам налогов, налогоплательщиками которых они являются. При этом налоговым законодательством не ограничено право нотариусов на заключение договоров гражданско-правового характера с различными категориями физических лиц.

 

Определение налоговой базы.

 Раздел VI «Определение налоговой базы» Книги учета является обобщающим и служит для определения налоговой базы нотариусов по НДФЛ за отчетный налоговый период.

В этом разделе на основании данных других разделов Книги учета фиксируются конечные результаты предпринимательской деятельности либо частной практики налогоплательщиков, которые затем используются при заполнении декларации по НДФЛ. Выведенная в разд. VI Книги учета итоговая сумма фактически произведенных нотариусами расходов определяет размер их профессиональных налоговых вычетов, установленных ст. 221 НК РФ.

Обратим внимание на особую важность и значимость документов, выпускаемых Минфином России, по сложным вопросам применения налогового законодательства.

В случае, если налогоплательщик следовал письменным разъяснениям Минфина России, при возникновении недоимки на него не только не будет наложен штраф, но и не будут начислены пени. Это предусмотрено п. 8 ст. 75 НК РФ. Однако разъяснения должны соответствовать нескольким условиям:

1) они должны быть даны финансовым, налоговым или иным уполномоченным органом государственной власти (то есть не только Минфином России, но и налоговыми органами, а также, например, органами ФСС, ПФР по вопросам уплаты страховых взносов);

2) они должны быть даны непосредственно самому налогоплательщику или же, как указывается в п. 8 ст. 75 НК РФ, «неопределенному кругу лиц». Никаких проблем не возникнет в случае, если налогоплательщик сам отправил запрос в Минфин России и получил на него ответ. Однако если налогоплательщик воспользуется иными разъяснениями Минфина России, возможны сложности: многие разъяснения финансового ведомства оформлены в виде частных ответов на запросы налогоплательщиков. Если непосредственно в тексте письма нет указания на то, что разъяснения даются для всех налогоплательщиков или налоговых органов, право использовать данные разъяснения придется доказывать в суде. Важно то, что таким же образом теперь сформулированы требования и в п. 3 ст. 111 НК РФ к разъяснениям, освобождающим от ответственности (штрафов);

3) они должны по смыслу относиться к тому налоговому или отчетному периоду, в котором образовалась недоимка, вне зависимости от даты разъяснений. Если налогоплательщик укажет в своем запросе неполные или недостоверные сведения, освобождения от пеней не будет.

Установлен максимальный срок, в течение которого Минфин России (и иные финансовые органы) должен давать ответы на запросы – в течение двух месяцев. По решению руководителя (или заместителя руководителя) финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц. Тем не менее никаких мер ответственности за несоблюдение финансовыми органами этого срока не установлено.

Обязанность налоговых органов руководствоваться разъяснениями Минфина России теперь прямо установлена в подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Новеллы налогового законодательства для нотариусов, введенные Федеральным законом от № 229-ФЗ [8]

1. Обновлена ст. 59, посвященная безнадежной задолженности по налоговым платежам [9] (новая редакция статьи действует с 3.09.2010 г. [10]). В частности, она пополнилась еще одним основанием, по которому недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными к взысканию. Теперь, если суд принял акт, констатирующий, что налоговый орган не может взыскать задолженность в связи с истечением срока, установленного для ее взыскания [11], налоговики обязаны будут списать долги с лицевого счета организации или предпринимателя.

В результате у действующих фирм и предпринимателей появился более или менее реальный шанс избавиться от зависшей задолженности. Правда, в НК РФ не уточняется, в какой форме – решения, постановления или определения – должен быть принят вышеуказанный судебный акт. В качестве примера названо лишь определение об отказе в восстановлении пропущенного инспекцией срока подачи в суд заявления о взыскании налоговой задолженности.

2. Появились новые права и обязанности для налогоплательщиков.

Пункт 1 ст. 21 НК РФ дополнен подпунктом 5.1, который вводит право налогоплательщика (плательщика сборов и налогового агента) на совместную с налоговыми органами сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта после такой сверки (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 229-ФЗ). Указанное право на самом деле было у налогоплательщиков и раньше, отсутствовало только его официальное закрепление в перечне прав.

