Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Вспомогательные нормы в нотариальной деятельности и их статус

06.08.2010

Н.Н. Фокина,

советник президента Тульской областной

нотариальной палаты по правовым вопросам

 

Аннотация:

В данной статье описываются случаи, когда в отсутствие законодательных актов нотариусам приходится ссылаться на некие вспомогательные нормы, разработанные чаще всего структурными элементами самого нотариального сообщества.

 

Annotation:

Nadezhda Fokina. Ancillary Norms of Notary Activity and their Status

This article describes the cases when at non-availability of legislative acts the notaries have to refer to some ancillary norms, developed more often by structural elements of the notary community itself.

 

Ключевые слова: нотариальная практика, нормативный акт, устав нотариальной палаты, методические рекомендации

Keywords: notary practice, normative act, By-laws of Notary Chamber, methodological recommendations

 

В настоящее время в нотариальной практике очень часто возникают ситуации, когда ввиду несовершенства действующего законодательства, что особенно характерно в сфере нотариата. Правоприменителям, в число которых входят и нотариусы, приходится ссылаться в обоснование совершенных действий на некие вспомогательные нормы, разработанные чаще всего структурными элементами самого нотариального сообщества.

Происходит сознательная или несознательная подмена понятий нотариусами об обязательности либо необязательности применения каких-либо инструкций, методических писем, рекомендаций и т.д.

В эпоху государственного нотариата подобных проблем у нотариусов не возникало, т.к. все вопросы о порядке совершения нотариальных действий, ведении делопроизводства были разрешены как в законе, так и в инструктивных указаниях Министерства юстиции.

Сейчас же, по прошествии длительного периода времени с момента становления частного нотариата, особенно остро приходится решать вопросы об источниках права, о видах нормативно-правовых актов, их юридической силе, прибегая к канонам теории государства и права.

При этом необходимо четко осознавать, что для нотариусов в Российской Федерации существует сложившаяся градация применяемых в профессиональной деятельности нормативно-правовых и иных актов.

Профессиональным нормативно-правовым актом, регулирующим нотариальную деятельность, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-1 (далее – Основы). Статья 5 Основ регламентирует, что «нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами».

Очень часто в аналогичном направлении вопрос иерархии нормативно-правовых актов, применяемых в нотариальной деятельности, разрешается в уставах нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Так, в Уставе Тульской областной нотариальной палаты (далее – ТОНП), в статье 10 «Обязанности членов Палаты», регламентировано, что член палаты обязан соблюдать положения международных актов, действующее законодательство РФ и Тульской области, настоящий Устав, Профессиональный кодекс нотариусов РФ. Как можно отметить, в Уставе ТОНП при его разработке осознанно сделана ссылка на Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации, поскольку в последнее время очень часто встает вопрос о не легитимности применения данного акта в отношении нотариусов РФ, занимающихся частной практикой (сказываются некоторые выводы, сделанные судебным корпусом при рассмотрении споров, связанных с нотариальной деятельностью) [1]. При этом самостоятельным локальным нормативно-правовым актом в большинстве нотариальных палат субъектов РФ вопросы дисциплины нотариусов редко урегулированы. Однако, тот факт, что отношения в сфере дисциплины нотариусов, занимающихся частной практикой, должны быть легитимизированы, сомнению не подлежит.

Таким образом, четко определен перечень официальных нормативных актов, которые должны применяться нотариусами с учетом принципа иерархии, т.е. юридической силы. Особенности применения нормативно-правовых актов по юридической силе отражены в ст. 4, 15, 90, 115 Конституции РФ, Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия».

Правовой акт становится обязательным для участников тех или иных правоотношений тогда, когда он обладает признаками нормативного, т.е. зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, официально опубликован.

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации [2].

Вопросы регистрации нормативно-правового акта, который подлежит обязательному применению, изложены в приказе Министерства юстиции РФ от 4.05.2007 г. № 88 «Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

Вопросы официального опубликования нормативно-правовых актов отражены в Федеральном законе от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Рассматривая вопрос о применении в нотариальной деятельности методических рекомендаций, пособий, разъяснений, писем и т.д., необходимо руководствоваться, прежде всего,  положениями ст. 5 Основ, т.е. наличием  именно нормативно-правовых актов, регулирующих тот или иной вопрос.

Ни действующее законодательство, в том числе и Основы, ни чаще всего устав нотариальной палаты, не содержат норм об обязательности исполнения методических рекомендаций, пособий, писем и т.д. Для нотариального сообщества тот или иной документ ненормативного характера становится обязательным тогда, когда в установленном порядке утвержден и принят для обязательного применения уполномоченным органом сообщества (чаще всего Собранием нотариальной палаты или Правлением). При его неисполнении кем-либо из членов сообщества может встать вопрос о наличии в таких действиях либо бездействиях нотариуса дисциплинарного проступка.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права, к которым как раз и относятся сугубо практичные и сформированные на основе обобщения практики узконаправленные профессиональные документы (например, Методические рекомендации по доверительному управлению наследственным имуществом, утвержденные на заседании Координационно-методического совета нотариальных палат Центрального федерального округа РФ 7–8 декабря 2007 года; Методические рекомендации по теме «Оформление наследственных прав в сфере интеллектуальной собственности», утверржденные на заседании Координационно-методического совета нотариальных палат Центрального федерального округа РФ 21–22 ноября 2008 года и др.).

Вышеперечисленные примеры «вспомогательных документов» в нотариальной деятельности могут стать обязательными нормами для того или иного нотариального сообщества, в частности Центрального федерального округа РФ, лишь тогда, когда они будут фактически повторно утверждены либо приняты, но уже конкретным органом управления той или иной нотариальной палаты, в случае, если будет принято решение об обязательности их применения.

Опять же, касаясь вопроса о статусе Методических рекомендаций, утвержденных различными объединениями в нотариальном сообществе (координационно-методические советы, различные рабочие группы и т.п.), становится очевидно, что подобного рода документы не имеют обязательной силы для нотариусов соответствующего федерального округа либо соответствующего региона ввиду того, что не зарегистрированы в установленном законом порядке, не опубликованы в официальных источниках («Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», «Парламентская газета» – см. ФЗ от 31.10.1994 г.), приняты органами, не обладающими нормотворческой компетенцией, не зарегистрированными в установленном порядке как юридическое лицо. Нотариусы не могут в официальных документах, например, в постановлении об отказе в совершении нотариального действия, сделать на них ссылку.

Указанные документы являются прекрасным источником для подтверждения или опровержения определенной сложившейся позиции нотариуса-практика при совершении того или иного нотариального действия.



[1] Например, Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2008 г. № 10-В07-24.

[2] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004.

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100