Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Налогообложение доходов нотариусов, занимающихся частной практикой. Часть 3

09.10.2010

Волкова Г.А., советник президента ФНП

по правовым вопросам

 

Аннотация. В статье рассматриваются два основных вида налоговых проверок: камеральная и выездная, их характерные особенности, а также делается акцент на проблемы, возникающие в ходе проведения такого рода проверок.

Annotation. G.A. Volkova. Taxation of notaries having private practice. Part 3

The article considers two main kinds of tax inspections: cameral and circuit, their specific features, as well as there is made an emphasis on the problems arising in the course of carrying out such inspections.

 

Ключевые слова: налоговые органы, камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, налогоплательщик, правонарушение.

Keywords: tax bodies, cameral tax inspection, circuit tax inspection, taxpayer, malefaction.

Основные формы налогового контроля

 

Налоговый кодекс достаточно четко устанавливает правовые основы, принципы организации и деятельности, права и обязанности налоговых органов при проведении проверок. Несмотря на это на практике зачастую возникают вопросы о правомерности тех или иных действий чиновников. Бывает, что сами налогоплательщики не подозревают, что права есть не только у налоговых органов, проводящих проверки, но и у них. Данные права необходимо хорошо знать, чтобы быть готовым защищать свои интересы и знать, как правильно это делать.

Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном законом. Это право прописано в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК.

Налоговые проверки преследуют две основные цели:

1) проверить правильность исчисления налогов;

2) проверить своевременность уплаты налогов.

Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля. Об этом сказано в п. 1 ст. 82 НК.

В законе предусмотрены два основных вида налоговых проверок: камеральная и выездная. При этом объем полномочий налоговых органов и ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий (доступ на территорию фирмы или в помещение, осмотр, истребование документов) напрямую зависит от вида налоговой проверки.

 

Камеральная налоговая проверка

 

Такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, и регулируется ст. 88 НК.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если такой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК.

Рассматриваемая налоговая проверка относится к одному из основных видов проверок. Она проводится по местонахождению налоговой инспекции на основе налоговых деклараций и документов, представленных организацией, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности фирмы.

Камеральные проверки проводятся в отношении всех налогоплательщиков. Но при этом сама проверка скрыта от глаз проверяемого и проходит в недрах налоговой инспекции. Особенностью камеральной проверки является то, что инспекторы проверяют именно те бумаги, которые представила сама фирма.

Одной из главных гарантий соблюдения прав организации при проведении налоговой проверки является ограничение ее срока. Нарушение проверяющими этого временного ограничения дает фирме шанс избежать штрафа, начисленного при этой проверке.

Началом камеральной проверки можно считать сам факт представления отчетности в налоговую инспекцию. Поэтому если, например, налогоплательщик сдал налоговую декларацию по НДФЛ, то дата подачи декларации будет являться днем начала ее камеральной проверки. С этого дня начинает отсчитываться срок, предусмотренный законом на подобную проверку.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня сдачи налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, касающихся исчисления и уплаты налога. Такой срок установлен в ст. 88 НК. Хотя закон и определил временные ограничения для проведения камеральной проверки, он не предусмотрел каких-либо последствий пропуска этого срока.

Однако если проверяющие предъявят подобное требование по истечении срока камеральной проверки, то налогоплательщик может его не исполнять. Дело в том, что запрашивать документы чиновники имеют право только при проведении камеральной проверки. А на такую проверку НК отводит всего три месяца.

Кроме того, в случае судебного разбирательства выявление налоговыми органами нарушения за пределами срока камеральной проверки поможет налогоплательщику выиграть налоговый спор. Как известно, при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности бремя доказывания совершенного правонарушения лежит на налоговой инспекции. Таковы требования ст. 65 АПК.

При этом запрещается использовать в суде доказательства, полученные с нарушением федерального закона (ст. 64 АПК). В НК установлен трехмесячный срок для проведения камеральной проверки. А раз так, то все доказательства, добытые при сверхсрочной проверке, будут незаконными, и на них нельзя будет ссылаться в суде.

Работники налоговой инспекции для проведения камеральных проверок наделены следующими правами:

1) потребовать от налогоплательщика внести исправления в документы, содержащие ошибки;

2) истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Эти полномочия налоговых органов прописаны в ст. 88 НК.

Но здесь следует оговорить один нюанс. При проведении камеральной проверки налоговые органы нередко запрашивают любые заинтересовавшие их документы. Однако такое требование чиновников неправомерно. Дело в том, что камеральная налоговая проверка предназначена для выявления ошибок, допущенных фирмой при оформлении декларации. При этом проверка осуществляется на основе деклараций и документов, используемых для исчисления и уплаты налогов. Так говорится в ст. 88 НК.