Напомним, что для налоговых органов давно существует такая обязанность, как осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Эту норму также несколько расширили. В частности, закрепили обязанность за налоговыми органами передавать (вручать, отправлять по почте, высылать в электронном виде) акт совместной сверки на следующий день после его составления (подп. «а» п. 7 ст. 1 Федерального закона № 229-ФЗ).

В связи с этим обстоятельством обновлен Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, который представляет собой перечень функций (услуг) налоговых органов, сроки их реализации, форму предоставления, а также перечень законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих исполнение соответствующих функций (услуг). Необходимость в актуализации Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков обусловлена, в частности, изменениями в системе федеральных органов исполнительной власти, а также в налоговом законодательстве. Так, например, в связи с отменой единого социального налога из перечня исключены отдельные функции (услуги), касающиеся предоставления налогоплательщикам информации по уплате данного налога. Помимо этого обновлены формы учетных документов и актуализирован перечень нормативных актов. Новый стандарт введен приказом ФНС РФ от 05.10.2010 г. № ММВ-7-10/478@ «Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков», а приказ ФНС РФ от 14.08.2008 г. № ММ-3-4/362@, которым был утвержден ранее действующий Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, признан утратившим силу.

3. Введение электронного документооборота во взаимоотношениях с налоговыми органами.

В налоговых правоотношениях происходит дальнейшая «электронизация». Все больше информации теперь смогут направлять налогоплательщики в виде электронных файлов по телекоммуникационным каналам связи. Это распространяется на сведения, перечисленные в п. 2 ст. 23 НК РФ, о счетах в банках, о филиалах и прочее (подп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона № 229-ФЗ). Смогут налогоплательщики в электронном виде отправлять и копии доверенностей, и любые запрашиваемые в рамках ст. 93 Налогового кодекса РФ документы (подп. «а» п. 35 ст. 1 Федерального закона № 229-ФЗ).

Но и налоговые органы смогут все больше своих документов направлять плательщикам в электронном виде, например, доведение сведений о начисленном налоге и сроке его уплаты в тех случаях, когда обязанность по исчислению налога возложена на налоговый орган (п. 13 ст. 1 Федерального закона № 229-ФЗ). Конечно, обычным гражданам такие сообщения в электронном виде вряд ли будут посылаться, а вот предпринимателям будут, например, уведомления об исчисленных авансовых платежах по налогу на доходы физических лиц. И если предприниматель задействован в системе электронного документооборота, то такой документ ему можно будет направить в электронном виде.

Как было указано выше, налоговые органы смогут направлять в электронном виде платежные поручения на списание денег со счетов плательщиков, открытых в банках (подп. «а» п. 11 ст. 1 Федерального закона № 229-ФЗ). Помимо этого налоговики будут направлять банкам в электронном виде требования об уплате не перечисленной в бюджет сумме налога клиента банка (п. 15 ст. 1 Федерального закона № 229-ФЗ). Банкам теперь вменили в обязанность сообщать строго в электронном виде сведения об остатках средств на счетах клиентов в рамках приостановления операций по этим счетам с целью обеспечения взыскания конкретной задолженности налогоплательщика (подп. «б» п. 26 ст. 1 Федерального закона № 229-ФЗ). Разумеется, сообщения, переданные обеими сторонами в электронном виде, должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их, либо его представителя. Отметим, что с 2012 г. банки обязаны будут сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счета (об изменении реквизитов счета) только в электронном виде (подп. «а» п. 33 ст. 1, п. 3 ст. 10 Федерального закона № 229-ФЗ).

4. Истребование документов.

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ (в редакции до вступления в силу Федерального закона № 229-ФЗ) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

На основании п. 2 ст. 93 НК РФ (в редакции до вступления в силу Федерального закона № 229-ФЗ) истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Подпунктом «а» п. 35 ст. 1 Закона № 229-ФЗ п. 1 и 2 ст. 93 НК РФ изложены в новой редакции.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ (в редакции Федерального закона № 229-ФЗ) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

5. Штрафные санкции.

Законодатели не обошли стороной и гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» НК РФ. Сразу обратим внимание на то, что все штрафные санкции за различные нарушения налогового законодательство выросли в разы. Появились и новые.

