Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Статус международных правоприменительных систем и формирование международных нотариальных структур

15.12.2010

(Окончание, начало в № 9, 10 за 2010 г.)

 

В.В. Ралько,

президент Московской городской нотариальной палаты,

кандидат юридических наук

 

Аннотация. В статье описывается правовая природа нотариата и дается разъяснение, почему нотариат надо считать не системой государственных органов и должностных лиц, а системой государственных и частнопрактикующих нотариусов, а также их объединений, осуществляющих от имени государства правоохранительно-юрисдикционные функции в сочетании с оказанием частной юридической помощи гражданам и организациям.

Ключевые слова: статус, функции и задачи нотариата, квалификационный экзамен, стажировка, лицензия на право нотариальной деятельности.

 

Status of International Law Enforcement Systems and Formation of International Notarial Structures (End, beginning in No. 9, 10 for 2010)

V.V.Ralko, President of Moscow City Notarial Chamber,  Candidate of Law

Annotation. The article describes the legal nature of notariat and there is given explanation why the Notariat needs to be considered not as the system of public bodies and officers, but the system of public notaries and notaries having private practice, as well as their associations, effecting law-enforcement and jurisdiction functions in combination with rendering private legal aid to citizens and organization.

Keywords: status, functions and purposes of notariat, qualification exam, probation, license for the right to carry out notary activity.

 

 

§ 3. Правовая природа, роль и значение института нотариата в современных правовых системах

 

3.1. Общая характеристика генезиса института нотариата

 

Нотариат как объект научного исследования представляет собой важнейший феномен, требующий к себе пристального внимания в юридической науке. Это обусловлено такими обстоятельствами, как необходимость выяснения понятия и правовой природы нотариата, его места в системе правовых институтов и отраслей права, основополагающих функций, соотношения с институтами власти и гражданского общества [1].

В дореволюционной отечественной юриспруденции «русский нотариальный институт» квалифицировался как «орган публичной деятельности», управомоченный «придавать публичное значение совершаемым им актам» [2]. Подобные выводы А.М. Фемелиди были обусловлены реформой отечественного нотариата в 1866 г., в результате которой движение русской нотариальной системы наметилось в пользу европейской модели, однако окончательного оформления данная система не получила вплоть до революционных событий начала XX в.

По мнению Ю.Н. Власова и В.В. Калинина, под нотариатом следует понимать, во-первых, правовой институт, во-вторых, «систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации» [3]. В отличие от указанных авторов, Е.Э. Денисова усматривает три значения анализируемого термина: будучи солидарной с пониманием нотариата как системы органов и должностных лиц, она считает нотариат не правовым институтом, а отраслью законодательства. Кроме того, Е.Э. Денисова вводит третье значение термина в качестве учебного курса или дисциплины [4].

Понимание нотариата как правового института сопряжено с выявлением предмета регулятивного воздействия законодателя на общественные отношения, а также методов, целей, задач и функций подобной регламентации. В этой связи представляется неполной трактовка нотариата как правового института, призванного «обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий» [5].

Некоторые авторы трактуют институциональное содержание понятия нотариата не в узком юридическом смысле, а в более широком социально-правовом измерении [6]. Однако данный подход, по существу, соединяет понимание нотариата как правового института и как взаимосвязанной системы нотариусов и их объединений, что препятствует, по мнению исследователей, выявлению подлинной сущности нотариата как социально-юридического феномена.

Трактовка нотариата в качестве системы нотариальных органов сравнительно полно раскрывается в трудах О.В. Романовской и Г.Б. Романовского, которые квалифицируют эти органы в качестве административных, но с особым статусом, поскольку нотариат «не выполняет управленческие функции, а решает социальные задачи» [7]. При этом, как справедливо указывает И.В. Москаленко, нельзя отождествлять нотариат как органы, осуществляющие нотариальную деятельность, с самой нотариальной деятельностью [8].

Тем не менее понимание нотариата в качестве системы государственных органов и должностных лиц представляется неоднозначным ввиду двойственной природы нотариальной деятельности. Нотариус – одновременно представитель гражданского общества и носитель публично-правовых полномочий [9]. Уникальность института нотариата «заключается в том, что он обладает дуалистической природой, функционируя на границе частной и публичной сфер» [10]. В этой связи нельзя однозначно охарактеризовать статус нотариусов и нотариата в целом в качестве элементов публично-властного механизма (из чего следует статус государственного органа или государственного должностного лица) либо структурных единиц гражданского общества (которые отделены от публичной власти и не могут квалифицироваться в качестве государственных органов или соответствующих должностных лиц).

