Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Правовые особенности приобретения статуса члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

06.05.2009

А.И. Бутовецкий,

юрист, начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Комитета по управлению муниципальным имуществом Дмитровского муниципального района Московской области

 

С приобретением статуса члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон) связывает следующие необходимые условия:

• наличие гражданства Российской Федерации (хотя Закон не отрицает возможность участия в объединениях иностранных граждан и лиц без гражданства);

• достижение определённого возраста (18 лет для членов некоммерческого товарищества, 16 лет для членов кооператива);

• наличие прав на земельные участки в границах садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

При изучении вопроса о юридической связи между приобретением статуса члена соответствующего объединения и приобретением имущественных прав на садовые, огородные либо дачные земельные участки необходимо учитывать следующее.

Как указано в п. 1 ст. 18 Закона, гражданин может являться членом некоммерческого объединения тогда, когда «имеет земельный участок в границах такого объединения». Напомним, что в соответствии со ст. 1 Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнёрство) – это некоммерческая организация, учреждённая гражданами на добровольных началах для содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Таким образом, данное объединение является, прежде всего, юридическим лицом, что подтверждается п. 2 ст. 6 и ст. 17 Закона. При этом законодатель говорит о существовании «границ юридического лица», а именно «границ садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан».

Как предусмотрено Гражданским кодексом РФ, юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Определения границ юридического лица ни ГК РФ, ни прочие федеральные законы не содержат. Аналогичные противоречия относятся и к понятию «территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения», упоминающемуся в нормах закона, посвящённых разработке и утверждению проекта организации и застройки территории объединения (ст. 32 Закона).

Вместе с тем к участникам правоотношений законодательство относит таких субъектов гражданского права, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (п. 1 ст. 2, ст. 124, 125 ГК РФ), которые не являются юридическими лицами. Однако, участвуя в гражданских правоотношениях в качестве субъектов гражданского права, они применяют нормы, предназначенные для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Многие авторы отмечают, что в гражданском законодательстве, в том числе и в ГК РФ, а также в иных нормативных актах имеются правовые нормы, посвящённые исключительно государству, государственным и муниципальным образованиям.[1] В Гражданском кодексе РФ это нормы о праве государственной и муниципальной собственности (ст. 214, 215), о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217), об основаниях прекращения права собственности (ст. 235 и др.), отдельные нормы о дополнительной ответственности государства по обязательствам и т.д.

С другой стороны, в гражданском законодательстве и иных нормативных актах существуют нормы о юридических лицах, которые не применимы к государству, государственным и муниципальным образованиям. Например, нормы, относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, реорганизации юридического лица, никакого отношения к указанным субъектам не имеют. Равным образом к ним не применимо и положение ст. 49 ГК РФ об общей правоспособности юридического лица. Для государства, государственных и муниципальных образований более подходит понятие специальной правоспособности, определяемой полномочиями и функциями, закреплёнными в Конституции РФ, конституциях республик, входящих в Российскую Федерацию, уставах краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законах о местном самоуправлении.

Говоря о таких субъектах гражданских правоотношений, с учётом положений ст. 67, 102, 131 Конституции РФ можно упомянуть о существовании понятий «границы юридического лица» и «территория юридического лица», поскольку каждое указанное административное образование имеет границу и территорию, определённые в порядке, установленном законодательством. Однако такие административные образования могут существовать только в формах, предусмотренных п. 1 ст. 124 ГК РФ, а садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение является юридическим лицом и не относится к вышеуказанным субъектам, следовательно, у него как у юридического лица и как у субъекта гражданского оборота границы и территория отсутствуют, поскольку такие характеристики ему не свойственны.

Кроме того, как указано в п. 3 ст. 14 Закона, персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения формируется до предоставления земельного участка такому объединению, поскольку предоставление земельного участка в соответствии с п. 4 ст. 14 Закона осуществляется только после государственной регистрации объединения. Напомним, что ст. 18 Закона установила, что право на членство в некоммерческом объединении появляется у гражданина только после возникновения прав на земельный участок.

Согласно п. 4 ст. 18 Закона учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнёрства. Очевидно явное противоречие между положениями ст. 18 Закона, поскольку п. 4 не ставит приобретение статуса члена некоммерческого объединения в зависимость от приобретения земельного участка. Таким образом, как учредители, так и вступающие в такое объединение лица на момент государственной регистрации объединения как юридического лица не могут иметь земельные участки в границах такого объединения, в связи с чем ни один гражданин не может являться членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнёрства, товарищества или кооператива, следовательно, такое юридическое лицо вообще создано и зарегистрировано быть не может.

Наконец, ст. 11.1 Земельного кодекса РФ определяет земельный участок как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случае, если земельный участок является таковым, он может существовать исключительно в своих собственных определённых границах и не может одновременно находиться в границах какого-либо другого земельного участка, в том числе предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан.

Это подтверждается п. 4 ст. 11.4. ЗК РФ, устанавливающим, что при разделе земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлён, сохраняется в изменённых границах (изменённый земельный участок), т.е. определяются границы вновь образованного самостоятельного садового, огородного или дачного земельного участка и границы самостоятельного ранее предоставленного объединению изменённого земельного участка, которые являются разными объектами недвижимого имущества и разными объектами земельных отношений.

Согласно ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является учёт значения земли как основы осуществления хозяйственной деятельности и одновременно как недвижимого имущества, объекта права собственности и иных прав на землю, в связи с чем представляется, что законодатель, упоминая понятия «границы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан» и «территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан», подразумевает земельный участок, сформированный в соответствии с ЗК РФ и Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и предоставленный такому объединению в соответствии с п. 4 ст. 14 Закона на период до утверждения проекта организации и застройки территории товарищества или кооператива, в связи с чем в настоящее время назрела острая необходимость во внесении изменений в данный закон, являющийся специальным.

В противном случае ввиду существования таких противоречий предоставление земельных участков для садоводства, огородничества или дачного хозяйства из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, невозможно, поскольку:

• приобретению прав на земельные участки членами садоводческого, огороднического либо дачного некоммерческого объединения предшествуют формирование персонального состава членов объединения, государственная регистрация юридического лица;

• согласно п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ образование садовых, огородных или дачных земельных участков осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории, после чего граждане – члены товарищества (кооператива, партнёрства) приобретают садовые, огородные и дачные земельные участки в границах объединения в собственность за плату либо бесплатно.

В заключение хочется отметить, что приведённые правовые проблемы применения Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» являются на сегодняшний день далеко не единственными, поскольку отдельные нормы данного закона в настоящее время не подлежат применению вследствие противоречия Земельному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также некоторым другим нормативно-правовым актам Российской Федерации.



[1] Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, частям первой, второй, третьей // Под ред. док. юрид. наук, профессоров Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. – М.: ЮРАЙТ, 2007. – С. 147.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100