Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных норм гражданского законодательства и иных норм права, применяемых в нотариальной практике

18.02.2009

Обзор подготовлен Законодательно-методическим отделом
Федеральной нотариальной палаты

 

1. О возможности свидетельствования верности копий документов, текст которых содержит буквы или комбинации из букв графической системы на основе латиницы (например, «RUS», «ru», доменные имена сайтов в сети Интернет, адреса электронной почты и т.п.)

При рассмотрении указанного вопроса следует считать, что нотариальное делопроизводство в Российской Федерации ведётся на русском языке – государственном языке Российской Федерации (ч. 1 ст. 68 Конституции РФ, ст. 10 Основ законодательства РФ о нотариате, ст. 1, 3 Федерального закона от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»). На территории Российской Федерации наряду с государственным языком Российской Федерации делопроизводство в субъектах Российской Федерации может вестись на государственном языке республики или других языках народов Российской Федерации (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ, ст. 16 Закона РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»).

Следовательно, документы, тексты которых изложены наряду с русским языком на языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, или на языке народов Российской Федерации не требуют перевода. Документы, выполненные полностью или частично на иностранном языке могут быть приняты нотариусом для совершения нотариального действия только в случае перевода текста, изложенного на иностранном языке, на русский язык.

Обращается внимание на то, что символы (буквы) латинского алфавита и комбинации из них предназначены для использования в определённых целях и не являются по своей сути словами иностранного языка, которые имеют аналоги в русском языке. Так, доменное имя, состоящее из букв латинского алфавита, используется для обнаружения соответствующего ресурса (сайта) в сети Интернет (п. 2.1 Правил регистрации доменных имен в домене RU, утверждённых решением Координационного центра национального домена сети Интернет П2-1.1/08 от 24.04.2008 г., индекс документа RU-2).

Применяемые в ряде документов надписи латинскими буквами «RUS» и «RU» в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, принятым Постановлением Госстандарта РФ от 14.12.2001 г. № 529-ст (ред. от 18.12.2006 г.), являются буквенным кодом государства Россия (а не словом), который предназначен для идентификации страны мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д.

Имея в виду то, что указанные выше символы не могут быть переведены на русский язык, следует полагать возможным свидетельствование верности копий с документов, в которых имеются элементы, содержащие буквы или комбинации из букв графической системы на основе латиницы: «RUS», «ru», доменные имена сайтов в сети Интернет, адреса электронной почты и т.п.

Документы, в которых употребляются символы (буквы) латинского алфавита и комбинации из них, не имеющие аналогов в русском языке, необходимо отличать от документов, которые частично изложены на иностранном языке. Текст документа, изложенный на иностранном языке, не требует перевода лишь в случаях, когда такой порядок оформления документов предусмотрен законодательством. Например, паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, текст которого изложен на русском и английском языках, не требует перевода, поскольку воспроизведение части текста данного документа на иностранном языке предусмотрено законодательством Российской Федерации: Федеральным законом «О государственном языке Российской Федерации» (п. 8 ч. 1 ст. 3), Постановлением Правительства РФ от 14.03.1997 г. № 298 «Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» (в редакции от 28.03.2008 г. № 220 и от 18.08.2008 г. № 628).

Необходимо также иметь в виду, что юридические лица, наряду с фирменным наименованием на русском языке, вправе иметь полное или сокращённое наименование на иностранных языках (п. 3 ст. 1473 Гражданского кодекса РФ), которое, являясь именем собственным, переводу не подлежит.

Учитывая вышеизложенное, следует полагать, что решение о свидетельствовании верности копии документа, содержащего элементы, исполненные с применением графической системы на основе латиницы, может быть принято нотариусом в зависимости от содержания конкретного документа.

 

2. О возможности нотариального удостоверения доверенности на право пользования и распоряжения автотранспортным средством, поставленным на временный регистрационный учёт в органах ГИБДД по месту пребывания

Для нотариального удостоверения доверенностей на право пользования и/или распоряжения автотранспортным средством не требуется представления документов, подтверждающих право собственности, а также иных документов в отношении транспортного средства. Доверенностью признаётся письменное уполномочие выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ). Документы, подтверждающие право собственности на имущество, согласно ст. 55 Основ законодательства РФ о нотариате необходимы в случаях нотариального удостоверения договоров отчуждения и о залоге имущества, подлежащего регистрации.

Вместе с тем, на практике для осуществления предоставленных доверенностью полномочий в ней указываются сведения об автотранспортном средстве, позволяющие его идентифицировать, которые представляются лицом, выдающим доверенность.

