Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Виды субъектов малого и среднего предпринимательства и особенности их правового статуса по законодательству Российской Федерации

16.03.2009

С.В. Ноев,

аспирант кафедра гражданского и трудового права юридического факультета Российского университета Дружбы Народов

 

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) являются субъектами права, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Определяя их виды и специфику правового статуса, целесообразно рассмотреть соотношение субъектов малого и среднего предпринимательства с такими понятиями как «субъект права», «субъект гражданского права» и «субъект предпринимательской деятельности». Их правовой режим распространяется на субъектов МСП по триединой формуле: общее (субъект права), особенное (субъект гражданского права) и отдельное (субъект предпринимательской деятельности).

Под субъектом права понимается лицо, участник общественных отношений (индивиды, организации), которое по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей.[1]

Субъекты гражданского права подразделяются на три группы. В первую группу входят три разновидности физических лиц – граждане, иностранцы, лица без гражданства, во вторую – юридические лица, существующие в рамках определённых организационно-правовых форм, и третью группу составляют Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования.[2]

Используя смысл терминов «субъект права» и «субъект гражданского права», а также определение предпринимательской деятельности, сформулированное в ст. 2 ГК РФ, можно дать смысл понятия «субъект предпринимательской деятельности». Под субъектом предпринимательской деятельности мы понимаем зарегистрированный в установленном законом порядке субъект гражданского права, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг.

Действующее законодательство, регулирующее отношения в области малого и среднего бизнеса (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», далее – Закон), понимает под субъектами МСП хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесённые в соответствии с условиями, установленными Законом, к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям и средним предприятиям.

Малое и среднее предпринимательство как субъект гражданского права отвечает установленным Законом требованиям. Согласно ст. 4 Закона к субъектам МСП относятся внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), а также крестьянские (фермерские) хозяйства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать следующим критериям:

1) участия в уставном капитале МСП некоторых видов учредителей (касается только юридических лиц). Согласно правилам, установленным Законом, суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных граждан и юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не должна превышать 25 %;

2) численности. Согласно правилам, установленным Законом, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна быть больше средней численности работников для каждой категории субъектов МСП:

• от 100 одного до 250 человек включительно для средних предприятий;

• до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;

3) выручки. Согласно Закону, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учёта налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные для каждой категории субъектов МСП. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость:

• для микропредприятий – 60 млн руб.;

• для малых предприятий – 400 млн руб.;

• для средних предприятий – 1000 млн рублей.

Исходя из дефиниций ст. 3 и 4 Закона субъектами МСП могут быть как предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, так и юридические лица.

В научной литературе вопрос о целесообразности наделения юридических лиц – некоммерческих организаций правом быть субъектами МСП вызвал бурную дискуссию. Например, М.А. Супатаев полагает, что отнесение к субъектам МСП некоммерческих организаций целесообразно только в том случае, если это служит достижению целей, ради которых они были созданы.[3] И.Н. Мазулевская считает, что к субъектам МСП возможно отнести только те некоммерческие организации, которые действуют в области инновационной деятельности.[4]

С нашей точки зрения, наиболее взвешенную позицию по данному вопросу заняла Л.Т. Ибадова, которая обосновывает, что при отнесении некоммерческих организаций к субъектам МСП сотрётся грань между коммерческими и некоммерческими организациями, а это противоречит концепции юридических лиц, заложенной в гражданском законодательстве.[5]

Однако законодатель пошёл по иному пути и наделил потребительские кооперативы, имеющие статус некоммерческих организаций, правом осуществлять деятельность в качестве МСП. Законодатель, таким образом, отнёс деятельность потребительских кооперативов как организаций больше к коммерческой деятельности, чем к социальной или культурной некоммерческой деятельности. Возможно, данная законодательная инициатива будет первым шагом к объединению в перспективе двух организационно-правовых форм кооперативов – производственного и потребительского.

На сегодняшний день, по нашему мнению, предоставление потребительским кооперативам права субъектов МСП может привести к опасной ситуации, при которой их предпринимательская деятельность будет являться доминантой над деятельностью некоммерческого характера.

Анализируя нормы Закона можно прийти к выводу, что выделение МСП в отдельный блок субъектов гражданского права связано, прежде всего, с необходимостью оказания им государственной поддержки для развития деятельности, а это требует определения круга этих субъектов. Косвенно данную гипотезу подтверждает ст. 7 Закона, которая устанавливает специальные льготные режимы, применяемые исключительно к субъектам МСП. На наш взгляд эти льготные режимы составляют базовую основу государственной поддержки и являются каркасом специфики их правового статуса в контексте законодательной интерпретации.

Среди льготных режимов существуют такие, как специальные налоговые режимы, упрощённые правила ведения налогового учёта, упрощённые формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий, специальный порядок расчётов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество.

Кроме того предусмотрена возможность участия субъектов МСП в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, меры по обеспечению субъектов МСП финансовой и иными видами государственной и муниципальной поддержки, предусмотренными Законом.

Реализовывать права и принимать на себя обязанности в рамках данных льготных режимов имеют право субъекты МСП, за некоторым исключением. Согласно п. 3 ст. 14 Закона, государственная и муниципальная поддержка не может оказываться субъектам МСП:

1) являющимся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющимся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Отсюда следует, что ни один из видов поддержки, предусмотренных Законом, не может предоставляться данным субъектам. Однако далее в п. 4 этой же статьи предусмотрено, что финансовая поддержка субъектов МСП, предусмотренная ст. 17 Закона, не может оказываться субъектам МСП, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространённых полезных ископаемых. При этом они вправе рассчитывать на все другие указанные в Законе формы поддержки.

Закон выделяет субъектов МСП, которым не должно быть оказано вообще никакой государственной поддержки, и субъектов МСП, которым не может оказываться только финансовая поддержка.

Таким образом, можно предположить, что специфика правового статуса субъектов МСП в законодательной интерпретации неотделима от стимулирующих действий государства, направленных на развитие малого и среднего бизнеса и заключается в возможности МСП приобретать права и нести обязанности в рамках льготных режимов осуществления деятельности, т.е. в рамках отношений, стороной которых, за некоторым исключением, могут быть только субъекты МСП. Иных специфических особенностей, дающих возможность отличить статус субъектов МСП от статуса иных субъектов гражданского права, не отмечается.

Обобщив вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. В соответствии с действующим законодательством видами субъектов МСП могут быть предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица или юридические лица – коммерческие и (или) некоммерческие организации.

2. Специфика правового статуса субъектов МСП с законодательной точки зрения определяется как возможность предпринимателей без образования юридического лица или юридических лиц, быть участниками специальных отношений, дающих право на получение определённых преференций и льгот. При этом участники таких отношений должны соответствовать количественным и качественным критериям, предусмотренным нормами действующего законодательства в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.



[1] Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2008. – С. 379.

[2] Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник – 9-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2008. – С. 133–134.

[3]Супатаев М.А. К проблеме понятия субъектов малого предпринимательства // Правовые проблемы малого предпринимательства: Сборник статей. – М.: Экзамен, 2003. – С. 12.

[4] Мазулевская И.Н. Правовые аспекты понятия субъекта малого предпринимательства // Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве – М., 2004. – С.109.

[5] Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: Правовые аспекты. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – С. 13.

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100