Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Организация нотариальной деятельности в Японии

21.06.2010

Е.Н. Мизинцев,

аспирант Российской академии адвокатуры и нотариата, стажер нотариуса

 

 

Аннотация:

Реформа современного российского нотариата требует изучения истории, нормативно-правовых актов и практики работы нотариата других государств, входящих в систему нотариата латинского типа. В последние годы в отечественной юридической литературе не получил широкого освещения опыт нотариата стран, относящихся к дальневосточной правовой семье. Вместе с тем их правовая культура и правовая культура России имеют много сходных черт, а российский нотариат, как и нотариат дальневосточных стран, формировался во многом под влиянием права стран континентальной Европы, где он имеет многовековую историю. В настоящей статье делается попытка провести обзор нотариата Японии.

 

Annotation:

E.N. Misintsev. Organization of notarial activity in Japan.

Reform of the modern Russian notary requires the study of history, legal acts and practices of Notaries other States of the Latin notary system type. In recent years, the domestic legal literature has not received widespread publicity experience notary countries belonging to the Far Eastern legal family. However, their legal culture and legal culture in Russia have many similarities, and Russian notaries, notaries as Far Eastern countries, was formed largely under the influence law countries of continental Europe, where he has a long history. This article attempts to review the notary Japan.

 

Ключевые слова: нотариат Японии, нотариус

Keywords: notaries in Japan, notary

Реформа современного российского нотариата требует изучения истории, нормативно-правовых актов и практики работы нотариата других государств, входящих в систему нотариата латинского типа. В последние годы в отечественной юридической литературе не получил широкого освещения опыт нотариата стран, относящихся к дальневосточной правовой семье [i]. Вместе с тем их правовая культура и правовая культура России имеют много сходных черт, а российский нотариат, как и нотариат дальневосточных стран, формировался во многом под влиянием права стран континентальной Европы, где он имеет многовековую историю. В настоящей статье делается попытка провести обзор нотариата Японии.

 

 История

 

История японского нотариата началась 11 августа 1886 года  с принятием Закона о нотариате. Однако до этого в Японии уже существовала система, выполнявшая функции, которые в европейских странах выполнял нотариус. Административные органы, например староста деревни, мог удостоверять договоры, ставя на них свою печать. А чиновники, называемые kakiyaku, осуществляли регистрацию недвижимого имущества феодалов, на службе у которых они находились, выполняя функции, сходные с функциями церковных нотариусов в средневековой Англии [ii]. Прямыми предшественниками нотариата в Японии были бургомистры, появившиеся в 1871 году в результате реорганизации государственного управления в ходе реформ Мэйдзи. В их обязанности входили удостоверение сделок с землей и морскими судами, а также регистрация смены собственника [iii].

В 1886 году под влиянием французского и нидерландского права был принят Закон о нотариате. К этому времени уже были разработаны проекты гражданского, торгового и гражданско-процессуального кодексов. С введением этого закона в Японии появился надежный и современный правовой механизм, помогавший документировать правовые отношения и избегать судебных споров. К отличительным чертам закона 1886 года можно отнести следующее:

– полномочия нотариуса были ограничены удостоверением сделок. Закон не регулировал их содержание и условия, необходимые для удостоверения, а удостоверение юридических фактов еще не относилось к компетенции нотариусов;

– нотариус мог действовать только в рамках нотариального округа, которые совпадали с судебными округами местных судов;

– совершеннолетние лица должны были присутствовать при подготовке нотариальных документов;

– оплата услуг нотариуса производилась в соответствии с количеством страниц представленных ему документов.

16 февраля 1887 года был проведен первый экзамен на должность нотариуса, и первые 116 нотариусов назначены на должность в июле 1889 года.

Потребность в услугах нотариусов не была одинаковой по всей стране. В западной Японии, прежде всего, в Киото, нотариусы быстро открыли свое дело, в то время как в Токио им пришлось столкнуться с экономическими трудностями [iv].

В 1909 году был принят новый Закон о нотариате (далее – Закон), созданный по прусскому образцу и действующий до настоящего времени. С одной стороны, этому способствовало желание нотариусов расширить сферу своей деятельности и установить систему оплаты в зависимости от стоимости предмета сделки. С другой стороны, реформа нотариата проходила в рамках реформы гражданского и гражданско-процессуального законодательства, кодификация которого проходила под влиянием немецкого права. Новый закон расширил полномочия нотариусов, включив в них удостоверение юридических фактов. Нотариальный округ стал соответствовать судебному округу окружного суда, а не местного суда. Размер пошлины стал зависеть от стоимости предмета сделки. С 1938 года в связи с пересмотром Торгового кодекса нотариусы уполномочены заверять учредительные документы юридических лиц.

