Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Новогодний подарок нотариусам, или Нововведения в Закон Республики Молдова «О нотариате» № 1453-XV от 8.11.2002

21.06.2010

Новогодний подарок нотариусам,

или Нововведения в Закон Республики Молдова «О нотариате» № 1453-XV от 8.11.20021

 

В. Пистрюга,

лектор кафедры гражданского права Государственного университета Молдовы

 

Аннотация:

Данный очерк является личным видением автора относительно изменений и дополнений в официальной редакции на государственном языке, которые были внесены Законом Республики Молдова № 130-XVIII от 23.12.2009.

 

Annotation:

V. Pistryuga. New Year's gift notaries, or amendments to the laws of the Republic of Moldova "On Notary» № 1453-XV of 11.08.2002.

This essay is a personal vision of the author regarding changes and additions in the official edition of the official language, which were introduced by Law Republic of Moldova № 130-XVIII from 23.12.2009.

 

Ключевые слова: нотариат Молдовы, государственный нотариус, частный нотариус

Keywords: Notary Moldova, notary public, notary private

Данный очерк является личным видением автора относительно изменений и дополнений в официальной редакции на государственном языке, которые были внесены Законом Республики Молдова № 130-XVIII от 23.12.20092.
Закон о нотариате, как в принципе и любой другой нормативно-правовой акт, нуждается в совершенствовании. Данному процессу нет предела. Однако, в отличие от множества других, молдавский закон о нотариате находится под постоянным и пристальным вниманием законодателя начиная с 2002 года. Описываемые изменения не являются последними, учитывая, что в Плане деятельности Правительства на I квартал 2010 года3 уже заложено внесение изменений в ст. 42 Закона о нотариате.
Если сказать, что молдавский нотариат ожидал подобных изменений, значит, ничего не сказать. Данные изменения грезились молдавским нотариатом еще с момента появления государственного нотариата (формально начиная с 8.02.2003). Доказывая всем несостоятельность государственного нотариата, предпринималось немало попыток по исключению этого правового института. Поэтому когда новый министр юстиции А. Тэнасе заявил прессе, что намерен упразднить государственный нотариат, молдавские нотариусы вдохнули глоток свежего воздуха. Но никто
и представить себе не мог, что действия министра будут столь быстрыми, а окончательная редакция, принятая парламентом, вызовет столько проблем.
Итак, что же произошло и изменилось.
Во-первых, статьей I Закона № 130/23.12.2009, как в принципе и статьями II и III, были изменены, соответственно, Налоговый кодекс Республики Молдова4, собственно сам Закон о нотариате и Закон РМ о порядке исчисления платы за нотариальные услуги № 271-XV от 27.06.20035, в которых прилагательные, указывающие на статус нотариуса, а именно «государственный» и «частный», были изменены на «публичный» нотариус.
При этом не обошлось без технических ляпсусов. Так, в содержании печати нотариуса почему-то вместо «Notar public» (публичный нотариус) указано «Notar privat» (частный нотариус). Но это небольшое техническое неудобство, скорее всего, к выходу в свет данного очерка уже устранят исправлением в публикации.
Первая проблема возникает при попытке применения ст. 32 Закона с изменением статуса нотариуса. До внесения изменений в статус нотариуса, ч. (1) применялась к государственным нотариусам, которые устанавливали размер платы за нотариальную услугу… по соглашению с обратившимся лицом и в соответствии с методологией, утвержденной Парламентом. Имеется в виду в соответствии с указанным выше Законом РМ №271/27.06.2003. В то же время ч. (2) применялась к частным нотариусам и давала им право самостоятельно устанавливать плату за предоставляемую нотариальную услугу. Другими словами, частному нотариусу никакого соглашения не нужно было заключать. Следует отметить, что данного права частные нотариусы добились благодаря Постановлению Конституционного суда РМ о контроле конституционности некоторых
положений Закона № 1153-XIII от 11 апреля 1997 года «О нотариате» (с последующими изменениями и дополнениями) и Закона № 558-XIV от 29 июля 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Закон о нотариате» № 67 от 02.12.19996, до принятия которого нотариальные тарифы устанавливались государством.
После внесения изменений получается, что оба этих порядка, которые не только на первый взгляд несовместимы, должны применяться нотариусами. Единственный выход из коллизии данных положений видится в соблюдении той процедуры, которая была установлена для государственных нотариусов, однако это прямо противоречит указанному Постановлению Конституционного суда. Опять назревает очередной конфликт, который придется решать в суде. Следует отметить, что начиная с 2003 года частные нотариусы отменили в судебном порядке несколько приказов министра юстиции7. Поэтому с изменением лиц, занимавших руководящие места в Министерстве юстиции, молдавский нотариат мечтал прекратить судебные тяжбы и начать непосредственное и эффективное сотрудничество, которое бы вылилось в «орошение» правового поля с целью создания более совершенного законодательства в области нотариата.
Пока что первые шаги не оправдывают надежд молдавского нотариата, тем не менее молдавский нотариат готов к конструктивным действиям.
Во-вторых, статья IV данного Закона указала на порядок перехода к публичному нотариату. Вся процедура изменения статуса государственного нотариуса на статус публичного расписана довольно детально за исключением завершающего этапа, при этом частный нотариус почему-то оказался вне поля регулирования.
Больше всего вызвала недоумение неурегулированность самого момента перехода из частного (что сводится к очередной смене печати8) и государственного нотариата к публичному. Так, сами изменения и дополнения вступают в силу со дня опубликования. Следовательно, как частный, так и государственный нотариат превращается в публичный тоже в момент вступления в силу данного закона. Тем не менее части (2)–(10) станавливают переходный период в два месяца, но, что является важным, только для государственных нотариусов. Несмотря на это, ни одна часть статьи IV не содержит описания переходного периода для частного нотариуса. Частный нотариус должен только изготовить новую печать и представить ее оттиск Министерству юстиции, но это возможно только в течение двух месяцев после завершения переходного периода (то есть в
марте-апреле 2010 года).
По мнению некоторых сотрудников Министерства юстиции, момент перехода (или, точнее, момент вступления в силу изменений) – это момент, когда нотариус поменяет свою печать. Если это так, то получается, что в Молдавии каждый нотариус решает самостоятельно, когда он оформит переход в ранг публичного (в период с 1 марта до 30 апреля).
Подобный вывод не соответствует международной практике перехода от государственного нотариата к свободному, где таковой момент должен быть установлен точной датой.
Более того, получается, что в Молдавии не государство решает, когда исчезнет государственный и частный нотариат, а сами нотариусы, что никак не соответствует и законодательной технике. В результате на сегодняшний день в Молдове по закону существуют только публичные нотариусы, однако они ставят печати с надписью «частный нотариус» и «государственный нотариус». Это уже привело к некоторым проблемам в работе с Консульством Румынии, которое не хотело принимать документы с другими печатями, кроме печати с указанием
на «публичный нотариус», которой, напомню, нет, да и не может быть еще некоторое время.
Слава богу, на сегодняшний день данная проблема уже устранена.
Хочется верить, что за этим первым шагом, пусть и не без изъянов, будут сделаны другие – в верном направлении по установлению прозрачности и эффективности нотариальной деятельности, усилению конструктивного взаимодействия нотариата с государственными структурами и обществом, и тогда он достигнет тех вершин, когда без доли сомнения можно будет сказать: молдавский нотариат, находясь на высочайшем уровне, осуществляет превентивное правосудие и решает поставленные перед ним задачи.