Исходя из смысла закона, налоговые органы вправе дополнительно истребовать не любые бумаги, а только имеющие прямое отношение к ошибкам, обнаруженным в декларациях. Иначе это будет уже выездная налоговая проверка, а для нее предусмотрен особый порядок проведения. Практика показывает, что инспекторы не вправе истребовать у фирмы в ходе камеральной налоговой проверки первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, договоры и иные первичные документы. Дело в том, что такого рода бумаги, как правило, относятся к коммерческой тайне, поэтому их истребование нарушает права фирмы и, по сути, является элементом выездной налоговой проверки.

Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки регламентирован ст. 93 НК, в которой сказано, что налогоплательщик обязан в пятидневный срок направить или выдать налоговой инспекции запрашиваемые документы. Отсчитывается данный срок со дня вручения инспекторами требования фирме. При этом срок представления затребованных документов считается в рабочих днях.

Если же налогоплательщик не сдаст документы в налоговую инспекцию вовремя, то его оштрафуют на 50 руб. за каждый непредставленный документ. Эта санкция предусмотрена п. 1 ст. 126 НК.

Отметим, что требование налоговых органов о представлении документов должно быть письменным. Если же письменное требование не составлялось, то проверяющие не смогут указать в акте, что налогоплательщик отказался представить документы, и оштрафовать его. Кроме того, требование обязательно должно быть вручено налогоплательщику. Поэтому чиновники вправе предъявлять обвинение налогоплательщику только в том случае, если у них есть доказательство передачи требования адресату.

В своих запросах налоговые органы должны указывать, какие именно документы и в каком количестве они хотят получить. Если они этого не сделают, то у налогоплательщика появится реальный шанс выиграть судебное дело. Ведь в случае, когда истребуемые документы невозможно идентифицировать, у налогоплательщика не возникает обязанности по их представлению.

Оформление камеральной налоговой проверки напрямую зависит от ее результатов. Так, если в представленной декларации нет ошибок или противоречий, то проверяющий ее инспектор просто подписывает декларацию и указывает дату проверки на титульном листе декларации. На этом камеральная налоговая проверка заканчивается.

В случае обнаружения ошибок в заполнении документов или противоречий между содержащимися в них сведениями налоговый инспектор должен зафиксировать их и сообщить налогоплательщику о выявленных ошибках и противоречиях. При этом налогоплательщику нужно не только сообщить об обнаруженных недостатках, но и отправить требование о внесении в отчетность необходимых исправлений в установленный налоговой инспекцией срок (ст. 88 НК).

Если по итогам проверки инспектор выявит, что у налогоплательщика имеется задолженность по налогам, то он направит ему требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней, что следует из ст. 88 НК.

Если налоговые органы в ходе камеральной проверки обнаружат не простые неточности и неясности, а такие, которые наказываются штрафом, то порядок оформления результатов проверки будет другим. В данном случае будут применяться правила ст. 101 НК.

Напомним, что в данной статье установлен порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. При этом проверяющие обязаны сообщить налогоплательщику о результатах налоговой проверки. Налогоплательщик же имеет право представить налоговому органу свои объяснения или возражения.

Камеральной проверкой могут быть охвачены любые периоды деятельности налогоплательщика, а не только три календарных года, предшествующих году проведения проверки (после внесения изменений ограничение в три года осталось только для выездных проверок). Иначе говоря, камеральная проверка будет проводиться и при подаче уточненных деклараций за более ранние, чем истекшие три года, налоговые периоды.

В настоящее время после проведенной камеральной проверки установлена обязанность налогового органа при выявлении налогового правонарушения составлять акт проверки (в том же порядке, что и при выездной проверке, только в иной срок – десять дней после ее окончания) (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК). Составление акта по итогам камеральной проверки обязывает налоговый орган дать налогоплательщику возможность представить свои возражения на акт и участвовать в рассмотрении материалов проверки.

Представленные налогоплательщиком документы и пояснения должны быть обязательно рассмотрены (п. 5 ст. 88 НК).

Один из основных спорных вопросов, связанных с камеральной проверкой: какие документы и в каком объеме можно требовать при ее проведении? В новом п. 7 ст. 88 НК установлено, что налоговый орган не вправе требовать дополнительных сведений и документов, за исключением тех случаев, когда документы согласно требованиям НК должны представляться вместе с налоговой декларацией.

В то же время налоговый орган вправе требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК правомерность применения налоговых вычетов по НДС. Но эта статья не предусматривает конкретного и закрытого перечня документов, обосновывающих вычеты.

 

Выездная налоговая проверка

 

Данная проверка в отличие от камеральной проводится согласно ст. 89 НК на основании решения руководителя налоговой инспекции или его заместителя. Другие должностные лица налоговых органов не имеют права принимать подобные решения.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. Это ограничение установлено в ст. 87 НК.

По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако в некоторых случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

Статьей 89 НК определено, что инспекция не вправе проводить две и более выездные проверки в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Пунктом 1 ст. 91 НК предусмотрено, что доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется на основании служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налоговой инспекции о проведении выездной проверки.

