Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Обоснование необходимости реформирования нотариата России посредством создания системы единого небюджетного нотариата

18.02.2009

Обоснование необходимости реформирования нотариата России посредством создания системы единого небюджетного нотариата[1]

 

На Третьем Конгрессе нотариусов России, проходившем в мае 2008 года в Санкт-Петербурге широкое обсуждение среди участников Конгресса получила разработанная Минюстом России Концепция проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации».

В докладе Заместителя министра юстиции Российской Федерации было отмечено, что Концепция предусматривает комплексное и системное регулирование вопросов нотариальной деятельности посредством создания в Российской Федерации единой небюджетной модели нотариата, основанной на принципах самофинансирования и имущественной ответственности нотариусов, при условии обеспечения доступности нотариальной помощи на всей территории страны, усиления контроля за деятельностью нотариусов и нотариальных палат, введения разумных нотариальных тарифов.

Данная позиция Министерства юстиции Российской Федерации получила широкую поддержку нотариального сообщества России. Нотариусы России понимают необходимость реформирования и совершенствования института нотариата как одного из инструментов защиты прав и законных интересов граждан. Несомненно, формирование такой системы нотариата в полной мере соответствовало бы интересам и потребностям государства, общества и граждан.

Проведенная в последующем Министерством юстиции Российской Федерации доработка и уточнение ряда положений Концепции позволяют говорить о том, что более четко сформулирован ряд вопросов, которые в настоящее время являются злободневными, требующими скорейшего правового регулирования и решения. В том числе это вопросы статуса нотариальных документов и их архивного хранения, установления требований к должностным лицам органов местного самоуправления о наличии образования, стажа работы, прохождении соответствующей подготовки, контроля за совершением ими нотариальных действий, обязательного скрепления всех нотариальных документов, совершенных (выданных) ими, печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Вместе с тем не представляется обоснованным подход к изменению одного из концептуальных положений нотариальной реформы, а именно предлагаемое сохранение в Российской Федерации смешанной системы нотариата – нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.

Отсутствие единой организационной основы нотариата сохранит существующие коллизии в регулировании вопросов личной имущественной ответственности нотариусов, организации повышения квалификации, контроля за профессиональной деятельностью, независимости и беспристрастности правоприменительной деятельности нотариуса, финансирования нотариальной деятельности и других. Фактически речь идет об установлении двойных стандартов при осуществлении одинаковых публичных функций, конкуренции между двумя категориями уполномоченных на их осуществление лиц.

Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 января 1997 года по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 УПК РСФСР была высказана правовая позиция о том, что государство, обеспечивая оказание гражданам различных видов юридической помощи, обязано устанавливать с этой целью определенные профессиональные и иные требования; к компетенции законодателя относится и определение соответствующих условий допуска тех или иных лиц к профессиональной юридической деятельности с учетом ее публичной значимости.

Исходя из положений статьи 48 Конституции Российской Федерации, гарантирующей гражданам квалифицированную юридическую помощь, очевидно, что должны быть соблюдены равные условия обеспечения нотариальной защиты прав граждан соотносимые с обеспечением высокого уровня правой защиты.

По существу смешанная система нотариата не может не предусматривать различные условия допуска к занятию должности нотариуса, права и обязанности нотариусов, уровень и содержание личной ответственности, основания прекращения полномочий, поскольку для нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, эти вопросы находятся в сфере регулирования трудового законодательства Российской Федерации и в значительной сфере регулируются менее жестко, чем в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, законодательством о нотариате.

Так, проведенный в 2006 году Центром нотариальных исследований анализ статистики спорности отношений, связанных с нотариальной деятельностью, показал, что нотариат России обеспечивает реальные гарантии бесспорности отношений гражданского оборота. За основу исследования были взяты соотношение общего количества совершенных нотариальных действий и заявлений, подаваемых в порядке главы 37 ГПК РФ (ранее главы 32 ГПК РСФСР) об оспаривании совершенных нотариальных действий или отказа в их совершении, а также соотношение общего количества выданных нотариусами свидетельств о праве на наследство, удостоверенных завещаний и наследственных споров в судах. Такая выборка по главе 37 ГПК и наследственным спорам связана с тем, что данные категории споров особо учитываются в судебной статистике России. Для анализа был взят период с 1997 по 2005 годы, сведения по 52 регионам страны.

Одним из результатов исследования явилось то, что в ряде регионов России обнаружилась спорность наследственных дел гораздо выше среднероссийской (средняя спорность по наследственным делам - 0,477 %), в частности, в Республике Башкортостан (1,07 %), Республике Калмыкия (2,31 %), Тверской области (6,22 %) и Челябинской области (5,59 %). При анализе оказалось, что до недавнего времени наследственные дела вели государственные нотариусы, и именно этим объясняется большая спорность данных дел.

