Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Нотариус должен стать «душой» гражданского оборота

29.12.2009

В.В. Ярков, вице-президент Федеральной нотариальной палаты

 

Аннотация:

Выступление на Собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 19 ноября 2009 г.

 

Annotation:

Vladimir Yarkov. A notary must be a "soul" of the civil turnover

Speaking at a meeting of representatives of notary chambers of the Russian Federation November 19, 2009

 

Ключевые слова: нотариат, Федеральная нотариальная палата, закон "О нотариате и нотариальной деятельности в РФ", Собрание представителей нотариальных палат субъектов РФ

Keywords: notary, the Federal Notary Chamber, the Law on notaries and notarial activity in Russia, the Assembly of Representatives of notary chambers of the RF subjects

По поручению Правления ФНП хотел привлечь внимание к актуальным проблемам развития нотариата в связи с разработкой проекта Федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности.

Известна и много раз констатировалась недооценка потенциала нотариата как в целом в гражданском обороте и в сфере публичных правоотношений, так и при осуществлении судебной реформы.

В последние годы стало особенно очевидным, что сдерживающим фактором развития нотариата, одной из основных причин нашей невостребованности является слабое правовое регулирование нашей деятельности и в целом самого правового института нотариата. Скажем прямо, высокие должностные лица многих государственных органов, представители юридической науки, имеющие реальный вес и к мнению которых прислушиваются, говорят в унисон одно и то же – никто не будет иметь с нами дело и расширять нашу компетенцию без модернизации самого института нотариата, придания ему современного облика и принятия нового закона о нотариате, основанного на таких подходах.

И в этом заключается уникальность современного момента. Мы только что слушали выступления министра юстиции России А.В. Коновалова и заместителя министра юстиции России Ю.С. Любимова. Мы услышали прекрасные высказывания, которые содержат в себе суть концепции латинского нотариата, то, о чем говорится, к примеру, во Франции уже 200 лет и 16 лет нового развития нотариата в нашей стране. Можно, на мой взгляд, полностью подписаться под тем, что было произнесено руководителями Министерства юстиции России, поскольку все сказанное ими соответствует сути и духу латинского нотариата, потребностям развития российского общества и экономики нашей страны, заинтересованным в укреплении бесспорности отношений гражданского оборота, прав граждан и организаций посредством использования института нотариата.

Что является важным и наиболее значимым в разработке проекта нового закона и что потребуется от нас для нашего дальнейшего развития и повышения значимости института нотариата в правовой системе России?

Система нотариата должна совершенствоваться, чтобы соответствовать той планке, которой мы хотим соответствовать и быть способной к реализации полномочий, к которым мы стремимся. Поэтому необходим переход к более активной модели нотариата, которая не ограничилась бы возложением на нотариусов лишь удостоверительных функций. В рамках активной модели перед нотариатом ставится задача по комплексному оказанию юридической помощи всем заинтересованным участникам гражданского оборота на равных условиях, с наличием полномочий по сбору всех необходимых документов для совершения нотариального действия, проверки достоверности всего фактического состава путем активных действий, тем самым освобождения граждан и организаций от необходимости обращения к органам власти и различным посредникам за сбором документов.

К сожалению, модель, отраженная в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, отводит нотариусу промежуточное место в процессе совершения участниками гражданского оборота юридически значимых действий. В нашей действующей российской модели клиенты, собрав самостоятельно необходимые документы для совершения сделки, обращаются к нотариусу за ее удостоверением. В этой системе нотариус выполняет функции лишь одного из промежуточных звеньев в гражданском обороте, и поэтому всегда есть соблазн исключить его из этого процесса, либо сделать его факультативным звеном, что и произошло в конечном счете.

Современная модель нотариата, например, французская, устроена совершенно иначе. Нотариус не является просто промежуточным звеном в документообороте при совершении сделки, наоборот, он является «душой»  гражданского оборота, поскольку именно на нем лежит обязанность сбора необходимых документов, проверки фактических обстоятельств и создания аутентичного акта, обладающего при этих условиях особой доказательственной силой. Мне кажется, что такой порядок вещей является более рациональным, поскольку при нем исключение нотариуса из процесса совершения сделки невозможно ввиду того, что нотариус и является по сути дела ее творцом, выявляя волю сторон. Поэтому для нас насущным является наделение в законодательстве нотариуса правом не только запроса, но и личной проверки и правом непосредственного сбора необходимых документов для совершения нотариальных действий.

