Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

О некоторых направлениях совершенствования законодательства о нотариате (на примере института повышения квалификации нотариусов)

04.03.2011

А.А. Виноградова,

консультант нотариуса, аспирант РААН

 

Аннотация. В статье обосновывается утверждение о том, что процесс трансформации законодательства о нотариате должен носить комплексный характер. Недостаточно лишь принять Федеральный закон «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», урегулировав в нем, в том числе, процесс повышения квалификации нотариусов. Изменения (дополнения) с целью стимулирования нотариального сообщества к дальнейшему росту профессионального уровня следует внести и в иные нормативные правовые акты и, прежде всего, в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Ключевые слова: повышение квалификации, повышение профессиональной подготовки, нотариат, нотариальное сообщество, нотариальная деятельность, нотариальная палата, стажировка, налоги.

 

On Some Directions of Improvement of Notariat Legislation (on the example of the Institute of Notaries Advanced Training)

A.A.Vinogradova, Notary Consultant, Resident of the Russian Academy of

Advocateship and Notariat

Annotation. In the article there is grounded the affirmation that the process of transformation of the legislation on notariat is to have complex nature. It is not sufficient to adopt the Federal law “On Notariat and Notarial Activity in the Russian Federation”, having regulated therein, as well the process of advanced training of notaries. It is necessary to enter amendments (additions) to other normative legal acts and, first of all, to the Tax Code of the Russian Federation for the purpose of stimulation of notarial community to further growth of professional level.

Keywords: advancing qualification, improvement of professional training, notariat, notarial community, notarial activity, notarial chamber, probation, taxes.

В настоящее время в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. (ред. от 19 июля 2009 г.) к полномочиям Федеральной нотариальной палаты отнесен, в том числе, процесс обеспечения повышения квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов [1]. Для осуществления своих уставных задач Федеральной нотариальной палатой создаются специальные комиссии [2]. Постоянными являются Комиссия по этике и профессиональной чести, Комиссия по законодательной и методической работе, Комиссия по контролю за деятельностью нотариальных палат субъектов Российской Федерации, Бюджетная комиссия, Ревизионная комиссия, Комиссия по использованию электронных документов, Комиссия по международным связям, Комиссия по повышению квалификации нотариусов, работников нотариальных палат, Комиссия по имиджу, Комиссия по исследованию исторического наследия российского нотариата.

«Палата, – как пишут исследователи, – является органом публичного права, с четкой регламентацией ее деятельности на уровне закона. Палата правомочна решать только то, что ей прямо предписано законодательством. Палата заботится о чести и уважении своих членов, а также поддерживает деятельность органов надзора за соблюдением законодательства о нотариате, т.е. это презентативная организация. Ее особая обязанность – способствовать профессиональному росту, предоставлению средств для повышения квалификации нотариусов, в регулировании порядка обучения и сдачи экзаменов помощников нотариусов, заключать страховые договоры в дополнение к страхованию гражданской ответственности; она может содержать попечительские учреждения» [3].

Отметим, что еще в 1993 г. Федеральной нотариальной палатой был разработан комплекс мер, направленных на повышение квалификации российских нотариусов и их профессионального уровня как в Российской Федерации, так и за рубежом [4]. Планировалось повышение квалификации нотариусов в ряде стран – членов Международного союза латинского нотариата (ФРГ, Швейцарии, Франции и других). Предусматривалось также (но, как известно, не осуществлено до настоящего времени) создание Академии нотариата со статусом образовательного учреждения для решения задачи подготовки кадров для нотариата и повышения квалификации нотариусов. До образования академии предполагалось проведение учебы нотариусов в Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

Многие авторы отмечают, что в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате работа нотариуса носит сугубо личностный, доверительный характер и не может осуществляться иными лицами. Нотариальная деятельность в этом плане предполагает непрерывность осуществления полномочий нотариуса [5]. Вместе с тем нотариус согласно ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате имеет определенный штат и сотрудников. Кроме того, он может заболеть, уйти в отпуск, ему необходимо время для повышения квалификации [6].

Данные обстоятельства учитывает и зарубежный законодатель. Так, согласно Закону Литвы «О нотариате», нотариус – это уполномоченное государством лицо, выполняющее предусмотренные названным законом функции, гарантирующие недопущение в гражданско-правовых отношениях незаконных сделок и документов [7]. Характерной особенностью литовского Закона «О нотариате» является наличие в нем норм об обязательности прохождения периодической аттестации нотариусами и образование Суда чести. Утверждение положения об аттестации нотариусов, как и положения о повышении их квалификации, входит в полномочия министра юстиции Литвы.

