Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Налогообложение доходов нотариусов, занимающихся частной практикой. Часть 4

08.11.2010

Г.А. Волкова,

советник президента ФНП по правовым вопросам

 

Аннотация. В своих рекомендациях по уплате нотариусами единого социального налога автор напоминает о порядке исчисления налоговой базы по ЕСН и о способах определения расходов, позволяющих уменьшить эту налоговую базу.

 

G.A. Volkova. Taxation of notaries income, dealing with private practice. Part 4.

Annotation. In its recommendations on payment of unified social tax by notaries the author reminds about the order of calculation of the tax base on Unified Social Tax (ECH) and on the methods of determination of the expenses allowing to reduce this tax base.

 

Keywords: unified social tax, ECH payers, actual income, expenses, advance payments.

Ключевые слова: единый социальный налог, плательщики ЕСН, фактические доходы, расходы, авансовые платежи.

Принятые сокращения

БНА — Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

РГ — Российская газета

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации

ФГ — Финансовая газета

 

 

Особенности и порядок уплаты нотариусами, занимающимися частной практикой, единого социального налога

 

ЕСН подразделяют плательщиков на две группы: уплачивающих налог с выплат физическим лицам и уплачивающих налог со своих доходов (п. 1 ст. 235 НК).

В первую группу входят (подп. 1 п. 1 ст. 235 НК):

– организации;

– индивидуальные предприниматели;

– физические лица, не являющиеся предпринимателями.

Ко второй группе относятся (подп. 2 п. 1 ст. 235 НК):

– индивидуальные предприниматели;

– адвокаты;

– нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Для адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой, ставка ЕСН установлена в размере 8% с применением регрессивной шкалы (п. 4 ст. 241 НК). При этом они также освобождены от уплаты налога в ФСС согласно п. 1 ст. 245 НК.

Для налогоплательщиков, которые платят налог с доходов от своей деятельности, к которым относятся нотариусы, занимающиеся частной практикой, установлен особый порядок исчисления и уплаты ЕСН.

Порядок расчета ЕСН для этих лиц установлен в ст. 244 НК.

Кратко этот порядок можно изложить следующим образом:

1) три раза в год уплачиваются авансовые платежи по ЕСН, исходя из предполагаемого дохода (п. 4 ст. 244 НК);

2) по итогам налогового периода в соответствии с налоговой декларацией корректируются обязательства по налогу и производится доплата ЕСН или его возврат (п. 5 ст. 244 НК).

Если налогоплательщики, которые уплачивают ЕСН за себя, выплачивают доходы физическим лицам по трудовым или гражданско-правовым договорам, то они также исчисляют и уплачивают налог в отношении таких лиц. Поэтому расчет налога производится ими по двум основаниям (п. 2 ст. 235 НК):

– по выплатам в пользу физических лиц (по правилам ст. 243 НК);

– по доходам, полученным от своей деятельности (по правилам
ст. 244 НК).

Если деятельность осуществлялась в предыдущем налоговом периоде, то расчет авансовых платежей налоговый орган производит, исходя из налоговой базы по ЕСН за прошлый год. Так установлено п. 1
ст. 244 НК. Информация о налоговой базе содержится в декларации по ЕСН, которая представляется по итогам прошедшего года.

Напомним, что налоговая база равна разнице между полученными
в налоговом периоде доходами от профессиональной деятельности нотариуса и произведенными расходами, которые связаны с их извлечением (п. 3 ст. 237 НК). При этом расходы, на которые можно уменьшить налоговую базу, определяются в порядке, установленном гл. 25 НК для плательщиков налога на прибыль.

Расчет ЕСН производится отдельно в отношении федерального бюджета, ФФОМС и территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Следует помнить, что индивидуальные предприниматели, нотариусы
и адвокаты не исчисляют и не уплачивают налог в ФСС (п. 1 ст. 245 НК).

