Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Основы организации нотариата в Австрии

07.04.2011

Е.Н. Мизинцев,

стажер нотариуса г. Москвы,

аспирант Российской академии адвокатуры и нотариата

 

 

Аннотация: в данной статье описывается история и организация современного нотариата в Австрии. Рассматриваются основы правового статуса нотариуса, условия и порядок доступа к профессии, контроль за деятельностью нотариусов, вопросы дисциплинарной ответственности нотариусов, организация нотариальных палат.

Ключевые слова: история нотариата, австрийский нотариат, австрийское право, правовой статус нотариуса, доступ к профессии нотариуса, нотариальная палата.

 

BASICS OF NOTARIAT ORGANIZATION IN AUSTRIA

E.N. Mizintsev, Probationer of Notary in Moscow, Resident of Russian Academy of Advocateship and Notariat

Annotation. This article describes history and organization of contemporary notariat in Austria. There are considered the basics of notary legal status, the conditions and the order of access to the profession, control over the activity of notaries, the matters of disciplinary responsibility of notaries, organization of notarial chambers.

Keywords: history of notariat, Austrian notariat, Austrian law, notary legal status, access to profession of a notary, notary chamber.

Для российских правоведов австрийская правовая система оставалась и во многом остается «в тени» немецкой правовой системы. Этот вывод справедлив и относительно исследований зарубежного нотариата. Вместе с тем правовое регулирование австрийского нотариата отличается высоким качеством. Более 100 лет назад, характеризуя австрийское законодательство о нотариате, А.М. Фемелиди писал: «организация его настолько совершенна, что могла бы послужить образцом для всякого культурного государства. Достоинства его – цельность системы и внутренняя связь отдельных законоположений, точно и ясно определяющих права и обязанности нотариусов и лиц, пользующихся их услугами. Обширный организационный отдел, тонкая литературно-стилистическая отделка статей закона и новые принципы, положенные в основание организации нотариата – таковы отличительные особенности австрийского нотариального законодательства» [1]. Этот вывод во многом подтверждается полутора веками действия Положения о нотариате 1871 года, которое усвоило достижения французского закона Вантоза и, в свою очередь, послужило образцом для организации нотариата в соседних с Австрией государствах.

 

История нотариата в Австрии

Австрийский нотариат, как нотариат большинства стран, правовая система которых основана на кодифицированном праве, относится к латинскому типу нотариата. Лица, называемые нотариусами (или табеллионами), появились на территории нынешней Австрии в середине XII века и первоначально выполняли функции писцов в администрации епископов. В 1270-х годах в Австрии появляются нотариусы, действующие как представители свободной профессии, по одной версии, пришедшие из Южного Тироля, по другой – из Богемии [2]. В 1512 году на австрийские земли, как на часть Священной Римской Империи, распространилось действие Имперского Положения о нотариате (Reichsnotariatsordnung), основанного на принципах классического итальянского нотариата XIII–XIV веков.

В эпоху просвещенного абсолютизма, в 1781 году, в результате принятия Всеобщего Положения о судах (Allgemeine Gerichtsordnung) австрийские нотариусы потеряли свою самостоятельность и были приравнены к государственным служащим, на несколько десятилетий сфера их деятельности практически была ограничена протестом векселей и представлением интересов сторон в вексельных судах (так называемый «Wechselnotariat») [3].

После буржуазно-демократической революции 1848–1849 годов австрийская правовая система пережила модернизацию: была принята первая Конституция, упразднена юрисдикция крупных землевладельцев. В 1850 году было принято Положение о нотариате, представлявшее собой неудачную копию французского закона Вантоза. Это положение не оправдало возложенных на него ожиданий: в законодательстве практически отсутствовали требования об обязательном участии нотариуса, нотариальный акт не обладал исполнительной силой, а его составление требовало соблюдения многочисленных и нецелесообразных формальностей. По этой причине уже в 1855 году под влиянием консервативных кругов в Австрии было принято другое Положение о нотариате, носившее реакционный характер [4].

В 1871 году на смену ему пришли новое Положение о нотариате, а также Закон о нотариальных актах. Целью этой реформы был возврат к достижениям Положения 1850 года, но с более глубоким усвоением норм французского нотариального законодательства, прежде всего путем введения исполнительной силы нотариального акта [5]. Это Положение о нотариате со значительными изменениями непрерывно действует до сих пор, если не считать периода Аншлюса (1938–1945), когда в Австрии было введено немецкое Имперское Положение о нотариате 1937 года. После распада Австро-Венгерской империи австрийское нотариальное законодательство продолжало действовать во многих областях образовавшихся независимых государств, и сейчас его влияние прослеживается в законах о нотариате целого ряда европейских стран. [6]

В 1962 году введено обязательное страхование ответственности для нотариусов, а в 1970 году принят Закон о судебных комиссарах, урегулировавший деятельность нотариусов в качестве судебных комиссаров в рамках особого производства, и в первую очередь в производстве по наследственным делам. В 1972 году был организован Центральный реестр завещаний австрийского нотариата (Zentrale Testamentregister), куда каждый нотариус обязан был сообщать информацию о совершенных завещаниях и иных распоряжениях на случай смерти. В 1977 году была учреждена Австрийская нотариальная палата. В 1986 году организована Австрийская нотариальная академия, которая ежегодно проводит около 200 семинаров, в которых принимает участие около 4000 человек [7]. С 1997 года функционирует Нотариальный банк по доверительному управлению имуществом, организованный специально для осуществления сделок, связанных с доверительным управлением имуществом нотариусами, и служащий дополнительной страховой защитой нотариусов. С 2000 года работает электронный архив австрийского нотариата, обеспечивающий долговременное хранение нотариальных документов в электронной форме [8].

 

Основы организации австрийского нотариата

Основу правового регулирования нотариата в Австрии составляют Положение о нотариате от 1871 года (Notariatsordnung, далее – Положение), Закон о нотариальных актах от 25.07.1871 года (Notariatsaktsgesetz), Закон о судебных комиссарах от 11.11.1970 года (Gerichtskomissargesetz), Закон о пенсионном страховании нотариусов 1972 года (Notarversicherungsgesetz) [9], Закон о нотариальных тарифах 1973 года (Notariatstarifgesetz), Закон об экзамене для нотариусов от 21.10.1987 года (Notariatsprufungsgesetz) и другие нормативно-правовые акты.

