Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Роль нотариата в противодействии коррупции

29.12.2009

С.В. Третьяков,

президент Челябинской областной нотариальной палаты

 

Аннотация:

Выступление на Собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 19 ноября 2009 г.

 

Annotation:

Sergey Tretyakov. The Role of Notaries in Combating Corruption

Speaking at a meeting of representatives of notary chambers of the Russian Federation November 19, 2009

 

Ключевые слова: Федеральная нотариальная палата, Собрание представителей нотариальных палат субъектов РФ

Keywords: notary, Federal Notary Chamber, the Assembly of Representatives of notary chambers of the RF subjects

Прежде, чем перейти к анализу изменений, произошедших в последнее время в российском антикоррупционном законодательстве, хотел бы сделать краткий экскурс в недавнее прошлое, что позволит более четко понять общие подходы и вектор антикоррупционных мер, предпринимаемых в России.

Реальным толчком к совершенствованию российского антикоррупционного законодательства и формированию системы, направленной на предупреждение, профилактику и борьбу с коррупцией в России, стала ратификация в 2006 году двух конвенций: Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Ратификация названной Европейской конвенции привела ко вступлению России 1 февраля 2007 года в группу ГРЕКО и, тем самым, в режим международного антикоррупционного мониторинга.

3 февраля 2007 года Указом Президента Российской Федерации была образована Межведомственная рабочая группа (МРГ) для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, которую возглавил помощник Президента Российской Федерации В.П. Иванов.

В июне 2007 года МРГ разработала Концепцию стратегических направлений развития законодательства в области противодействия коррупции и борьбы с ней и перечень законодательных актов Российской Федерации, подлежащих модификации в приоритетном порядке в целях совершенствования противодействия коррупции. Здесь приведу неполный перечень законов, которые подлежали изменению:

• ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

• ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

• ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд»;

• ФЗ «О защите конкуренции»;

• Уголовный кодекс РФ;

• Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

• Закон йО милиции»;

• ФЗ «О прокуратуре»;

• ФЗ «Об уголовно-розыскной деятельности»;

• ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

В 2007 году Российская Федерация приступила к подготовке доклада для группы ГРЕКО в рамках объединенного I и II раундов оценки. В ходе этой работы, которая велась под эгидой Межведомственной рабочей группы, был проведен глубокий анализ ситуации как в законодательной области, так и в сфере правоприменения, что позволило четче сформулировать приоритеты, в том числе в законодательной деятельности.

31 июля 2008 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был принят Национальный план противодействия коррупции, который по существу представляет собой развернутую антикоррупционную программу на средне- и долгосрочную перспективу.

Позволю себе перечислить в самом общем виде основные положения Национального плана.

Первый раздел Национального плана предполагает реализацию мер по законодательному обеспечению противодействия_коррупции, в том числе подготовку и внесение в Государственную Думу законопроекта «О противодействии коррупции», а также законопроектов о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений, в частности, направленные на:

•         установление административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

•         возложение на государственных и муниципальных служащих дополнительных запретов, ограничений и обязанностей;

•         законодательное развитие механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;

•         установление в качестве задачи оперативно-розыскной деятельности обнаружения имущества, подлежащего конфискации.

Второй раздел плана предполагает принятие комплекса мер по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, включающих в себя, в частности:

•         реализацию прав граждан на получение достоверной информации;

•         создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества;

•         совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, обеспечение прозрачности процедур закупок, создание условий для справедливой конкуренции, четкую регламентацию использования государственного и муниципального имущества;

•         принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы, обеспечение деятельности комиссий по разрешению конфликта интересов.

Крайне важным является третий раздел Национального плана, предусматривающий реализацию мер по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению.

Если сопоставить Национальный план противодействия коррупции с нормами антикоррупционных конвенций, нетрудно заметить, что во многом Национальный план нацелен именно на реализацию заложенных в конвенциях антикоррупционных инструментов.

В декабре 2008 года отчет Российской Федерации в рамках объединенного I и II раундов оценки стал предметом обсуждения на 40 Пленарном заседании ГРЕКО в Страсбурге. Представлял отчет России министр юстиции А.В. Коновалов. В целом, усилия России, направленные на совершенствование законодательства в антикоррупционной сфере были поддержаны. В наш адрес было высказано 27 рекомендаций, о результатах выполнения которых Россия должна будет отчитаться в июне 2010 года. Сейчас идет активная работа по реализации полученных рекомендаций. Часть этих рекомендаций нами уже выполнена.