Необходимо иметь в виду, что временная регистрация транспортного средства по месту пребывания может производиться с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства и регистрационных знаков на срок временной регистрации, при этом в паспорт транспортного средства не вносятся отметки об указанных изменениях, поскольку для временной регистрации транспортного средства по месту пребывания не требуется представления паспорта транспортного средства (п. 51 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утверждённых Приказом МВД РФ от 27.01.2003 г. № 59, в ред. от 04.06.2007 г.).

Учитывая вышеизложенное, нотариусу, удостоверяющему доверенность на право пользования и/или распоряжения автотранспортным средством, временно зарегистрированным по месту пребывания, следует разъяснить лицу, обратившемуся за удостоверением такой доверенности, представившему сведения об автомобиле, исходя из содержащихся в паспорте транспортного средства сведений, что сведения, которые он указывает в доверенности, в частности о регистрационном знаке автотранспортного средства, могут не совпадать со сведениями, полученными при временной регистрации.

 

3. О нотариальном удостоверении доверенности от имени несовершеннолетнего гражданина

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» обязательно в случае выдачи доверенности от имени несовершеннолетнего гражданина, затрагивающей осуществление его имущественных прав, т.е. предусматривающей полномочия по совершению действий в отношении имущества или имущественных прав, принадлежащих несовершеннолетнему лицу.

Форма текста доверенности нормативными правовыми актами не определена, в связи с чем, указание в доверенности о наличии разрешения органа опеки и попечительства на выдачу данной доверенности и его реквизитов, следует полагать, не будет противоречить действующему законодательству.

Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» вопрос о выдаче доверенностей от имени несовершеннолетних детей урегулирован в отношении таких категорий законных представителей, как опекуны и попечители. Вместе с тем, следует иметь в виду, что исходя из положений ст. 60 (п. 3) Семейного кодекса РФ в сфере осуществления имущественных прав несовершеннолетних детей, их родители и усыновители приравнены к опекунам и попечителям.

Семейным кодексом РФ установлено равенство прав и обязанностей обоих родителей в отношении своих несовершеннолетних детей (п 1 ст 61). Соответственно полномочия законных представителей своих детей принадлежат обоим родителям (п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ). Таким образом, при выдаче доверенности от имени несовершеннолетнего ребёнка от 14 до 18 лет, его родители действуют от имени ребёнка и согласие на совершение им доверенности даётся обоими его родителями (п. 1 ст. 26 ГК РФ).

Исходя из содержания ст. 64 (абз. 2 п. 1) и 66 (п. 1) Семейного кодекса РФ в их взаимосвязи проживание одного из родителей отдельно от ребёнка не лишает его прав законного представительства в отношении этого ребёнка.

 

4. О предоставлении нотариусом сведений, составляющих нотариальную тайну, судебному приставу-исполнителю в связи с находящимися в его производстве материалами по приостановленному исполнительному производству

Мнение о том, что при наличии у судебного пристава-исполнителя приостановленного исполнительного производства нотариус не должен выдавать по его требованию справки о совершённых нотариальных действиях ошибочно.

В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате (ч. 4 ст. 5) сведения (документы) о совершённых нотариальных действиях могут быть выданы ограниченному кругу лиц и только в определённых случаях.

В частности, нотариусом выдаются справки о совершённых нотариальных действиях по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов.

Анализ положений Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» позволяет сделать вывод, что приостановление исполнительного производства не означает прекращение или окончание исполнительного производства. При приостановлении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель осуществляет функции по совершению отдельных исполнительных действий, необходимых для окончания или прекращения исполнительного производства. Так, например, судебный пристав-исполнитель, приняв решение о приостановлении исполнительного производства в случае розыска должника, вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов исполнительные действия, в частности, производить розыск должника (п. 2 ч. 1 ст. 40, п. 10 ч. 1 ст. 64 названного Закона).

В период приостановления исполнительного производства не допускается осуществление лишь мер принудительного исполнения (ч. 6 ст. 45, ст. 68 названного закона).

Исходя из изложенного, следует полагать, что судебный пристав-исполнитель вправе получить у нотариуса необходимую информацию в связи с находящимися в его производстве материалами по исполнению исполнительных документов, в том числе, по приостановленному исполнительному производству.