По окончании данной проверки инспектор составляет справку о проведенной проверке. В этой бумаге проверяющий фиксирует предмет проверки и сроки ее проведения. Заметим, что датой окончания проверки является день составления проверяющими справки о проведенной проверке.

Налоговые органы, завершив проверку, должны надлежащим образом оформить ее результаты. Этой процедуре посвящена ст. 100 НК.

По итогам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после того, как составлена справка о проведенной проверке, составляется акт, который подписывается уполномоченными должностными лицами налоговой инспекции и руководителем проверяемой фирмы либо его представителем.

Налоговые органы должны записать в акте налоговой проверки документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или их отсутствие. Кроме того, в данном документе проверяющие указывают свои выводы и предложения по устранению обнаруженных нарушений. Все выводы налоговые органы должны обосновать нормами НК, предусматривающими ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Об этом говорится в п. 2 ст. 100 НК.

Налоговые органы не вправе разглашать содержащиеся в акте выездной налоговой проверки сведения, относящиеся к налоговой тайне. Они не должны передавать такую информацию в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Каждый установленный в ходе проверки факт налогового правонарушения должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного фирмой правонарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

Если до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки, он внес в установленном порядке дополнения и изменения в налоговую декларацию и уплатил недостающую сумму налога и пени, то указанные дополнения и изменения должны быть учтены налоговыми органами при подготовке акта выездной налоговой проверки.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями налоговых инспекторов, то он может не подписывать акт. При этом налогоплательщик вправе направить в налоговую инспекцию письменное объяснение мотивов отказа подписать данный документ.

Более того, налогоплательщик может представить в налоговый орган возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом он вправе приложить к письменному объяснению (возражению) документы, подтверждающие обоснованность возражений или мотивы, по которым налогоплательщик отказался подписать акт налоговой проверки. Налогоплательщик должен успеть сделать все это в течение двух недель после того, как получил акт налоговой проверки. Такие права налогоплательщика прописаны в п. 5 ст. 100 НК.

После того, как прошел указанный срок, руководитель налоговой инспекции или его заместитель рассматривают акт налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком. Для этой процедуры законом отведено 14 дней (п. 6 ст. 100 НК).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие данного лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В этом решении могут быть указаны размер недоимки, если она была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении десяти дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.

Очень важным является необходимость соблюдения налоговыми органами всех необходимых и установленных НК требований. В противном случае несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК, может явиться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки есть основание для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

С 2007 г. непосредственно в НК предусмотрена возможность налогоплательщиков перенести проведение проверки на территорию налогового органа. Статья 89 НК предусматривает, что, если у налогоплательщика нет возможности предоставить сотрудникам налоговых органов помещение для проведения выездной проверки, она может проходить по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК). Для этого налогоплательщику нужно будет подать заявление (в произвольной форме) с документами, обосновывающими невозможность предоставления помещения.

Уточнено, что с подлинниками документов сотрудники налоговых органов могут знакомиться только на территории налогоплательщика (п. 12 ст. 89 НК). Изъять и забрать с собой подлинники документов можно только путем проведения выемки (п. 8 ст. 94 НК).

Установлен конкретный срок, в который должна быть составлена справка о проведении налоговой проверки – в последний день проверки (п. 15 ст. 89 НК) (ранее конкретный срок составления справки указан не был, говорилось лишь, что она составляется «по окончании проверки»).

Увеличен срок на представление документов налоговому органу: с пяти дней (при этом момента начала этого срока в НК четко установлено не было) до десяти дней (со дня вручения требования). Обратим внимание на то, что в ст. 93 НК не установлено, вправе ли налоговый орган направлять требование о представлении документов по почте и если да, то какой день в таком случае считается днем вручения требования.

Статья 93 НК предусматривает возможность налогоплательщика перенести срок представления документов в случае наличия причин, обусловливающих невозможность соблюдения десятидневного срока. Если у налогоплательщика нет возможности изготовить требуемые копии документов в течение десяти дней, нужно в следующий же день после получения требования письменно уведомить об этом проверяющих лиц, указав причины и срок, в который документы могут быть представлены (абз. 2 п. 3 ст. 93 НК).

Начиная с 1 января 2010 г. налоговые органы будут не вправе требовать те документы, которые ранее уже представлялись налогоплательщиками при проведении камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК). Вот почему уже с начала 2007 г. необходимо было вести журнал учета представленных в налоговые органы документов (впоследствии это очень поможет налогоплательщикам в возможных спорах по поводу представления документов). Пункт 5 ст. 93 НК предусматривает только два исключения для повторного требования документов: если они представлялись в виде подлинников и были возвращены, а также, если документы были утрачены налоговым органом вследствие обстоятельств непреодолимой силы.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100