Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Нотариальная тайна как институт информационного права: современное состояние и перспективы развития

04.03.2011

Третьяков Н.С.,

соискатель кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета

 

Аннотация. В статье анализируются проблемы развития института нотариальной тайны как особого вида профессиональной тайны и института информационного права. Анализируются нормы о нотариальной тайне, а также нормы информационного законодательства. Критически оценивается ряд положений проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» о нотариальной тайне.

Ключевые слова: информационное право, нотариус, нотариальные действия, нотариальная тайна, проект федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», профессиональная тайна.

 

NOTARIES SECRECY AS AN INSTITUTION OF INFORMATION LAW: CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

N.S. Tretyakov

Annotation. The article analyzes the problems of development of the Institute of notarial secrecy as a particular kind of professional secrecy and the Institute for Information Law. Analyzes the rules on notarial secret, as well as information legislation. Critically evaluated a number of provisions in the draft federal law on notaries and notarial activity in the Russian Federation on the notary's secret.

Key words: information law, notary, notarial acts, notary secret, draft federal law on notaries and notarial activity in the Russian Federation, professional secret.

С развитием в России информационного общества изменению подвергаются практически все институты информационного права. Не является исключением и институт нотариальной тайны как один из ключевых звеньев в системе профессиональных тайн. Современное развитие законодательства о нотариате не может не учитывать достижений информационного законодательства в сфере регулирования отношений, складывающихся по обеспечению защиты информации ограниченного доступа. В этой связи представляется актуальным анализ положений нормативных правовых актов, посвященных вопросам регулирования нотариальной деятельности в Российской Федерации, а также проектов в этой сфере, касающихся нотариальной тайны.

Согласно действующему законодательству о нотариате нотариальная тайна охраняется, прежде всего, в рамках режима профессиональной тайны. Соответственно для нее присущи ряд общих свойств, характерных для любого вида информации, охраняемой в режиме профессиональной тайны, а также ряд черт, обусловленных собственным режимом, устанавливаемым специальными нормами нотариального законодательства. К сожалению, сегодня отсутствует специальный закон, регламентирующий режим профессиональной тайны. Единственным базовым нормативным актом, который определяет общие положения о конфиденциальности профессиональной тайны, на сегодняшний день является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [1], который устанавливает необходимость закрепления режимов той или иной профессиональной тайны в специализированных законах. В связи с этим на специальные законы, регулирующие отдельные виды профессиональных тайн, возлагается очень сложная задача: в условиях отсутствия единых критериев правовой охраны профессиональных тайн закрепить эффективный механизм, позволяющий обеспечить конфиденциальность соответствующего вида профессиональной тайны.

В рамках режима любой тайны можно выделить ряд характерных ее составляющих. Не исключением является и нотариальная тайна. Анализ существующих видов профессиональных тайн, а также норм законодательства о нотариате и информационного законодательства позволяет выявить следующие элементы режима нотариальной тайны:

1) перечень сведений, составляющих нотариальную тайну; критерии и порядок отнесения тех или иных сведений к сведениям, составляющим нотариальную тайну;

2) круг субъектов, уполномоченных засекречивать сведения в режиме нотариальной тайны и обеспечивать их конфиденциальность, их правовой статус;

3) перечень субъектов, имеющих право на доступ к сведениям, составляющим нотариальную тайну, на законных основаниях;

4) меры охраны конфиденциальности в рамках режима нотариальной тайны;

5) допуск третьих лиц к сведениям, составляющим нотариальную тайну;

6) соотношение режима нотариальной тайны с иными правовыми режимами информации ограниченного доступа;

7) ответственность за незаконные действия со сведениями, составляющими нотариальную тайну.

Изменение нотариального законодательства, связанное прежде всего с принятием нового Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», влечет за собой изменение ряда положений, касающихся отдельных элементов режима нотариальной тайны, и требует анализа, в том числе, с позиции действующего информационного законодательства. Рассмотрим некоторые наиболее проблемные вопросы, связанные с нотариальной тайной, которые были выявлены при анализе проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации».

Как в Основах законодательства о нотариате, так и в проекте федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» сохраняется двойственное название тайны: используются категории «тайна совершения нотариальных действий» и «нотариальная тайна». Представляется, что для избежания разночтений в понимании данных терминов необходимо официально признать их синонимами или использовать в целях единообразия категорию «нотариальная тайна». В этой связи возможно изменение названия ст. 11 проекта ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» в следующей редакции: «Статья 11. Нотариальная тайна (тайна совершения нотариальных действий)».

