Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Об опыте нотариальной палаты Волгоградской области по созданию корпоративной программы негосударственного пенсионного обеспечения нотариусов

15.12.2010

О.А. Духнов,

член Комиссии ФНП по социальной защите нотариусов

 

Аннотация. В данной статье рассказывается о создании и развитии корпоративной программы негосударственного пенсионного обеспечения нотариусов, действующей в Нотариальной палате Волгоградской области. Опыт, накопленный за два с половиной года существования программы, позволяет предложить его к изучению всем, кто заинтересован в решении вопроса достойного финансового обеспечения лиц, слагающих полномочия нотариуса в связи с выходом на заслуженный отдых.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, денежные выплаты, социальные обязательства, корпоративная программа.

 

ON EXPERIENCE OF VOLGOGRAD REGION NOTARIAL CHAMBER IN CREATION OF CORPORATE PROGRAM OF NON-PUBLIC NOTARIES PENSION SECURITY

O.A.Dukhnov, Member of Commission of Federal Notarial Chamber for Notaries Social Security

Annotation. This article describes creation and development of corporate program of non-public notaries pension security, effective in Volgograd Region Notarial Chamber. The experienced accumulated for two and a half years of the program existence allows to propose it for study to everyone who is interested in solution of the matter of worthy financial security of persons abdicating responsibility of a notary at retirement.

Keywords: pension security, monetary payments, social obligations, corporate program.

 

 

Причины изменения политики нотариальной палаты в сфере дополнительного пенсионного обеспечения

 

Вплоть до начала 2008 года дополнительное пенсионное обеспечение осуществлялось в Нотариальной палате Волгоградской области (далее Палата) на тех же принципах, что и в других нотариальных палатах субъектов РФ. Выплаты пенсионерам производились ежемесячно напрямую из кассы Палаты. Количество получателей составляло 10 человек. Максимальный размер выплаты – 5000 рублей в месяц. В год Палата тратила на выплаты пенсионерам около 3% своего бюджета.

В конце 2007 года были высказаны предложения об увеличении размера некоторых видов социальных пособий, в том числе и выплат пенсионерам, которые не индексировались более пяти лет. При рассмотрении этих предложений возник вопрос: сможет ли Палата обеспечить постоянно возрастающие социальные запросы нотариусов без существенного сокращения финансирования других направлений своей деятельности?

Выплаты пенсионерам предлагалось увеличить на 30% (до максимального размера в 6500 рублей в месяц). На финансовую стабильность и устойчивость организации подобное увеличение повлиять не могло. В этом случае годовые затраты Палаты на выплаты пенсионерам выросли бы всего с 3% до 4% бюджета. Но такой расчет не учитывал ряд факторов, которые в перспективе нескольких лет могли бы серьезно повлиять на уровень расходов. В частности, не учитывались изменение возраста нотариусов, возможность их выхода на пенсию, а также возможность ежегодного индексирования размера выплат. Как только эти показатели были введены в расчеты, картина существенно изменилась.

Оказалось, что к 2013 году Палата должна быть готова к тому, что правом выхода на пенсию могут воспользоваться 36 нотариусов, а в 2018 году – 56 человек (более половины всех нотариусов Палаты!). Эти цифры наглядно показывают, какими темпами происходит увеличение количества лиц пенсионного и предпенсионного возраста среди нотариусов. Вне зависимости от того, все ли нотариусы воспользуются правом выхода на пенсию или только их часть, Палата должна быть готова к выполнению своих обязательств в максимальном объеме.

Кроме этих цифр, в расчет были заложены ежегодное 10-процентное увеличение размера выплат пенсионерам, увеличение доходов Палаты и ряд других значений.

Для более качественного понимания происходящих процессов анализ был сделан не только в отношении пенсионных выплат, но и в отношении совокупных затрат Палаты в целом, связанных с предоставлением всех видов социальной помощи нотариусам. Полученные цифры наглядно демонстрируют, что в ближайшие годы такие затраты будут постоянно увеличиваться.

Год

Затраты на выплаты пенсионерам

(% от доходной части сметы)

Затраты на социальную работу

в целом

(% от доходной части сметы)

2008

3–4

20

2013

12–15

32–35

2018

22–25

45–50

 

Как следует из приведенной таблицы, в 2013 году расходы Палаты, связанные с выполнением социальных обязательств перед нотариусами, могли бы составить более трети бюджета, а в 2018 году – его половину. Очевидно, что такое развитие событий не приемлемо. Важность социальной работы бесспорна, но она не является основной в деятельности организации. Значительное увеличение расходов на социальные нужды нотариусов неизбежно приведет к сокращению финансирования других направлений деятельности Палаты.