По состоянию на 1.02.2009 года численный состав австрийского нотариата выглядит следующим образом [10]:

Федеральная земля

Количество должностей

Нотариусы

Кандидаты

Всего

Бургенланд

16

16

10

26

Каринтия

39

37

26

63

Нижняя Австрия

100

100

50

150

Верхняя Австрия

74

72

62

134

Зальцбург

34

34

27

61

Штирия

74

72

64

136

Тироль

37

37

32

69

Форарльберг

20

20

15

35

Вена

92

90

82

172

Итого

486

478

368

846

 

Таким образом, в 2009 году в Австрии существовали всего 486 должностей нотариуса (в 2002 году – 462), из которых 478 были заняты. Из них 21 – нотариусы-женщины (4,4% от общего количества, в 2002 году – 3,6%, что является одним из самых низких показателей в Европе, первая нотариус-женщина в Австрии была назначена только в 1989 году). Среди кандидатов на должность нотариуса доля женщин значительно выше: из 368 кандидатов – 92 женщины (25% от общего количества) [11]. Также помимо нотариусов и кандидатов в австрийском нотариате заняты еще около 3000 сотрудников.

Степень доктора права имеют 378 нотариусов, 46 нотариусов и 37 кандидатов прошли специальную подготовку и имеют право действовать в качестве медиаторов, а 12 нотариусов подтвердили владение иностранным языком и имеют право составлять на нем нотариальные документы [12].

Нотариусы, местонахождение контор которых в одной федеральной земле, и кандидаты, внесенные в списки кандидатов соответствующей земли, составляют нотариальную коллегию (Notariatskollegium). Нотариусы и кандидаты земель Вена, Нижняя Австрия и Бургенланд составляют одну коллегию. Каждая коллегия включает в себя группу нотариусов и группу кандидатов. Коллегии нотариусов и каждая из групп являются корпорациями публичного права (Korperschaften des offentlichen Rechtes) (§ 124 Положения) [13].

Нотариальная коллегия должна избирать из числа своих членов нотариальную палату (Совет нотариусов – Notariatskammer). Нотариальная палата включает в себя президента, шесть нотариусов и трех кандидатов в качестве членов (Нотариальная палата Вены, Нижней Австрии и Бургенланда состоит, соответственно, из 12 нотариусов и 6 кандидатов) (§ 128 Положения). Президент нотариальной палаты избирается сроком на три года общим собранием обеих групп из числа нотариусов тайным голосованием (§ 129 Положения).

Нотариальная палата призвана «охранять честь и достоинство сословия и защищать его интересы» и выполняет, в частности, следующие задачи:

1)     выдача удостоверений для электронной подписи, надзор за поведением и делопроизводством нотариусов и кандидатов, а также помощь при ведении реестров нотариусов и кандидатов;

2)     поддержание дисциплины среди нотариусов и кандидатов;

3)     посредничество при разногласиях и спорных ситуациях между нотариусами, между кандидатами или между нотариусами и кандидатами в связи с осуществлением профессиональной деятельности или служебными отношениями; нотариусы и кандидаты обязаны обращаться за посредничеством в нотариальную палату до того, как они официально сообщают в суд о дисциплинарном правонарушении;

4)     посредническое вмешательство, если между нотариусами и участниками производства возникают разногласия или спорные ситуации, касающиеся исполнения обязанностей нотариусом или требуемой нотариусом пошлины;

5)     принятие решений по жалобам в установленных законом случаях (например, об отказе в совершении нотариального действия (§35 Положения), о задержке в выдаче документов (§103 Положения));

6)     выдача кандидатам свидетельств о пройденной практике (если нотариус, у которого работал кандидат, умер или по другой причине не может этого сделать);

7)     внесение предложений и заключений, касающихся законодательства, об изменении организации нотариата, а также об увеличении или уменьшении количества должностей нотариуса, о перемещении нотариальной конторы, изменении нотариальных тарифов и т.д.

В настоящее время австрийский нотариат включает в себя шесть региональных палат:

– Нотариальная палата Тироля и Форарльберга;

– Нотариальная палата Зальцбурга;

 – Нотариальная палата Верхней Австрии;

– Нотариальная палата Вены, Нижней Австрии и Бургенланда;

– Нотариальная палата Штирии;

– Нотариальная палата Каринтии.

Австрийская нотариальная палата состоит из региональных нотариальных палат и является публично-правовой корпорацией (§ 140 Положения). Австрийская нотариальная палата не является вышестоящей организацией по отношению к региональным палатам и не имеет права издавать для них обязательные указания. Сущность независимости нотариата заключается в региональных нотариальных палатах. Во внутренних делах нотариата Австрийская нотариальная палата выполняет, прежде всего, координационные функции, во внешних делах осуществляет представительство профессионального сообщества в целом перед национальными и международными институтами [14].

В современном виде Австрийская нотариальная палата была образована в 1977 году, заменив существовавший ранее Съезд делегатов нотариальных палат. В 1958 году австрийский нотариат стал членом Международного союза латинского нотариата, с 1995 года является членом Конференции нотариатов Европейского союза (CNUE). Кроме того, с 2000 года он принимает участие в деятельности «Шестиугольника» – Объединения центрально-европейских латинских нотариусов (Central European Civil Law Notaries), куда также входят нотариаты Чехии, Словакии, Венгрии, Словении и Хорватии [15].

 

Основы правового положения нотариуса

Положение о нотариате не содержит определения нотариуса и характеризует его должность через выполняемые им функции [16]. Согласно § 1 Положения: «1) нотариусы назначаются государством и занимают свою публичную должность, чтобы в соответствии с данным законом составлять и выдавать публичные документы о заявлениях, сделках и фактах, имеющих правовое значение, и в целях разгрузки судов сохранять доверенные сторонами производства документы, а также принимать деньги и ценные бумаги для вручения третьим лицам или уплаты государственным органам;

2) нотариусы обязаны выполнять должностные обязанности в качестве судебных комиссаров в соответствии с особыми предписаниями закона;

3) нотариусы, которые на основании законодательных актов осуществляют публично-правовую деятельность, действуют в осуществление публичной власти».

В соответствии с § 292 абз. 1 Гражданского процессуального кодекса Австрии и § 47 Общего закона об административном процессе (AVG) документы, составленные нотариусом в рамках установленной законом сферы деятельности, приобретают характер публичных документов. Из функции нотариуса как лица, уполномоченного на составление публичных документов, и классификации нотариуса как носителя публичных властных полномочий вытекает характеристика нотариата как особой должности, которая была предусмотрена уже при принятии Положения о нотариате в 1871 году. В рамках отведенной законом сферы нотариус осуществляет государственную управленческую деятельность (staatliche Verwaltungstatigkeit) [17].

