Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Как повысить качество совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления?

16.12.2010
notvest2010_12_2.jpg

Вынесенный в заголовок материала вопрос чрезвычайно актуален в тех субъектах Российской Федерации, которые при относительно низкой плотности населения занимают огромную территорию и имеют достаточно неразвитую дорожную инфраструктуру. Поэтому ответ на него сообща ищут разные заинтересованные стороны, в том числе Управление Минюста России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Обобщенными выводами и планами на будущее поделилась начальник Управления Ирина Андреечева.

Как известно, далеко не все главы местных администраций и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления имеют юридическое образование и практику: вследствие допущенных по этой причине недочетов составленные и заверенные ими документы могут быть признаны недействительными, что может повлечь за собой значительный ущерб интересам граждан и юридических лиц, – рассказала Ирина Александровна. – В нашем регионе эта проблема стоит очень остро, и она обусловлена, прежде всего, объективными географическими и демографическими факторами. В Архангельской области на сегодняшний день зарегистрировано 229 муниципальных образований, в 187 из них главы местных администраций и должностные лица местного самоуправления уполномочены совершать отдельные нотариальные действия; в Ненецком автономном округе соответствующие цифры составляют 21 и 19. При этом на территории региона работают 49 нотариусов, занимающихся частной практикой, 13 из них – в Архангельске, а в округе – всего 2 (оба – в Нарьян-Маре).

Ирина Александровна, какие проблемы, связанные с реализацией органами местного самоуправления полномочий по совершению нотариальных действий, вы считаете главными?

– Несомненно, это отсутствие трех составляющих: требований к наличию высшего юридического образования у должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия, а также механизмов контроля за совершением таких действий и ответственности этих лиц за ненадлежащее качество совершения. Причем все эти моменты должны быть закреплены в законодательстве Российской Федерации. К слову, это мнение не только мое, но и всех членов Координационного совета при нашем Управлении, на заседании которого в мае текущего года обсуждалась обозначенная проблема.

Но ведь она появилась не сегодня и даже не вчера. Что-то уже сделано в этом направлении?

Представители Нотариальной палаты Архангельской области периодически проводят обучающие семинары и совещания в районах. Однако решить все организационные вопросы для успешного проведения таких мероприятий можно только при активном участии органов местного самоуправления – увы, это бывает не всегда.

Главам местных администраций Архангельской области в рамках курсов повышения квалификации, организованных на базе Центра кадрового резерва Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова в прошлом году читались лекции по вопросам совершения нотариальных действий.

Также решению проблемы способствуют Дни юстиции, которые мы начиная с осени 2009 года ежеквартально организуем в районах нашего субъекта Федерации. В рамках этого мероприятия опытный нотариус обязательно проводит семинар-совещание по проблемам совершения нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, приводя примеры и разбирая конкретные ошибки. Слушателям бесплатно предлагается раздаточный материал с перечнем основных положений законодательства в сфере нотариата и образцами нотариальных документов, составляемых при совершении нотариальных действий.

Аннотация. В интервью с должностным лицом Министерства юстиции говорится о том, что документы, составленные и заверенные главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, вследствие допущенных недочетов при совершении отдельных нотариальных действий могут быть признаны недействительными. Это может повлечь за собой значительный ущерб интересам граждан и юридических лиц.

Ключевые слова: глава местной администрации, специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления, полномочия по совершению отдельных нотариальных действий, типичные ошибки.

Вместе с тем нужно признать, что в настоящее время все перечисленные меры носят точечный характер и не обеспечивают поддержания должного профессионального уровня лиц, допускаемых к совершению нотариальных действий. Проблема носит организационный характер, и для ее решения необходимо налаженное взаимодействие заинтересованных структур: Управления Минюста, нотариальной палаты, Министерства по региональной политике и местному самоуправлению Архангельской области, советов муниципальных образований. Начать нужно с механизма уведомления заинтересованных структур сельскими поселениями о количестве и видах ежегодно совершаемых ими нотариальных действий.

Чтобы исправить ошибку, ее надо сначала найти, так? Есть ли данные о типичных, наиболее часто допускаемых недочетах?