Для решения проблемы необходимо было найти способ, который позволил бы Палате исполнять принятые на себя социальные обязательства, не допуская чрезмерной нагрузки на бюджет. Сделать это можно одним способом – установив предельно допустимые нормы расходов по каждому виду социальной помощи.

 

Поиск пути решения проблемы

Здравый смысл говорит о том, что решить вопрос достойных денежных выплат пенсионерам, количество которых будет год от года увеличиваться, можно только заранее к нему подготовившись. Другими словами, нужно иметь для этого достаточный денежный капитал. Палатой были рассмотрены несколько вариантов его формирования.

Среди них самым простым являлось самостоятельное накопление денежных средств. Его минусы – ежегодное фактическое обесценивание денежных средств на расчетном счете, а также возможность их использования для решения возникающих «неотложных» задач.

Второй вариант состоял в накоплении денежных средств на банковских депозитах. Его основной минус в том, что, несмотря на начисляемые банком проценты, избежать обесценивания денег также не удается. Депозиты в надежных банках всегда приносят доходность ниже уровня инфляции. (За все время существования банковской системы в России проценты по банковским депозитам превысили уровень инфляции только в кризисном 2009 году.)

Также рассматривался вариант сотрудничества со страховыми компаниями и ряд других. После изучения плюсов и минусов всех вариантов выбор был сделан в пользу сотрудничества с негосударственным пенсионным фондом (НПФ).

И общемировой, и недолгий отечественный опыт показывают, что эффективно решить проблему пенсионного обеспечения с минимальными финансовыми рисками можно путем размещения денежных средств в специально созданном для этого финансовом учреждении – негосударственном пенсионном фонде. Об эффективности свидетельствует тот факт, что в перспективе 10–15 лет (а на меньший срок размещение денег в фонде почти бессмысленно) доходность денежных средств, размещенных в НПФ, на 3–7% превышает инфляцию.

Минимальность финансовых рисков можно подтвердить сразу несколькими доводами. Вот некоторые из них. С момента появления НПФ в России в 1994 году известен только один случай, когда вкладчики потеряли вложенные средства в результате прекращения деятельности фонда. Эта судьба постигла НПФ «Стимул» в 1998 году.

За 200 лет существования НПФ в Англии ни один пенсионный фонд не был признан банкротом, а в США – только два (несмотря на все экономические депрессии, бывшие за время истории США!).

За последние годы были отозваны десятки лицензий у банков и страховых компаний. Прекращение деятельности многих из них сопровождалось громкими скандалами. Увеличение денежной оценки имущества НПФ, произошедшее с 1 июля 2009 года, также привело к сворачиванию деятельности некоторых из них (в 2009 году Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) отозвала лицензии у 126 НПФ), но никакой шумихи по этому поводу не было. Созданная государством система безопасности деятельности НПФ позволила избежать потерь пенсионных накоплений при прекращении их деятельности. Вкладчики получили свои деньги обратно, либо перевели их в более крупные фонды. По итогам 2009 года рынок НПФ значительно очистился от «мелких» игроков. В основном на нем остались крупные и надежные фонды, деятельность которых контролируется Федеральной службой по финансовым рынкам. Кроме того, контроль над соблюдением НПФ законодательства об инвестициях пенсионных средств и всеми финансовыми операциями осуществляется Специализированным Депозитарием. Второй вид контроля проходит в режиме реального времени по каждой финансовой операции, проводимой НПФ.

Определившись с необходимостью заключения договора с НПФ, Палата стала перед выбором, с каким именно негосударственным пенсионным фондом стоит сотрудничать? Выбор был достаточно широк: от крупнейших фондов, созданных промышленными гигантами и олигархами, до относительно некрупных, региональных. Предлагаемые фондами условия были достаточно похожими, поэтому перед окончательным выбором пришлось основательно изучить законодательство и специальную литературу. Выбор был сделан в пользу НПФ «Империя», деятельность которого осуществляется только на территории Волгоградской области. Причиной такого выбора послужила проблема, которая может сыграть с негосударственными пенсионными фондами «злую шутку».

 

«Ахиллесова пята» НПФ

Будучи одной из разновидностей финансовых организаций, НПФ в какой-то степени подвержены в своей деятельности тем же рискам, что и другие. Так же как и банки, страховые компании НПФ реагируют на общие экономические кризисы, кризисы ликвидности и фондового рынка, но благодаря особенностям законодательного регулирования переживают их гораздо спокойнее. НПФ совсем не свойственны некоторые проблемы других финансовых организаций, например, проблема недружественного поглощения. Ни мировой, ни отечественный опыт не знают подобных примеров (более подробный рассказ об этом выходит за рамки настоящей статьи и автором опускается). По-настоящему проблемным для деятельности НПФ является один риск – кризис главных учредителей.

