Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

О преподавании специального курса «Нотариат» в высших учебных заведениях

09.09.2009

С.И. Суслова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры  гражданского права и процесса Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск

 

В одном из учебников по нотариату сформулирована следующая мысль: «введение в программу специального курса “Нотариат в Российской Федерации” свидетельствует о повышении значения нотариата в системе органов государства и его правоохранительной функции»[1]. На сегодняшний день можно говорить и об обратном. Наличие в учебных планах высших учебных заведений специального курса «Нотариат» говорит об уровне подготовки и знаний студентов юридических факультетов, об их способности оценивать сложившуюся правовую систему в комплексе, понимать значимость нотариальной деятельности в современном гражданском обороте. Вместе с тем преподавание указанной учебной дисциплины имеет свои характерные особенности, о которых и хотелось бы поговорить в рамках данной работы.

На сегодняшний день в вузах страны, где есть юридические факультеты, используются различные названия специального курса: «Правовые основы нотариальной деятельности», «Нотариат», «Нотариат в Российской Федерации», «Нотариальная деятельность», «Нотариальное право» и другие[2]. В связи с тем, что курс «Нотариат» не включён в качестве обязательной дисциплины, существуют заметные отличия и в объеме часов, отводимых на её изучение. Так, в одних вузах преподавание ограничивается только лекционным курсом, в других существуют в достаточном объёме и семинарские занятия.

Названия учебной литературы также не отличается единообразием. Если не говорить о работах, посвящённых более глубокому изучению отдельных тем (например, нотариат и международное право; нотариат и наследственные правоотношения и др.[3]), то рекомендуемая студентам литература свидетельствует о том, что отсутствует единство взглядов даже среди корифеев.

Наверное, не является определяющим полное единообразие в формулировании названия данного спецкурса и самоцелью приведение учебной литературы к какому-то общему знаменателю. Однако думается, что выработка единообразного подхода позволит более серьёзно говорить и о претензиях на дальнейшее развитие нотариального права как науки, учебной дисциплины, а также на более чёткое формирование и обособление общественных отношений, регулируемых законодательством о нотариате, и определения места нотариата в системе российского права.

Единообразие, на наш взгляд, абсолютно правильное с методической точки зрения, касается курсов, на которых данный предмет изучается студентами. В основном справедливо полагается, что курс нотариата должен преподаваться на старших курсах (это должен быть четвёртый или пятый курс) в связи с его спецификой. Специфика эта проявляется в следующем.

1. Нотариат является дисциплиной, которую традиционно рассматривали в глубокой взаимосвязи с гражданским процессом. Это подчеркивается процессуальной направленностью норм законодательства о нотариате. Подтверждает эту позицию и анализ учебной литературы по данному вопросу. Большинство учебников по гражданскому процессуальному праву, а также вопросы, выносимые на итоговый контроль по данной дисциплине, в той или иной мере содержат темы, связанные с нотариальной деятельностью. В тестах по дисциплине «Гражданское процессуальное право», предлагаемых студентам при лицензировании, аттестации и аккредитации вузов, также присутствует значительный объём вопросов, затрагивающих тематику спецкурса «Нотариат». Думается, что такая ситуация вряд ли оправдана на сегодняшний день. Большинство вузов с высокой репутацией давно ввели в свои учебные планы спецкурс «Нотариат», и в связи с этим при изучении гражданско-процессуального права многие преподаватели сознательно акцентируют внимание студентов на основные вопросы дисциплины «Гражданское процессуальное право», абсолютно справедливо полагая, что особенности нотариального производства им будут даны в рамках специальной дисциплины.

2. Изучение нотариата на старших курсах юридических факультетов предопределено также тем обстоятельством, что в его основе лежит необходимость в достаточно глубоких и обширных знаниях по дисциплинам материального и процессуального права. Невозможно в полной мере освоить студентами курса «Нотариат» без следующего.

·        Усвоение тем «Оформление наследственных прав», «Удостоверение завещаний», «Принятие мер к охране наследственного имущества»[4] невозможно без предварительного изучения студентами данных вопросов как минимум в курсе «Гражданское право (Особенная часть)», а в идеальном варианте – без прослушивания специального курса «Наследственное право РФ».