– Именно по такому пути мы и пошли. В июне 2010-го провели анализ информации, представленной нотариусами, занимающимися частной практикой в Архангельском, Вельском, Верхнетоемском, Вилегодском, Виноградовском, Каргопольском, Котласском, Няндомском, Северодвинском, Холмогорском нотариальных округах Архангельской области, а также Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области НАО и нашим отделом по делам некоммерческих организаций. Наши задачи были таковы: дать общую характеристику ошибок, допускаемых должностными лицами местного самоуправления Архангельской области и Ненецкого автономного округа при совершении отдельных видов нотариальных действий, и разработать предложения в целях совершенствования реализации этих полномочий.

Напомним, что в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате должностные лица местного самоуправления имеют право удостоверять завещания и доверенности, принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, а также подлинность подписи на документах. Однако, как показывает практика, пределы этих полномочий часто нарушаются когда совершаются такие нотариальные действия, как удостоверение сделок (согласий супругов на покупку или продажу недвижимого имущества, согласий родителей на выезд несовершеннолетнего ребенка за границу) и распоряжений об отмене завещаний.

Но наибольшее количество допускаемых ошибок имеют все же технический характер или связаны с несоблюдением форм удостоверительных надписей, утвержденных приказом Минюста России от 10.04.2002 г. № 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах».

В соответствии с Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007 г. №  256, нотариальное делопроизводство осуществляется должностными лицами местного самоуправления в соответствии с правилами нотариального делопроизводства, утверждаемыми Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. В связи с тем, что Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Минюста России от 19.11.2009 г. № 403, вступают в силу 01.01.2011 г., нотариусы, занимающиеся частной практикой, руководствуются Инструкцией по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР, утвержденной приказом Минюста России от 19.08.1976 г. № 32.

В соответствии с ней на исходящем от нотариуса документе проставляется номер, соответствующий порядковому номеру по журналу исходящей корреспонденции и номеру дела (наряда), в котором будет храниться копия исходящего документа. Но должностными лицами местного самоуправления выдаются справки без указания исходящего номера.

Текст нотариально удостоверяемого документа должен быть написан ясно и четко. Тем не менее должностными лицами местного самоуправления допускаются отсутствие необходимого слова или части текста, несоответствие даты вводной части документа дате удостоверительной надписи, подписи на документе должности и расшифровке подписи, неверное указание отчества, даты смерти или рождения, реквизитов документа, удостоверяющего личность, а также грамматические (применение неверного падежа), орфографические и пунктуационные ошибки.

Не соблюдаются и формы удостоверительных надписей, утвержденные приказом Минюста России от 10.04.2002 № 99. Например, в форме № 54 дополнительно указывается «дееспособность проверена», что не предусмотрено формой, или «Подпись … удостоверяю. Специалист администрации … Печать. Подпись. Дата» вместо «Поселок, район, область, республика. Дата. Я… специалист администрации… свидетельствую подлинность подписи гражданки… которая сделана в моем присутствии. Личность подписавшего документ установлена. Зарегистрировано в реестре за №… Взыскано… Печать. Ф.И.О. Подпись.». И так далее.

Кроме того, ошибки, допускаемые должностными лицами местного самоуправления при совершении отдельных видов нотариальных действий, мы классифицировали по этим видам.

Так, в нарушение Гражданского кодекса РФ составляются завещания, допускающие неоднозначность или некорректность формулировки текста, что порождает различное толкование действительной воли наследодателя и трудности оформления наследства по завещанию, а также нарушение законных прав и интересов граждан и юридических лиц. Речь идет об указании в завещании одного денежного вклада, хотя на момент составления завещания у завещателя их имелось несколько. Или завещаемый жилой дом указывается без земельного участка, на котором он расположен, что влечет оформление указанного участка по закону на нескольких наследников, а жилого дома – по завещанию на одного. Имеет место и противоречие одной части завещания другой: «Все мое имущество, в чем бы оно ни заключалось и где бы ни находилось, я завещаю дочери Ивановой, жилой дом по адресу … я завещаю сыну Петрову, земельную долю площадью … я завещаю внучке Ильиной», и пр.