Примечательно, что каждая из названных сторон (публичная и частная) в деятельности нотариусов сравнительно полно исследуется в юридической науке, причем, лишь в единичных случаях ставится под сомнение, с одной точки зрения, реализация нотариатом «публичной власти государства», с другой – его неразрывная связь с гражданским обществом [11].

Таким образом, нотариат можно определить как «специально учрежденные государственные органы, некоторые государственные служащие и занимающиеся частной практикой граждане-профессионалы», уполномоченные совершать нотариальные действия [12]. Он представляет собой систему государственных и частнопрактикующих нотариусов, а также их объединений, осуществляющих от имени государства правоохранительно-юрисдикционные функции в сочетании с оказанием частной юридической помощи гражданам и организациям. В более узком юридическом смысле нотариат – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения в области формирования и функционирования нотариата как социально-правового института [13].

 

 

3.2. Функции и задачи нотариата на современном историческом этапе

 

Публичными функциями нотариата являются, прежде всего, охрана права и осуществление предварительного правосудия, которые в целом можно назвать в качестве правоохранительно-юрисдикционной функции [14].

Заслуживает внимания классификация публичных функций нотариата, предложенная Е.Э. Денисовой, которая выделяет такие функции, как:

– социальные (предупредительно-профилактическая, правореализационная, правоохранительная, фискальная);

– содержательные (правоустановительная, удостоверительная, охранительная, юрисдикционная) функции нотариата [15].

К частной сфере необходимо отнести такие функции нотариата, как юридическое обслуживание граждан и организаций, разъяснение им возможностей использования правовых норм в тех или иных интересах, предотвращение разногласий между субъектами потенциального правового спора [16]. В рамках активной модели нотариата не следует ограничиваться возложением на нотариусов только удостоверительных функций, сегодня все более актуальной становится задача по «комплексному оказанию юридической помощи всем заинтересованным участникам гражданского оборота» [17]. В этом плане так называемый латинский нотариат по сравнению с государственным нотариатом в значительной степени основывается на общественном доверии [18]. Достижение же такого доверия невозможно, если нотариус будет целиком сосредоточен на осуществлении публичных функций.

Задачей нотариата как института гражданского общества в отличие, например, от суда и органов следствия является защита прав и законных граждан и юридических лиц, основанная на критерии бесспорности [19]. Нотариат способствует и помогает государству, предупреждая споры уже на стадии согласования условий сделки и ее заключения, тем самым профилактически снижая количество гражданско-правовых споров, облегчает рассмотрение гражданско-правовых споров в суде, поскольку, во-первых, нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, во-вторых, более достоверны и отражают действительную волю сторон.

Институт нотариата выполняет публичную функцию в интересах не только частных лиц, но и общества, и государства. Учитывая сущность нотариата и публичный характер нотариальной деятельности, совершенно закономерно, что законодательством предусмотрено совершение нотариусами ряда действий как в интересах обратившихся лиц, так и государства. Государство, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан, совершенно закономерно с помощью государственно-правовых механизмов наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса.

Правовые нормы, регламентирующие на сегодняшний день в России право на получение квалифицированной юридической помощи, относятся к отраслям конституционного, уголовного, административного, гражданского права. К ним можно отнести и нормы нотариального права [20]. В настоящее время некоторые из закрепляемых различными отраслями законодательства личных, экономических, жилищных и иных прав и свобод человека ориентированы на реализацию посредством обращения за квалифицированной юридической помощью, если они не могут быть реализованы субъектом самостоятельно, либо самостоятельная реализация будет неэффективна.

Автору видится заслуживающей внимания позиция Л.Ю. Грудцыной относительно характеристики нотариата России как института гражданского общества [21]. В этом плане он имеет двойственную природу: с одной стороны, свободный нотариат выполняет свои функции самостоятельно и независимо от органов государственной власти. С другой стороны, нотариат является инструментом публичной власти, реализуя полномочия, возложенные на него законом. В такой ситуации крайне необходим баланс интересов общества, государства, института нотариата как уполномоченного государством института предупреждения правонарушений при реализации прав и свобод человека и гражданина.

Во-вторых, последовательность реализации государственно-правовых механизмов формирования и поддержки российского нотариата следует усматривать в постановке государством задачи по созданию надлежащих условий для функционирования нотариата как института гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи, имея в виду экономически обоснованные тарифы за совершение нотариальных действий, адекватный подход к определению нотариальной юрисдикции защиты имущественных прав, других прав и свобод человека.

