Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Обучение нотариусов должно быть массовым

05.01.2011

Выступления на внеочередном Собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 24 ноября 2010 года

 

 

Н.Ю. Рассказова,

заведующая кафедрой гражданского права СПбГУ,

директор Института нотариата юридического факультета СПбГУ

 

Коллеги, я думаю, все понимают, что если нотариат – это профессиональное сообщество, то, как у любого профессионального сообщества, у него есть два направления совершенствования – это профессиональная этика и профессиональные знания. Этика – не моя компетенция, но уж раз я начала с этого, как потенциальный клиент (я и в прошлом, и в будущем, надеюсь, буду обращаться за совершением нотариальных действий) скажу, что, если меня обидит один нотариус, я буду говорить не то, что нотариус «имярек» неправильный, я буду говорить: «ваши нотариусы». Это совершенно очевидно, и подобное направление, конечно, требует огромного внимания сообщества.

Профессиональные знания, их совершенствование – здесь я уже могу рассуждать не как стороннее лицо. Выскажу несколько предложений, над которыми мне бы хотелось, чтобы вы подумали, приняли их и максимально развили. То, что нужно будет учить всех тотально, никто не сомневается. Знакомство с проектом изменений в Гражданский кодекс РФ меня, как цивилиста (цивилистика – моя профессия), повергло в состояние минутного упадка духа, потому что я представила, что нужно будет мне сделать, чтобы все это изучить, понять, пережить, переложить в лекции для студентов, переписать учебники, переписать задачники. И перед каждым юристом, который не занимается профессионально преподаванием, эта задача встанет в еще более сложном виде. Учиться придется всем, надо будет быстро подготовить всех нотариусов до единого, пусть на каком-то хотя бы первоначальном уровне.

Я уже сейчас обратилась к уровням и хочу подчеркнуть, что есть идеи о том, что, может быть, есть смысл представить профессию нотариуса в виде нескольких рангов. Существует же, например, советник юстиции первого ранга, другого. Нотариусы находятся на разных уровнях профессиональной подготовки, это очевидно. И мне кажется, что повышение профессиональной квалификации нотариусов нужно строить с учетом этого объективного факта. Для многих нотариусов необходимо изначально восстановить основы, представления о том, как развиваются правоотношения, какие виды сделок бывают, какие последствия сделки вызывают. И вот этот начальный уровень для кого-то необходим. Для кого-то, кто работает со сделками, либо имеет особый интерес к развитию профессиональных знаний, это, может быть, уже будет не нужно. Значит, должен быть продвинутый уровень. Как язык изучают: есть первый уровень, продвинутый уровень и так далее. Мне кажется, это поможет каждому отдельно двигаться вперед. А идти вперед нам нужно будет долго, для того чтобы принять те новые институты, те новые виды прав, которые предлагаются в проекте кодекса. Такая организация требует создания ряда программ, которые были бы представлены нотариальному сообществу, и каждый нотариус мог бы выбрать, во-первых, уровень, а во-вторых, направление: например, наследственное право, сделки по отчуждению имущества. А те центры подготовки нотариусов, которые есть сейчас (я ориентируюсь в первую очередь, конечно, на Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург), эти программы сделают. Поверьте, для тех, кто профессионально занимается подобными вещами, это абсолютно не сложно. Как организовать? Сегодня существуют два варианта, и оба они реальны. Первый – это классическое образование, повышение квалификации, то есть когда слушатели приезжают в учебное заведение, и занимаются там.

Вы знаете, что для того, чтобы курсы повышения квалификации (сейчас я говорю исключительно о формальной стороне) считались действительно актом повышения квалификации, необходимо определенное число часов. Минимум для того, чтобы получить сертификат, подтверждающий повышение квалификации, 72 часа. Практика показывает, что в меньший срок, чем 10 дней, не уложиться, потому что необходимо 8 часов занятий в день и один выходной. Невозможно все время работать без перерыва.

Чем хороши курсы? Живое общение плюс, мы все понимаем, выход из своего привычного образа жизни и переход в другой, чтобы повысить квалификацию, поучиться, тогда интенсифицируются все процессы. Для этого действительно надо уехать, оторваться от работы. Поэтому выезд куда-то для стационарного обучения – это и психологически полезно. Но совершенно понятно, что с финансовой точки зрения это дорого. Я могу себе представить, сколько стоит поездка группы нотариусов для прохождения обучения, например, в Санкт-Петербурге. Недавно состоялось совещание, посвященное повышению квалификации, и были подготовлены статистические материалы Федеральной нотариальной палатой о стоимости курсов: где-то дороже проживание (дорога – понятно, она уж кому какая есть), где-то дороже обучение.

