Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Как защитить нотариальную тайну и нотариуса

11.02.2011

Аннотация. Данный материал подготовлен на основе анализа материалов правоохранительной практики, а также вопросов и жалоб нотариусов относительно злоупотреблений в правоохранительных органах и судах. При этом автором использован многолетний опыт работы в прокуратуре, адвокатуре, а также опыт преподавательской деятельности.

Ключевые слова: нотариальная тайна, сведения конфиденциального характера, нотариальные действия, прокуратура, уголовное дело, иск.

 

How to Protect Notarial Secret and the Notary

Yu.P.Sinelshchikov, Honored Lawyer of the RF, Honorable Officer of the Prosecutor’s Office

Annotation. This material is prepared on the grounds of the materials of law-enforcement practice, as well as the matters and complaints of notaries related to malpractice in law-enforcement bodies and in courts. Thereat the author applied long years experience of work at the prosecutor’s office, advocateship, as well as the experience of teaching activity.

Keywords: notarial secret, information of confidential nature, notarial actions, prosecutor’s office, criminal case, suit. 

Ю.П. Синельщиков,

заслуженный юрист РФ,

почетный работник прокуратуры

 

Сведения, составляющие нотариальную тайну, государство официально относит к сведениям конфиденциального характера (Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188).

В соответствии со ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Закон города Москвы «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» от 19 апреля 2006 г. № 15 говорит о том же несколько лаконичнее и точнее: «хранить тайну нотариального действия» (пп. 5 п. 1 ст. 10).

Специальной статьи Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), предусматривающей ответственность за разглашение нотариальной тайны, нет. Однако нотариус может нести уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, в тех случаях, когда такая тайна была доверена нотариусу или стала известна ему по работе (ст. 183 УК РФ). В тех случаях, когда в результате разглашения нотариальной тайны причинен существенный вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, может наступить ответственность нотариуса по ст. 202 УК РФ (злоупотребление полномочиями частными нотариусами). При отсутствии признаков преступления за разглашение информации с ограниченным доступом нотариус может нести административную ответственность по ст. 13.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ).

Говоря о предмете нотариальной тайны, некоторые нотариусы задают вопрос: «Распространяется ли тайна на нотариальный депозит?» Полагаю, что нет, так как о нахождении денег на депозите нотариуса сообщается в прессе.

В части 1 статьи 5 Основ установлено: «нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе после сложения нотариальных полномочий или увольнения». В статье 1123 Гражданского кодекса РФ специально подчеркивается, что нотариус не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены. Субъектами нотариальной тайны являются не только нотариусы, но и работники нотариальной конторы, независимо от должностной принадлежности и наличия юридического образования (стажеры, помощники нотариуса, консультанты, технические исполнители), а также должностные лица нотариальной палаты (ст. 28 Основ). К лицам, обязанным хранить нотариальную тайну, относятся также переводчик, рукоприкладчик (человек, который содействует оформлению сделки, подписывая ее за лицо, лишенное возможности сделать это в силу физических недостатков, болезни или иных причин), свидетель (лицо, присутствующее при составлении, подписании, удостоверении завещания или при передаче завещания нотариусу), исполнитель завещания (гражданин, которому завещатель поручил исполнить завещание). Нотариус, вступая в должность, торжественно присягает охранять тайну нотариальных действий (ст. 14 Основ).

Сведения (документы) о совершении нотариальных действий могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых они совершены (ч. 3 ст. 5 Основ).

Однако частные интересы граждан или коммерческие интересы юридического лица, которые охраняет нотариальная тайна, в отдельных случаях могут быть нарушены, когда этого требуют общественные интересы. Разумеется, речь идет о случаях и порядке, установленных законом. Но четкой регламентации полномочий нотариуса, связанных с представлением правоохранительным и контролирующим органам сведений, содержащих нотариальную тайну, а также полномочий этих органов в законодательстве нет. Нередко это и является причиной нарушения законов в этой сфере.

Законодатель предусмотрел целый ряд процедур, в соответствии с которыми допускается разглашение нотариальной тайны: путем представления справок нотариусами, производства выемок и обысков у нотариусов, их допроса, производства иных действий.

 

1. Представление нотариусами справок и сообщений о совершенных нотариальных действиях производится в соответствии с ч. 4 ст. 5 Основ, где установлено правило: «Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов». Однако эта норма изложена без учета действующего процессуального законодательства, в связи с чем полномочия каждого упомянутого органа нуждаются в уточнении.