Отсюда вытекает решение такого вопроса, как восстановление нотариальных монополий. В этом случае нет смысла, да и необходимости бороться за восстановление старых и введение новых монополий нотариата, хотя отрицать их полезность и значимость я не стал бы.

Во-первых, в случае активной модели нотариата нотариус возьмет на себя множество функций, которые выполняют в настоящее время различные посредники, поэтому, наоборот, нотариус сам станет посредником между гражданами и государством. Осуществляя полномочия по сбору документов, проверке их достоверности, консультируя по всем аспектам возможности совершения нотариального действия, занимаясь работой по передаче документов и получению их с регистрации, нотариус тем самым освободит клиентов от необходимости обращения как к разным государственным органам, органам местного самоуправления, так и риелторам, другим посредникам. В этом аспекте, среди прочего,  активная модель нотариата способствует снижению уровня коррупции и реализации для граждан известного принципа «одного окна», которым и будет нотариус.

Во-вторых, такая деятельность будет для нотариуса не гражданско-правовым посредничеством, а деятельностью, основанной на его публично-правовых полномочиях, делающая для граждан совершение юридических действий более удобным и комфортным. Не будем бояться таких слов, поскольку цена квалифицированной правовой помощи, освобождающей граждан от хождения по организациям, достаточно велика и значима.

В-третьих, если обращение к нотариусу в силу удобства для граждан освободит  их от необходимости самостоятельного сбора документов, то, будучи соединенным с гарантиями официальности и публичности нотариального акта, создаст решающий стимул для обращения к нотариусу. Ведь обращение к нотариусу у наших зарубежных коллег чаще всего основано не на законодательной монополии, хотя и она имеет порой место по ряду действий. Такое обращение к нотариусу объясняется удобством и выгодой, которую дает нотариальный акт как гарантия его достоверности, доказательственной и исполнительной силы, в силу чего и нет смысла бороться за введение нотариальной монополии. Определяющим при выборе нотариальной формы является тот комплекс правовых услуг, который способен оказать нотариус в отличие от представителей других юридических профессий. Все это соединяется также с фиксированными размерами нотариальных тарифов, их организованностью в корпорацию публичного права, коллективными гарантиями возмещения ущерба от ошибок нотариуса.

Разумеется, важно отразить в новом законе права нотариуса по запросу всей необходимой информации и личному сбору документов, которые он также бы мог осуществлять через сотрудников своей нотариальной конторы, такова в этом направлении и современная зарубежная практика.

Поэтому можно выделить следующие концептуальные положения разрабатываемого закона о нотариате, которые уже отражены в Концепции закона.

Во-первых, это переход к модели нотариата европейского типа, сопровождающего развитие реформ, для того, чтобы уйти от чисто удостоверительной модели нотариата, от нотариуса-бюрократа, проверяющего документы, к нотариусу, осуществляющему комплексное юридическое обслуживание граждан и организаций.

Во-вторых, определение статуса нотариуса как представителя государства, наделенного публично-правовыми полномочиями от имени государства. Это будет проецироваться на систему допуска к профессии, контроля за ее прохождением и системой освобождения от должности.

В-третьих, необходимый элемент нотариата современного типа – усиление гарантий нотариальной деятельности, которые будут выражаться как в усилении процессуальной составляющей работы нотариуса, так и повышении уровня имущественных гарантий за ошибки нотариуса.

В-четвертых, важный момент – обеспечение с помощью нотариата прозрачности отношений гражданского оборота и с этой целью принятие на себя нотариусом некоторых полномочий налогового агента, расширение возможностей использования депозитного счета нотариуса для расчетов по удостоверенным нотариусом сделкам.