На наших курсах в Санкт-Петербурге обучение дороже, а проживание дешевле, чем в некоторых центрах, объясню, почему. Первое, мы – университет, и университетская структура берет какую-то часть оплаты на себя. Основная составляющая стоимости обучения – это зарплата преподавателей, я говорю об этом совершенно без стеснения. Вы видели одного из преподавателей наших курсов – Андрея Анатольевича Павлова, согласитесь, что это очень грамотный специалист. Сильные цивилисты, выпускники Санкт-Петербургского университета, найдут прекрасную работу за большие деньги. Они должны работать здесь, в университете, и необходимые знания приносить сюда.

Посмотрите, как работают курсы. Понятно, у нас существуют переменные расходы, например, тот же раздаточный материал. Двадцать человек приехали – мы раздаем материал на двадцать человек, семьдесят – раздаем на семьдесят. У нас прекрасный зал, где можно вместить максимум 102 человека. Остальное – это постоянные расходы. Зарплата преподавателей за 72 часа, не больше и не меньше, амортизация (зал и так далее), прочее. Если бы мы имели спланированное количество слушателей на год, мы могли бы посчитать годовую рентабельность курсов, и эти данные передать Федеральной нотариальной палате. Мы можем снизить расходы для нотариального сообщества на это обучение, просчитав, какова рентабельность, и сказав: вот за эту сумму вы можете к нам прислать любое количество вплоть до 300 человек. А Федеральная нотариальная палата сможет уже сориентироваться по региональным палатам по поводу того, кто готов приехать. Это предложение по организации курсов, от которых нельзя отказываться, особенно если мы будем говорить об обучении (я буду пользоваться термином, принятым в образовании) продвинутых студентов по направлениям, где нужно будет рассматривать сложные сделки, сложные конструкции. Может быть, есть смысл собраться вместе, обсудить это. Может быть, я не права, но так или иначе от курсов сейчас отказываться не нужно.

Второе направление – дистанционное обучение. Здесь я не могу не высказать своего уважения Наталье Васильевне Гончаровой, потому что год назад она мне сказала: «Давайте сделаем, я оборудовала у нас класс для дистанционного обучения». Я не верила, но она сделала, и совсем недавно, в сентябре, взяла за руку и сказала: «У меня все готово». Мы подготовили программу, и 25 ноября 2010 года мы ее запускаем. Программа пока на 24 часа. Три дня мы будем работать с нотариусами, которые будут находиться в нотариальной палате в Волгограде, а преподаватели – в Санкт-Петербурге на юридическом факультете. Конечно, существуют проблемы, как сделать раздаточные материалы и домашние задания, чтобы включить в эти 24 часа максимально важные вопросы. Но у нас пока так называемый пробный вариант: мы посмотрим, как будет проходить обучение. Темой заявлено удостоверение договора отчуждения купли-продажи недвижимости – для начала взяли только это. Посмотрим, как пойдет.

В чем выгоды такой формы обучения? Во-первых, то, о чем я говорила, – финансовая выгода. Понятно, что снимается огромная часть расходов. Во-вторых, безусловно, для меня как для преподавателя важно, чтобы моя работа была качественной. Когда люди приезжают на курсы в Санкт-Петербург, ожидать, что после восьми часов занятий (а мы занимаемся серьезно восемь часов) они будут решать задачки дома – это иллюзия. Мы выдаем им удостоверения, ориентируясь на то, что они ходили, слушали, все с собой увозят, потом додумают. Когда мы учим дистанционно, мы даем после каждого задания хорошие задачи, и люди дома их решают (по срокам в нашем варианте это занимает неделю), а на следующем занятии мы их обсуждаем. То есть уже полноценное обучение. Поскольку это 24 часа, здесь не нужно выдавать свидетельство, мы завершим наши курсы общением на расстоянии. Обычно по окончании обучения мы поднимаем бокалы. Я думаю, что и дистанционно мы сможем это сделать.