Прежде всего очевидно, что указанные полномочия имеют не только суды общей юрисдикции, но и арбитражные суды по находящимся в их производстве делам.

Прокурор после вступления в силу Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”» утратил право иметь в своем производстве уголовные дела, а потому он, как представляется, в настоящее время утратил и право запрашивать упомянутые справки у нотариусов по расследуемым уголовным делам.

В производстве прокуроров не бывает гражданских и арбитражных дел. Однако в случаях, установленных в ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением по защите прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В случаях, предусмотренных ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), прокурор вправе обращаться с заявлением (иском) также и в арбитражный суд. Представляется, что при подготовке таких исков прокурор вправе истребовать справки у нотариуса в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 5 Основ.

В производстве прокурора не бывает и административных дел. Однако согласно ст. 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена этим кодексом или законами субъекта РФ. Поэтому при проведении проверки, предшествующей вынесению постановления о возбуждении административного производства, прокурор при необходимости вправе истребовать справку у нотариуса в порядке ч. 4 ст. 5 Основ.

Прокуроры, их заместители и помощники зачастую игнорируют правила, установленные в ч. 4 ст. 5 Основ, требуя от нотариусов представления всех необходимых им справок и копий нотариальных документов независимо от того, находятся в производстве прокуратуры материалы для возбуждения административного или гражданского производства или нет. При этом прокуроры ссылаются на ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в которой предусмотрено, что «…прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе… требовать от руководителей… органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений». Нотариусы в таких случаях торопятся представить прокурору всю информацию, о которой он просит, рассуждая так: «прокурор – главный законник, он знает, что положено, а что нет, пусть он и несет ответственность, если что не так». Тем не менее такие нотариусы не правы. В данном случае будет действовать специальная норма, установленная ч. 4 ст. 5 Основ, о чем мы говорили выше. В свою очередь нотариус, выполняя такое явно не правомерное требование прокурора, может разделить с ним ответственность за незаконное разглашение нотариальной тайны.

В числе органов, имеющих право потребовать справки о нотариальных действиях, названы также органы следствия. Статья 151 УПК РФ к ним отнесла следователей Следственного комитета при Прокуратуре РФ, следователей органов Федеральной службы безопасности, следователей органов внутренних дел России и следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В статье 5 Основ не упоминаются органы дознания. Однако, как представляется, это результат технической ошибки, допущенной при подготовке Основ. Различий в деятельности органов следствия и дознания, которые могли бы по-разному определить их полномочия при получении информации, содержащей нотариальную тайну, нет, и поэтому под органами следствия законодатель в данном случае имел в виду и органы дознания. К последним относятся дознаватели органов внутренних дел, пограничных органов Федеральной службы безопасности, органов Федеральной службы судебных приставов, таможенных органов, органов Госпожнадзора Федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

В качестве органов расследования в данном случае могут выступать не только следователь и дознаватель, но также руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, следователь-криминалист (п. 17, 17.1, 38.1, 40.1 ст. 5, ст. 39, ст. 40.1 УПК РФ).

Федеральным законом от 2 апреля 2007 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ч. 4 ст. 5 Основ, в соответствии с которыми справки о совершенных нотариальных действиях выдаются также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов. Таким образом, решен существовавший до этого на протяжении ряда лет спор об обязанности нотариусов в этой части.

Запрос (требование) должностного лица об истребовании у нотариуса справки должен содержать сведения о должности этого лица, его подпись, которая удостоверяется печатью, номер дела (материала), либо ссылку на материал прокурорской проверки, на основании которого готовится заявление (иск) в суд, или постановление о возбуждении административного производства.

Кроме того, не дожидаясь каких-либо запросов, нотариус в соответствии с ч. 6 ст. 85 Налогового кодекса РФ обязан сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым. Следует иметь в виду, что ч. 4 ст. 5 Основ, предусматривавшая обязанность нотариуса предоставлять в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, признана утратившей силу (Федеральный закон от 1 июля 2005 г. № 78-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»).