В-третьих, как замечает Л.Ю. Грудцына, к государственно-правовым механизмам формирования и поддержки института нотариата и нотариальной деятельности следует относить [22]:

1) принятие необходимой законодательной базы для деятельности нотариата в качестве института гражданского общества, наделенного государством публично-правовыми регулятивными функциями в сфере гражданских правоотношений (Конституция России 1993 г.; Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1; Гражданский кодекс России от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (ч. III); Семейный кодекс России от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ; Приказ Минюста России от 16 июля 2007 г. № 149 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности» и др.);

2) установление сложной процедуры назначения на должность нотариуса, что является государственной гарантией квалифицированности оказываемой нотариусами юридической деятельности;

3) ввиду особого правового статуса института нотариата принятие специального налогового законодательства (благоприятного налогового режима), подразумевающего:

– возможность получения нотариусами профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими, документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов;

– освобождение нотариусов от уплаты налога на добавленную стоимость в случае, если за совершение нотариальных действий взимается государственная пошлина;

– освобождение нотариусов от использования контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (произведенные расчеты фиксируются в реестре для регистрации нотариальных действий);

– отмена с 1 января 2006 г. обязанности нотариусов по представлению в налоговый орган справок о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимых для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

4) формирование необходимой для разрешения споров конституционной судебной практики в отношении статусных характеристик частных нотариусов и особенностей их налогообложения (в частности, Постановление Конституционного Суда России от 23 декабря 1999 г. № 18-П; Определение Конституционного Суда России от 6 июня 2002 г. № 116-О и др.).

 

§ 4. Правовой статус российского и зарубежного нотариата: потенциал интеграции в международную правоприменительную систему

 

4.1. Правовой статус российского нотариата

 

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий [23]. Впрочем, по мнению исследователей, более удачно понятие нотариата дано в Законе г. Москвы от 19 апреля 2006 г. «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» [24]. Согласно ст. 1 данного нормативного правового акта нотариат в городе Москве как институт гражданского общества действует в целях защиты гарантированных Конституцией России прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации [25].

Как известно, согласно ст. 2 Основ законодательства о нотариате на должность нотариуса в России назначается гражданин Российской Федерации: 1) имеющий высшее юридическое образование; 2) прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой; 3) сдавший квалификационный экзамен; 4) имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции России совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Согласно п. 2–4 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 149 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности» Федеральная регистрационная служба организует выдачу, а ее территориальные органы выдают лицензии на право нотариальной деятельности; территориальные органы ФРС выдают лицензию на право нотариальной деятельности гражданину России, имеющему высшее юридическое образование, прошедшему стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, и успешно сдавшему квалификационный экзамен [26].

Прием квалификационного экзамена осуществляется квалификационной комиссией, которая образуется при территориальном органе Росрегистрации с участием представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Положением о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 132 «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности», и решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. [27].

В соответствии с п. 5 Приказа Министерства юстиции РФ от 16 июля 2007 г. № 149 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности» исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:

– Конституцией России 1993 г.;

– Налоговым кодексом России (глава 25.3);

– Основами законодательства Российской Федерации о нотариате;

– Указом Президента России от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»;

– Указом Президента России от 13 октября 2004 г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы»;

– приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. № 179 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса»;

– приказом Министерства юстиции России от 14 апреля 2000 г. № 132 «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности»;

– приказом Министерства юстиции России от 3 декабря 2004 г. № 183 «Об утверждении Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации»;

– иными правовыми актами РФ, регламентирующими правоотношения в сфере выдачи лицензии на право нотариальной деятельности.

Безусловно, большое значение в плане конкретизации российского нотариата имеют и так называемые корпоративный нормы. Так, на основании Постановления Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 18 апреля 2001 года № 10 «О Профессиональном кодексе нотариусов Российской Федерации» обрел юридическую силу соответствующий документ [28].

На протяжении последних лет нотариат, как никакой иной институт, замечают исследователи, испытал все несовершенство законодательства России: и отождествление нотариусов с индивидуальными предпринимателями, и предложения относительно определения только минимального количества нотариусов в нотариальном округе, и вменение частному нотариусу в нарушение Конституции Российской Федерации обязанности совершения бесплатных нотариальных действий. В настоящее время некоторые вопросы положительно разрешены. Тем не менее их появление свидетельствует о недооценке роли нотариата в регулировании гражданских правоотношений [29].

 

4.2. Нотариат Германии: основы сотрудничества

 

Автор настоящей статьи полагает, что из числа стран так называемого дальнего зарубежья Германия наиболее «близка» к России как по форме государственного устройства (федерация), исторического опыта и, в определенной мере, регулировании статуса нотариата.