Авансовые платежи по ЕСН должны быть произведены тремя платежами: за полугодие, девять месяцев и год. Порядок их расчета прописан в п. 4 ст. 244 НК. Так, за январь–июнь ЕСН рассчитывается в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей, за июль–сентябрь –
в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей, за октябрь–декабрь –
в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

Заявление о предполагаемых доходах направляется в налоговую инспекцию по месту своего учета. Сделать это нужно не позднее пяти рабочих дней по истечении месяца со дня, когда вы начали вести деятельность (п. 2 ст. 244 НК). Форма заявления утверждена приказом Минфина России от 17.03.2005 г. № 42н [1].

Предположим, что в течение года размер фактических доходов налогоплательщика (за вычетом расходов) более чем на 50% превысил налогооблагаемый доход за прошлый год. В таком случае необходимо представить в свою инспекцию уточненную налоговую декларацию
в месячный срок после установления данного обстоятельства (п. 3 ст. 244 НК). Ее форма утверждена приказом Минфина России от 17.03.2005 № 41н [2].

Если фактические получаемые доходы значительно меньше запланированных (на 50% и более), налогоплательщик вправе, но не обязан подавать уточненную декларацию в налоговый орган.

Отметим, что до 2008 года сроки представления декларации при увеличении доходов долгое время не были установлены. Поэтому ранее налогоплательщики подавали ее по своему усмотрению.

На основе поданной декларации налоговые органы в течение пяти дней сделают перерасчет тех авансовых платежей, срок уплаты которых не наступил. Если было заявлено и увеличение предполагаемых доходов, то ЕСН нужно будет доплатить. Если же доходы значительно снизились, уплаченный ранее налог зачтут в счет предстоящих авансовых платежей (п. 3 ст. 244 НК).

Авансовые платежи уплачиваются на основе налоговых уведомлений, которые направляет налоговая инспекция (п. 4 ст. 244 НК). В уведомлении налоговые органы укажут суммы авансовых платежей по ЕСН, которые необходимо будет уплатить в установленные сроки. Форма такого уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.12.2004 г.
№ САЭ-3-05/173@ [3].

Как определено п. 4 ст. 244 НК, перечислить авансовые платежи нужно:

– за январь–июнь – не позднее 15 июля текущего года;

– за июль–сентябрь – не позднее 15 октября текущего года;

– за октябрь–декабрь – не позднее 15 января следующего года.

Авансовые платежи перечисляются отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, ФФОМС и территориальный фонд обязательного медицинского страхования. В них надо обязательно указать реквизиты получателя средств, а также соответствующий код бюджетной классификации.

В 2009 году коды бюджетной классификации (КБК) для ЕСН определяются в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 25.12.2008 г. № 145н [4].

По завершении налогового периода налогоплательщику нужно самостоятельно рассчитать сумму ЕСН, которая должна быть уплачена за отчетный год (п. 5 ст. 244 НК).

Сразу отметим, что расчет налога производится отдельно в отношении федерального бюджета, ФФОМС и территориального фонда обязательного медицинского страхования (абз. 2 п. 5 ст. 244 НК). В ФСС налог не уплачивается (п. 1 ст. 245 НК).

Итак, порядок исчисления налога следующий (п. 5 ст. 244 НК).

Сначала необходимо определить налоговую базу в соответствии
с п. 3 ст. 237 НК.

Напомним, что налоговая база – это разница между полученными нотариусами в налоговом периоде доходами от профессиональной деятельности и произведенными по этой деятельности расходами.

При этом еще раз напоминаем, что расходы, на которые уменьшаются доходы, определяются только в порядке, установленном гл. 25 НК для плательщиков налога на прибыль.

Далее следует исчислить сумму ЕСН, которую надо уплатить за отчетный год, по формуле:

ЕСНг = НБ ? С,

где ЕСНг – сумма ЕСН к уплате за текущий год;

НБ – налоговая база за отчетный год;

С – ставка налога.

Потом надо определить сумму налога, которую надлежит доплатить по итогам года, либо выявляется переплата.

Для этого нужно вычесть из ЕСН, рассчитанного за год, сумму авансовых платежей, уплаченную в течение этого года (абз. 3 п. 5 ст. 244 НК).