После Второй мировой войны японское право подверглось сильному американскому влиянию. Нормы Гражданского кодекса, посвященные семейному и наследственному праву, были практически полностью пересмотрены. Нотариусы стали частью исполнительной власти: с 1947 года контроль над их деятельностью перешел от судов к Министерству юстиции, деление нотариальных округов стало соответствовать делению территориальных органов юстиции [v].

С 1998 года нотариусы уполномочены удостоверять свидетельские показания, данные под присягой (аффидевит), а с 2002 года они могут совершать нотариальные действия с использованием электронных документов.

 

Правовой статус нотариуса

 

Согласно ст. 1 Закона о нотариате в компетенции нотариуса находится удостоверение сделок и фактов, связанных с личными правами, а также удостоверение документов физических лиц, учредительных документов юридических лиц и электронных документов. Кроме того в полномочия нотариуса входит совершение исполнительной надписи, а также удостоверение времени предъявления документов, в том числе электронных.

Несмотря на то, что Закон о нотариате не содержит четкого определения нотариуса, нотариус в Японии рассматривается в качестве инструмента превентивного правосудия. Кроме того, нотариат считается органом юстиции, а нотариус – чиновником, представителем исполнительной власти, так как он назначается государством и выполняет государственные задачи. Однако речь не идет о рассмотрении нотариуса в качестве государственного служащего в том узком смысле этого слова, в котором оно употребляется в Законе о государственных служащих, который не распространяется на нотариусов. Так, между нотариусом и государством нет отношений занятости. Он получает не жалование от государства, а берет пошлину непосредственно у лиц, обратившихся к нему. Экономический риск от своей деятельности он несет сам. Таким образом, японский нотариус занимает промежуточное положение между государственным служащим и представителем свободной профессии.

 

Назначение нотариуса на должность

 

Число должностей нотариуса ограничено, и они назначаются на должность министром юстиции (ст. 11 Закона о нотариате). В настоящее время в Японии, где проживает 127 млн. человек, действуют всего лишь около 550 нотариусов в 300 нотариальных конторах (т.е. один нотариус примерно на 230 тысяч человек) [vi]. Среди нотариусов Японии всего несколько женщин [vii]. Вообще небольшое число юристов является характерной чертой японской правовой системы, так, во всей Японии действуют лишь около 23 тысяч практикующих адвокатов и 3 400 судей в судах всех уровней [viii].

Основных причин незначительного количества нотариусов на душу населения несколько. Во-первых, требование обязательной нотариальной формы установлено лишь для незначительного количества сделок.

Во-вторых, это низкий уровень осведомленности граждан об их гражданских правах, в том числе о тех, которые можно реализовать путем обращения к нотариусу. По словам Р. Давида, «идея права не проникла в повседневную жизнь японцев» [ix].

В-третьих, это наличие особой, свойственной только японской правовой системе, группы специалистов – shiho-shoshi, разновидности юристов, работающих в определенной ограниченной сфере. В основном они занимаются юридическим сопровождением сделок с землей, помощью при учреждении юридических лиц, а также представлением интересов в низовых судах [x]. Большинство документов, относящихся к сделкам с недвижимостью, подготавливаются ими.

Согласно ст. 12 Закона о нотариате нотариус должен иметь гражданство Японии и быть совершеннолетним [xi]. Статья 14 Закона определяет условия, препятствующие назначению на должность нотариуса: осуждение к лишению свободы, неплатежеспособность, увольнение с предыдущего места работы за дисциплинарное нарушение.

Назначение на должность нотариуса возможно только в том случае, если в соответствующем нотариальном округе либо нет нотариуса вообще, либо он есть, но не может выполнять свои обязанности.