В соответствии с требованиями ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ от 7.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при наличии у нотариуса любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, он обязан уведомить об этом уполномоченный орган. При этом нотариус самостоятельно определяет, какие сведения служат основанием для направления такого уведомления. Нотариус вправе передать данную информацию как самостоятельно, так и через нотариальную палату. Порядок передачи нотариусами информации о таких сделках или финансовых операциях установлен Положением «О порядке передачи информации в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82. Информация предоставляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки) в виде письменного документа на бумажном носителе, подписанного нотариусом и заверенного печатью, или в виде электронного документа, подписанного с использованием в установленном порядке электронной цифровой подписи. Президент Федеральной нотариальной палаты 24 августа 2009 г. утвердил «Рекомендации по организации исполнения нотариусами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Часть 3 статьи 86 УПК РФ, а также п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предоставили адвокатам право в целях оказания юридической помощи запрашивать от различных организаций справки и иные документы. Однако, как верно отмечается в литературе, это не согласуется с Основами, так как адвокат не включен в исчерпывающий перечень лиц, приведенный в ст. 5 Основ, которым подобная информация может быть предоставлена. Таким образом, адвокат только как представитель потерпевшего, истца, ответчика может получить от нотариуса сведения (документы), причем лишь о нотариальных действиях, совершенных от имени его доверителя или по его поручению. Нотариус, в свою очередь, обязан проверить полномочия адвоката, то есть наличие у него адвокатского удостоверения, ордера адвокатского образования или доверенности и действительность этих документов

 

2. Следующим процессуальным действием, затрагивающим нотариальную тайну, является выемка определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. Основания и порядок ее производства установлены в ст. 183 УПК РФ. При этом следственном действии изыматься могут реестры, наследственные дела, удостоверенные нотариусом договоры, доверенности, электронные носители, содержащие информацию о совершенных нотариальных действиях, печати, штампы и т.д. Выемка документов, содержащих нотариальную, либо иную, охраняемую законом тайну, должна производиться на основании судебного решения, которое принимается в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ. Выемка документов и предметов, не содержащих такой тайны, – на основании постановления следователя, дознавателя.

До начала выемки следователь (дознаватель) предъявляет соответствующее постановление о его производстве, либо судебное решение, разрешающее ее производство. Некоторые нотариусы высказывают претензии в связи с тем, что следователи не вручают им копии таких постановлений. Вместе с тем вручать копию постановления нотариусу следователь не обязан. Поэтому правильно поступают те нотариусы, которые просят у следователя разрешение на снятие копии этого постановления и служебного удостоверения. Далее следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно. Изъятые предметы и документы предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при выемке, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте, что удостоверяется подписями указанных лиц. При выемке присутствует нотариус или лицо, его заменяющее. При производстве выемки вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится выемка. При производстве выемки составляется протокол в соответствии со ст. 166 и 167 УПК РФ. В протоколе должно быть указано, в каком месте были обнаружены предметы и документы, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы и документы должны быть перечислены с точным указанием их количества, индивидуальных признаков. Копия протокола вручается нотариусу или лицу, его заменяющему (ст. 182, 183 УПК РФ).

Производство выемки в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательств (ч. 3 ст. 164 УПК РФ). В случае отказа нотариуса подписать протокол выемки следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя и лиц, участвующих в производстве этого процессуального действия (ч. 1 ст. 167 УПК РФ). Выемка производится с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства выемки, ее хода и результатов (ч. 1 ст. 170 УПК РФ). На практике следователи в качестве понятых нередко привлекают сотрудников нотариальных контор или клиентов. В связи с этим следует отметить, что в соответствии со ст. 60 УПК РФ понятой – это не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое следователем, дознавателем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. При этом понятыми не могут быть несовершеннолетние, участники уголовного судопроизводства и их близкие родственники, сотрудники правоохранительных органов, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования. Сотрудники нотариальных контор и клиенты не могут быть понятыми в случаях, подпадающих под указанный перечень, а также в случае привлечения к уголовной ответственности нотариуса, в судьбе которого они так или иначе заинтересованы.

По постановлению следователя (при отсутствии судебного решения) в ходе выемки и обыска могут изыматься документы нотариуса, не содержащие нотариальную, либо иную, охраняемую законном, тайну (список сотрудников нотариальной конторы, документы, содержащие сведения о коммунальных платежах, печати, штампы, бланки и т.д.). Личный обыск лиц, находящихся при этом в нотариальной конторе, может быть произведен лишь по судебному решению (п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). Однако без судебного решения производится личный обыск подозреваемого, обвиняемого (ст. 93, ч. 1 ст. 184 УПК РФ). Личный обыск может быть произведен вообще без какого-либо постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых того же пола (ч. 2, 3 ст. 184 УПК РФ).