Если разница получилась положительная, то ЕСН придется доплатить. Причем сделать это необходимо не позднее 15 июля года, следующего за отчетным годом.

Налог перечисляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, ФФОМС и территориальный фонд обязательного медицинского страхования. В платежках указываются реквизиты получателя средств, а также соответствующий код бюджетной классификации.

Если уплачено авансов больше, чем сумма налога, исчисленная по итогам года, то у налогоплательщика образуется переплата. Ее можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей по правилам ст. 78 НК.

Нотариус, который прекратил свою деятельность по любым основаниям, должен представить в налоговый орган налоговую декларацию (абз. 2 п. 8 ст. 244 НК). Срок ее подачи – не позднее 12 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения о прекращении профессиональной деятельности. Такой же порядок применяется и в случае приостановления деятельности адвоката.

Налог, исчисленный по декларации (с учетом начисленных авансовых платежей по истекшим срокам уплаты за текущий налоговый период), уплачивается не позднее 15 дней со дня ее подачи. Основание –
абз. 3 п. 8 ст. 244 НК.

Если же по результатам расчета у налогоплательщика, наоборот, образовалась переплата, есть возможность вернуть излишне уплаченный налог по правилам ст. 78 НК.

Может ли нотариус учесть в расходах, уменьшающих базу по ЕСН, суммы НДФЛ (п. 3 ст. 237, подп. 1 п. 1 ст. 264 НК)?

В пункте 3 ст. 237 НК указывается, что состав расходов, принимаемых
к вычету в целях исчисления ЕСН, определяется в порядке, который установлен в гл. 25 НК.

В пункте 1 ст. 264 НК определено, что расходами признаются, в том числе, и суммы налогов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением названных в ст. 270 НК.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Первая, официальная позиция, заключается в том, что нотариус не может учесть в расходах, уменьшающих базу по ЕСН, суммы НДФЛ (письмо Минфина России от 29.08.2008 г. № 03-04-05-02/14).

Финансовое ведомство разъяснило, что в соответствии с п. 4 ст. 270 НК организации-налогоплательщики при определении базы по налогу на прибыль не учитывают в расходах суммы этого налога. Также нотариус не может включить в расходы, уменьшающие базу по ЕСН, суммы НДФЛ.

Согласно второй позиции суммы НДФЛ учесть в расходах можно.

Наше мнение заключается в том, что нотариусы при уплате ЕСН могут учесть в расходах суммы уплаченного НДФЛ. Применение п. 4
ст. 270 НК по аналогии означает запрет на включение в базу по ЕСН сумм этого же налога, однако не может толковаться как ограничение для признания в расходах по ЕСН сумм НДФЛ.

В процессе исчисления ЕСН очень важным и принципиальным является вопрос о возможности включения в расходы нотариуса, занимающегося частной практикой, суммы невзысканных тарифов с льготных категорий плательщиков госпошлины.

Письмом Минфина России от 18.03.2005 г. № 03-05-01-03/21 было дано разъяснение по вопросу налогообложения доходов частнопрактикующих нотариусов. Позиция Минфина России, изложенная в п. 2 указанного разъяснения в отношении определения налоговой базы по НДФЛ указанных нотариусов, распространяется также на формирование налоговой базы таких плательщиков по ЕСН.

В соответствии с п. 3 ст. 237 НК налоговая база нотариусов, занимающихся частной практикой, определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от своей профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых
к вычету в целях налогообложения нотариусов, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установленному гл. 25 НК.

Согласно ст. 252 НК расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. В составе указанных расходов могут быть учтены и затраты, понесенные в целях совершения нотариальных действий, тариф за совершение которых не был взыскан. При этом суммы невзысканного тарифа не могут быть признаны затратами налогоплательщика, так как являются неполученными доходами.

Таким образом, в письме Минфина России от 13.02.2009 г. № 03-04-07-02/3 утверждается, что включение суммы невзысканных тарифов с упомянутых лиц за совершение нотариальных действий для целей исчисления ЕСН в расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой, неправомерно, так как приведет
к двойному учету понесенных им расходов.