Несмотря на то, что ст. 12 Закона предусматривает назначение на должность нотариуса любого лица, сдавшего соответствующий  экзамен и прошедшего шестимесячную практику, в действительности этого не происходит никогда. Нотариусы просто выбираются по результатам собеседования из числа кандидатов, имеющих практический опыт в сфере права. Согласно ст. 13 Закона судьи, прокуроры и адвокаты могут быть назначены на должность нотариуса без прохождения экзамена и без обязательного опыта работы в нотариате. Это связано с тем, что представители указанных профессий ранее сдавали государственный экзамен по праву [xii]. Среди 500 японских нотариусов 148 являются бывшими судьями, 219 – бывшими прокурорами [xiii]. Кроме того, лица, которые в течение многих лет были заняты в сфере права и имеют юридическое образование, также могут быть назначены на должность нотариуса. Министерство юстиции относит к ним чиновников, имеющих опыт работы в правовой сфере, помощников прокуроров, shiho-shoshi, юристов, не менее 15 лет работающих с юридическими лицами, и т.д. Назначение таких лиц нотариусами происходит редко, но Министерство юстиции стремится к увеличению количества нотариусов из этой категории. Таким образом, наличие многолетнего опыта в области права во всех случаях является обязательным для тех, кто хочет стать нотариусом [xiv].

Как правило, нотариусами становятся незадолго до достижения предельного возраста, установленного для той или иной государственной должности (60 или 65 лет). Предельный возраст, установленный для нотариуса – 70 лет. В результате этого большинство нотариусов находятся в должности приблизительно в течение 8–10 лет [xv]. После чего некоторые нотариусы становятся адвокатами и начинают свою «третью карьеру».

Нотариус автоматически лишается должности, если выявляются обстоятельства, препятствующие назначению на должность (ст. 16 Закона). Помимо этого, нотариус может быть отстранен от должности министром юстиции, если он сам попросит об этом; если он не выполнил вовремя свои обязанности; если он достиг 70 лет или если он не может больше выполнять свои обязанности из-за физической или психической «слабости» (ст. 15 Закона).

 

Организация нотариальной деятельности

 

Нотариус может совершать нотариальные действия только в пределах своего нотариального округа. Нотариальный округ должен соответствовать границам, где осуществляет свою деятельность территориальный орган юстиции, к которому относится нотариус (ст. 17 Закона). Фактически нотариальные округа соответствуют 47 префектурам Японии. Исключение составляет префектура Хоккайдо, где действуют четыре территориальных органа юстиции. Таким образом, всего в Японии 50 нотариальных округов. Независимо от места проживания и существа нотариального действия обращаться за его совершением можно к любому нотариусу. Единственным исключением из этого правила является удостоверение  учредительных документов акционерных обществ, которое должно осуществляться нотариусом того округа, где располагается юридическое лицо (п. 2 ст. 62 Закона).

Рабочее время нотариуса определяется как рабочее время государственного служащего, т.е. ежедневно, с понедельника по пятницу, по восемь часов каждый день нотариус обязан вести прием (ст. 9 Вводного постановления к Закону о нотариате). В случае крайней необходимости нотариус может принимать обращения по поводу совершения нотариального действия и вне этого времени. Статья 30 Положения о нотариальной пошлине позволяет в определенных случаях брать за это повышенную пошлину.

Ответственность за ошибки нотариуса в Японии несет государство. В случае причинения нотариусом ущерба умышленно или в результате грубой неосторожности государство может предъявить данному нотариусу регрессный иск.

В качестве оплаты своей деятельности нотариус получает пошлину, размер которой определяется Положением о нотариальной пошлине, принимаемым Правительством, и не может превышать установленный размер. Взимание пошлины меньшей, чем установлено Положением, также считается недопустимым, так как использование подобной «рекламы» подрывает авторитет нотариата и ведет к потере доверия со стороны населения. Размер пошлины при удостоверении сделок зависит от стоимости предмета сделки, причем при удостоверении договора мены стоимость подлежащих обмену предметов должна суммироваться (ст. 9 Положения о нотариальной пошлине). Размер пошлины при совершении остальных нотариальных действий чаще всего фиксирован. При совершении некоторых нотариальных действий, например удостоверении сделок, требуется также уплата гербового сбора (ст. 2 Закона о гербовом сборе).

Нотариус может брать на работу помощников, которые называются shoki («секретари»). Закон не устанавливает специальных требований для этих работников, однако нотариусы придают значение наличию у них юридического образования. Ответственность за ошибки помощников несет сам нотариус. Прием на работу помощника требует согласия территориального органа юстиции, который в любое время может его отменить (ст. 24 Закона).

 

Органы нотариального самоуправления

 

Каждый нотариус является членом нотариальной палаты соответствующего округа и членом Нотариальной палаты Японии (ст. 44 Вводного постановления к Закону о нотариате). Целями Нотариальной палаты Японии является развитие системы нотариата, улучшение качества нотариальных услуг, повышение уровня образования нотариусов. Нотариальная палата имеет президента, шесть вице-президентов, 27 членов правления и двух ревизоров и включает в себя семь комитетов: правовой комитет, комитет планирования, комитет по работе с общественностью, комитет по международным делам, комитет по нотариальному праву, комитет по вопросам публикации, комитет по вопросам электронного удостоверения [xvi].