Также в действующих Основах законодательства о нотариате [2] (далее – Основы) и законопроекте нотариальная тайна определяется как сведения. Это прямо вытекает из ст. 11, а также ч. 1 ст. 180 законопроекта. Так, согласно ч. 1 ст. 180 проекта ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» «сведения, сообщаемые лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, нотариусу или лицу, уполномоченному на совершение нотариального действия, в конфиденциальном порядке составляют нотариальную тайну». Данное определение представляется неудачным по ряду причин. Прежде всего, здесь четко не обозначена категория, определение которой дается. Нотариальная тайна сама по себе предполагает конфиденциальность, и использование слов «в конфиденциальном порядке» является излишним. К числу сведений, составляющих нотариальную тайну, относятся только сведения, которые сообщены лицами, обратившимися за совершением нотариального действия. Таким образом, из содержания нотариальной тайны исключается ряд профессиональных сведений, которые получены из других источников, но связаны с совершением нотариальных действий (информация о смерти лица, составившего у нотариуса завещание), создаются в процессе работы нотариусов и так или иначе связаны с совершением нотариальных действий.

Подход к категории «нотариальная тайна», используемый в законодательстве и проекте, устарел и не отвечает современному информационному законодательству. Исходя из ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О коммерческой тайне» [3], категория «тайна» рассматривается сегодня законодателем как определенный режим, предполагающий принятие и соблюдение мер по обеспечению конфиденциальности информации.

Соответственно представляется, что нотариальная тайна должна определяться как особый режим конфиденциальности, совокупность мер по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих нотариальную тайну. Сведения, составляющие нотариальную тайну – это совокупность, сведений, возникающих в связи с совершением нотариальных действий нотариусами и иными уполномоченными лицами, доступ к которым отсутствует на законных основаниях, и разглашение которых может причинить ущерб правам и законным интересам человека и гражданина.

К сожалению, в ст. 5 проекта ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» отсутствуют понятия «нотариальная тайна», «сведения, составляющие нотариальную тайну». Полагаем, что данные категории также должны быть отражены в числе основных понятий нотариальной сферы.

Также очень спорным является вопрос об иных сведениях, связанных с совершением нотариального действия, которые не относятся к нотариальной тайне, но которые нотариусы и иные уполномоченные лица также не должны разглашать, предусмотренных в ст. 181 проекта ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». В проекте такие сведения четко не обособляются от сведений, составляющих нотариальную тайну. К числу такого рода сведений могут быть отнесены предусмотренные ч. 1 ст. 182 проекта ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» сведения о совершении нотариальных действий, доступ к которым ограничен, предоставляемые на законных основаниях отдельным субъектам. Но в данном случае мы имеем дело с законными основаниями получения доступа к информации ограниченного доступа. Представляется, что вряд ли есть необходимость в выделении таких сведений. В противном случае необходимо предусматривать четкие критерии их разграничения, что может привести к злоупотреблениям в отношении прав и законных интересов.

Одним из ключевых является вопрос о субъектах, уполномоченных засекречивать сведения в режиме нотариальной тайны и обеспечивать их конфиденциальность. В статье 11 проекта ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» устанавливается, что субъектами нотариальной тайны являются нотариус и иные уполномоченные лица, которым сведения, составляющие нотариальную тайну, стали известны в связи с совершением нотариальных действий. Данная формулировка, взятая из действующих Основ, во многом сохраняет неопределенность всего набора субъектов, которые уполномочены создавать и охранять сведения в режиме нотариальной тайны. Представляется, что в федеральном законе «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» обязательно должен быть указан полный перечень субъектов, наделенных полномочиями совершать нотариальные действия и обязанных соблюдать нотариальную тайну. Сегодня постоянно возникают споры о том, являются ли такими субъектами лица, работающие со сведениями, составляющими нотариальную тайну, но не являющиеся нотариусами. Достаточно обширен перечень должностных лиц, наделенных полномочиями совершать нотариальные действия.

Обозначенный круг проблем свидетельствует о необходимости более детального рассмотрения норм о нотариальной тайне, предлагаемых в проекте ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». К сожалению, существующая редакция норм проекта о нотариальной тайне не отвечает общим требованиям информационного законодательства об информации ограниченного доступа, к числу которой относится и нотариальная тайна, а также не отвечает задачам по обеспечению эффективного механизма защиты конфиденциальности нотариальной тайны.



[1] ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. — 2006. — № 31 (часть I). — Ст. 3448.

[2] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Утв. ВС РФ 11.02.1993 г. № 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 10. — Ст. 357.

[3] ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ // СЗ РФ. — 2004. — № 32. — Ст. 3283.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100