Исторические причины передачи австрийским нотариусам публичных полномочий лежат в отмене юрисдикции крупных землевладельцев в ходе Революции 1848–1849 годов. Тогда на нотариусов было возложено выполнение задач сеньориальных судов, которые не являются правосудием в узком смысле этого слова. При этом нотариусу не присущ характер государственного органа, так как у него отсутствует власть приказывать и принуждать. Нотариус не является частью государственного органа и сам не является государственным органом [18].

Нотариус не является государственным служащим, он не получает ни заработной платы из бюджета, ни пенсии из государственных средств. Имя и фамилия нотариуса являются обязательными реквизитами его печати и выдаваемых им документов. Лишь действуя в качестве судебного комиссара, нотариус является уполномоченным на выполнение «административных задач (mit Aufgaben der Verwaltung) от имени Федерации», и вместе с этим к нему применяются нормы о государственных служащих в значении, применяемом в Уголовном кодексе (§ 1 абз. 3 Закон о судебных комиссарах). Нотариус несет обязательства только в соответствии с законом и связан только им. Так же, как и судья, нотариус не может быть переведен на другую должность без его согласия (§ 10 абз. 5 Положения) либо смещен с должности (кроме случаев, предусмотренных § 19 абз. 1 Положения). Он независим по отношению к государству и сторонам производства. В экономическом смысле его независимость простирается намного дальше, чем независимость судьи.

В Австрии действует наиболее распространенная в странах латинского нотариата модель, не допускающая совмещение функций нотариуса и адвоката. Кроме того, ему запрещено одновременно заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской. Ему запрещено заниматься какой-либо деятельностью, несовместимой с честью и достоинством, а также подрывающей доверие относительно независимости и правдоподобности составленных им документов (§ 7 Положения). Данные требования распространяются и на кандидатов под угрозой исключения их из списка кандидатов (§ 118a Положения).

С 1993 года нотариусам разрешено осуществлять свою деятельность в рамках профессиональных объединений – нотариальных партнерств (§ 22 Положения). Нотариальные партнерства могут быть организованы в форме открытого товарищества (offene Gesellschaft) или товарищества на вере (Kommanditgesellschaft). Участниками нотариального партнерства могут быть только нотариусы или кандидаты. Организация нотариального партнерства требует одобрения соответствующей региональной нотариальной палаты. Партнерский договор не может ограничивать самостоятельность нотариуса и право выбора нотариуса у сторон производства. Соглашение о разделении сфер деятельности между нотариусами не допускается [19].

В случае отпуска, болезни, отсутствия на месте, временного отстранения от должности, отстранения от должности, смерти или сложения полномочий нотариуса и при других обстоятельствах, требующих замещения нотариуса, по заявлению нотариальной палаты перед председателем суда первой инстанции в месте нахождения палаты назначается субститут (заместитель). В случае отпуска или болезни кандидатура субститута предлагается нотариусом, во всех остальных случаях – нотариальной палатой (§119 абз. 1, 2 Положения).

По отношению к клиентам нотариуса субститут несет полную ответственность, по отношению к самому нотариусу – только в случае, если он является его служащим. Необходимо проводить различие между замещением на срок временного отсутствия нотариуса (Notarsubstitut) и самостоятельным замещением (Notariatssubstitut), которое имеет место в случае отстранения от должности, смерти или сложения полномочий нотариуса. Во втором случае субститут экономически самостоятелен, действует на свой риск, имеет возможность нанимать сотрудников. Самостоятельному субституту требуется собственное страхование ответственности, в то время как в первом случае ответственность субститута покрывается страховым договором нотариуса, которого он замещает.

Высший надзор за нотариатом осуществляется федеральным министром юстиции, а наблюдение за исполнением должностных обязанностей нотариусами осуществляют председатели суда первой инстанции и суда второй инстанции [20]. Но для наблюдения за профессиональной деятельностью нотариусов и их поведением непосредственно призваны, прежде всего, нотариальные палаты (§ 153 Положения). Судебный надзор носит вспомогательный характер и заключается в первую очередь в проверке архивов.

Нотариальная палата обязана периодически знакомиться с актами, реестрами, книгами и описями нотариусов в целях контроля за их деятельностью. При этом должно также проверяться, соблюдают ли нотариусы предписания, которые служат борьбе с отмыванием денег (§ 165 Уголовного кодекса Австрии) и финансированием терроризма (§ 278d Уголовного кодекса Австрии). Ревизия осуществляется членами коллегии, которые являются нотариусами и назначаются нотариальной палатой сроком на три года; к проведению проверки могут также привлекаться иные компетентные лица, которым запрещено предавать огласке сведения о своей ревизионной деятельности (§ 154 абз. 1 Положения).

Предусмотренная § 154 Положения проверка имеет, в основном, профилактический характер и производится регулярно с многолетними интервалами в соответствии с заявленными сроками, но возможно проведение проверки и без предупреждения, по результатам жеребьевки, в таких случаях, по большей части ограничиваясь действиями нотариуса по принятию имущества на хранение. Для недавно назначенных нотариусов первая проверка проводится примерно через год после назначения. При наличии особенных обстоятельств (например, при установлении существенных недостатков в исполнении должностных обязанностей в ходе обычной проверки, наличии жалоб или сообщений о правонарушениях и т.д.) проводится внеочередная проверка. Обычная проверка распространяется на все направления деятельности нотариуса: управление чужим имуществом, организацию конторы, подготовку кандидатов, оснащение конторы, достаточность страховой защиты и т.д. Проверка служит не только целям контроля, но также унификации служебной деятельности нотариусов [21].

Нарушение должностных обязанностей нотариусом или кандидатом может быть квалифицировано либо как дисциплинарное нарушение (Disziplinarvergehen), либо как дисциплинарный проступок (Ordnungswidrigkeit) (§ 155 абз. 2 Положения). К дисциплинарным нарушениям относятся, в частности, совершенное умышленно нарушение должностных обязанностей, не повлекшее ущерба или причинившее незначительный ущерб, совершенное по неосторожности нарушение должностных обязанностей, причинившее ущерб свыше 3600 евро, нарушение должностных обязанностей нотариусом или кандидатом, ранее привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. Во всех остальных случаях нарушение должностных обязанностей квалифицируется как дисциплинарный проступок.

