Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Резолюция по теме II «Нотариальный акт на службе безопасности инвестиций, его эффективность при осуществлении государственной регистрации и его исполнительная сила»

15.12.2010

XXVI Международный конгресс нотариата

Марракеш, октябрь 2010

 

 

ТЕМА II

Нотариальный акт на службе безопасности инвестиций, его эффективность при осуществлении государственной регистрации и его исполнительная сила

 

ВЫВОДЫ[1]

 

Комиссия Конгресса в Марракеше 2010 года по теме II, озаглавленной

«Нотариальный акт на службе безопасности инвестиций, его эффективность при осуществлении государственной регистрации и его исполнительная сила»

 

представляет следующие выводы:

 

1. Изученную тему можно рассматривать в качестве идеального продолжения темы I Международного конгресса в Мадриде 2007 года «Нотариальный акт – инструмент развития в обществе»; однако она имеет особенность: на этот раз анализ был сконцентрирован на важности нотариального акта для обеспечения безопасности инвестиций, принимая во внимание его характеристики как инструмента, гарантирующего достоверность государственных реестров, и как исполнительного документа.

2. «Инвестировать» – означает использовать капитал для получения выгоды. Но только после определения справедливого равновесия между выгодой и риском, инвестор принимает решение об осуществлении инвестиций, поскольку риски являются причиной возможных потерь. Цель нашего анализа заключалась, таким образом, в иллюстрации того, как нотариальный акт через свою исполнительную силу и способность повышать достоверность государственных реестров позволяет эффективное управление и уменьшение юридических рисков, упрощая тем самым защиту субъективных прав и гарантируя при этом безопасность оборота данных прав, недвижимости, функционирования ипотечных обязательств.

3. В странах гражданского права нотариус:

в качестве уполномоченного от имени государства лица играет, с одной стороны, роль гаранта законности в качестве особого рода контролёра и, с другой стороны, выполняет в режиме аутсорсинга операции превентивного правосудия, способные предоставить сторонам такие же гарантии, как судебный процесс, придавая аутентичный характер их соглашениям, обеспечивая их сохранность, а также наделяя данные акты доказательственной и исполнительной силой;

в качестве независимого профессионала и юриста-эксперта он пользуется универсальным доверием как сторон, так и государства, выступая в качестве гаранта частных интересов, за счет «нотариальной процедуры», которая начинается с выслушивания клиента, предоставления ему беспристрастной и адаптированной к его ситуации консультации, активного выполнения всей совокупности как предшествующих, так и последующих нотариальному удостоверению действий и формальностей, необходимых для полной правовой эффективности нотариального акта.

4. Нотариат латинского типа образует систему, пользующуюся заслуженным и ежедневно подтверждаемым на практике доверием сторон; это доверие сложилось на протяжении жизни целых поколений и являет собой достоверное отражение социо-культурной и философской парадигмы и выступает в качестве ответа на социальный запрос.

5. В правовых системах общего права, если должник не исполняет обязательство, то кредитор вынужден обращаться к суду за получением исполнительного документа.

В странах гражданского права гарантии достоверности и законности нотариального акта в полной мере позволяют обеспечивать предупреждение правовых конфликтов – неотъемлемую функцию нотариуса латинского типа. Кроме того, эти гарантии – результат нотариального процесса, предоставляющего те же преимущества, что и процесс судебный – придают легитимность нотариальному акту не только как привилегированному доказательству, но также как исполнительному документу. Другими словами, он равнозначен окончательному судебному решению, которым должник обязуется к исполнению должного, что исключает для кредитора необходимость обращаться к суду за подтверждением своего права и выдачей судебного исполнительного документа, который за этим следует.

6. Можно сказать, что полезность государственного  реестра прямо пропорциональна достоверности его содержания. В особенности на деперсонифицированных рынках решающим фактором является возможность довериться данным таких реестров относительно полной и проверяемой во времени идентификации лиц, их имущества и субъективных прав, обеспечивая тем самым правовую действительность правоустанавливающих документов в отношении собственности и ее ограничений, учредительных и иных корпоративных актов, фактов и состояний, касающихся физического лица, что может приобретать особое правовое значение в отношении третьих лиц. Данный вывод в особенности действителен для рынка недвижимости, где для достижения вышеуказанных результатов правоустанавливающие документы должны регистрироваться в государственных реестрах в рамках процедуры, которая гарантирует логическую связанность правовой информации с данными самих правоустанавливающих документов или с предшествующими записями в реестре с тем, чтобы они отвечали условиям действительности в отношении третьих лиц, без чего титульный правообладатель не сможет в полной мере воспользоваться своими законными правами.

7. Всем правовым системам известны «государственные реестры». Например, в сфере оборота недвижимости:

В странах общего права им характерно отсутствие превентивного, специализированного и публичного контроля за регистрируемыми актами.