Достаточно сложным и актуальным является, в частности, следующий вопрос.

Решением общего собрания членов нотариальной палаты частнопрактикующий нотариус был избран президентом нотариальной палаты. За выполнение установленных полномочий на выборной должности президент нотариальной палаты получает ежемесячное вознаграждение. Признается ли объектом налогообложения ЕСН указанное вознаграждение как для нотариальной палаты, так и для самого нотариуса?

В соответствии со ст. 26 Основ высшим органом нотариальной палаты является собрание членов нотариальной палаты.

Руководят нотариальной палатой избранные собранием членов нотариальной палаты Правление и президент нотариальной палаты. Полномочия собрания членов, Правления и президента нотариальной палаты регламентируются уставом нотариальной палаты.

При этом члены и президент нотариальной палаты не состоят
в штате наемных работников аппарата нотариальной палаты и не заключают с ней трудовых договоров.

Пунктом 1 ст. 236 НК установлено, что объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков – лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

В связи с этим вознаграждение, получаемое президентом нотариальной палаты, избранным общим собранием нотариусов, за выполнение установленных полномочий на выборной должности не является выплатой по трудовому договору.

Вознаграждение, начисляемое нотариальной палатой нотариусу, избранному на соответствующую должность в палате, не является также выплатой по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг в связи с осуществлением им своей профессиональной деятельности.

Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое нотариальной палатой президенту нотариальной палаты, не является выплатой в рамках положений, упомянутых в п. 1 ст. 236 НК договоров.

Учитывая изложенное, нотариальная палата не является налогоплательщиком ЕСН в части выплат вознаграждения нотариусу за выполнение функций на выборной должности президента нотариальной палаты.

Что касается вопроса отнесения упомянутых выплат вознаграждений, получаемых нотариусом от нотариальной палаты за выполнение функций на выборной должности, к объекту налогообложения ЕСН для самого нотариуса, то п. 2 ст. 236 НК установлено, что для налогоплательщиков – нотариусов, занимающихся частной практикой, объектом налогообложения ЕСН признаются доходы от их профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

В соответствии со ст. 1 Основ нотариусы обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Основ нотариусы также имеют право: составлять проекты сделок, заявлений и других документов; изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий; истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий; представлять в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [5], заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для проведения такой государственной регистрации документы.

Осуществление полномочий президента нотариальной палаты не связано с исполнением нотариальных функций, поэтому деятельность президента нотариальной палаты не может быть отнесена к профессиональной деятельности нотариуса.

Таким образом, вознаграждение, которое получает нотариус от нотариальной палаты за выполнение функций на выборной должности, не является объектом налогообложения ЕСН для самого нотариуса, так как такая выплата не может рассматриваться в качестве дохода от профессиональной деятельности нотариуса за совершение нотариальных действий в интересах физических и юридических лиц.

 

 

Сложные вопросы и особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий

 

Вопрос

Ответ

Какая оценка не-движимого имущества (квартиры) необходима для определения стоимости наследуемого имущества в целях уплаты физическим лицом государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство: инвентаризационная (выдается по запросу бюро технической инвентаризации) или рыночная?

Оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества на день открытия наследства на основании подп. 6 п. 1 ст. 333.25 НК.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества.

По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами). Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины
и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего соответствующий вид стоимости имущества (способ оценки).

В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

При этом подп. 8 п. 1 ст. 333.25 НК установлено, что стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на оценку недвижимости, так и организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.

Таким образом, по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, объектом права которого является квартира, может быть представлен документ с указанием инвентаризационной или рыночной стоимости, которая определяется организациями, указанными в подп. 8
п. 1 ст. 333.25 НК.

Основание: письмо Минфина России от 16.07.2009 г. № 03-05-06-03/28.