В Германии имеют место два Федеральных закона: от 24 февраля 1961 г. «Федеральный нотариальный устав», или, как его еще называют в русскоязычной литературе, Федеральный закон «О нотариате» (Bundesnotarordnung – BNO), и Закон от 28 августа 1969 г. «О нотариальных действиях», или «Об удостоверении актов» (Beurkundungsgesetz – BeuG) [30].

Первый из них содержит большое количество норм, делегирующих полномочия правительствам земель и органам земельной юстиции в решении тех или иных вопросов организации нотариальной деятельности: установление особенностей учета предыдущей деятельности претендента на нотариальную должность (зачет срока воинской службы, времени пребывания в отпуске по уходу за детьми и т.п. – § 6); организация и проведение конкурса на занятие нотариальной должности (§ 6b, 7); назначение на должность нотариального асессора (§ 7); выдача временного разрешения нотариусу на занятие другой деятельностью (§ 8); определение места нахождения нотариуса (§ 10) и уточнение границ нотариального округа (§ 10a); выдача разрешения на совершение нотариального действия за пределами округа (§ 11); назначение на должность (§ 12); контроль за заключением договоров страхования (§ 19a); принятие отставки (§ 48); отстранение от должности (§ 50); установление порядка сдачи нотариальных актов в архив или другому нотариусу (§ 51); назначение нотариального управляющего (§ 57) и др. [31].

Перечень нотариальных действий и правила их совершения устанавливаются только федеральным законодательством. Однако поземельными нормативными актами устанавливаются пределы нотариальной компетенции по делам о разделе наследства и общего супружеского имущества, включая выдачу свидетельств, предусмотренных в § 36 и 37 Закона о поземельных книгах, о выдаче свидетельств о праве на наследство и составлении описи наследственного имущества, а также о наложении и снятии печатей в рамках производства по охране наследства (§ 20). Кроме того, в соответствии с Законом «О нотариальных действиях» на территории Германии действуют нормативные акты земель, устанавливающие особые правила совершения отдельных нотариальных действий не нотариусами и без ущерба для компетенции нотариуса: правила об удостоверении итогов добровольного аукциона (за исключением продажи земельных участков и прав, приравненных к ним), правила составления инвентаризационных ведомостей, инвентарных перечней, описей наследственного имущества или других имущественных описей, а равно по оказанию помощи в составлении подобных имущественных описей; правила удостоверения сооружения стационарных межевых знаков и др. (§ 61 BeurG).

Нотариат ФРГ представляет собой неоднородную структуру [32]. После введения Имперского положения о нотариате 1937 г. и Федерального положения о нотариате 1961 г. (далее – ФП) в государстве сформировались три формы деятельности нотариусов: только нотариус, адвокат-нотариус, нотариус как государственный служащий. Федеральное положение о нотариате признает только единую нотариальную должность. Это следует из § I ФП, в котором нотариус определяется как носитель публичной должности, как независимое должностное лицо, назначаемое для выполнения задач в сфере предупредительного правосудия. И это независимо от того, идет ли речь только о нотариусе (§ 3 (I) ФП) или об адвокате-нотариусе (§ 3 (2) ФП), или о государственном нотариусе. Нотариусом согласно § 5 ФП может быть назначен только гражданин Германии, который по Закону о судьях пригоден к должности судьи. Исключения существуют согласно § 114 (3) ФП только для нотариусов государственных учреждений и претендентов на должность нотариуса в округе земельного Верховного суда Штутгарт; согласно Федеральному положению там они могут быть назначены нотариусами, если они состояли на государственной службе в должности нотариуса.

В соответствии с § 65 ФП все действующие нотариусы, назначенные в одном округе Верховного суда земли, образуют региональную нотариальную палату, которая является корпорацией публичного права (§ 66 ФП). Устав палаты и порядок изменения в него утверждаются Собранием палаты с дальнейшим утверждением высшим земельным органом надзора за органами юстиции (§ 66 ФП). Создание и существование нотариальных палат основано, прежде всего, на конституционных нормах, позволяющих государству создание таких негосударственных организаций с особым статусом. Данные организации создаются в силу закона и в соответствии с нормами публичного, а не частного права, с четкой регламентацией их деятельности на уровне закона, которым определяются как задачи палаты, органы нотариальной палаты, так и задачи, и состав Правления, задачи президента, созыв и задачи Собрания палаты. Кроме того, согласно действующему законодательству Германии правоспособность не является обязательной характеристикой для корпоративных объединений.