В конце 2008 года был принят так называемый первый Президентский антикоррупционный пакет законов, состоявший из четырех федеральных законов. Ключевым из них, безусловно, является закон «О противодействии коррупции», в котором были заложены правовая основа и основные принципы противодействия коррупции.

В законе «О противодействии коррупции» содержится указание на сущностный признак коррупции, который трактуется как незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами.

При этом коррупция в проекте определяется путем перечисления противоправных действий, являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции.

Коррупцией признается также совершение тех же действий от имени или в интересах юридического лица.

Необходимо подчеркнуть, что определение коррупции в законопроекте полностью согласуется с определением коррупции, которое дано в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 года.

В соответствии с Национальным планом акцент в законе «О противодействии коррупции» сделан на предупредительных и профилактических мерах:

– устанавливаются специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, предусматривающие – среди прочего – контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера;

– предусматривается развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства, совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

В законе определяются основные направления государственной антикоррупционной политики. К ключевым из них относятся следующие:

– совершенствование системы и структуры госорганов, оптимизация их полномочий;

– совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

– обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;

– развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров (мировые соглашения, обеспечение доказательств, исполнительные надписи нотариуса, свидетельствование копий документов юридических лиц, удостоверение сделок и так далее).

Предусмотренная в законе система мер противодействия коррупции направлена на создание на государственной и муниципальной службе атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения.

В целях реализации данного положения закона предусматривается обязанность чиновников всех уровней представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи, а также наделение соответствующих должностных лиц правом запрашивать у правоохранительных и контролирующих органов информацию, подтверждающую достоверность представленных сведений. При этом невыполнение данного требования может явиться основанием для применения соответствующих санкций вплоть до освобождения должностного лица от занимаемой должности.

Кроме того, в законе реализована норма о запрете чиновникам после увольнения со службы устраиваться на работу в те коммерческие структуры, с которыми они были связаны по характеру предыдущей деятельности в государственных или муниципальных органах управления.

Важным нововведением является установление административной ответственности за коррупционные правонарушения для юридических лиц.

В законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию» зафиксированы, например, нормы, касающиеся упрощения процедуры привлечения к ответственности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, других государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, спецслужб и работников прокуратуры.

Кроме того, этим законом регламентируется порядок заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими, направленный на установление ограничений на трудоустройство чиновников в коммерческие структуры в течение двух лет после увольнения с государственной (муниципальной) службы.

После принятия первого антикоррупционного пакета Правительством Российской Федерации 6 марта 2009 года был согласован план подготовки проектов нормативных правовых актов по реализации законов. В соответствии с этим планом подготовлен ряд указов Президента Российской Федерации. Еще несколько указов находятся в процессе согласования (например, о порядке передачи ценных бумаг, акций в доверительное управление).

В июле 2009 года Государственная Дума приняла ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», который может стать мощным профилактическим антикоррупционным инструментом в средне- и долгосрочной перспективе.

На этом, разумеется, работа по приведению нашего законодательства в соответствие с международными антикоррупционными нормами и стандартами не заканчивается. Готовится второй антикоррупционный пакет – экономической направленности. Как я отмечал выше, в рамках выполнения рекомендаций ГРЕКО России предстоит внести дополнительные изменения еще в ряд действующих законов.

И мы, нотариат, не должны быть в стороне от решения комплексной государственной задачи – формирования эффективной системы профилактики и предупреждения коррупции. Предупреждение коррупции в России будет осуществляться путем выявления и устранения условий и причин, создающих и провоцирующих коррупцию.

Например, одна из важнейших задач, к решению которой может и должен быть подключен нотариат – обеспечение четкого контроля и прозрачности при сделках с недвижимостью. Необходимо разделить заключение сделки с недвижимым имуществом и государственную регистрацию.

Должен прямо сказать, что далеко не всем чиновникам, да и представителям бизнеса, сформировавшим за последние годы устойчивые коррупционные связи в министерствах и  ведомствах на региональном и федеральном уровне, нравятся эти нововведения, поскольку многие из них выбивают почву из-под нечистых на руку чиновников, лишают их привычного коррупционного приработка. Однако совершенно очевидно и другое: сегодня у российского руководства достаточно политической воли, чтобы продолжить и довести до успешного завершения начатую работу по выстраиванию целостной, последовательной и эффективной системы защиты государства и общества от коррупции.

 

Выступление на Собрании представителей нотариальных палат 19 ноября 2009 г.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100