Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Высокие государственные технологии

10.11.2009

А.С. Лацейко,

директор Фонда развития правовой культуры

 

Аннотация:

Анализ степени готовности министерств и ведомств Российской Федерации предоставления государственных услуг в электронном виде.

 

Annotation:

Alexey Laceyko. High state of technology

An analysis of the readiness of ministries and departments of the Russian Federation government services electronically.

 

Ключевые слова: информационные технологии, предоставление государственных услуг в электронном виде, электронное правительство, электронные услуги

Keywords: information technology, public service delivery in electronic form, electronic government, electronic services

«В случаях, когда для реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, в частности для исполнения поручений, необходимо получение информации, заключений, экспертиз от других федеральных органов исполнительной власти, заинтересованный федеральный орган исполнительной власти направляет в соответствующий федеральный орган исполнительной власти запрос в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного документооборота…».

 

Таким предложением начинается одно из последних постановлений Правительства России. Документ вносит изменения в Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Принятый еще 2005 году регламент стал в свое время одним из серьезнейших шагов государства по активизации процесса создания электронного правительства.

 

Изменения этого года коснулись в основном технической стороны документа. На языке специалистов это, скорее, можно назвать «точной настройкой». Оттачивая тот или иной процесс электронных технологий, правительство медленно, но верно преодолевает главное препятствие в их внедрении – недружественное отношение бюрократического аппарата.

 

Такое отношение чиновничества не является исключительно российской национальной чертой. Опыт внедрения подобных систем ясно свидетельствует о схожих проблемах и в других государствах. Тем не менее 60-е место из 192 (см. табл. 1) как раз перед ЮАР и Венесуэлой никак нельзя назвать достойным нашего государства положением.

 

Таблица 1

Рейтинг стран по степени готовности

Место

Страна

1

Швеция

2

Дания

3

Норвегия

4

США

5

Нидерланды

6

Республика Корея

7

Канада

8

Австралия

9

Франция

10

Великобритания

---------

--------------------------------

58

Андорра

59

Коста-Рика

60

Россия

61

Южная Африка

62

Венесуэла

63

Маврикий

Источник: UN E-Government Survey 2008.

 

Эта таблица явственно дает понять, что технологии для внедрения подобных систем давно наработаны.

В мире элементы электронного правительства активно развиваются уже многие годы. В большинстве европейских стран через Интернет можно оформлять широкий спектр справок и выписок. Без личного похода к чиновнику можно получать лицензии или оформить пособия. В большинстве развитых странах практикуется онлайн общение с представителями власти.

 

Руководство и нашей страны с разных трибун с завидной регулярностью заявляет о необходимости развития современных технологий взаимодействия граждан с властью. Демонстрация Дмитрием Медведевым собственного глубокого знания современных технологий не оставляет сомнений в серьезности намерений власти на воплощение этих идей. Возникает вопрос, куда же мы в таком случае продвинулись? Как резко высказался на одном из недавних совещаний сам Президент России: «Да ни фига мы не продвинулись!»  Поводом для критики стало появление у Министерства связи и массовых коммуникаций плана действий «по переходу к исполнению государственных функций в электронном виде». Разработки подразумевают, что уже в 2011 году более 70 услуг граждане смогут получать от государства в электронном виде. Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд, ГИБДД, Федеральная миграционная служба, другие министерства и ведомства должны будут внедрить системы, позволяющие легко получать справки и документы со своего домашнего компьютера (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Перечень некоторых государственных услуг для предоставления в электронном виде начиная с 2011 года

Услуга

Ответственные исполнители

Способ получения услуги с использованием информационных  и телекоммуникационных технологий

Регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним

Министерство внутренних дел

Подача через сеть Интернет заявления  с приложением

 электронных документов, получение уведомления о результате рассмотрения заявления, в котором предоставляется возможность выбора места и времени для совершения необходимых регистрационных действий, уплата государственной пошлины

Предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения

Министерство внутренних дел

Получение гражданами через сеть Интернет информации о наложенных взысканиях за нарушения Правил дорожного движения, распечатка штрафных квитанций с заполненными реквизитами, уплата штрафов

Государственный технический осмотр транспортных средств

Министерство внутренних дел

Подача через сеть Интернет заявления с приложением электронных документов, получение уведомления о результате рассмотрения заявления, в котором предоставляется возможность выбора места и времени для прохождения государственного технического осмотра, уплата государственной пошлины

Таможенное оформление товаров

Федеральная таможенная служба

Подача через сеть Интернет заявления с приложением электронных документов, получение итогового документа

Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

Федеральная служба по труду и занятости

Подача через сеть Интернет заявления с приложением электронных документов, получение итогового документа, получение социальных выплат

Регистрация лекарственных средств

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Получение информации по запросам, по регистрации лекарственных средств, получение уведомления о ходе рассмотрения документов, представленных для регистрации, получение информации о зарегистрированных лекарственных средствах

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Подача через сеть Интернет заявления с приложением электронных документов, получение официального итогового документа, уплата в электронном виде платежей

Постановка объектов недвижимости на государственный кадастровый учет

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Подача через сеть Интернет заявления с приложением электронных документов, получение уведомления о проведении кадастрового учета объектов недвижимости, получение официального документа о результатах постановки на кадастровый учет

Выдача специальных разрешений на международную автомобильную перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Федеральное дорожное агентство

Подача через сеть Интернет заявления о выдаче разрешения с приложением электронных документов, уплата платежей, получение уведомления о принятом решении о выдаче разрешения, получение приглашения для получения разрешения (с указанием времени и порядка приема)

Организация выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации

Федеральная миграционная служба

Подача через сеть интернет заявления о выдаче разрешения с приложением электронных документов, уплата платежей, получение уведомления о результате рассмотрения заявления, получение разрешения