Дисциплинарное нарушение влечет дисциплинарное наказание (Disziplinarstrafe), налагаемое верховным судом земли, действующим в качестве дисциплинарного суда, после заслушивания прокурора земли. При этом половину состава суда должны составлять нотариусы, которые избираются для этого нотариальной палатой из числа нотариусов соответствующей коллегии (§ 171 Положения). К дисциплинарным наказаниям относятся письменный выговор, штраф размером до 50 тыс. евро, временное отстранение от должности на срок не более одного года, отстранение от должности.

Дисциплинарный проступок влечет дисциплинарное взыскание (Ordnungstrafe), налагаемое нотариальной палатой. К дисциплинарным взысканиям относятся напоминание о должностных обязанностях, письменный выговор, письменный выговор вместе со штрафом размером до 10 тыс. евро.

 

Условия назначения на должность нотариуса

Для назначения на должность нотариуса необходимо отвечать ряду условий, предусмотренных § 6 Положения:

– наличие гражданства Австрии. Данное требование соответствует нормам Европейского союза, так как особое положение нотариуса исключает обязательное применение норм Договора об учреждении Европейского экономического сообщества от 25.03.1957 года (ст. 39–55 (ранее ст. 48–66)). При этом для нотариуса допустимо наличие гражданства другого государства, помимо австрийского гражданства [22];

– совершеннолетие (с 1.07.2001 возраст совершеннолетия – 18 лет);

– достойный образ жизни;

– свободное распоряжение своим имуществом (freie Vermoеgensverwaltung);

– законченное юридическое образование (степень магистра права);

-–возраст не старше 64 лет;

– прохождение нотариального экзамена. Прохождение экзамена регулируется специальным Законом об экзамене для нотариусов от 21.10.1987 года. Экзамен принимается экзаменационной комиссией (Senat der Notariatsprufungskommission), которая действует при Верховном суде земли. Возглавляет комиссию председатель Верховного суда земли, также в нее входят вице-президенты суда, судьи, назначаемые председателем и нотариусы, назначаемые нотариальной палатой на пять лет (ст. 3 Закона об экзамене для нотариусов).

Экзамен состоит из двух этапов. Допуск к первому этапу возможен после 18-месячной практики в качестве кандидата в нотариальной конторе, допуск ко второму этапу – не ранее, чем через год после прохождения первого. Кроме того, условием для допуска к этапам экзамена является обязательное участие в организуемых для кандидатов мероприятиях по повышению квалификации. В свою очередь каждый этап включает в себя письменный экзамен, занимающий два дня, и устный экзамен, который должен состояться как минимум через четыре недели после письменного. Письменный экзамен включает в себя составление различных нотариальных документов (ст. 13 Закона об экзамене для нотариусов). Устный экзамен подразумевает проверку знаний в широком спектре отраслей права и сдается комиссии из двух судей и двух нотариусов.

Стоит отметить, что нотариус – это единственная юридическая профессия в Австрии, для которой предусмотрен двухступенчатый экзамен, экзамен для адвокатов и судей включает в себя только один этап;

– практика в течение семи лет.

Практической подготовке будущих нотариусов служит институт кандидатов. Кандидатом является служащий у нотариуса, если он внесен в список кандидатов, которые ведут нотариальные палаты. Принимать ли к себе в контору кандидата или нет, каждый нотариус решает самостоятельно. Внесение в список производится по заявлению нотариуса, если кандидат отвечает всем условиям для этого (§ 117 Положения): наличие австрийского гражданства, достойный образ жизни, законченное юридическое образование, осуществление юридической деятельности в суде или в прокуратуре как минимум в течение девяти месяцев. Кроме того, на момент внесения в список кандидатов ему должно быть не более 35 лет (за исключением случаев, если кандидат до этого уже состоял в списке кандидатов).

Кандидат должен использоваться во всех областях нотариальной деятельности. После практической работы в качестве кандидата в течение одного года и шести месяцев, а также прохождения первой части экзамена кандидат может по поручению и под ответственность нотариуса осуществлять его полномочия, предусмотренные абз. 1 и 2 § 5 Положения, например, составлять частные документы, представлять интересы стороны в суде и иных государственных органах и т.д. (§ 118 Положения).

После прохождения второй части экзамена кандидат должен как минимум три года практиковаться непосредственно в нотариальной конторе. Остальное время кандидат может либо продолжать работать в нотариальной конторе, либо работать стажером в суде, судьей-стажером, судьей, прокурором, адвокатом-стажером, адвокатом, должностным лицом в Федеральном министерстве юстиции, правовом отделе Министерства финансов, служащим Нотариальной палаты Австрии, региональной нотариальной палаты или страхового общества нотариата (§ 6 абз. 2 Положения). Кроме того, иная деятельность может быть засчитана в счет практики. К ней может быть отнесена иная юридическая деятельность, полезная для нотариата (например, в университете), деятельность в качестве налогового консультанта или, например, обучение в докторантуре. Из-за ограниченного количества должностей нотариусов очень часто кандидат получает назначение на должность нотариуса после 20 или более лет практики [23].

Кандидат исключается из списка кандидатов нотариальной палатой, если заявлено о его уходе или прекращении им практической деятельности; если нотариальной палатой установлено, что имели место нарушения порядка прохождения практики (например, кандидат работал по совместительству где-то еще, либо работал неполный рабочий день); если он достиг возраста 70 лет; он осужден австрийским судом за умышленное правонарушение к лишению свободы сроком более чем на один год в течение пяти лет деятельности в качестве кандидата; он не проходит первую часть экзамена или если в течение десяти лет деятельности в качестве кандидата он не проходит вторую часть экзамена, а также в некоторых других случаях (§ 118a Положения).

 

Учреждение должности нотариуса

Федеральный министр юстиции уполномочен учреждать новые должности нотариусов или переносить местоположение нотариальной конторы, если это требуется в целях обслуживания населения, с учетом принципа личного осуществления профессиональных обязанностей нотариусами, в частности, вследствие существенного изменения организации суда, количества населения, экономических или транспортных условий в данном судебном округе или существенного изменения сферы деятельности нотариусов (§ 9 абз. 1 Положения).

Новая должность нотариуса учреждается с точным указанием места (города или района города), и нотариус должен иметь свою контору на территории нотариального округа, который установлен для него. При этом в компетенции соответствующей нотариальной палаты находится проведение относящейся к этому экспертизы (§ 9, 134 абз. 2 Положения). Австрийская нотариальная палата также может провести данную экспертизу и должна это делать по требованию федерального министра юстиции (§ 140a абз. 2 Положения). При этом экспертиза не ограничивается перечисленными в § 9 Положения обстоятельствами, а должна оценивать также последствия экономического характера для существующих поблизости нотариальных контор, чтобы не допустить негативных последствий [24].