·        Полноценно раскрыть тему «О месте нотариата в правовой системе России» невозможно без наличия у студентов представлений о правовой системе России в целом, о судебной системе, в частности, что усваивается в полной мере после изучения курсов «Правоохранительные органы», «Гражданское процессуальное право».

·        Тема «Выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов» не будет уяснена студентами полностью без знаний норм о совместной собственности из курса «Гражданское право (Общая часть)», а также без знаний курса «Семейное право».

·        Невозможно представить себе полное и всестороннее изложение темы о совершении нотариусом протеста векселя, а также предъявления чека к платежу и удостоверение неоплаты чека при отсутствии у студентов знаний о понятии и видах ценных бумаг, которые освещаются в рамках курсов «Гражданское право (Общая часть)», «Гражданское право (Особенная часть)», а также в специальных курсах «Рынок ценных бумаг» и аналогичных.

Продолжать подобное перечисление можно достаточно долго. Мысль, которую необходимо в итоге сформулировать, сводится к следующему. Специальный курс «Нотариат» не должен подменять собой восполнение у студентов пробелов знаний в области материального права[5], а должен быть направлен на углубление их знаний в этих вопросах с точки зрения процедуры нотариального производства и технических действий нотариуса при их совершении, порядка, сроков, возможных упущений и злоупотреблений и т. д. То есть, например, раскрывая тему «Удостоверение завещаний», вряд ли целесообразно тратить время на анализ существующих и закреплённых частью третьей ГК РФ форм завещаний, что и так должно быть хорошо известно студентам старших курсов. Следует акцентировать внимание на процедуре удостоверения, что имеет право потребовать нотариус при совершении данного нотариального действия, а что нет; чем отличаются процедуры удостоверения различных форм завещаний; какие могут возникнуть трудности и правовые коллизии при удостоверении завещаний, обращать внимание на различия в текстах удостоверительных надписей при совершении данного нотариального действия и т. п. К сожалению, и в большинстве учебников по нотариату также прослеживается тенденция к «повторению пройденного», когда целые разделы или их части представляют собой тексты ГК РФ, СК РФ и других нормативно-правовых актов. Особенно это касается разделов о проверки дееспособности лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, об удостоверении завещаний, об удостоверении иных сделок и некоторых других. Как уже было сказано выше, такая позиция не представляется правильной.

Ещё одним из вопросов, на которые хотелось обратить внимание в данной работе, является вопрос о возможности и необходимости использования так называемых интерактивных методов[6] в преподавании специального курса «Нотариат». Об использовании этих методов в последние годы говорят достаточно много и подробно, хотя автор данной работы полагает, что их использование имело место на протяжении всего периода существования в России высших учебных заведений. Наряду с так называемыми традиционными методами ведения занятий: чтение лекций, ответы студентов на вопросы на семинарских занятиях, – большинство преподавателей в той или иной мере постоянно использовали и используют демонстрационные материалы, метод мозгового штурма, работу в малых группах, ролевые (деловые) игры и другие. Другое дело, что говорить сегодня нужно все-таки о комбинировании сложившихся и используемых методов преподавания – и классических, и интерактивных. Думается, что перевес и в ту, и в другую сторону чреват некачественными знаниями у студентов. Приходилось слышать высказывания студентов, занимающихся у преподавателя, использующего исключительно интерактивные методы преподавания, следующего содержания: «весь семестр играли в игры, было интересно, но теперь не знаю, как сдавать экзамен». Наверное, все-таки в комбинации «традиционных» и интерактивных методов должна быть найдена золотая середина. Сказанное имеет непосредственное отношение и к преподаванию специального курса «Нотариат». Здесь хотелось бы высказать следующие положения.

Во-первых, полагаю, что более глубокие возможности для использования интерактивных методов преподавания предоставляют именно дисциплины процессуальной направленности. Это подтверждается и тем обстоятельством, что большинство научных статей по данному поводу принадлежат именно процессуалистам[7]. Значительно проще обыграть в юриспруденции какую-то практическую ситуацию именно на таких предметах, как «Гражданское процессуальное право», «Уголовно-процессуальное право» и аналогичных, чем на дисциплинах материального права. Невозможно, например, представить себе деловую игру по теме «Гражданское правоотношение». При преподавании специального курса «Нотариат» достаточно легко могут быть использованы как раз интерактивные методы работы со студентами:

·        мозговой штурм (например, на одном из первых лекционных занятий предложить студентам перечислить все нотариальные действия, которые они знают (думают, что знают); разделив доску на две половины, предложить назвать черты, характеризующие нотариат – публичные и частные и т.п.);

·        работа в малых группах (например, одна группа доказывает необходимость сохранения института государственного нотариата, другая обосновывает обратную позицию; одни аргументируют в пользу возвращения обязательного нотариального удостоверения сделок с жилыми помещениями, другие формулируют аргументы против и т.п.);

·        деловые игры (примерные темы: организация проверки нотариальной палатой порядка ведения частным нотариусом нотариального делопроизводства; совершение нотариусом мер по охране наследственного имущества; порядок и основания отказа в совершении нотариального действия; обжалование отказа в совершении нотариального действия и др.).

Во-вторых, традиционные методы в преподавании специального курса «Нотариат» также востребованы и необходимы. Особенно если учебный план не предполагает наличие семинарских занятий. В рамках лекционного курса необходимо объяснить фундаментальные понятия, сформировать у студентов общее представление об изучаемой учебной дисциплине, определить понятие и систему нотариата. Эти и ряд других вопросов могут вполне быть изложены путем проведения классической лекции с использованием методов демонстрации (таблиц, статистических данных, обзоров и т.п.).

В-третьих, необходимо делать акцент на практическую направленность данного спецкурса. Следует дать возможность студентам поработать с конкретными нотариальными документами, показать им, как выглядят удостоверительные надписи, выдаваемые нотариусами свидетельства, как составляются акты о протесте векселя и т.п. В отличие от предмета «Гражданское процессуальное право», где посещение судебного заседания –один из самых запоминающихся для студентов моментов, в специальном курсе «Нотариат» представить себе явку группы студентов в нотариальную контору практически невозможно. Это связано и с технической сложностью (размером нотариальной конторы), а самое главное – с нотариальной тайной. Выход из этой ситуации видится только один – приглашать на лекционные и семинарские занятия самих нотариусов, которые как никто другой могут поделиться со студентами своим практическим опытом и дать наглядное представление о работе нотариусов. В этой ситуации остаётся надеяться, что нотариусы не будут уклоняться от подобных просьб, а поддержат престиж и значимость нотариата в современной России.

Безусловно, преподавание специального курса «Нотариат» вызывает ещё достаточно большое количество иных проблем, с которыми сталкиваются те, кто входят в студенческие аудитории. Полагаем, что данная тема вызовет интерес и станет предметом дальнейшего обсуждения.

 



[1] Нотариат в Российской Федерации: учебник / Ю.Н. Власов, В.В. Калинин. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 5.

[2] Даются названия спецкурсов, используемые в ГОУ ВПО г. Иркутска (Байкальский государственный университет экономики и права, филиал Российской правовой академии Минюста РФ, филиал Российской академии правосудия), а также данные сети Интернет по другим вузам страны (например, www.usla.ru – Уральская государственная юридическая академия).

[3] Перечисление всех аналогичных изданий не имеет значения в рамках данной работы. Вот некоторые из них: Остапюк Н.И. Нотариальная защита прав граждан на имущество, переходящее в порядке наследования. – М.: Юрлитинформ, 2008. – 248 с.; Горбункова И.М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений // КонсультантПлюс Версия Проф.

[4] Используется названия этих тем, даваемых в различных учебных пособиях и учебниках.

[5] Хотя, безусловно, сам факт преподавания данных тем автоматически влечёт закрепление и повторение студентами этого материала. Речь идёт о правильной расстановке акцентов.

[6] Интерактивное обучение – это совместное проблемное обучение через действие. Такое определение дано в статье Гутникова А.Б. О понятии интерактивных методов проведения занятий // Использование интерактивных методов в преподавании юридических дисциплин. Сборник статей и методических материалов / Отв. ред. д.ю.н. Л.А. Воскобитова. – М.: МГЮА, 2006. – С. 24.

[7] См., например, Гражданский процесс: наука и преподавание / Под ред. М.К. Треушникова, Е.А. Борисовой – М.: ОАО «Издательский Дом “Городец”», 2005. – 416 с.; Использование интерактивных методов в преподавании юридических дисциплин. Сборник статей и методических материалов / Отв. ред. д.ю.н. Л.А. Воскобитова. – М.: МГЮА, 2006. – 274 с.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100