Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Институты саморегулирования и самоорганизации начинают эффективно работать

29.12.2009

В.Н. Плигин,

председатель Комитета Государственной Думы по конституционному

законодательству и государственному строительству

 

Аннотация:

Выступление на Собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 19 ноября 2009 г.

 

Annotation:

Vladimir Pligin. Institutes of self-regulation and self-starting work effectively

Speaking at a meeting of representatives of notary chambers of the Russian Federation November 19, 2009

 

Ключевые слова: нотариат, Федеральная нотариальная палата, Собрание представителей нотариальных палат субъектов РФ

Keywords: notary, the Federal Notary Chamber, the Assembly of Representatives of notary chambers of the RF subjects

Одной из основных проблем современного этапа развития России стало неконтролируемое нарастание объемов государства. В первую очередь за счет расширения чиновничьего аппарата. Граждане все чаще вступают во взаимодействие с чиновниками того или иного ранга, катастрофическими темпами и объемами растет документооборот. И, как следствие, растет количество судебных дел. Что также является критерием роста объема государства.

В этом году в Российской Федерации будет рассмотрено порядка 20 млн. исков. В производстве в Федеральной службе судебных приставов – 36 млн. исполнительных дел. Все эти цифры неоднозначны, многие из них откровенно лукавы, но ясно одно: они совершенно не вяжутся с теми зада чами, котор ые должно решать государство.

Например, сегодня в мировых судах, судах общей юрисдикции и в исполнительном производстве находится примерно 13 млн. дел, чья стоимость не превышает 500 рублей. Притом что заработная плата госслужащих, к коим относятся и персонал судебных органов, и судебные приставы, от 23 до 27 тысяч рублей. Минимальная стоимость одного дела испо лнительного производства – 2 500 рублей. Простой экономический подсчет показывает: перегруженность судов обходится государству в кругленькую сумму. И в этой связи нам необходимо использовать любые формы самоорганизации общества.

Государство готово активно сотруд ничать с нотариатом для того, чтобы снизить неоправданную нагрузку на судебную систему и госаппарат. Поэ тому мы кра йне заинтере сованы в том, чтобы Федеральная нотариальная палата оперативно и эффективно решала вопросы организации нотариального процесса, в том числе в регионах.

Второй аспект, о котором хотелось бы сказать: в настоящий момент о бщество поразил криз ис доверия . Недостаток доверия к нотариусам – одно из проявлений этого кризиса. Законодательные, исполнитель ные органы вл асти, правоохранительная систем а находятся в том же положении. Единого рецепта по преодолению подобных негативных явлений для всех быть не может. Сегодня нотариату важно достучаться до людей, донести до них мысль о том, что «черные нотариусы», о которых так часто говорили, остались в прошлом. Это явление оказалось вытеснено самим сообществом, потому что честно работать выгоднее.

Следу ющий момен т. Мы пригла шаем Федеральную пала ту к участию в законодательной деяте льности. В соответствии с решением Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному устройству в настоящее время те законодательные акты, которые каса ются нотариат а, не будут рассматриваться без определения позиции Федеральной па латы. При этом хотел бы подчеркнуть : позиции могут не совпадать, но, тем не менее, мы активно работаем. Например, в отношении крайне сложного как с точки зрения структуры, так и общественного резонанса проекта закона «О порядке организации государственных муниципальных услуг». Он будет регулировать оказание примерно 2 600 государственных федеральных услуг, 200 услуг субъ ектов Российской Федерации и значительное число услуг органов власти муниципальных образований. Среди актуальных идей и такая, как выдача заграни чного пасп орта нотариусами. Соответственно описана технология, утверждены стандарты. Убежден, что это важное дело как для нотариального сообще ства, так и для граждан. Тем самым мы практически сводим на нет деятельность организаций-посредников, принадлежащих государственным органам, а кое-где и чиновникам, навязывающим гражданам ненужные услуги.

Кроме того, сегодня идет активный диалог с исполнительной властью о расширении полномочий нотариуса в сфере гражданского оборота, о расширении спектра услуг. Мы в принципе готовы возвратиться к диалогу по поводу депозитов нотариусов. То есть к упр ощению процедуры регулирования взаимоотношений должников и кредиторов. Правда , мы, конечно же, помним о том, что в свое время с использованием депозита нотариуса были совер шены хищени я огромных денежных су мм при банкротстве одного из ведущих банков Российской Федерации. Но прошлым все время жить нельзя. Тем более, что частные случай не должны влиять на отношение к сообществу в целом.

Последний аспе кт, на который я бы хотел обратить внимание: наращивание электронной базы и у частие в IT-проектах, реализуемых в настоящий момент. Беспокоит  следующее обстоятельство – защита персональных данных.  Поэтому любое расширение участия нотариуса в электронном документообороте должно сопрягаться с выполнением требований закона о защите персональных данных. Это кра йне серьезный вопрос, и здесь государство и общество не должны остаться безразличными.

И в заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что ваши институты саморегулирования и самоорганизации начинают, на мой взгляд, эффективно работать. И законодательная власть готов а с вами сотрудничать.

 

Выступление на Собрании представителей нотариальных палат 19 ноября 2009 г.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100