Физическое лицо вступает в права наследования земельного участка сельскохозяйственного назначения. Для исчисления нотариального тарифа оно представило частному нотариусу отчет эксперта-оценщика о рыночной стоимости участка. Но нотариус потребовал справку о кадастровой стоимости, в несколько раз превышающей рыночную. Вправе ли нотариус самостоятельно определять вид оценки имущества
и исчислять тариф исходя из кадастровой стоимости?

В статье 22 Основ указано, что за совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством РФ о налогах и сборах, а нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, т. е. гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК.

Размеры государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию предусмотрены подп. 22 п. 1
ст. 333.24 НК.

Следовательно, исчисление нотариального тарифа частным нотариусом за выдачу свидетельства о праве на наследство, состоящее из земельного участка сельскохозяйственного назначения, должно производиться в соответствии с нормами, установленными указанной главой НК.

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в подп. 7–10 п. 1 указанной статьи НК. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7–10 п. 1 ст. 333.25 НК, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

На основании подп. 9 п. 1 ст. 333.25 НК стоимость земельных участков может определяться как организациями, осуществляющими оценку земельных участков, так и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области кадастра объектов недвижимости, и его территориальными подразделениями.

При этом оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества на день открытия наследства на основании подп. 6 п. 1 ст. 333.25 НК.

Основание: письмо Минфина России от 10.06.2009 г. № 03-05-06-03/24.

Подлежит ли взиманию нотариусом, занимающимся частной практикой,
с физического лица, признанного
в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, нотариальный тариф за удостоверение договора купли-продажи квартиры с рассрочкой платежа, если удостоверение указанной сделки освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 12
ст. 333.38 НК?

Согласно п. 12 ст. 333.38 НК от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются физические лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, – за удостоверение сделок по приобретению жилого помещения, полностью или частично оплаченного за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Нормативным актом, регламентирующим нотариальную деятельность в Российской Федерации, являются Основы.

Статьями 1 и 2 Основ установлено, что нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.

Согласно ст. 22 Основ за совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным гл. 25.3 НК.

За совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 НК.

За совершение действий, для которых законодательством РФ не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ.

Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные гл. 25.3 НК, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.

В пункте 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 г. № 349-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан С.В. Бирюковой, Е.А. Лепехиной, Т.И. Сопиной, Е.Е. Тимофеевой, А.Г. Цымбаренко и Г.Н. Шаншиевой на нарушение их конституционных прав положениями части четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и абзаца девятого статьи 22 Федерального закона от 2 ноября 2004 года “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации”» [6] установлено, что норма
ч. 4 ст. 22 Основ, предоставляющая право на льготное юридическое обслуживание определенной категории лиц, соотносится с ч. 1 ст. 48 Конституции, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно, и не содержит признаков какого-либо нарушения прав или дискриминации в правах нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой.

Таким образом, с физических лиц, признанных в установленном порядке нуждающимися
в улучшении жилищных условий, нотариальный тариф за удостоверение сделок по приобретению жилого помещения, полностью или частично оплаченного за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, нотариусами, занимающимися частной практикой, взиматься не должен.

Кроме того, источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей, поступают в собственность нотариуса (ст. 23 Основ).

Основание: письмо Минфина России от 09.07.2009 г. № 03-05-06-03/27.

За нотариальное действие (свидетельствование верности перевода документа
с одного языка на другой) физическим лицом нотариусу был уплачен нотариальный тариф в размере 100 руб. за одну страницу. За прочие услуги правового и технического характера физическое лицо уплатило по 200 руб. за каждую страницу перевода. Правомерно ли установление размеров взимаемых нотариальных тарифов (государственной пошлины) за указанные нотариальные действия?

В статье 22 Основ указано, что за совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством РФ о налогах и сборах, а нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий
в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 1 НК законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых
в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

За совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размерах, установленных в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ. В том числе за совершение прочих нотариальных действий взимается нотариальный тариф в размере 100 руб. на основании подп. 13
п. 1 данной статьи Основ.

Согласно ст. 23 Основ источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

Основание: письмо Минфина России от 10.06.2009 г. № 03-05-06-03/25.