При оформлении доверенностей должностными лицами местного самоуправления чаще всего допускается неконкретная формулировка (не указываются либо неправильно указываются органы, в которых должны осуществляться полномочия) или неполное перечисление передаваемых полномочий. Встречаются и откровенно некорректные формулировки, и существенные ошибки, в результате которых заявителям отказывают в приеме документов в государственных органах. Поэтому, несмотря на то, что должностные лица местного самоуправления не уполномочены оказывать правовые услуги по составлению документов, Нотариальная палата Архангельской области рекомендует при совершении нотариального действия по свидетельствованию подлинности подписи обращать внимание граждан на содержание самого заявления.

К нотариусам, занимающимся частной практикой в Архангельской области и Ненецком автономном округе, поступают заявления об отказе от наследства, подпись на которых засвидетельствована должностными лицами местного самоуправления. К сожалению, в них бывает не указано основание отказа, в том числе от обязательной доли, или отсутствует подпись заявителя. В одном из районов был даже случай предоставления заявления об отказе от наследства, оформленного по истечении шестимесячного срока, тогда как наследник проживал (был зарегистрирован) с наследодателем на день открытия наследства (фактически принял его).

В заявлениях о принятии наследства (выдаче свидетельства о праве на наследство), подпись на которых засвидетельствована должностными лицами местного самоуправления, не раз выявлялось отсутствие указания на основание принятия наследства (закон, завещание) и даже даты.

Ошибки допускаются и в справках, подтверждающих место открытия наследства и выдаваемых должностными лицами местного самоуправления: перечисляются не все лица, проживающие (зарегистрированные) с наследодателем на день его смерти, неточно указывается адрес наследодателя, допускаются грамматические и орфографические ошибки в написании фамилий, имен и отчеств наследников и т.д.

Что вы намерены предпринять для организации комплексной работы по повышению качества нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления?

Во-первых, мы направили главам местных администраций городских и сельских поселений Архангельской области и Ненецкого автономного округа образцы документов (доверенностей, заявлений, завещаний) и информационно-разъяснительные письма.

Во-вторых, обязательно будет продолжена практика проведения Дней юстиции в районах с организацией семинаров-совещаний по проблемам совершения нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления.

В-третьих, по моему поручению специалисты отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния нашего управления принимают активное участие в совместной работе с Нотариальной палатой Архангельской области по внедрению в поселениях региона программного обеспечения «Экспресс», предназначенного для автоматизированной подготовки документов при совершении нотариальных действий.

В-четвертых, по решению Координационного совета при управлении, о котором я упоминала в самом начале нашего разговора, совместно с Нотариальной палатой Архангельской области мы готовим в Минюст России предложения о внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате в части определения органа, осуществляющего контроль и надзор за совершением нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, а также органа, осуществляющего методическое руководство в указанной сфере деятельности.

Также в наших планах – подготовка информационных материалов по заданной теме по принципу «Вопрос–Ответ» для газет, издаваемых в районах Архангельской области и Ненецком автономном округе.

 

Прямая речь: (рубр.)

Светлана Генералова, президент Нотариальной палаты Архангельской области, член Координационного совета при региональном управлении Минюста России:
– На сегодняшний день нет достоверных статистических данных о том, сколько завещаний, доверенностей и прочих судьбоносных документов ежегодно заверяют в нашем регионе главы местных администраций и уполномоченные должностные лица. А ведь совершение ими нотариальных действий нужно постоянно контролировать – эти функции необходимо закрепить за органами юстиции, которые сейчас осуществляют их в отношении нотариусов.

Прежде чем стать нотариусом, нужно получить высшее юридическое образование, в течение года пройти стажировку, сдать экзамен. А глав поселений системно никто фактически не учит, к тому же, как показывает практика, лишь каждый десятый из них совершает нотариальные действия самостоятельно – остальные делегируют эти полномочия своим подчиненным, зачастую работающим специалистами первого разряда.

 

Материал подготовила Наталья Попова, пресс-секретарь Управления Минюста России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, popova@29minjust.ru


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100