 

Порядок назначения на должность нотариуса

О появлении должности нотариуса, требующей замещения, соответствующая нотариальная палата должна опубликовать информацию на сайте Австрийской нотариальной палаты. Срок между опубликованием этой информации на сайте и окончанием приема заявлений от претендентов должен составлять не менее 14 дней (§ 10 Положения).

Порядок назначения на должность включает в себя несколько этапов:

– подача кандидатом заявления о назначении нотариусом в региональную нотариальную палату вместе с документами, подтверждающими выполнение кандидатом требований, предусмотренных ст. 6 Положения (§ 11 абз. 1 Положения);

– составление предложения о назначении на должность нотариальной палатой. Подготавливая данное предложение, нотариальная палата включает в него трех наиболее подходящих претендентов (если они имеются) в определенном порядке, остальные претенденты указываются отдельно. Затем данное предложение направляется председателю суда первой инстанции того округа, где требуется назначение нотариуса;

– составление предложения о назначении на должность судебной коллегией по кадрам (Personalsenat) суда первой инстанции и направление предложения председателю Верховного суда земли;

– составление предложения о назначении на должность судебной коллегией по кадрам (Personalsenat) Верховного суда земли. В соответствии с § 11 абз. 3 Положения при проверке соответствия претендента для внесения предложения о назначении необходимо принимать во внимание ряд критериев, которые равнозначны и не имеют приоритета друг перед другом:

1) достоин ли он доверия;

2) степень его соответствия для руководства работой учреждаемой конторы;

3) результаты его предыдущей работы, особые заслуги, а также поведение;

4) длительность практической работы в смысле § 6 абз. 1 Положения, в особенности, в качестве кандидата или его возможное нахождение в должности нотариуса;

5) подтвержденные умения и знания, причем, в особенности должно приниматься во внимание, получено ли претендентом дополнительное образование или послевузовское образование с академической степенью в австрийском или зарубежном образовательном учреждении, если данное образование полезно для профессии нотариуса; внесен ли претендент в перечень медиаторов или имеет ли навык переводчика в смысле § 62 Положения [25];

6) в случае равноценности всех кандидатов – в соответствии с личным отношением к нему.

- все три предложения (от нотариальной палаты и судов) направляются на рассмотрение федеральному министру юстиции. Федеральный министр юстиции принимает решение о назначении претендента, и при этом он не обязательно должен делать выбор из кандидатур, отмеченных нотариальной палатой. Решение принимается по усмотрению министра юстиции, и даже отвечающий всем условиям кандидат не имеет права требовать своего назначения [26];

– назначенный нотариус должен предоставить в нотариальную палату проект своей печати для одобрения (§ 13 Положения);

– принятие присяги перед председателем Верховного суда земли или уполномоченным им председателем суда первой инстанции (§ 14, 15 Положения). После принятия присяги нотариус получает сертификат электронной подписи;

– издание указа о назначении нотариуса председателем Верховного суда земли (§ 16 Положения);

– в течение трех месяцев со дня издания указа о назначении нотариус должен открыть нотариальную контору (§ 18 Положения).

Следствием сложного порядка доступа к профессии нотариуса и системы учреждения должности нотариуса является то, что чаще всего кандидаты назначаются на должность нотариуса только в возрасте 40–45 лет, в то время как судьи и прокуроры впервые назначаются на должность намного раньше (в возрасте около 28–30 лет) [27]. Нотариус может занимать свою должность до достижения 70 лет (§ 19 Положения).

 

Направления деятельности нотариата в Австрии

Несмотря на то, что в странах кодифицированного права нотариат функционирует на основе общих принципов, конкретные направления деятельности нотариата в том или ином государстве имеют значительные национальные особенности. В последние годы особую остроту приобрел вопрос о конкретных формах участия нотариата в гражданском обороте России, что во многом объясняется длительным отсутствием последовательной государственной политики в отношении нотариата. В связи с этим опыт австрийского нотариата заслуживает внимания. Сфера деятельности австрийского нотариуса включает в себя три направления: 1) удостоверительная деятельность (составление публичных документов), 2) составление частных документов и представление интересов сторон, 3) деятельность в качестве судебного комиссара.

 

Удостоверительная деятельность нотариусов в Австрии

В соответствии с § 1 абз. 1 Положения о нотариате Австрии «нотариусы назначаются государством и занимают свою публичную должность, чтобы в соответствии с данным законом составлять и выдавать публичные документы о заявлениях, сделках и фактах, имеющих правовое значение, и в целях разгрузки судов сохранять доверенные сторонами производства документы, а также принимать деньги и ценные бумаги для вручения третьим лицам или уплаты государственным органам».

Публичный документ – это документ, выданный государственным органом или нотариусом в рамках его должностных полномочий в установленной форме в соответствии с установленной законом процедурой [28]. Ценность публичного документа заключается в том, что он способствует предупреждению споров и облегчает реализацию права. Публичные документы рассматриваются как полное доказательство того, что в них официально изложено или подтверждено удостоверяющим лицом [29].

Составление нотариального документа, требующее точного соблюдения определенного порядка, нотариальной процедуры, практически является юстиционным процессом sui generis (особого рода). Соответствуя характеристике нотариуса, он занимает промежуточное положение между судебным производством по спорным делам и внесудебной реализацией прав. Наделенный особыми полномочиями нотариус обладает при этом достоинствами представителя, консультирующего по правовым вопросам, соединяя их с объективностью, свойственной судебным органам [30].

Предметом публичного удостоверения могут быть заявления (Rechtserklarungen), сделки (Rechtsgeschaftе, в соответствии с § 52 Положения), а также факты, имеющие правовое значение (rechtserheibliche Tatsachen, в соответствии с § 76 Положения). К заявлениям относятся только такие заявления, которые находятся в непосредственной связи со сделкой.

Нотариальный документ (Notariatsurkunde) в зависимости от совершаемого нотариального действия может быть составлен в трех формах: нотариальный акт (Notariatsakt), нотариальный протокол (Notariatsprotokoll), нотариальное свидетельство (notarielle Beurkundung) (§ 2 Положения).