Данные, которые они содержат, не предоставляют достаточных гарантий полноты и достоверности, а случаи подлога довольно распространены. По этим причинам широко распространено страхование правоустанавливающего документа в качестве гарантии, вытекающих из него прав.

В странах гражданского права эти реестры характеризуются наличием предварительного контроля законности, осуществляемого нотариусом в момент подготовки и удостоверения акта, а также контроля, осуществляемого в момент регистрации представителем государства, уполномоченным на ведение реестра.

Только система регистрации, основанная на актах и документах, способных обеспечить абсолютную достоверность регистрируемых данных, в частности, достоверность даты, идентификации сторон, наличия у них воли и полномочий, а также законность содержания предоставляет должные гарантии существования и принадлежности права, предупреждает споры о собственности и делает бесполезным страхование договора.

8. Характеристики нотариального акта как привилегированного доказательства и исполнительного документа, с одной стороны, и как инструмента достоверности государственных реестров, с другой, были изучены с точки зрения анализа экономической эффективности права, который позволил установить:

что, с одной стороны, исполнительная сила нотариального акта упрощает получение кредита, позволяет сэкономить время, ресурсы и энергию, уменьшить потери или задержки в обороте финансовых потоков; с другой стороны, она способствует обращению к банковскому кредиту, уменьшая возможности для должника избежать исполнения своих обязательств. Все это становится возможным за минимальную цену для кредитора/инвестора, не считая позитивных последствий для общества в целом за счет уменьшения количества судебных споров, которое, в свою очередь, устраняет «пробки» в судах и снижает расходы государства на отправление правосудия; как следствие, она защищает кредит и, значит, экономический оборот;

 что достоверность государственного реестра имеет фундаментальную экономическую ценность как для частных лиц, так и для общества в целом. На рынке недвижимости, например, данная достоверность способствует безопасности оборота недвижимости и использованию банковского кредита за счет обращения к ипотечным обязательствам, исключая риски мошенничества, в том числе связанные с использованием информационных технологий, и делая ненужным страхование правоустанавливающих документов; последнее, в частности, не позволяет получить желаемое сторонами сделки, а в лучшем случае – только его цену; оно игнорирует также иррациональный и строго личностный элемент, присутствующий во всякой юридической деятельности, а именно чувственную ценность от обладания и пользования имуществом.

9. В конечном счете, институт нотариата утверждается в качестве носителя общезначимых ценностей по защите граждан и публичного интереса в сочетании с экономией частных и государственных ресурсов; он напрямую содействует адекватной оценке инвестиционных рисков, отвечая, тем самым, на запросы инвесторов и поощряя их на долгосрочные капиталовложения, внося в целом существенный вклад к экономическое развитие страны.

 

С учетом вышеизложенных соображений, Комиссия высказывает пожелание, чтобы:

 

в сфере оборота недвижимости:

 

системы государственной регистрации использовали современные информационные технологии в той мере, в какой они обеспечивают бoльшую безопасность и скорость передачи данных, одновременно снижая риски бюрократических задержек и административного беспорядка;

в целях обеспечения достоверности правовых сведений, каждая система, основанная на цивилистических правовых традициях, ограничивала бы доступ в государственные реестры только нотариальными и судебными актами;

в целях ускорения работы государственных реестров и исключения последующего бесполезного и дорогостоящего контроля со стороны лиц, ответственных за ведение реестра, каждый правопорядок признал за нотариусами своей страны непосредственный доступ к государственным реестрам для введения данных, относящихся к удостоверенным ими актам или, по крайней мере,  предусмотрел, что контроль, осуществляемый должностными лицами реестра ограничивался только формальными аспектами, полностью оставляя в сфере ответственности нотариуса – как это уже происходит в странах Международного союза нотариата – контроль законности на этапе заключения договоров;

 

в сфере исполнительных документов:

 

за нотариальным актом повсеместно, в том числе в странах, в которых на сегодня это невозможно, признавалась исполнительная сила;

исполнительная сила нотариального акта не ограничивалась только денежными обязательствами, но и могла быть распространена на другие виды обязательств;

система, установленная Европейским регламентом о создании европейского исполнительного документа для бесспорных обязательств (Регламент ЕС № 805/2004), могла бы быстро распространиться за счет международных конвенций  ad hoc, заключаемых с другими государствами в целях содействия международным инвестициям.

 

Наконец:

 

чтобы Международный союз нотариата собрал статистические данные для облегчения разработки индекса юридической безопасности.

 

- - - - - -

 

С учетом вышеизложенного и, в особенности, принимая во внимание недавний финансовый кризис, Комиссия также высказывает пожелание, чтобы нотариальный акт еще в большей мере утверждался как носитель универсальных ценностей, обеспечивая защиту граждан и публичного интереса, содействуя надежности экономической и правовой системы государства и предоставляя профессиональному инвестору должные гарантии безопасности.



[1] В переводе И.Г. Медведева с французского языка.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100