Обозначенные в Концепции вопросы, существующие сегодня в организации деятельности нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, даже при их урегулировании в законопроекте не снимают имеющихся противоречий о статусе нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, и делают невозможным определение его положения как публичной должности, осуществляющей нотариальные действия от имени Российской Федерации.

Действительно, довольно продолжительное время имеет место проблема заполнения вакантных должностей нотариусов в отдаленных и экономически нерентабельных районах. Число незаполненных вакансий (как в государственных нотариальных конторах, так и частнопрактикующих нотариусов) довольно значительно - около 3 % от общего числа нотариусов.

Благодаря дополнительному финансированию деятельности нотариусов в экономически нерентабельных районах со стороны Федеральной нотариальной палаты, нотариальных палат субъектов Российской Федерации удалось достигнуть определенных положительных результатов. Федеральной нотариальной палатой и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации только за 2008 год была оказана нотариусам, занимающимся частной практикой, материальная помощь на сумму более 15 миллионов рублей. В этот же период на повышение квалификации нотариусов, обеспечение информационного взаимодействия, обучение 565 стажеров небюджетным нотариатом России было израсходовано более 85 миллионов рублей.

По данным Федеральной нотариальной палаты за период с 2003 года по настоящее время количество вакансий сократилось с 298 до 218.

В варианте Концепции, предусматривавшей единую небюджетную систему нотариата, нашли отражение подходы к разрешению указанной проблемы. В предлагаемом варианте концепции эти подходы были сохранены и детализированы:

- установление преимущественного права нотариусов, отработавших не менее трех лет в указанных районах, на замещение вакантной должности нотариуса в экономически развитых районах этого субъекта Российской Федерации;

- расширение территории деятельности нотариуса;

-    установления в законе обязанности нотариусов в субъекте Российской Федерации выезжать периодически в отдаленные районы нотариального округа и обязанности органов местного самоуправления в этих случаях по бесплатному предоставлению в пользование помещений для совершения нотариальных действий;

-      меры поддержки нотариальных палат и нотариусов со стороны государства, в том числе путем освобождения от налогового бремени услуг палат по оказанию помощи нотариусам, работающим в экономически нерентабельных районах;

-      возмещение нотариусам затрат, понесенных ими при совершении бесплатно или на льготных условиях нотариальных действий в размере нотариального тарифа, не взысканного с определенных федеральными законами отдельных категорий граждан и организаций;

-      определение экономически обоснованных размеров нотариальных тарифов.

При правильной и четкой законодательной регламентации, а также определения в законе минимального размера взносов нотариусов и нотариальных палат в нотариальные палаты субъекта и в Федеральную нотариальную палату соответственно, комплекс указанных мер видится достаточным.

Открытие же государственных нотариальных контор как мера, способная разрешить ситуацию с наличием незаполняемых вакансий представляется спорной, поскольку смешанная система нотариата существует и в настоящее время, тем не менее ситуация принципиально не меняется на протяжении многих лет. Более того, имеют место ситуации, когда несмотря на предложения о закрытии государственных нотариальных контор (ввиду отсутствия необходимости в них), поступающие от территориальных органов Министерства юстиции и нотариальных палат, Министерством юстиции Российской Федерации решение не принимается.

Доводы о едином небюджетном нотариате основаны на анализе и тенденциях изменения соотношения количества в стране частнопрактикующих нотариусов, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. Так, с 2004 года количество должностей частнопрактикующих нотариусов увеличилось на 704 и составляет 7526, количество должностей нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, уменьшилось на 218 и составляет 109. Только за последний 2008 год на частную практику перешло 52 нотариуса. Представляется необходимым обратить внимание на то, что такой переход нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, на частную практику осуществляется, несмотря на некоторое противодействие в ряде регионов таким процессам (например, Республика Башкортостан).

В Концепции предусматривается более четкая регламентация деятельности должностных лиц органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий, что по нашему мнению требует большего внимания со стороны Министерства юстиции России, поскольку последние изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, допускают такую деятельность должностных лиц практически в каждом поселении, в котором отсутствует нотариус. Такой подход законодателя к обеспечению нотариальной защиты прав граждан не требует расходования средств федерального бюджета страны, и во многом, при условии повышения качества этой сферы деятельности должностных лиц органов местного самоуправления, способен восполнить (наряду с вышеприведенными мерами) отсутствие нотариуса в населенном пункте, в том числе и в случае незаполненной вакансии.

Учитывая изложенное, полагаем, что Концепция проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», предусматривающая дальнейшее развитие института нотариата России на принципах создания его единой небюджетной основы, в полной мере соответствует существующим правовым, экономическим и социальным условиям в государстве, принципам и нормам международного и национального права.

 

Вице-президент ФНП Н.И. Кашурин



[1] Письмо Федеральной нотариальной палаты министру юстиции РФ А.В. Коновалову от 20 января 2009 г. № 66/06-01ЭВ.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100