Нотариальным актом является изготовленный нотариусом для сторон письменный документ, который посредством участия нотариуса приобретает силу публичного документа [31]. Как и во многих других странах, публичный документ в Австрии обладает большей доказательной силой в сравнении с частным документом (§ 292, 310 Гражданского процессуального кодекса Австрии). Нотариальный акт обладает исполнительной силой, если сторона, обязываемая данным актом, прямо признает исполнительную силу при его составлении (§ 3 Положения), в таком случае он обладает всеми преимуществами судебного решения, не являясь при этом результатом длительного, затратного и неприятного судебного спора [32]. С 1 июля 2007 года нотариальные акты могут составляться в форме электронного документа [33]. В нотариальном протоколе нотариус фиксирует воспринимаемый им лично процесс, обсуждение и принятые решения, сделанные участниками устные заявления, опубликование самим нотариусом заявлений сторон. Составление нотариального протокола обязательно, например, при принятии решения об изменении учредительного договора общества с ограниченной ответственностью. Нотариальный протокол, так же как и нотариальный акт, остается на сохранении у нотариуса [34]. Нотариальное свидетельство используется при удостоверении различных юридических фактов (верности перевода на иностранный язык, подлинности подписи, времени предъявления документа, соответствия копии подлиннику и т.д.).

Австрийское законодательство устанавливает требование обязательной нотариальной формы для многих заявлений и сделок, причем во многих случаях их удостоверение может быть совершено как нотариусом, так и судом. Как отмечает Э. Шён, предписание обязательной нотариальной формы для тех или иных сделок и заявлений появилось в различные исторические периоды, при этом для заключения многих важнейших сделок (например, с недвижимостью) обязательное участие нотариуса в настоящее время не требуется [35]. К сделкам и заявлениям, требующим обязательной нотариальной формы, в частности, относятся:

– сделки, предусмотренные Законом о нотариальных актах 1871 года: брачные договоры, заключаемые между супругами договоры купли-продажи, мены, ренты, займа, а также признание долга супруга по отношению к третьим лицам, договор дарения без фактической передачи вещи, все сделки, совершаемые лицами, которые вследствие слепоты, глухоты или немоты не могут совершить их самостоятельно, за исключением сделок, касающихся повседневной жизни, и т.д.;

– наследственный договор (договор о назначении наследника, который может заключаться только между супругами или лицами, намеревающимися вступить в брак, § 1217 Общего гражданского уложения (далее – ОГУ)) [36];

– дарение на случай смерти;

– договор об отказе от обязательной доли в наследстве (заключается между наследодателем и наследником – § 551 ОГУ);

– договор о покупке наследственного имущества (§ 1278 абз. 2 ОГУ);

– предварительные соглашения, касающиеся раздела семейных накоплений и жилья в случае расторжения брака (§ 97 абз. 1 Закона о браке);

– согласие на искусственное оплодотворение между лицами, не состоящими в браке (§ 8 абз. 1 Закона о репродуктивной медицине);

– учредительный договор общества с ограниченной ответственностью (§ 4 абз. 3 Закона об обществах с ограниченной ответственностью);

– устав акционерного общества (§ 16 абз. 1 Закона об акционерных обществах);

– учредительные документы частного фонда (§ 39 абз. 1 Закона о частных фондах) и др.

К фактам, имеющим правовое значение, которые могут быть удостоверены нотариусом, в частности, относятся:

– свидетельствование верности копии с подлинником документа (в том числе копии на бумажном носителе с электронным документом и электронной копии с подлинником на бумажном носителе) (§ 77 Положения);

– свидетельствование подлинности подписи (§ 79 Положения);

– свидетельствование верности перевода (§ 78 Положения);

– удостоверение времени предъявления документа (§ 80 Положения);

– свидетельствование нахождения лица в живых (§ 81 Положения);

– удостоверение оглашения заявлений, а также вручения документов (§ 83 Положения);

– удостоверение протоколов совещаний и решений (§ 87 Положения) – прежде всего, в области корпоративного права, например, о внесении изменений в устав общества с ограниченной ответственностью (§ 49 абз. 1 Закона об обществах с ограниченной ответственностью), решение общего собрания акционерного общества (§111 абз. 1 Закона об акционерных обществах) и др.;

– протест векселей и предпринимательских ценных бумаг (§ 89 Положения) и др.

 

Составление частных документов и представление интересов сторон

В соответствии с § 5 Положения о нотариате нотариусы имеют право составлять частные документы и представлять стороны перед негосударственными организациями, перед административными органами и – в тех случаях, если не предусмотрено представительство исключительно адвокатами – перед судебными органами в бесспорном производстве и исполнительном производстве. Нотариус может представлять чужие интересы перед любыми административными органами и негосударственными организациями, однако в суде его деятельность ограничивается делами, где отсутствует спор о праве, за некоторыми исключениями, установленными законом. Помимо нотариуса, данными полномочиями может обладать кандидат, если он практиковался в качестве кандидата один год и шесть месяцев и прошел первый этап экзамена для нотариусов (§ 118 Положения).

Так как нотариус не имеет статуса государственного служащего и экономически самостоятелен, с одной стороны, при этом обладает особыми знаниями в сфере составления документов, касающихся сделок, с другой стороны, нотариус имеет право совершать различные действия, в ходе которых он не реализует публичные властные полномочия. Прежде всего, это выражается в его возможности составлять частные документы. Выполняя данные функции, нотариус действует в конкурентной среде с представителями других профессий – адвокатов, свободных медиаторов и др. При этом он обязан следовать общим предписаниям Положения о нотариате и стремиться к соблюдению равенства интересов сторон. В соответствии с § 5a Положения при составлении частного документа нотариус обязан установить личность обратившихся к нему сторон, подробно проконсультировать стороны о возможных формах документа и их юридических последствиях, а также убедиться в том, что стороны поняли значение и последствия отданных нотариусу распоряжений. В качестве доказательства исполнения нотариусом этой обязанности документ должен подписываться в присутствии нотариуса со ссылкой на данную статью. Кроме того, в частном документе, составленном нотариусом, должны быть указаны его фамилия, должность и адрес.

Составление нотариусом частных документов не требует обязательной связи с публичной удостоверительной деятельностью. Однако нотариус по возможности обязан составлять документы, касающиеся сделок, в форме нотариального акта [37]. Там, где нотариус имеет право выбора формы договора, ему следует выбирать форму публичного документа (нотариального акта) вместо формы частного документа. Во всех случаях, когда стороны производства предоставляют нотариусу возможность выбора формы договора, ему следует составлять только нотариальные акты и составлять частные документы только тех в случаях, когда стороны прямо просят об этом.