Нотариусы часто жалуются на то, что следователи, дознаватели изымают значительное число документов, которые с трудом размещаются в багажниках их автомобилей, либо направляют им запросы о совершенных нотариальных действиях в отношении большого круга лиц (иногда до двух-трех сотен), хотя впоследствии большую часть этих материалов никак не используют. Применительно к этой ситуации можно было бы сказать следующее. Закон не ограничивает орган расследования в количестве информации, которую он вправе получить для установления обстоятельств совершенного преступления, однако всякое доказательство, всякий имеющийся в деле документ в соответствии с ч. 1 ст. 88 УПК РФ должны отвечать требованию относимости. Это значит, что доказательство должно содержать сведения о фактах или предметах, которые подтверждают, опровергают или ставят под сомнение выводы о существовании обстоятельств, имеющих значение по делу. Производство выемки «с запасом» происходит из-за того, что следователи плохо осведомлены об особенностях нотариальной деятельности, а к производству выемки они, к сожалению, обычно никак не готовятся. В подобных случаях нотариусу следует попытаться разъяснить следователю, для чего служит та или иная документация, и какую информацию она несет. Если нотариус убежден, что у него изымается документация, которая явно не будет использована при расследовании дела, то такие решения и действия следователя он может обжаловать его руководителю.

Правильно поступают те нотариусы, которые по окончании выемки обращаются к следователю с просьбой предоставить им возможность снять копии с изымаемых документов, ибо, как показывает практика, случаи утраты изъятых документов в следственных органах и судах, увы, не редкость.

В следственной практике встречаются случаи, когда судьи оставляют без рассмотрения ходатайство следователя о производстве выемки документов у нотариуса и возвращают его ходатайство, указывая в своем письме (определении) на то, что документы, которые намерен этот следователь получить, не содержат никакой тайны (например, такие решения судьи принимали, когда речь шла о выемке реестров). Следователи полагают, что в этих случаях они вправе произвести выемку по своему постановлению, приложив к нему письмо судьи. Однако такая выемка документов, содержащих нотариальную тайну, будет являться незаконной. А полученные таким образом доказательства могут быть в дальнейшем признаны судом недопустимыми на основании ч. 3 ст. 7 УПК РФ.

 

3. Обыск. Основания и порядок его производства установлены в ст. 182 УПК РФ. Он может производиться в тех случаях, когда нотариус не намерен добровольно выдавать подлежащие изъятию предметы и документы, а следователю (дознавателю) не известно место, где эти предметы и документы хранятся. Необходимость в производстве обыска в нотариальных конторах возникает крайне редко, так как нотариусы, как правило, добровольно выдают документы и предметы, подлежащие изъятию. Тем не менее следователи зачастую прибегают к этой мере «на всякий случай», пытаясь запугать нотариуса, сделать его покладистым, либо просто из желания насладиться своей властью.

Обыск проводится по тем же правилам, что и выемка. При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если нотариус отказывается их добровольно открывать. Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами, в том числе и по телефону. При производстве обыска изымаются не только предметы и документы, имеющие значение для дела, но и те, которые изъяты из оборота (наркотики, оружие и др.). Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц (ст. 182 УПК РФ).

Следует иметь в виду, что на основании ч. 3 ст. 84 УПК РФ изъятые документы приобщаются к уголовному делу и находятся в нем в течение всего срока его хранения. По ходатайству законного владельца, т.е. нотариуса, такие документы или их копии могут быть переданы ему.

Как известно, ч. 5 ст. 165 УПК РФ в исключительных случаях, не терпящих отлагательств, допускает производство обыска, выемки и других следственных действий без получения судебного решения. Однако эта норма фактически не касается нотариальной тайны и нотариальных контор. По смыслу текста упомянутой статьи эта исключительная норма может применяться в трех случаях: а) при производстве обыска и выемки в квартире нотариуса; б) при производстве личного обыска нотариуса; в) при наложении ареста на принадлежащего нотариусу на праве собственности помещения нотариальной конторы и находящегося в нем имущества. На практике такие случаи не встречаются.

 

4. Допрос нотариуса. Обычно нотариус допрашивается в качестве свидетеля. Но, к сожалению, практике известны случаи привлечения нотариусов к уголовной ответственности за преступления, связанные с их служебной деятельностью. В этих случаях они допрашивались как подозреваемые и обвиняемые.