 

5. О порядке свидетельствования подлинности подписей председательствующего и секретаря на протоколе общего собрания акционеров акционерного общества

Согласно ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате (далее – Основы) нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определённым лицом. Названные Основы не содержат толкования понятия «определённое лицо», но и не ограничивают это понятие указанием только на установление личности лица, обратившегося за совершением данного нотариального действия.

Протокол общего собрания акционеров акционерного общества документально подтверждает решения, принятые общим собранием акционеров, являющимся в соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах» высшим органом управления акционерного общества. Таким образом, протокол собрания акционеров – это документ юридического лица, который подписывается в порядке установленном законодательством лицами, уполномоченными соответствующим органом юридического лица.

Федеральным законом «Об акционерных обществах» определено, что подписывать протокол общего собрания акционеров уполномочены избранные на общем собрании акционеров председательствующий и секретарь общего собрания акционеров (п. 1 ст. 63). Исходя из этого, следует полагать, что лица, не обладающие статусом председательствующего и секретаря общего собрания акционеров, не вправе подписывать протокол общего собрания акционеров.

При подписании протокола общего собрания акционеров, лица, его подписавшие, выступают не как физические лица, а как представители юридического лица, наделённые соответствующими правами. Учитывая это, при свидетельствовании подлинности подписей председательствующего и секретаря на протоколе общего собрания акционеров, нотариус не только устанавливает личность обратившихся за совершением нотариального действия лиц, но и проверяет полномочия таких лиц на подписание соответствующего протокола.

 

6. О документах, которыми можно подтвердить регистрацию наследодателя по месту жительства в частном секторе

Органами регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при отсутствии в населённых пунктах указанных органов их функции выполняет местная администрация (ст. 4 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Также в предоставлении государственной услуги по регистрационному учёту граждан участвуют должностные лица, ответственные за регистрацию (жилищно-эксплуатационные организации, жилищные кооперативы и др.), которые осуществляют первичный приём от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учёта предусмотренных учётных документов, а также ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства (п. 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённого Приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 г. № 208, далее – Регламент).

Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995иг. № 713 (в ред. от 28.03.2008иг.), ответственными за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда являются собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации (п. 2).

Исходя из содержания п. 59 Регламента, следует полагать, что физические и юридические лица, которым принадлежат на праве собственности жилые помещения, исполняют функции лиц, ответственных за регистрацию, включая ведение и хранение документации, связанной с регистрацией граждан по месту жительства, только в случае отсутствия соглашения собственника жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы.

Поскольку сведениями о месте жительства граждан располагают как лица, ответственные за регистрацию (п. 58–59 Регламента), так и территориальные органы Федеральной миграционной службы (п. 67 Регламента), подтверждение места жительства наследодателя производится на основании представленного наследниками документа, выданного любым из вышеуказанных лиц.

Имея в виду, что нормативными правовыми актами не установлена форма документа, подтверждающего место жительства гражданина, возможно принятие нотариусами исходящего от указанных выше лиц документа, составленного в произвольной форме и содержащего сведения об адресе места жительства наследодателя (справка, выписка из домовой (поквартирной) книги и т.п.).

 

7. О праве нотариальной палаты субъекта Российской Федерации помещать на печати палаты Государственный герб Российской Федерации

Право нотариальной палаты субъекта Российской Федерации вытекает из положения ст. 4 Федерального конституционного закона от 2512.2000 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 30.06.2003 г.) «О Государственном гербе Российской Федерации», которое предусматривает, что Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях, в том числе, органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделённых отдельными государственно-властными полномочиями.

Из анализа норм ст. 1, 2, 12, 15, 17, 24, 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) вытекает, что нотариальные палаты, являясь некоммерческими организациями, наделены государством государственно-властными полномочиями. Это подтверждается Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.1998 г. № 15-П, в котором отмечено публично-правовое предназначение нотариальных палат, наделение государством палат в соответствии с законом отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан. В Постановлении (п. 2) подчёркнуто, что нотариальная деятельность осуществляется от имени государства, и что Основами установлены для нотариальных палат властные организационно-контрольные полномочия.

Что касается эмблемы нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, то согласно указанному выше федеральному конституционному закону (ст. 7) использование Государственного герба Российской Федерации в качестве геральдической основы геральдических знаков – эмблем допускается только для эмблем федеральных органов исполнительной власти.