Как правило, составление частных документов нотариусом подразумевает составление различных договоров, прежде всего, касающихся сделок с недвижимостью, установления и изменения собственности на квартиру (Wohnungseigentum), а также соглашений между сособственниками, договоров об усыновлении, распоряжений пациентов и т.д.

Помимо составления частных документов, в рассматриваемую группу полномочий нотариуса также входят:

– принятие имущества на хранение (§ 104 Положения) – возможно только в отношении документов, наличных денег и ценных бумаг. Различаются односторонние отношения по сохранению имущества (einseitige Verwahrungsverhaltnisse), при которых нотариус сохраняет чужое имущество по поручению одной стороны и выполняет ее распоряжения о том, как с ним обращаться, и многосторонние отношения. Значительное количество договоров купли-продажи в Австрии сопровождается обращением к нотариусу. При этом продавец передает нотариусу необходимые для возникновения у покупателя права собственности документы, а покупатель полностью или частично передает нотариусу денежные средства. После исполнения сторонами своих обязательств нотариус передает денежные средства продавцу, а у покупателя возникает соответствующее право [38];

– представление интересов в исковом производстве – осуществляется в окружном суде, при котором нотариус действует в качестве судебного комиссара, в случае, если в местонахождении нотариальной конторы менее двух адвокатов имеют адвокатские конторы;

– представление интересов в суде в бесспорных делах – касается в первую очередь производства по наследственным делам и делам об усыновлении [39];

– выполнение функций защитника в уголовном процессе перед административными органами, финансовыми органами и в суде, если преступление предусматривает проведение основного судебного разбирательства (Hauptverfahren) в окружном суде в соответствии с § 30 абз. 1 Уголовно-процессуального кодекса Австрии (по общему правилу это преступления, за совершение которых предусмотрена санкция в виде штрафа или лишения свободы сроком не более одного года);

– деятельность в качестве медиатора: несмотря на то, что многие нотариусы прошли подготовку в качестве медиаторов, практическое значение этой деятельности осталось незначительным [40].

 

Нотариус как судебный комиссар

Деятельность судебных комиссаров регулируется Законом о судебных комиссарах от 11.11.1970 года (Gerichtskommissargesetz) и осуществляется исключительно нотариусами. Эта функция является одной из специфических черт австрийского нотариата [41]. Нотариус действует в качестве уполномоченного лица суда (судебного комиссара), в первую очередь, в делах о наследстве. За работу в качестве судебного комиссара нотариус получает от суда вознаграждение в соответствии с законом. Деятельность в качестве судебного комиссара по наследственным делам занимает значительное время у нотариуса: чаще всего наследственные дела поручаются работающему у нотариуса кандидату, который занят исключительно в этой области. В задачи судебного комиссара входят определение круга наследников, сбор информации о наследственном имуществе и долгах, информирование наследников, при необходимости – принятие мер по сохранению наследственного имущества, консультирование участников производства, получение и протоколирование объяснений и заявлений сторон в рамках устного разбирательства дела [42]. В компетенцию судебного комиссара не входит принятие судебного решения, наложение принудительных мер, обращение за правовой помощью в органы других государств. Ежегодно австрийскими нотариусами заводится около 80 тысяч наследственных дел [43].

В национальном докладе австрийской делегации на XXVI Конгрессе Международного союза нотариата, представленном Г. Хаталером, было отмечено, что «в последние десятилетия поле деятельности нотариата распространялось все дальше в результате рационализации управления и разгрузки полномочий государства. Судебный комиссар – это лучший пример того, как разумно и с учетом потребностей граждан могут быть делегированы государственные функции, что не освободило государство полностью от ответственности и возможности оказывать воздействие, но при этом разгрузило государственные учреждения» [44].

В первой из рассмотренных групп полномочий – деятельности по составлению публичных, аутентичных актов – заключается основная суть профессии нотариуса как в традиционном представлении о нотариате, так и в современном австрийском нотариальном законодательстве. Только деятельность нотариуса в качестве должностного лица, наделенного удостоверительными полномочиями, делает его таковым. При этом добавление других сфер деятельности не может изменить положения и характеристики профессии нотариуса по существу.

Составители авторитетного комментария к Положению о нотариате Австрии, К. Вагнер и Г. Кнехтель, подчеркивают, что данные направления деятельности австрийского нотариата (в качестве судебного комиссара, удостоверительная деятельность (§ 1 Положения) и особая профессиональная деятельность (§ 5 Положения)) должны рассматриваться в столь тесной взаимосвязи, что отделение одного из трех направлений уже не представляется возможным. Тесное переплетение всех направлений нотариальной деятельности является не только следствием исторической концепции нотариальной профессии, но и выражением особого правового положения австрийских нотариусов [45]. Кроме того, в предоставлении австрийскому нотариату возможности выходить за рамки традиционных форм нотариальной деятельности (составления аутентичных актов) можно видеть проявление общеевропейской тенденции, связанной с повышением роли нотариата в гражданском обороте.

 

Положение о нотариате Австрии является «живым» законом, и на протяжении последних двух десятков лет в него ежегодно вносятся различные изменения. Правовое регулирование австрийского нотариата обладает рядом достоинств, на которые следует обратить внимание при подготовке нового российского закона о нотариате. К их числу можно отнести установление более или менее четких критериев при назначении на должность нотариуса, значимую роль, которую играют кандидаты (с 1948 года у них существует собственная организация – Общество кандидатов), подробное регулирование совершения нотариальных действий.

Характерной чертой австрийского нотариата является его тесная связь с судебной системой, как институциональной, так и функциональной, что во многом обусловлено историческими причинами. Суды принимают участие в процессе назначения нотариуса на должность, обладают определенными контрольными полномочиями за нотариусами, дают согласие на замещение нотариуса и т.д. Нотариусы входят в состав суда при рассмотрении дел о дисциплинарных нарушениях. Кроме того, во многих случаях удостоверительные функции нотариуса могут выполняться судом, а в качестве самостоятельного направления деятельности нотариуса выделяется деятельность нотариуса как судебного комиссара.

 

 

Основные источники:

1. Christian Neschwara. Geschichte des osterreichischen Notariats. Wien, 1996.

2. Christian Neschwara. Osterreichs Notariatsrecht in Mittel- und Osteuropa. Zur Geltung und Ausstrahlung des osterreichischen Notariats. Wien, 2000.

3. Joseph Chiari. Das osterreichisches Notariat. Wien, 1851.

4.  Kurt Wagner, Gerhard Knechtel. Notariatsordnung. 6. Auflage. Wien. 2006;

5. Erwin Schon. Die Notartatigkeit in landischen Regionen im Vergleich zu stadtischen // In XXV. Internationalen Kongress des Notariats. Wien. 2007.