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Федеральная миграционная служба

Подача через сеть Интернет заявления о регистрации по месту пребывания и месту жительства с приложением электронных документов, получение уведомления о результате рассмотрения заявления, получение регистрации по месту пребывания или месту жительства с приложенными электронными документами

Оформление, выдача, замена и учет паспортов гражданина Российской Федерации, иных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации

Федеральная миграционная служба

Подача через сеть Интернет заявления о выдаче, замене паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) с приложением электронных документов, уведомление о результате рассмотрения заявления, приглашение для получения паспорта, уплата платежей

Оформление приглашений на въезд в Российскую Федерацию, а также принятие решения о выдаче виз иностранным гражданам и лицам без гражданства

Министерство иностранных дел

Подача через сеть Интернет заявления о приглашении (выдаче визы) с приложением электронных документов, уплата платежей, получение уведомления о результате рассмотрения заявления

Источник: распоряжение Правительства РФ от 25 июня 2009 г. № 872-р.

 

Стоит заметить, что и сегодня есть отдельные примеры успешных разработок. Одним из наиболее показательных считается налаживание электронной системы удаленной сдачи документов в налоговые органы, которой в настоящее время пользуются сотни тысяч юридических лиц. Многие ведомства по своей инициативе создают так называемые электронные приемные (например, такая услуга есть на веб-сайте Россельхознадзора), когда любой гражданин может через Интернет напрямую обратиться к руководителям госструктуры.

 

Но подобные примеры – это, скорее, единичные случаи. В целом же ситуация с созданием механизмов электронного правительства в России плачевная. Согласно недавнему исследованию российского Института развития информационного общества (ИРИО) сегодня госучреждения не справляются с предоставлением даже элементарной информации своим гражданам. Так, места приема граждан приведены на веб-сайтах 44 федеральных органов исполнительной власти (52% от общего числа), а графики работы подразделений, осуществляющих прием граждан, указаны только для 21 ведомства (25% от общего числа). Другие цифры тоже не очень радуют: возможность загрузки бланков документов реализована для 43 ведомств (51% от общего числа), при этом онлайн-передача заполненных форм предусмотрена только для пяти ведомств (6% от общего числа), а транзакционные услуги реализованы только на трех сайтах ведомств (см. табл. 3).

 

Таблица 3

Пять лучших и пять худших российских государственных министерств и ведомств по степени развитости предоставления электронных услуг

Место в рейтинге

Организация

Адрес веб-сайта

1

Федеральная налоговая служба

www.nalog.ru

2

Федеральная таможенная служба

www.customs.ru

3–4

Министерство связи и массовых коммуникаций

http://minsvyaz.ru

3–4

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

www.fsvps.ru

5

Министерство природных ресурсов и экологии

www.mnr.gov.ru

80–81

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

www.fstec.ru

80–81

Главное управление специальных программ Президента РФ

www.gusp.gov.ru

82

Министерство энергетики

http://minenergo.com

83

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

Нет сайта

84

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Нет сайта

Источник: исследование Института развития информационного общества.

 

Такой взгляд на работу с высокими технологиями наших государственных ведомств делает призрачными планы внедрения новых электронных услуг уже в 2011 году. Однако, по мнению экспертов, зачастую именно авральные методы работы приводят к значимым результатам.

 

Помимо сжатых сроков реализации, участники рынка указывают и на другие проблемы внедрения механизмов электронного правительства в России. Существенный момент – отсутствие единых стандартов формирования электронных услуг разными государственными ведомствами.

«До настоящего времени не разработана и не утверждена единая архитектура электронного правительства, которая должна официально зафиксировать структуру электронного правительства Российской Федерации и набор руководств, политик, стандартов, технических решений», – говорится в упомянутом выше докладе Института развития информационного общества.

 

Но главное, на что указывают участники рынка, – это скрытое сопротивление всей государственной системы внедрению электронного правительства. Ведь информационные технологии позволят более эффективно управлять госструктурами, отслеживать и выявлять виновного в задержке оформления документов, исчезнет и почва для коррупции.

 

Именно поэтому к механизмам электронного правительства отмечается пристальное внимание во всем мире. Ведь внедрение современных информационных технологий в сферу госуслуг позволяет вывести их на принципиально новый уровень. В контексте работы наших госструктур этот процесс становится жизненно необходим. 

И если первые лица исполнительной власти на деле займут более жесткую политическую позицию, то в России электронное правительство может появиться уже в обозримом будущем.

 

  

Показательные примеры электронного правительства в мире

 

Веб-сайт бразильского парламента дает возможность гражданам участвовать в дебатах через Интернет. Правительство Бразилии также предлагает гражданам электронную платформу для общения между членами парламента и гражданами через чаты и форумы.

 

• В Южной Корее, в городе Чунчеон, граждане имеют прямой доступ к мэру города через официальный сайт. Они могут высказать свои замечания и предложения по вопросам развития города, а также принять участие в формировании городского бюджета.

 

• Запущенный в 2006 году проект «Европейские дебаты» предлагает гражданам ЕС поделиться своими мыслями, опасениями, предложениями относительного будущего Европейского союза. Проект доступен на 24 языках стран ЕС.

 

• В марте 2003 года Правительство Сингапура ввело для граждан страны индивидуальные карточки (SingPass), содержащие идентификационный код и пароль, с помощью которых можно воспользоваться перечнем из 370 государственных электронных услуг.

 

• Правительство Ирландии создало единый портал для взаимодействия с бизнес-структурами. Портал предлагает компаниям информацию о проводимых тендерах, инвестиционных проектах и других возможностях развития бизнеса в стране. По желанию можно получать свежую информацию по электронной почте о новых возможностях сотрудничества с госструктурами.

 

Источник: UN E-Government Survey 2008.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100