По непонятным причинам законодатель не наделил нотариуса свидетельским иммунитетом, как судей, адвокатов, священнослужителей, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, которые в силу ч. 3 ст. 56 УПК РФ не подлежат допросу в качестве свидетелей. Однако на основании ст. 51 Конституции РФ и п. 1 ч. 4 ст. 65 УПК РФ нотариус, как и любой гражданин, вправе отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников. С другой стороны, в законе указано, что если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия, то суд может освободить его от обязанности сохранения тайны (ст. 16 Основ). Норма эта вполне разумная и справедливая, так как она предоставляет нотариусу возможность защититься от обвинения путем раскрытия информации, которая является нотариальной тайной. Впрочем, эта норма на практике не применяется, так как, во-первых, неясно, как суд будет принимать указанное решение на досудебной стадии уголовного процесса; а во-вторых, как быть, если дело возбуждено не в отношении конкретного нотариуса, а по факту совершения преступления, либо в отношении других лиц (что чаще всего и бывает на практике), а нотариус по этому делу задержан, либо ему предъявлено обвинение.

В случае, когда нотариус вызывается в качестве свидетеля, он в соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ вправе явиться на допрос с адвокатом, который приглашается им для оказания юридической помощи. При этом адвокат пользуется всеми теми правами, которыми пользуется на допросе защитник в соответствии со ст. 53 УПК РФ.

Проводя проверки по сообщениям об административных правонарушениях и преступлениях, сотрудники органов внутренних дел нередко требуют от нотариусов письменных объяснений по тем или иным вопросам их профессиональной деятельности. Особенно часто это встречается в работе подразделений, которые занимаются борьбой с экономическими, а также налоговыми преступлениями. При этом работники органов внутренних дел ссылаются на положение п. 4 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», которое предоставляет им право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения. Однако в случае, когда объяснение касается сведений, содержащих нотариальную тайну, нотариус вправе и обязан отказаться от дачи таких объяснений на основании ст. 5 и 16 Основ.

Действия и решения органов дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы нотариусом прокурору, руководителю следственного органа, либо в суд (ст. 123–125 УПК РФ). Такие жалобы прокурором и руководителем следственного органа рассматриваются в течение трех суток со дня получения, а в исключительных случаях – в срок до десяти суток. Суд рассматривает жалобы в судебном заседании не позднее чем через пять суток со дня поступления жалобы. Чаще всего нотариусы обжалуют ход и результаты обыска и выемки, в ходе которых допускались превышение власти, злоупотребления и процессуальные нарушения. Такие жалобы должны быть хорошо мотивированы и подкреплены необходимыми доказательствами. Правильно поступают те нотариусы, которые свои доводы подкрепляют видеосъемкой, проводившейся по ходу обыска со стационарных видеокамер, установленных в помещении нотариальной конторы, приложением объяснений и заявлений, которые их адвокат получает от сотрудников контор и клиентов.

В заключение хотелось бы отметить, что возникающие проблемы взаимодействия правоохранительных органов и нотариусов должны быть решены путем более четкого определения в Федеральном законе понятия нотариальной тайны и полномочий должностных лиц, имеющих право на доступ к такой тайне. Правоохранительные органы некоторых субъектов РФ решают возникшие проблемы самостоятельно. Так, руководство УВД Самарской области требует от своих сотрудников обеспечения нормальной работы нотариусов, для чего предлагается соблюдать следующие рекомендации: к запросу в адрес нотариуса о предоставлении сведений о совершенном нотариальном действии предлагается прикладывать копию постановления о возбуждении уголовного дела; в случае необходимости получения сведений из реестра для регистрации нотариальных действий следователь не изымает реестр, а истребует копию интересующей записи из реестра, которая должна быть изготовлена в его присутствии и надлежащим образом заверена нотариусом; выемка подлинных нотариальных документов и реестров производится лишь в исключительных случаях; криминалистическое исследование нотариальных документов должно проводиться в кратчайшие сроки [2].



[1] См.: Булгаков Н.М. Особенности проведения некоторых следственных действий в отношении нотариусов. // Нотариальный вестникъ. — 2006. — №6.

[2] См.: Сычев О.М. Институт нотариальной тайны не отменен // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2007. — №7. 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100