6. Claus Spruzina. Keine Sicherheit ohne Sicherheit! // Heute Politik, morgen Praxis. Под ред. Eric Frey. Wien, 2009.

7. Gabriele Hathaler. Der Notariatsakt im Dienste der Investitionssicherheit insbesonders in Hinblick auf seine besondere Qualitaten fur die Eintragung in den Registern und seine Vollstreckbarkeit. См.: http://uinl.net/congreso.asp?idioma=ing&submenu=CONGRESOEJORNADAS&submenu2=CONCLUSIONESANTERIORES

8. Nigel G. Foster. Austrian legal system & laws. 2003.

9. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2003.



[1] Фемелиди А.М. Русский нотариат. История нотариата и действующее нотариальное Положение 14 апр. 1866 г. СПб., 1902. С. 50.

[2] Neschwara С. Geschichte des osterreichischen Notariats. Wien, 1996. S. 30–38.

[3] Там же. S. 516–531.

[4]. Там же, S. 621–623.

[5] Neschwara C. Osterreichs Notariatsrecht in Mittel- und Osteuropa. Zur Geltung und Ausstrahlung des osterreichischen Notariats. Wien, 2000. S. 44–45.

[6] Например, в Законе о нотариате Польши от 14.02.1991, Законе о нотариате Чехии от 07.05.1992 г.

[7] Das osterreichische Notariatsverzeichnis. 2009. S. 19.

[8] Подробнее см.: Европейский конгресс австрийского нотариата «Электроника и документы» // Нотариальный вестникъ. 2000. № 9. С. 29–39; Мюлльнер М. Электронные архивы при нотариальной палате и упрощение судопроизводства с помощью электронной связи между нотариальными конторами и органами судебной и исполнительной власти // Нотариальный вестникъ. 2007. № 12. С. 57–60.

[9] Подробнее см.: Медведев И.Г., Трушников С.С. Пенсионное обеспечение нотариусов за рубежом // Нотариальный вестникъ. 2006. № 10.

[10] Das osterreichische Notariatsverzeichnis. 2009. S. 191.

[11] Das osterreichische Notariatsverzeichnis. 2009.

Schon E. Die Notartatigkeit in landischen Regionen im Vergleich zu stadtischen // In XXV. Internationalen Kongress des Notariats. Wien. 2007.

Shaw G. Notaries in Central Europe: Transformation as Reprofessionalisation. См.: http://www.notaries.org.uk

[12] Das osterreichische Notariatsverzeichnis. 2009.

[13] Корпорация публичного права – в германском праве одна из разновидностей юридического лица, учреждаемое законом саморегулируемое объединение, являющееся субъектом права и выполняющее публичные задачи. Членство в корпорации является обязательным, в некоторых случаях корпорация обладает дисциплинарной властью над состоящими в ней членами.

[14] Wagner K., Knechtel G. Notariatsordnung. 6 Auflage. Wien. 2006. S. 515–516.

[16] Нормативно-правовое регулирование дано по состоянию на 01.01.2010.

[17] Wagner K., Knechtel G. Там же, S. 8.

[18] Там же. S. 9.

[19] Wagner K., Knechtel G. Там же, S. 131.

[20] Низшее звено системы общих судов в Австрии составляет 141 окружной суд (или участковый суд, Bezirksgerichte). Судами первой инстанции являются суды земель (или провинциальные суды, Landesgerichte), которых всего 18, судами второй инстанции – верховные суды земель (или высшие провинциальные суды, Oberlandesgerichte), которых в Австрии четыре (один на несколько федеральных земель).

[21] Wagner K., Knechtel G. Там же, S. 569–570.

[22] Wagner K., Knechtel G. Там же, S. 65.

[23] Foster N.G. Austrian legal system & laws. 2003. S. 71.

[24] Wagner K., Knechtel G. Там же, S. 92.

[25] В соответствии с § 62 Положения нотариус или его заместитель (Substitut) может составлять нотариальные акты на иностранном языке, если он владеет подтвержденным судом сертификатом переводчика.

[26] Wagner K., Knechtel G.. Там же, S. 97.

[27] Schon E. Там же, S. 106.

[28] Wagner K., Knechtel G. Notariatsordnung. 6 Auflage. Wien, 2006. S. 26.

[29] Там же, S. 22.

[30] Holoubek M. Die notarielle Urkunde – ein Beitrag zur Gesellschaftsentwicklung // In XXV. Internationalen Kongress des Notariats. Wien, 2007. S. 9.

[31] Wagner K., Knechtel G. Там же, S. 10.

[32] Hathaler G. Der Notariatsakt im Dienste der Investitionssicherheit insbesonders in Hinblick auf seine besondere Qualitaten fur die Eintragung in den Registern und seine Vollstreckbarkeit. S. 18.

См.:http://uinl.net/congreso.asp?idioma=ing&submenu=CONGRESOEJORNADAS&submenu2=CONCLUSIONESANTERIORES

[33] Это не распространяется на договор о наследстве (§ 67 Положения), распоряжение на случай смерти (§ 67, 70 Положения), протест векселя (§ 89 Положения) и некоторые другие нотариальные акты.

[34] Holoubek M. Там же, S. 20.

[35] Schon E. Die Notartatigkeit in landischen Regionen im Vergleich zu stadtischen // In XXV. Internationalen Kongress des Notariats. Wien. 2007. S. 109.

[36] Подробнее см.: Аболонин В.О. Общая характеристика наследственного договора в праве Германии, Австрии и Швейцарии // Нотариальный вестникъ. 2010. № 2. С. 3–8.

[37] Wagner K., Knechtel G. Там же, S. 44.

[38] Spruzina C. Keine Sicherheit ohne Sicherheit! // Heute Politik, morgen Praxis / Eric Frey. Wien, 2009. S. 41–42.

[39] Усыновление в Австрии осуществляется путем заключения договора между приемными родителями и усыновляемым, который приобретает правовое положение родного ребенка. Для того, чтобы договор был действительным, необходимо получить согласие суда.

[40] Schon E. Там же. S. 116.

[41] Также это направление деятельности нотариуса существует в Чехии, Словакии, Хорватии и Венгрии.

[42] Schon E. Там же. S. 113–114, 120–121.

[43] По материалам сайта Нотариальной палаты Австрии / www.notar.at

[44] Hathaler G. Там же. S. 1–2.

[45] Там же. S. 18.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100