С 1977 года Нотариальная палата Японии (Nihon Koshonin Rengokai) является членом Международного союза латинского нотариата [xvii]. С тех пор из числа членов Нотариальной палаты Японии избираются вице-президент и два постоянных члена Совета Международного союза латинского нотариата.

 

Контроль в сфере нотариальной деятельности

 

Контроль в сфере нотариальной деятельности осуществляется министром юстиции, который делегирует свои полномочия территориальным органам юстиции (ст. 74 Закона). При этом контроль распространяется как на профессиональную деятельность, так и на частную жизнь нотариуса, если он ведет ее не соответствующим положению нотариуса образом (ст. 76 Закона), т.е. своим поведением подрывает доверие к должности нотариуса или бесчестит всю государственную службу. Контролирующий орган может указать нотариусу на ошибки в его профессиональной деятельности и потребовать от него не повторять их в будущем. После заслушивания нотариуса, замеченного в неподобающем поведении, контролирующий орган может вынести ему предупреждение (п. 2 ст. 74 Закона). Орган юстиции имеет право проверять документы, находящиеся у нотариуса на хранении  (ст. 77 Закона). Обжаловать действия нотариуса может любое заинтересованное лицо.

Министр юстиции может принимать дисциплинарные меры, если нотариус нарушает свои должностные обязанности или ведет себя недостойно, например, не уплачивает членские взносы в нотариальную палату. В качестве дисциплинарных мер предусматриваются выговор, денежный штраф в размере до 100 тысяч йен, отстранение от должности на срок до одного года, перевод на другую должность, окончательное отстранение от должности (ст. 80 Закона).

 

Заключение

 

Сравнивая правовое регулирование нотариата в Японии и России, можно говорить о значительном сходстве нотариальных систем двух государств. Указанное сходство главным образом обусловлено принадлежностью нотариата Японии и нотариата России к латинскому типу нотариата, принципы функционирования которого имеют многовековую историю. Это проявляется в правовом статусе нотариуса, осуществляющем публичную функцию, при этом не являясь государственным служащим в полном смысле слова. Функции контроля над нотариатом со стороны органов юстиции Японии более значительны по сравнению с контролем органов юстиции Российской Федерации над российскими  нотариусами. В целом можно отметить более выраженный в японском праве акцент на выполнении нотариусом государственных задач.

Кроме того, японское право предъявляет менее строгие требования для назначения на должность нотариуса и помощника нотариуса, не устанавливая наличие у кандидата юридического образования в качестве обязательного требования. С одной стороны, это характеризует второстепенную роль, которую придает японский законодатель нотариальной деятельности, но с другой стороны, сложившаяся в Японии практика препятствует замещению должности нотариуса непрофессионалами.

Еще одним отличием нотариата в Японии от российского нотариата является значительно меньшее (более чем в 12 раз) количество нотариусов на душу населения. Это объясняется наличием в Японии особых правовых и социальных механизмов, позволяющих упорядочивать гражданский оборот, не прибегая к помощи нотариуса.

 

Использованные материалы

1. Рене Давид. Основные правовые системы современности. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1988.

2. Конрад Цвайгерт, Хайн Кётц, Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2-х тт. — Том I. Основы: Пер. с нем. — М.: Междунар. отношения, 2000.

3. Сакаэ Вагацума, Тору Ариидзуми. Гражданское право Японии: в двух книгах. Пер. с яп. М.: Прогресс, 1983.

4. Deen Meryll. Japanese Legal System., London, 2002.

5. Harald Baum. Japan: Economic Success and Legal System. Berlin, 1996.

6. Bernard Hoeter. Japanese Legal Practitioners: Bengoshi and Shoho-Shoshi. Scrivener, № 4, дек. 2003.

7. Yamamoto K. National Report Japan. Notarius International, 1-2/2003;

8) Tsuyoschi Kinoshita. Legal System and Legal Culture in Japan. Zeitschrift fur Japanisches Recht, № 11, 2001.

9. Andreas Kaiser, Sebastian Pawlita. Das Notariat in Japan. Zeitschrift fur Japanisches Recht, № 20, 2005.

10. Akira Ishikawa, Notariell vollstreckbare Urkunden und Entlastung der Gerichte, Zeitschrift fur Japanisches Recht, № 12, 2001.