Федеральное положение о нотариате предусматривает создание региональных корпоративных организаций нотариусов по всей территории Германии. Членство в указанных нотариальных палатах существует по закону, то есть нет добровольного членства и нет возможности выхода из нее. Членство начинается с момента назначения на должность нотариуса и заканчивается с уходом со службы или по другим причинам окончания службы (достижение предельно допустимого возраста, отстранение от должности и т.д.). Освобождение от членства невозможно. Членами нотариальной палаты являются все нотариусы, чья контора находится в области компетенции нотариальной палаты. Так как палаты создаются в силу закона, они также не могут быть распущены решением своих членов.

Возможность введения обязательного членства в силу закона объясняется тем, что нотариальные палаты исполняют государственные задачи, и по этой же причине они считаются публично-правовыми корпорациями. Поскольку палате по закону переданы публичные полномочия, нотариальная палата рассматривается и как часть системы государственного управления, в силу чего палата подлежит государственному контролю (§ 66 ФП). Указанный надзор ограничивается контролем соблюдения законов, устава и выполнения возложенных на палату задач (§ 66, п. 2, ФП). Палата ежегодно представляет отчет о своей деятельности органам юстиции. Нотариальная палата решает совершенно самостоятельно вопросы о принятии или непринятии определенных мер в рамках ее компетенции. Будучи частью управления, нотариальная палата связана правом и законом государства. В связи с этим она не может принимать противозаконные меры. Работа нотариальной палаты финансируется из взносов объединенных в ней нотариусов (§ 73 ФП). Нотариусы принимают проект бюджета и определяют размер своих взносов. Обычно нотариальные палаты имеют так называемую тарифную сетку взносов, в которой закреплен размер выплачиваемых взносов. Размер взносов может быть фиксированным, но может также зависеть и от платежеспособности нотариуса. Органами нотариальной палаты являются Правление и Собрание. Президент представляет палату во внешних сношениях. Он избирается сроком на четыре года. Нотариальная палата является как контрольным, так и корпоративным органом, представляя собой объединение нотариусов. Поэтому ее задачами является не только осуществление контрольных полномочий, но и решение ряда вопросов общей профессиональной деятельности. Представляя совокупность всех объединенных в ней нотариусов, палата заботится о чести и престиже своих членов, поддерживает органы надзора в их деятельности, поощряет заботу о нотариальном праве и заботится о добросовестном и честном выполнении нотариусами и стажерами своих должностных обязанностей.

В соответствии с § 76 ФП региональные нотариальные палаты Германии вместе образуют Федеральную нотариальную палату, которая также является корпорацией публичного права. Членами ее является 21 региональная нотариальная палата, а не сами нотариусы. Федеральная нотариальная палата подлежат государственному надзору со стороны федерального министра юстиции. Федеральная нотариальная палата выполняет двойную функцию. Она выступает в качестве эксперта и советника для всех высших федеральных органов (федеральное правительство, федеральный законодатель и федеральные суды) во всех обслуживаемых нотариусом областях права и в сфере профессионального нотариального права. Эту задачу она выполняет посредством высказывания своих суждений по законодательным предположениям и участвуя в рабочих и экспертных группах соответствующих федеральных министерств. Федеральная нотариальная палата представляет интересы нотариата на федеральном уровне. Она представляет германский нотариат и за границей, и в Европейском союзе. При Федеральной нотариальной палате существует «Германский нотариальный институт», являющийся подразделением Федеральной нотариальной палаты, занимающийся вопросами научного консультирования и обеспечения деятельности нотариусов. Разработка законодательных положений, касающихся вопросов нотариата, ведется в тесном сотрудничестве между земельными нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой, с одной стороны, и соответствующими управлениями юстиции – с другой.

По закону нотариальная палата имеет право разбирать жалобы граждан и иных лиц, вызванные ненадлежащим исполнением нотариусом своих обязанностей. При недовольстве деятельностью нотариуса любой гражданин или иное лицо может подать жалобу как в нотариальную палату, так и непосредственно через управление юстиции. Но, как правило, управление юстиции сначала передает такие жалобы для рассмотрения нотариальной палате. Палата, в свою очередь, заслушивает коллегу, излагающего обстоятельства дела со своей точки зрения. После этого нотариальная палата решает, представляют ли действия или бездействие нотариуса служебный проступок. В качестве дисциплинарного взыскания нотариальная палата может вынести только предупреждение или предостережение. Это основывается на одном из базовых принципов нотариата латинского типа. Если же налицо более серьезное нарушение служебных обязанностей нотариуса, нотариальная палата предлагает управлению юстиции соответствующую меру дисциплинарного взыскания.