Его возникновение возможно в случаях, когда финансовая организация создана одним или несколькими тесно связанными между собою лицами. Решающий голос «главных» учредителей при принятии любых решений в отношении созданной ими финансовой организации может привести к краху последней. Особенно эта проблема обостряется во времена финансово-экономических кризисов. Попавший в тяжелое экономическое положение «главный» учредитель может пытаться решить свои проблемы за счет созданной им финансовой организации. Крах первого приведет к краху второй. Такая судьба постигла упоминавшийся НПФ «Стимул». Лопнул банк-учредитель – прекратил существование НПФ.

В том числе и история НПФ «Стимул» подтолкнула Правительство РФ усилить систему контроля над деятельностью НПФ. Сегодня установлен законодательный запрет на инвестирование НПФ более 10% пенсионных резервов в ценные бумаги всех вместе взятых своих учредителей. А с 2000 года введен институт «Специализированного Депозитария», который, по сути, является «надсмотрщиком» над деятельностью НПФ и не позволяет использовать денежные средства фонда на иные цели, чем установленные законом.

Тем не менее, при выборе своего контрагента Палата решила дополнительно обезопасить себя, поставив во главу угла еще один важный фактор, сводящий проблему кризиса «главных» учредителей к нулю. Решить ее можно одним способом – выбрав НПФ, в котором таких учредителей попросту нет. Из 23 учредителей НПФ «Империя», в состав которых входят крупные предприятия города и области, самое большое количество голосов у одного составляло 16%. Понятно, что ни о каких волюнтаристских решениях в такой организации не может быть и речи.

 

Стратегия Программы на начальном этапе развития

Определившись с выбором НПФ, Палата должна была решить другую важную задачу – определить стратегию развития Программы помощи пенсионерам. Создать письменный документ под названием «Корпоративная программа негосударственного пенсионного обеспечения» (далее Программа) труда не составило, а вот наполнить его жизнью, определить цели и практические шаги по их воплощению было не так просто. Главный спорный момент заключался в определении категории лиц, на которых Программа распространит свое действие, по крайней мере, на начальном своем этапе. Мнения разделились. Одни нотариусы выступали за то, чтобы именные лицевые счета в НПФ были открыты одновременно всем членам Палаты и на них стали перечисляться равные взносы. Другие выступали за поэтапное открытие счетов, начиная с лиц более старшего возраста.

Первая позиция была свойственна нотариусам более молодого возраста. По их мнению, так как на финансирование Программы направляются членские взносы всех членов Палаты, то и распределяться они должны в интересах всех. Подобную позицию можно признать социально справедливой только отчасти. Распыление денежных средств на всех сразу привело бы к тому, что даже за несколько лет на счетах лиц пенсионного или предпенсионного возраста были бы накоплены суммы, которые при сложении нотариусом полномочий позволят получать негосударственную пенсию всего в несколько сотен рублей. При таком подходе Палате все равно пришлось бы доплачивать пенсионерам деньги из кассы, и снижения нагрузки на бюджет не произошло бы.

Социальная основа второй позиции состояла в том, что помощь должна быть ориентирована на тех, кто в ней больше нуждается в настоящий момент либо будет нуждаться в самом ближайшем будущем. В результате обсуждений в основу стратегии Программы был положен принцип, по которому счета нотариусам открываются в НПФ поэтапно. Вначале были открыты счета лицам, находящимся на пенсии, затем – нотариусам более старшего возраста, а по мере накопления на них необходимых денежных сумм – более молодым.

В течение 2008 года Палата открыла и наполнила денежными средствами именные лицевые счета в НПФ всем пенсионерам. К концу года они перестали получать выплаты из кассы Палаты. Их содержание было переложено на плечи НПФ. С начала 2009 года были открыты счета и начались перечисления всем работающим нотариусам в возрасте старше 60 лет, а в середине года нотариусам в возрасте 55–59 лет включительно. Также с 1 июля 2009 года произошло долгожданное увеличение пенсий на 30% – до 6500 рублей в месяц.

 

Этап становления и перспективы дальнейшего развития Программы

Перед тем, как рассказать о следующем этапе развития Программы, следует кратко описать ее финансовый план. Напомню, что к началу 2008 года Палата расходовала на выплаты пенсионерам 3% своего бюджета. Средств хватало на текущие выплаты, но для создания пенсионных накоплений их было недостаточно. Расчеты показали, что для полноценного обеспечения Программы необходимо тратить на нее 10% бюджета. Решение об этом было принято на Общем собрании членов Палаты.