Каков порядок определения размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство
в отношении ценных бумаг, в том числе акций? Правомерно ли требование нотариуса об определении государственной пошлины исходя из рыночной стоимости акций?

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в подп. 7–10 п. 1 ст. 333.25 НК. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в названных подпунктах, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

На основании подп. 10 п. 1 ст. 333.25 НК стоимость ценных бумаг определяется специалистами-оценщиками.

При этом оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Банка России –
в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства на основании подп. 6 п. 1 ст. 333.25 НК.

Статьей 5 Закона об оценочной деятельности определен перечень объектов оценки, который включает в себя совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия).

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы (ст. 8 названного Закона).

Согласно Федеральному стандарту оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» (далее – ФСО № 2), утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. № 255 [7], при определении стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку, используются рыночная стоимость, инвестиционная стоимость, ликвидационная стоимость, кадастровая стоимость. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе для целей налогообложения. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности для целей налогообложения.

Также ст. 7 Закона об оценочной деятельности установлено, что в случае если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Указанное правило подлежит применению
и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Законом об оценочной деятельности или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и др.

Учитывая положения ст. 333.25 НК, Закона об оценочной деятельности и ФСО № 2 для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, объектом права которого являются ценные бумаги, в том числе акции, специалистом-оценщиком будет определяться рыночная стоимость ценных бумаг.

Основание: письмо Минфина России от 11.03.2009 г. № 03-05-06-03/09.

В соответствии
с п. 1 ст. 1283 ГК предметом наследования является исключительное право на произведение, а не авторское право, как было указано
в ст. 496 ГК РСФСР. В связи
с этим освобождается ли от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 5 ст. 333.38 НК физическое лицо за выдачу свидетельства о праве на наследство при наследовании им авторских прав?

Статьей 333.38 НК определены льготы при обращении за совершением нотариальных действий, в том числе и за выдачей физическим лицам свидетельств о праве на наследство.

В соответствии с п. 5 данной статьи НК освобождены от уплаты государственной пошлины физические лица за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании ими авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством РФ об интеллектуальной собственности.

Регулирование отношений, возникающих в связи с использованием и правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, осуществляется частью четвертой ГК. Положения части четвертой ГК распространяются на все результаты интеллектуальной деятельности, и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК, продолжают охраняться в соответствии с ее правилами.

Данная глава ГК была введена в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18.12.2006 г.
№ 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [8].

Статьей 4 этого Закона установлено, что впредь до приведения законов и иных правовых актов РФ в соответствие с частью четвертой ГК законы и иные правовые акты РФ, а также акты законодательства СССР, действующие на территории России в пределах и в порядке, которые предусмотрены российским законодательством, применяются постольку, поскольку они не противоречат части четвертой ГК.

Согласно ст. 1226 ГК на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).

В соответствии со ст. 1255 ГК интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат такие права, как исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 1283 ГК только исключительное право на произведение, охраняемое авторским правом, переходит по наследству.

Это значит, что по наследству переходят имущественные права, которые включают исключительные права на использование произведения (право на воспроизведение, распространение и др.), а также право на распоряжение им.

Таким образом, вступление в силу части четвертой ГК, предусматривающей изменение гражданского законодательства, по нашему мнению, не затрагивает нормы действующего законодательства о государственной пошлине.

Следовательно, за выдачу свидетельства
о праве на наследство при наследовании исключительного права на произведение как объекта авторского права наследник должен быть освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 5 ст. 333.38 НК.

Основание: письмо Минфина России от 20.02.2009 г. № 03-05-06-03/05.

 

Обратим внимание на особую важность и значимость документов, выпускаемых Минфином России, по сложным вопросам применения налогового законодательства.