Служебный надзор со стороны управления юстиции заключается главным образом в проверке и наблюдении за исполнением нотариусом своих служебных обязанностей. Сюда относятся, например, открытие и оборудование нотариальной конторы, приемные часы, способ хранения документов, учреждение и ведение реестров и т.д. Предметом служебного надзора может быть также и соблюдение принципов, приличествующих статусу нотариуса, а также его общественное поведение. Материальные акты не могут проверяться на предмет их целесообразности. Особый упор в контроле делается на соблюдении профессиональных правил и законодательства о нотариальной процедуре, которые являются правовой основой нотариальной деятельности. Но при этом принципиально не допускается проверка удостоверения с точки зрения содержания. Нотариус решает по своему усмотрению, каким образом он будет проводить удостоверение в рамках его полномочий, и какие правовые конструкции он для этого изберет и посчитает целесообразным. Он один несет ответственность, включая материальную, в отношении сторон за правовое оформление. Исполнение нотариусом как независимым носителем публичной должности своих служебных обязанностей подлежит по причине особенностей должности только ограниченному надзору со стороны управления юстиции, так как это «правовой надзор», а не «надзор за целесообразностью», и он ограничен контролем за соблюдением права и закона. Служебный надзор со стороны управления юстиции имеет предупредительный характер и призван обеспечить в первую очередь в интересах граждан и иных лиц, обратившихся к нотариусу, выполнение им своих функций в соответствии с законными предписаниями. Кроме того, надзор осуществляется также и в интересах самого нотариуса, так как раскрытие ошибок в исполнении служебных обязательств помогает избежать тех же ошибок в будущем. Таким образом, служебный надзор представляет собой не изолированный строгий контроль нотариуса, а, скорее, своего рода сотрудничество между нотариусом и управлением юстиции в интересах всех сторон. Служебному контролю не могут подвергаться области и вопросы, которые охраняются предметной независимостью нотариуса. В соответствии с этим управление юстиции не имеет права давать нотариусу указания относительно применения права в каждом отдельном случае. При этом независимость нотариуса ни в коем случае не означает свободу нарушать во время исполнения служебных обязанностей законные предписания или запреты.

Отстранение от должности нотариуса может быть осуществлено только Верховным земельным судом в качестве дисциплинарного суда на основе официальных дисциплинарных процедур. Данные процедуры начинаются с составления обвинительного документа Земельным управлением юстиции в Верховный земельный суд. Процедура его рассмотрения в суде аналогична судебному процессу в рамках уголовного судопроизводства. Верховный земельный суд выносит официальное решение, которое может быть обжаловано нотариусом в Федеральном суде (верховная инстанция по гражданским делам).

 

4.3. Нотариат Республики Молдова

 

Как думается, анализ возможностей развития межнационального нотариального сотрудничества предполагает целесообразность обращения к практике еще более «близкого» для России «соседа», государства – участника СНГ – Республики Молдова.

В республике, как и во многих странах СНГ, новое гражданское законодательство сузило область обязательного нотариального удостоверения сделок, в том числе и отчуждения недвижимости, а также другие сферы обязательного присутствия нотариуса. Это вызвано не столько отсутствием доверия к институту нотариата или непониманием и незнанием его возможностей, как влиянием англосаксонской правовой модели, которую, замечают исследователи, в последнее время пытаются «привить» в Молдове [33]. В республике многие реформы и программы осуществляются с использованием западного опыта, что, безусловно, влечет появление западных (англосаксонских) правовых моделей. На сегодняшний день актуальной темой в республике является существование и функционирование кадастра как органа, объектами регистрации которого являются недвижимое имущество, право собственности и другие вещные права на указанные объекты, а также как органа, регистрирующего собственников объектов недвижимости. Существование кадастра в сочетании с отсутствием в Гражданском кодексе Молдовы норм права об обязательном нотариальном удостоверении договоров отчуждения недвижимости является серьезным препятствием, как полагают исследователи, для развития молдавского нотариата. Они полагают, что именно участие нотариуса на всех этапах оформления и удостоверения сделки по отчуждению недвижимости выполняет поставленные задачи по защите прав и интересов участников гражданских правоотношений. Исходя из принципа диспозитивности, нотариусы вправе по просьбе обратившихся лиц без дополнительных полномочий (не на основании доверенности) истребовать от физических и юридических лиц документы и сведения, необходимые для совершения нотариальных актов.