В Российской Федерации при принятии нового законодательства о нотариате также необходимо с учетом позитивного зарубежного опыта максимально полно урегулировать институт повышения квалификации нотариусов. Однако изменения законодательства должны носить комплексный характер; в частности, изменения (дополнения) должны быть внесены и в иные нормативные правовые акты, прежде всего, в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ).

В настоящее время при решении вопроса о правомерности принятия к учету в составе расходов, непосредственно связанных с получением доходов от нотариальной деятельности, затрат, связанных с повышением профессиональной квалификации частнопрактикующих нотариусов в Российской Федерации или за ее пределами, применению подлежат не только положения Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, но и глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» [8].

В соответствии со ст. 25 Основ законодательства РФ о нотариате в компетенцию нотариальных палат входят, в частности, представление и защита интересов нотариусов, оказание им помощи и содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организация стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов.

Статьей 30 Основ законодательства РФ о нотариате определены полномочия Федеральной нотариальной палаты, которая, кроме всего прочего, осуществляет координацию деятельности нотариальных палат, представляет их интересы в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой. Кроме того, данной статьей Основ законодательства о нотариате предусмотрено, что в компетенцию Федеральной нотариальной палаты входят обеспечение повышения квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов и представление интересов нотариальных палат в международных организациях.

Как отмечает Т.Ю. Левадная, согласно ст. 30 Основ законодательства о нотариате полномочия представлять интересы нотариальных палат, а следовательно, и самих частнопрактикующих нотариусов, в международных организациях возложены исключительно на Федеральную нотариальную палату. При проведении мероприятий по повышению квалификации частнопрактикующих нотариусов за рубежом в составе расходов нотариусов, непосредственно связанных с извлечением доходов от осуществления нотариальной деятельности и подлежащих учету в составе профессиональных налоговых вычетов в соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ, могут быть приняты только документально подтвержденные суммы, израсходованные на обучение по программам, утвержденным непосредственно Федеральной нотариальной палатой [9].

При этом такие расходы частнопрактикующих нотариусов должны быть подтверждены следующими документами: программой повышения профессиональной квалификации (стажировки), утвержденной Федеральной нотариальной палатой; постановлением соответствующей нотариальной палаты по субъекту Российской Федерации о направлении конкретного нотариуса – члена этой нотариальной палаты для участия в том или ином профессиональном мероприятии; командировочным удостоверением, выданным нотариальной палатой; дипломом (сертификатом, свидетельством либо аттестатом) об окончании курсов (семинара, стажировки); платежными документами, связанными с оплатой стоимости обучения, а также билетами, счетами за проживание в гостинице и иными необходимыми документами (например, оплата визы и т.п.) [10].

Прохождение частнопрактикующими нотариусами каких-либо курсов, семинаров, встреч или иных мероприятий в рамках повышения квалификации за рубежом, организуемых без согласования с Федеральной нотариальной палатой, является, по мнению многих специалистов по налоговому праву, добровольным действием нотариусов, а не обязанностью, возложенной на них законом [11]. В таких случаях произведенные нотариусами расходы по повышению квалификации не подлежат учету в составе профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих их налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, определяемую по суммам доходов, полученным от нотариальной деятельности и облагаемым по налоговой ставке и в размере, предусмотренном гл. 23 НК РФ.

Как считает автор статьи, данный механизм имеет потенциал для дальнейшего совершенствования; стремление члена нотариального сообщества повысить свою квалификацию должно получить адекватную реакцию со стороны законодателя; в частности, целесообразно закрепить положение о том, что произведенные нотариусами расходы по повышению квалификации в любом случае подлежат учету в составе профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих их налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.



[1] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Утв. ВС РФ 11.02.1993 г. № 4462-1 (ред. от 19.07.2009 г.) // Российская газета. – 1993. – 13 марта. – № 49.

[2] См.: Романовская О.В. Структура нотариальной палаты // Нотариус. – 2006. – № 4. – С. 34.

[3] См.: Андронатий В. Нотариальное право. Сравнительные аспекты // Нотариус. – 2006. – № 5. – С. 23.

[4] Тихенко А. Законодательство о нотариате требует совершенствования // Российская юстиция. – 1997. – №3. – С. 9.

[5] Настольная книга нотариуса / Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. и др. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – Т. 1. – С. 36.

[6] Там же.

[7] См.: Тоцкий Н.Н. Обзор законодательства по организации нотариальной деятельности в странах Балтии // Нотариус. – 2005. – №6. – С. 13.

[8] См.: Левадная Т.Ю. Учет расходов, связанных с повышением профессиональной квалификации частнопрактикующих нотариусов // Налоговый вестник. – 2005. – №10. – С. 23.

[9]Там же.

[10] Там же.

[11] Там же.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100