В случае если налогоплательщик следовал письменным разъяснениям Минфина России, при возникновении недоимки на него не только не будет наложен штраф, но и не будут начислены пени. Это предусмотрено п. 8 ст. 75 НК. Однако разъяснения должны соответствовать нескольким условиям:

1) они должны быть даны финансовым, налоговым или иным уполномоченным органом государственной власти (т. е. не только Минфином России, но и налоговыми органами, а также, например, органами ФСС, ПФР – по вопросам уплаты страховых взносов);

2) они должны быть даны непосредственно самому налогоплательщику или же, как указывается в п. 8 ст. 75 НК, «неопределенному кругу лиц». Никаких проблем не возникнет в случае, если налогоплательщик сам отправил запрос в Минфин России и получил на него ответ. Однако если налогоплательщик воспользуется иными разъяснениями Минфина России, возможны сложности: многие разъяснения финансового ведомства оформлены в виде частных ответов на запросы налогоплательщиков. Если непосредственно в тексте письма нет указания на то, что разъяснения даются для всех налогоплательщиков или налоговых органов, право использовать данные разъяснения придется доказывать в суде. Важно то, что таким же образом теперь сформулированы требования и в п. 3 ст. 111 НК к разъяснениям, освобождающим от ответственности (штрафов);

3) они должны по смыслу относиться к тому налоговому или отчетному периоду, в котором образовалась недоимка, вне зависимости от даты разъяснений. Если налогоплательщик укажет в своем запросе неполные или недостоверные сведения, освобождения от пеней не будет.

Установлен максимальный срок, в течение которого Минфин России (и иные финансовые органы) должен давать ответы на запросы, –
в течение двух месяцев. По решению руководителя (или заместителя руководителя) финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц. Однако никаких мер ответственности за несоблюдение финансовыми органами этого срока не установлено.

Обязанность налоговых органов руководствоваться разъяснениями Минфина России теперь прямо установлена в подп. 5 п. 1 ст. 32 НК.

 

 

Особенности представления нотариусами, занимающимися частной практикой, сведений, предусмотренных налоговым кодексом Российской Федерации

 

Пунктом 6 ст. 85 НК установлено, что органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК.

В соответствии с п. 1 ст. 129.1 НК неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии
с НК это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, согласно п. 2 указанной статьи, влекут взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Таким образом, при установлении в течение одного календарного года одного случая неправомерного несообщения (несвоевременного сообщения) частным нотариусом сведений, которые в соответствии с НК это лицо должно сообщить налоговому органу, нотариус подлежит привлечению к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК.
В случае выявления в течение календарного года нескольких фактов несообщения (несвоевременного сообщения) частным нотариусом соответствующих сведений применяется ответственность, установленная п. 2
ст. 129.1 НК. В случае обнаружения фактов несообщения (несвоевременного сообщения) частным нотариусом сведений, которые в соответствии с НК это лицо должно сообщить налоговому органу, в течение нескольких календарных лет сумма штрафа определяется по каждому году в отдельности.

Сообщение сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство
и о нотариальном удостоверении договора дарения осуществляется только по формам, сообщенным соответствующими приказами Минфина России,
в частности приказом ФНС России от 17.09.2007 г. № ММ-3-09/536@
«Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации» [9].

В нотариальные свидетельства с 17 марта 2009 года должны вноситься дополнительные сведения (приказ Минюста России от 16.02.2009 г.
№ 49 [10]). Так, если вместо нотариуса работает временно исполняющий его обязанности, то в нотариальных свидетельствах и удостоверительных надписях должно быть это указано. Некоторые новые сведения должны также вноситься в случае, если нотариальное свидетельство содержит информацию о правообладателе. Кроме того, при наследовании выморочного имущества субъектом РФ или муниципальном образованием
в свидетельстве о праве на наследство ставятся именно их наименования, а не слова «Российская Федерация».



[1] См.: БНА. — 2005. — № 15.

[2] См.: Там же. — № 14.

[3] См.: БНА. — 2005. — № 7.

[4] См.: ФГ. — 2009. — № 5–20.

[5] См.: СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3594.

[6] См.: ВКС. — 2007. — № 1.

[7] См.: РГ. — 2007. — № 194.

[8] См.: СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5497.

[9] См.: БНА. — 2007. — № 48.

[10] См.: РГ. — 2009. — № 39.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100