По Закону о нотариате Молдовы нотариусы имеют право на доступ к информации и документам органов публичной власти, в том числе кадастровых органов, необходимым для совершения нотариальных актов (ст. 17 Закона). В соответствии со ст. 20 Закона о нотариате органы правопорядка, органы местного публичного управления, кадастровые органы, Министерство информационного развития, другие учреждения и организации должны оказывать содействие нотариусам в исполнении ими профессиональных обязанностей.

Нотариусы, осуществляя свою нотариальную деятельность, действуют не в своих интересах, а в интересах лиц, обратившихся к ним, в том числе и государства, для обеспечения в установленном законом порядке защиты их прав и законных интересов. Почему-то органам суда, прокуратуры и следствия бесплатно и беспрепятственно представляются все необходимые документы и сведения, ведь нотариусы, как и судьи, прокуроры и органы следствия, осуществляют свои функции, пройдя специальную процедуру допуска к профессии, процедуру наделения государственными полномочиями, принесения присяги и др.

Отсутствие в республике единого корпоративного органа нотариусов, наличие множественности объединений, а также закрепление контроля над деятельностью нотариусов (со стороны государства) в лице Министерства юстиции объясняются как допустимостью на уровне действующего в Молдове законодательства, так и допустимостью, которая сочетается с требованиями Устава международной общественной организации «Союз нотариата латинского типа», который предусматривает, что нотариальная деятельность является независимой и осуществляется публично в форме публичной профессии, но под контролем государства – или органа, действующего на основании Устава.

В настоящее время в Республике Молдова контроль и надзор за профессиональной деятельностью всех действующих нотариусов со стороны государства остаются за Министерством юстиции, а за совершенными нотариальными действиями – со стороны судебных инстанций.

Приостановление или прекращение деятельности нотариуса осуществляется приказом министра юстиции на основании решения Комиссии по лицензированию нотариальной деятельности (состоящей из 11 членов: шести нотариусов (делегированных общим собранием нотариусов), по одному представителю от Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел, одного преподавателя права высшего учебного заведения (избранного сенатом) и двух представителей Министерства юстиции), с последующим отзывом лицензии и исключением его из Государственного реестра нотариусов. Дисциплинарные взыскания, в том числе и отзыв лицензии, налагаются на нотариуса министром юстиции и могут быть обжалованы в судебных инстанциях.

В республике ныне существуют две общественные организации нотариусов. Государственные нотариусы не состоят ни в одной из них. Есть и частные нотариусы, которые также не состоят в профессиональных объединениях. До 2002 г. на территории республики функционировал только один вид нотариата – внебюджетный. С принятием в 2002 г. нового Закона о нотариате вводят понятие «частный нотариус», а также возвращают деятельность и понятие государственного нотариуса без четкого определения его правового статуса. Этим законом определили только оплату его труда, которая осуществляется помесячно из средств государственного бюджета и составляет 20% от суммы доходов, полученных за оказание нотариальных услуг (государственная пошлина и нотариальная плата), но которая не может быть ниже среднемесячной заработной платы по экономике, прогнозируемой на соответствующий год. Согласно закону государственные нотариальные бюро учреждаются Министерством юстиции, а структура и штаты –правительством по предложению Министерства юстиции. Деятельность государственных нотариусов обеспечивается техническим персоналом, оплата труда которых производится в соответствии с условиями оплаты труда, установленными для технического персонала, обеспечивающего деятельность органов публичной власти, на основе Единой тарифной сетки. Материально-техническое и финансовое обеспечение государственных нотариальных бюро осуществляется Министерством юстиции из средств государственного бюджета. Органы местного публичного управления обеспечивают государственные нотариальные бюро помещениями, необходимыми для осуществления ими своих уставных функций. При этом государственные нотариусы не являются служащими в соответствии с законом о государственных служащих, они не состоят в трудовых отношениях с Министерством юстиции. Данная категория нотариусов просто получает оплату за свой труд по специальному счету. Взносы социального и медицинского страхования полностью оплачиваются из средств государственного бюджета. Страхование профессиональной деятельности со стороны государства не предусмотрено.

Отсутствие в республике единой законной профессиональной организации нотариусов порождает негативные результаты. Нотариусы осознали необходимость ее существования. Таким образом, по мнению автора настоящей статьи, отсутствие в Молдове единого корпоративного органа нотариусов ставит вопрос о возможности взаимодействия молдавских и российских нотариусов на особых условиях и о рассмотрении возможности (на условиях эксперимента) создания единого соответствующего межнационального союза нотариата Российской Федерации и Республики Молдова с его формированием на паритетных началах.



[1] См.: Черников А.Е. Понятие и конституционно-правовая природа нотариата в современной России // Конституционное и муниципальное право. М., 2007. № 23. С. 34.