До внесенных изменений в НК РФ действовали две статьи: ст. 116 «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе» и ст. 117 «Уклонение от постановки на учет в налоговом органе» с соответствующими размерами штрафов. В новой редакции НК РФ осталась одна ст. 116 «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе» с новым названием. Теперь за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, установлен штраф в размере 10 тысяч руб. А за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе – штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч руб.

В новой редакции существует ст. 119 «Непредставление налоговой декларации» НК РФ. Итак, по новым правилам непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Так что даже за один день просрочки минимальный штраф за «пустую» декларацию составит 1000 руб.

Кроме этого, в НК РФ появилась совершенно новая ст. 119.1 «Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)»: несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ в электронном виде налоговые декларации обязаны подавать только налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек.

Виды налоговых правонарушений

Штрафы

 

Старая редакция НК РФ

Новая редакция НК РФ

 

 

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ

5000 руб.

10 000 руб.

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода

15 000 руб.

30 000 руб.

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы

10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

20% суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

 

Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

10 000 руб.

30 000 руб.

 

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах

50 руб. за каждый не представленный документ

200 руб. за каждый не представленный документ

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ

5 000 руб.

10 000 руб.

 

Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

Дача экспертом заведомо ложного заключения, осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

1 000 руб.

5 000 руб.

 

Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ

1 000 руб.

5 000 руб.

Те же деяния, совершенные повторно в  
течение календарного года

5 000 руб.

20 000 руб.

 

Статья 134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

Неисполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ

20% суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности

При отсутствии задолженности 
10 000 руб.

При отсутствии
задолженности 20 000 руб.

 

Статья 135.1. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган

Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) ставках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих  недостоверные сведения

10 000 руб.

20 000 руб.

 

 

Кроме того, согласно внесенным изменениям под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимаются теперь нарушения не только в регистрах бухгалтерского учета, но и в регистрах налогового учета. Так что этот пробел законодатели восполнили (п. 3 ст. 120 НК РФ).

В статье 123 НК РФ «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» НК РФ внесли изменения, благодаря которым расширилось ее действие на суммы, подлежащие удержанию, а не только на не перечисленные, как это было ранее. Правда, размер штрафа остался прежним: 20% суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Действие ст. 125 НК РФ расширено на имущество, в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога.

Согласно внесенным изменениям при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган и принятии решения о приостановлении исполнения акта (действия) руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом лицу, подавшему жалобу, будет сообщено о принятом решении в течение трех дней со дня его принятия (п. 2 ст. 141 НК РФ).

Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля (в том числе связанные с налоговыми проверками), не завершенные до дня вступления в силу Федерального закона № 229-ФЗ, проводятся в порядке, действовавшем до начала его действия. Оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Закона. Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до начала действия Федерального закона № 229-ФЗ, взимаются в порядке, действовавшем до дня его вступления в силу. В случаях, если часть первая НК РФ устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было до начала действия Федерального закона № 229-ФЗ, за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу данного Закона, применяется ответственность, установленная частью первой НК РФ (в ред. Федерального закона № 229-ФЗ). Взыскание ранее примененных налоговых санкций за такое правонарушение со дня вступления в силу Федерального закона № 229-ФЗ может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных за такое правонарушение частью первой НК РФ (в ред. Федерального закона № 229-ФЗ) (ст. 10 Федерального закона № 229-ФЗ).



[1] См.: СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Т. 3436.

[2] Приказ ФНС РФ от 05.10.2010 г. № ММВ-7-11/479@ «Об утверждении формы налогового уведомления» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.11.2010 г. № 18916).

[3] См.: БНА. 2002. № 40.

[4] См.: Налоговый вестник. 1998. № 2.

[5] См.: ФГ. 2003. № 11.

[6] См.: Там же. 2004. № 13.

[7] Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (принят ГД ФС РФ 16.07.2010) (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ).

[8] СЗ РФ. 2.08.2010. № 31. Ст. 4198.
9 Пункт 14 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ.

10 Пункт 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ.

11 Подпункт 4 п. 1 ст. 59 НК РФ.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100