Если говорить о распространении такого опыта, то это необходимо делать, и стоит это совсем недорого. Сейчас, по крайней мере, на нашем факультете есть оборудование, которое позволяет проводить видеоконференции, онлайновое общение практически во всех режимах связи, которые сегодня доступны (не считаю, конечно, космические технологии). Все остальное мы можем. И как мне сказали наши специалисты из компьютерного отдела, для того, чтобы подключить, например, все нотариальные палаты или все координационные советы, нужно, чтобы в том месте, где находится наш респондент, были компьютер и веб-камера. Веб-камера стоит недорого. Надо просто осознать, что сегодня такое обучение возможно, если в палате или в регионе будут эти технические средства. Понятно, палаты разные: есть палаты очень небольшие, есть, наоборот, крупные, но компьютеры ведь должны быть во всех. Таким образом, мы можем подключить для обсуждения какой-то проблемы всю страну, поскольку количество участников в таких отношениях не ограничено.

Обучение может проходить и по длительному курсу – 72 часа. Кстати, идеальный вариант – переподготовка, которая для некоторых может длиться и 230, и 500 часов. Пожалуйста, все возможно, если дистанционно это можно делать в любом режиме и в течение полугода. Важное замечание: дистанционное обучение должно заканчиваться выдачей свидетельства установленного образца, а для этого необходимо, чтобы итоговое тестирование и оценка знаний проходили очно, а не заочно. И это, пожалуй, единственное категорическое требование: оно соблюдается во всех системах дистанционного обучения, я ссылаюсь в первую очередь на французский опыт. Мне приходилось – не в связи с нотариатом, а по другим проектам – общаться с французскими учебными заведениями, которые использовали эту систему. Для конечного тестирования вызывается представитель обучающей организации, и он проводит соответствующие экзамены или зачеты.

Дистанционное обучение также должно проводиться при наличии хорошо разработанных материалов, которые показывают структуру курса, акцентируют те проблемы, на которые нужно обратить внимание. Должны быть материалы, которые включают те документы, по которым работают нотариусы в конкретном регионе. Например, Волгоград прислал нам образцы договоров, которые они используют, и в процессе наших занятий мы будем обсуждать эти договоры, а не абстрактные документы, которые мы придумали. Эффект от этого, на мой взгляд, должен быть хорошим.

Я предлагаю нотариальному сообществу обратить внимание на две эти проблемы. Первую принято называть оптимизацией финансового аспекта обучения. Надо подумать, как организовать обучение? До этого времени чаще всего, возможно, обучались те, кто склонен к тому, чтобы постоянно совершенствоваться, выводить себя на новый уровень, и те, кому просто захотелось посмотреть Санкт-Петербург, Москву или другой город. А теперь обучение должно быть массовым, и необходимо продумать, как финансово организовать взаимодействие нотариального сообщества и обучающих центров для того, чтобы снизить стоимость обучения. Я не говорю за всех, может быть, где-то все организовано, но в Санкт-Петербурге возможность проведения подобной организационной работы, безусловно, есть, да и мы сами хотим пойти навстречу нотариальному сообществу.

Вторая проблема заключается в том, чтобы каждая палата могла иметь оборудование, позволяющее проводить дистанционное обучение (еще раз повторюсь: это недорого и по силам любой нотариальной палате). Тогда мы сможем справиться с задачей по обучению семи тысяч нотариусов, а может быть, и большего количества обучающихся. Есть же еще помощники нотариусов, да и стажеры присоединятся. То есть существует надежда на обучение такого количества специалистов за очень короткий срок.

С этой сцены за время обучения здесь вы несколько раз слышали разговоры о том, что проект ГК РФ почти готов. Видимо, после новогодних каникул он уже будет представлен Президенту РФ. Мы ожидаем, что уже с 1 января 2012 года будет новая жизнь. Возможно, мы не успеем к 1 января 2012 года принять новый закон о нотариате. Но что-то мы должны успеть сделать за будущий год. Мне очень понравилась фраза, прозвучавшая из уст Елены Адольфовны, о том, что надо сделать все, чтобы тем, кто сейчас пробивает эти идеи, не было стыдно. Я уж не говорю о собственном самоощущении. Вот два конкретных предложения, которые я очень прошу вас обдумать и принять. У нас есть специалисты, которые знают нотариат, у нас есть готовность. Давайте используем те возможности, которые имеются, и будем работать.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100