[2] См.: Фемелиди А.М. Русский нотариат. История нотариата и действующее Нотариальное положение от 14 апреля 1899 г.: Пособие по изучению русского нотариального права. СПб., 1902. С. 60.

[3] См.: Власов Ю.Н., Калинин В.В. Нотариат. М., 2002. С. 12.

[4] См.: Денисова Е.Э. Нотариат в Российской Федерации. М., 2003. С. 5.

[5] См.: Российская юридическая энциклопедия // Под ред. А.Я. Сухарева. М., 1999. С. 607.

[6] См., например: Кашурин И.Н. Нотариат в правовой системе Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 3.

[7] См.: Романовская О.В., Романовский Г.Б. Нотариат в Российской Федерации: Проблемы развития. СПб., 2004. С. 13, 23–24.

[8] См.: Москаленко И.В. Нотариат: модель юрисдикции (превентивное правоохранительное обслуживание). М., 2005. С. 88.

[9] См.: Клячин Е.Н. Конституционная гарантия каждого на получение квалифицированной юридической помощи невозможна без более полного использования потенциала нотариата // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М., 2007. С. 14.

[10] См.: Кашурин И.Н. Нотариат в правовой системе Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 8.

[11] См.: Патращук Ж.В. Защита конституционных прав человека и гражданина нотариатом Российской Федерации. М., 2004. С. 52.

[12] См.: Конституционное право. Энциклопедический словарь // Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001. С. 386.

[13] См.: Черников А.Е. Понятие и конституционно-правовая природа нотариата в современной России / /Конституционное и муниципальное право. М., 2007. № 23. С. 34.

[14] См.: Егорова О.А. У суда и нотариата много общего // Нотариальный вестникъ. М., 1998. № 7–8. С. 19–23; Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации. М., 2001. С. 3; Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате // Под ред. М.К. Треушникова. М.: Юриспруденция, 2002. С. 7.

[15] См.: Денисова Е.Э. Нотариат в Российской Федерации. М., 2003. С. 6–9.

[16] См.: Табагаева Е.Б. Нотариат в Российской Федерации. СПб., 2001. С. 9–10; Козуб Т.Р. Взаимодействие органов государственной власти и нотариата в Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1996. С. 39; Латинский нотариат заговорил по-русски (памяти Анатолия Тихенко) // Росс. юстиция. М., 2001. № 11. С. 79.

[17] См.: Ярков В.В. От бюрократического к активному нотариату (актуальные проблемы нотариального права) // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М., 2007. С. 110.

[18] См.: Йемма А. Нотариат в условиях рыночной экономики // Совет. юстиция. М, 1992. № 17–18. С. 21.

[19] См.: Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России // Под ред. Н.А. Михалевой. М.: Деловой двор, 2008. С. 102.

[20] Грудцына Л.Ю. Указ. соч. С. 103.

[21] См.: Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России // Под ред. Н.А. Михалевой. М.: Деловой двор, 2008. С. 112–113.

[22] См.: Грудцына Л.Ю. Указ. соч. С. 115.

[23] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.

[24] Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России // Под ред. Н.А. Михалевой. М., 2008. С. 104.

[25] Закон г. Москвы от 19 апреля 2006 г. «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» // СПС «КонсультантПлюс».

[26] Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 149 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности» / /Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 35. 27 августа; Положение о Федеральной регистрационной службе, утвержденное Указом Президента России от 13 октября 2004 г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» // СПС «КонсультантПлюс».

[27] Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 132 «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 18–19; приказ Министерства юстиции России от 1 августа 2005 г. № 120 «О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. М., 2005. № 34.

[28] См.: Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации. http://www.notariat.ru/section23268.

[29] См.: Сычев О.М. Свободный, но ответственный нотариат в гражданском обороте // Юридический мир. М., 2007. № 7. С. 3.

[30] Закон Германии от 24 февраля 1961 г. «Федеральный нотариальный устав» (Bundesnotarordnung – BNO) и Закон Германии от 28 августа 1969 г. «О нотариальных действиях», или «Об удостоверении актов» (Beurkundungsgesetz – BeuG) // СПС «КонсультантПлюс»э

[31] Использован материал: Москаленко И.В. Основные особенности правового статуса российского нотариата // Нотариус. М., 2006. № 2. С. 23.

[32] См. подробнее: Андронатий В. Нотариальное право. Сравнительные аспекты // Нотариус. М., 2006. № 5. С. 34–39.

[33] Использован материал: Андронатий В. Нотариальное право. Сравнительные аспекты // Нотариус. М., 2006. № 5. С. 39–43.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100