11. Toida Makoto. Uber das Japanische Notarsystem. Uberlegungen beim Vergleich des deutschen und japanischen Notarrechts., Kosho, № 142, 2005.

12. Hidetsugu Kato, E-Notarization in Japan., 2008.

 

Интернет-сайты

 

1. Сайт Министерства юстиции Японии  http://www.moj.go.jp/ENGLISH/index.html

2. Сайт Нотариальной палаты Японии http://www.koshonin.gr.jp/index2.html

 



[i] См.  Конрад Цвайгерт, Хайн Кётц, Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2-х тт. – Том I. Основы: Пер. с нем. – М.: Междунар. отношения, 2000, Рене Давид. Основные правовые системы современности. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1988.

[ii] Bernard Hoeter. Japanese Legal Practitioners: Bengoshi and Shoho-Shoshi. Scrivener, №4, дек. 2003.

[iii] До 1872 года отчуждение земли было запрещено, чтобы препятствовать крестьянам покидать свои земельные участки. Это обеспечивало стабильное производство риса и, следовательно, доходы феодалов.

[iv] Исключение составлял нотариус, на территории которого располагался «квартал развлечений» Йошивара. Тому, кто хотел заниматься проституцией, требовалось разрешение полиции. Чтобы получить это разрешение, необходимо было предоставить нотариально удостоверенный договор с содержателем публичного дома, регулировавший условия труда женщины.

[v] В настоящее время контроль над деятельностью нотариусов осуществляется Комитетом по гражданским делам Министерства юстиции, также занимающимся регистрацией юридических лиц, регистрацией недвижимого имущества, регистрацией актов гражданского состояния, подготовкой законопроектов в сфере гражданского, гражданско-процессуального, торгового законодательства и другими  задачами.  Интернет-сайт Министерства юстиции Японии на английском языке – http://www.moj.go.jp/ENGLISH/index.html

[vi] Для сравнения: в Германии на 82 млн. жителей приходится около 10 тыс. нотариусов (один на 8 200 жителей); во Франции на 65 млн. жителей – около 9 500 нотариусов (один на 6 900 жителей); в Монголии на 2,7 млн. жителей – около 190 нотариусов (один на 20 000 жителей); в России на 143 млн. жителей – около 7 000 нотариусов (один на 20 000 жителей); в КНР на 1,3 млрд жителей – около 11 000 нотариусов (один на 120 000 жителей).

[vii] Для сравнения: количество женщин среди нотариусов в Франции составляет 18,3%, в Австрии – 3,6; в Нидердандах – 9,1; в Германии – 18,1 (среди нотариусов, занимающихся только нотариальной деятельностью) и 9% (среди нотариусов, совмещающих нотариальную деятельность с адвокатской).

[viii] Hidetsugu Kato, E-Notarization in Japan, 2008, с. 3.

[ix] Рене Давид. Основные правовые системы современности. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1988; с. 275.

[x] Сайт Японской федерации адвокатов shiho-shoshi на английском языке – http://shiho-shoshi.or.jp.

[xi] То есть достигшим 20-летнего возраста (ст. 3 ГК).

[xii] Для того, чтобы получить возможность быть назначенными на данные должности, выпускники вузов сдают экзамен Для успешного прохождения экзамена большинству требуется несколько попыток и многолетнее обучение на подготовительных курсах уже после окончания вуза – ежегодно успешно сдают экзамен примерно 2% кандидатов. После прохождения экзамена кандидаты должны пройти еще двухгодичный курс обучения, включающий в себя многомесячную практику в суде, прокуратуре и адвокатуре – см. Harald Baum. Japan: Economic Success and Legal System. Berlin, 1996; с. 56.

[xiii] Yamamoto K. National Report Japan. Notarius International, 1–2/2003, с. 38.

[xiv] Вместе с тем, по мнению А. Ишикавы, «актуальная проблема заключается в том, что далеко не все нотариусы имеют опыт в сфере вещного права,  предметом которой являются сложные, требующие особой осторожности, вопросы, которые возникают, например, в арендных правоотношениях» – цитируется по изданию Akira Ishikawa, Notariell vollstreckbare Urkunden und Entlastung der Gerichte, Zeitschrift fur Japanisches Recht, № 12, 2001; с. 165.

[xv] Deen Meryll. Japanese Legal System., London, 2002; с. 271.

[xvi] Yamamoto K. National Report Japan. Notarius International, 1–2/2003, с. 67.

[xvii] Интернет-сайт Нотариальной палаты Японии на английском языке –http://www.koshonin.gr.jp/index2.html


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100