 

 

 

_____________

1 Мониторул Офичиал ал Републичий Молдова № 154-157 от 21.11.2002, ст. 1209.
2 Там же, № 197-200 от 31.12.2009, ст. 666.
3 Утвержден Постановлением Правительства РМ № 915 от 31.12.2009 // Мониторул Офичиал ал Републичий Молдова № 1 от 12.01.2010, ст. 1.
4 Закон РМ № 1163-XIII от 24.04.1997 // Мониторул Офичиал ал Републичий Молдова № 62 от 18.09.1997, ст. 522; повторное опубликование: Мониторул Офичиал ал Републичий Молдова, специальный выпуск от 8.02.2007 г.
5 Мониторул Офичиал ал Републичий Молдова № 141-145 от 11.07.2003, ст. 576.
6 Мониторул Офичиал ал Републичий Молдова № 145-148 от 23.12.1999, ст. 80.
7 Речь идет о Приказе об утверждении Положения о подготовке и представлении документов в нотариальный архив № 55 от 27.02.2006 // Мониторул Офичиал ал Републичий Молдова № 43-46 от 17.03.2006, ст. 146; и о Приказе о специальных бланках строгой отчетности, предназначенных для составления нотариальных актов № 315 от 22.07.2008 // Мониторул Офичиал ал Републичий Молдова № 140-142 от
01.08.2008, ст. 394.
8 Законом РМ о внесении изменений и дополнений в Закон о нотариате № 1453-XV от 25.12.2008 // Мониторул Офичиал ал Републичий Молдова № 49-50 от 06.03.2009, ст. 139; было установлено обязательство Министерства юстиции утвердить единый образец печати, а, следовательно, и нотариусов изготовить печати нового образца.

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100