Таким образом, с начала 2008 года расходы Палаты на пенсионное обеспечение выросли более чем в три раза. Но финансовый план Программы был составлен так, что вне зависимости от числа пенсионеров и размера их негосударственной пенсии эта цифра будет оставаться неизменной. Через 10, 20 и 30 лет Палата будет тратить на обеспечение нотариусов достойной пенсией не более 10% своего бюджета. Задача нормирования расходов по дополнительному пенсионному обеспечению была решена.

На состоявшемся в феврале текущего года Общем собрании членов Палаты были утверждены «Перспективы развития Корпоративной программы негосударственного пенсионного обеспечения Нотариальной палаты Волгоградской области» (далее Перспективы развития программы). В этом документе описаны план реализации Программы на период до 2015 года и общее направление развития в последующие годы. Согласно Перспективам развития программы в ближайшие три года Палата планирует ежегодно увеличивать размер выплачиваемой негосударственной пенсии не менее чем на 25%, а также открывать счета всем нотариусам, достигшим 50 лет. К окончанию 2010 года счета будут открыты 45 нотариусам (более трети членов Нотариальной палаты!). В середине текущего года планируется увеличить размер выплачиваемой пенсии до 8100 рублей. Конечной целью этапа является такое увеличение размера негосударственной пенсии, при котором в совокупности с выплатой ФНП и государственной пенсией по старости пенсионер бы смог получать не менее 50–60% от размера средней пенсии судьи в Волгоградской области. Предварительные расчеты показывают, что поставленная цель вполне достижима.

По завершении этапа становления реализация Программы потребует решения новых задач:

– поэтапное снижение возрастного порога нотариусов, которым открываются счета, до 45 лет. К концу 2015 года они будут открыты 80 нотариусам;

– ежегодное увеличение размера получаемой пенсии не менее чем на величину официального уровня инфляции;

– введение системы коэффициентов, повышающих размер негосударственной пенсии в зависимости от выслуги лет в должности нотариуса;

– накопление на счетах нотариусов денежных сумм, достаточных для получения негосударственной пенсии на установленный период дожития;

– начало формирования на счетах сумм, которые будут единовременно передаваться в собственность лица, слагающего полномочия нотариуса в качестве выходного пособия.

Последний пункт требует пояснения. Выходное пособие лицу, слагающему полномочия нотариуса, сегодня выплачивается из кассы Палаты, и его максимальный размер составляет 150 000 рублей. Палата ставит целью вывести подобные выплаты за рамки бюджета и сделать его размер значительно больше. В качестве ориентира также избран размер выходного пособия судьи в Волгоградской области. Решаться эта проблема будет за счет накоплений в НПФ. Удастся ли накопить средства для того, чтобы сравнять выходное пособие нотариуса и судьи в перспективе 10–15 лет, покажет время, но то, что эти показатели станут приближенными, расчеты показывают однозначно (и все это в рамках 10% бюджета!).

 

На пути от роли вкладчика к роли учредителя НПФ

Освоившись в течение двух с половиной лет в роли вкладчика НПФ, Палата решила повысить уровень своего участия в фонде, став одним из его соучредителей. К такому более ответственному подходу подталкивала сумма, переданная Палатой фонду за время сотрудничества и составившая более 6000000 рублей. Были проведены переговоры с руководством фонда, и в феврале 2010 года Палата была принята в состав учредителей НПФ «Империя». Взнос в размере 300000 рублей дал небольшое количество голосов. Но главная цель – более полное понимание происходящего с переданными денежными средствами и возможность определенного контроля – была достигнута. Фонд, со своей стороны, получил в лице Палаты уважаемого и надежного партнера.

В заключение надо отметить, что автор сознательно не стал перегружать статью детальными описаниями стратегии и плана развития Программы, порядком проведения расчетов. Они будут отличаться для каждой конкретной нотариальной палаты в зависимости от ее специфики. Основная задача статьи показать, что решение проблемы достойного пенсионного обеспечения на уровне региональной нотариальной палаты вполне возможно. Состоятельность и эффективность Программы Нотариальной палаты Волгоградской области подтверждают это. Подробный план ее развития составлен на пять лет вперед. Палата пережила вместе с НПФ «Империя» сложные 2008 и 2009 годы. Переданные фонду денежные средства не просто сохранились, а приросли доходом в виде процентов. Ежегодно увеличиваются размеры негосударственных пенсий. Работающие нотариусы в какой-то степени могут быть спокойны за свое «пенсионное будущее», так как счета им открыты и регулярно пополняются.

Вариант, использованный Нотариальной палатой Волгоградской области для решения проблемы пенсионного обеспечения нотариусов, конечно же, не является единственно возможным. Но уже имеющийся положительный опыт может быть использован в других региональных нотариальных палатах при создании собственных корпоративных программ.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100