В-пятых, в связи с вниманием к вопросам медиации и предупредительного правосудия, предупреждения возникновения споров и снижения нагрузки на суды в полной мере необходимо урегулировать работу нотариуса как особую примирительную процедуру, в которой нотариус выполняет на основе возложенных на него законом полномочия посредника (медиатора) в сфере гражданских и семейных отношений.

На этой основе, в-шестых, можно ставить вопрос об особой доказательственной и исполнительной силе нотариального акта, что позволит использовать концепцию особой силы нотариальных актов как квалифицированных доказательств и придать исполнительную силу большему числу нотариальных актов.

Важное направление нотариальной реформы – соединение возможностей современных информационных технологий и потенциала нотариата, закрепленное в законодательстве, что позволит нам также успешнее продвигаться вперед.

Это ключевые моменты нотариальной реформы, которые позволят расширить компетенцию нотариуса в целях защиты прав, помощи судам, сделают нотариат удобным для участников гражданского оборота, а обращение к нотариусу станет более выгодным, чем совершение актов в простой письменной форме. В результате гражданский оборот будет юридически более безопасным и цивилизованным. Юридическая же безопасность – это категория экономическая, поскольку без нее поступательное развитие нашей страны будет сложным. Модернизация института нотариата и придание ему активного статуса позволят придать нотариусу активный статус и функцию реального обеспечения юридической безопасности участникам гражданского оборота.

В этом случае нотариат будет рассматриваться не как некий административный барьер, препятствующий свободному движению гражданского оборота, а, наоборот, как его мотор, который позволяет более быстро, эффективно и юридически безопасно совершать юридически значимые действия. Это особенно важно в современных  условиях, когда нотариат работает  по многим действиям в условиях реальной конкуренции. В такой ситуации мы станем конкурентоспособной профессией, способной на равных конкурировать с представителями других юридических и не юридических профессий в гражданском обороте.

Таким образом, будущее у нотариата в России, несомненно, есть, но у нотариата другого, который меняется, способен ответить упреждающе на вызовы, которые ему бросает изменяющаяся политико-правовая ситуация, новые социально-экономические реалии России, новые потребности гражданского оборота.

Такие подходы разделяются видными правоведами нашей страны. Так, в конце октября этого года по поручению Марии Ивановны Сазоновой я был два дня в Париже с Советником Президента России по правовым вопросам и руководителем Исследовательского центра частного права профессором В.Ф. Яковлевым. Профессор В.Ф. Яковлев решил ознакомиться с моделью французского нотариата и его ролью в гражданском обороте для целей совершенствования российского ГК и в целом гражданского законодательства. Его вывод заключается в следующем. При наличии шагов по внутреннему реформированию системы нотариата и изменению наших функций возможно и желательно более активное использование нашего института в гражданском обороте нашей страны.

В настоящее время есть не только объективные предпосылки расширения роли нотариата в гражданском обороте, связанные с реформированием гражданского законодательства, законодательства о регистрации и реализацией проекта «электронного правительства». Есть и важнейшие субъективные предпосылки, без которых любые самые лучшие ожидания не сбудутся. О чем речь? Мы видим с вами тот высокий авторитет в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в общественных органах, особенно Ассоциации юристов России,  которым обладает наш президент Мария Ивановна Сазонова. Все они очень положительно отзываются о деловых и личных качествах Марии Ивановны, о ее авторитете в качестве руководителя ФНП. Впервые на собрании ФНП присутствуют министр юстиции России, руководители комитетов Государственной Думы Федерального Собрания. Поэтому я полагаю, что нам всем надо активно поддержать усилия нашего президента по реализации программы реформирования работы как ФНП, системы нотариата, так и работы над новым законодательством, которое будет сопровождать нотариат России в ХХI веке, т.е. те положения, которые Мария Ивановна изложила в своем докладе.

Сегодня у нотариата России есть уникальный шанс по модернизации, основанный на востребованности и полезности нотариата для нашего общества и государства, на объективной необходимости нотариальных функций для гражданского оборота. Поэтому задача нотариального сообщества – объединить усилия для работы по достижению общих целей.

 

Выступление на Собрании представителей нотариальных палат 19 ноября 2009 г.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100