 

8. О возможности использования нотариусом, помимо печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, печати с логотипом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, с указанием фамилии, имени, отчества нотариуса, номера лицензии и даты её выдачи

Государственный герб Российской Федерации, его описание и официальное использование установлены Федеральным конституционным законом от 25 12.2000 г. № 2-ФКЗ (в ред. 09.07.2002 г. и 30.06.2003 г.) «О Государственном гербе Российской Федерации». Статьи 4 и 7 указанного закона предусматривают, что Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Государственный герб Российской Федерации помещается также на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделённых отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Из указанных норм усматривается исключительность использования Государственного герба Российской Федерации. Об этом свидетельствует и Указ Президента РФ от 22.07.2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов», которым установлено, что Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях нотариуса и воспроизводится на оформляемых и /или выдаваемых им документах.

В толковых словарях русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова понятием «документ» характеризуются деловые бумаги, подтверждающие. удостоверяющие, свидетельствующие о каком-либо факте, праве, событии, личности, т.е., имеющие юридическое значение.

Согласно ст. 10 названного закона порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 1901.2005 г. № 30 утверждён Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которым (п. 11.1) Минкультуры РФ Приказом от 08.11.2005 г. № 536 утвердило Типовую инструкцию по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (далее – Инструкция).

В указанной Инструкции (пп. 2.6.22 «Оттиск печати») предусмотрено, что оттиск печати с изображением Государственного герба Российской Федерации ставится на документах, требующих особого удостоверения их подлинности. Предусмотрено также, что помимо гербовой печати, федеральный орган исполнительной власти имеет иные печати, указанные в положении о данном федеральном органе.

Простые круглые печати (без изображения государственной символики) ставятся на копиях документов для удостоверения их соответствия подлинникам. Оттиск печати должен захватывать окончание наименования должности лица, подписавшего документ.

В Государственном стандарте Российской Федерации (п. 3.25 ГОСТа Р 6.30-2003) указано, что оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на других документах, предусматривающих заверение подлинной подписи.

Допускается заверять копию документа печатью, определяемой по усмотрению организации. Отметку о поступлении в организацию документа допускается проставлять в виде штампа.

Названным стандартом предусмотрено использование бланков трёх видов: общий бланк, бланк письма, бланк конкретного вида документа. Аналогичные решения предусмотрены:

• Положением о порядке учёта, использования, хранения и уничтожения печатей и штампов в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, утверждённым Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 24.01.2006 г. № 4;

• Письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2003 г. № С1-7/ОУ-80 «О порядке изготовления, хранения и использования в арбитражных судах печатей с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации (гербовых печатей)»;

• Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утверждённой Приказом Министерства юстиции РФ от 25.06.2008 г. № 126 (п. 134, 137);

• Приказом Центрального банка Российской Федерации от 24 января 1995 г. № 02-11 «О порядке применения гербовой печати Центрального банка Российской Федерации».

Статья 11 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривает, что нотариус, кроме гербовой печати имеет штампы, личные бланки.

В результате анализа вышеназванных норм законодательства, касающихся использования гербовой и иных печатей, имея в виду, что нотариусы наделены государственными полномочиями, они совершают нотариальные действия от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ), а также имея в виду, что федеральные органы исполнительной власти имеют наряду с гербовой иные печати без изображения Государственного герба Российской Федерации, следует полагать, что кроме гербовой печати, используемой нотариусом, он может иметь и простую круглую печать для использования её на иных, не имеющих юридического значения бумагах, в том числе, для скрепления своей подписи на запросах, что не противоречит законодательству.

 

9. О совершении нотариусом удостоверительных надписей при оформлении документов, предназначенных для действия за границей

Утверждённые Приказом Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. № 99 Формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах не содержат соответствующих форм удостоверительных надписей, совершаемых нотариусами при оформлении документов, предназначенных для действия за границей.

Формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утверждённые Министерством юстиции СССР от 2912.1973 г., содержащие удостоверительные надписи, в том числе, на документах, предназначенных для действия за границей (формы № 70–79, 81), признаны недействующими на территории Российской Федерации Приказом Министерства юстиции РФ от 1.04.2003 г. № 77 (п. 11 Приложения №1).

По проблеме, связанной с удостоверительными надписями, совершаемыми нотариусами на документах, предназначенных для действия за границей, Министерством иностранных дел РФ, сообщило, что международные договоры, стороной-участницей которых является Российская Федерация, не содержат требований о специальных формах удостоверительных надписей в случае оформления документов для действия за границей.

В связи с изложенным, в случае оформления документов, предназначенных для действия за границей, нотариусы применяют соответствующие формы удостоверительных надписей для конкретного нотариального действия, утверждённые Приказом Министерства юстиции РФ от 10.04.2002 г. № 99.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100